|
||||
дельного тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; уровнем мезоструктуры — структурой средних циклов (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов (мц); уровнем макроструктуры — структурой больших (полугодичных, годичных и многогодичных) тренировочных циклов (макроциклов). Исходя из этого и руководствуясь главными задачами подготовительного периода и календарем официальных соревнований, правомерно представить структуру подготовительного периода такой, какой она показана в табл. 1. Согласно этой структуре, подготовительный период составляют два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Общеподготовительный этап состоит из двух мезоциклов: втягивающего и базового развивающего. Специально-подготовительный — из базового стабилизирующего и предсоревновательного. Каждый мезоцикл — это несколько микроциклов. Вот |
почему именно микроцикл правомерно считать наиболее значимым структурным звеном тренировочного процесса. В зависимости от задач каждого тренировочного этапа структура и содержание микроциклов меняются. Поэтому в теории и методике спортивной тренировки различают микроциклы: собственно-тренировочный, восстановительный (или разгрузочный), подводящий и соревновательный *. Собственно-тренировочные микроциклы подразделяются (по содержанию) на общеподготовительные и специально-подготовительные, а по направленности и величине нагрузок — на ординарные и ударные. В начале подготовительного периода на этапе предсезонной подготовки во втягивающем мезоцикле проводятся общеподготовитель- * Л. П. Матвеев. Основы спортивной тренировки. М., ФиС, 1977. с. 230. Рис. 1. Динамика показателей тренировочной нагрузки в микроцикле втягивающего мезоцикла общеподготовительного этапа |
|||
39 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Последовательность занятий разной направленности в первом недельном микроцикле
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Последовательность тренировочных занятий разной направленности в недельном микроцикле базового
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
ные ординарные микроциклы продолжительностью от 5 до 7 дней (табл. 2). Основная задача каждого такого микроцикла — обеспечение постепенной врабатываемости всех систем организма и повышения их функционального состояния после относительно продолжительного отдыха. Направленность тренировочных занятий в микроцикле с позиции биоэнергетики, в основном, аэробная. Что же касается их направленности по видам подготовки, то она (в щелях обеспечения большего тренировочного эффекта) варьируется в соответствии с определенными закономерностями (см. табл. 2). Так, занятия по развитию силы, быстроты и ловкости целесообразны в начале микроцикла (их эффективность будет значительно выше на относительно «свежем» фоне неутомленного организма). Кроме того, взаимодействие тренировочных занятий и заданий, усиливающих тренировочный эффект, будет положительным, если задания или занятия алактатно-анаэробной направленности (скоростные, скоростно-силовые) предшествуют анаэробно-гликолитическим (на скоростную выносливость), алактатно-анаэробные — аэробным (на повышение общей выносливости), анаэробно-гликолитической направленности — аэробным*. В первом микроцикле общеподготовительного этапа не следует практиковать скоростные упражнения (выполнение таких упражнений вызывает предельные напряжения мышц, к которым в это время хоккеист еще не готов). В данном микроцикле цель занятий по силовой подготовке сводится к основательной проработке основных мышечных групп. Как метод целесообразны повторные усилия с малыми и средними отягощениями. Направленность рабочего дня в микроцикле определяют по основному занятию, в ходе которого решают главные задачи дня. Тренировочная нагрузка на таком занятии несколько выше. Остальные занятия в рабочем дне в одних случаях усиливают тренировочное воздействие, а в других содействуют более быстрому восстановлению организма после больших нагрузок основного занятия. В этой связи утреннее занятие, предназначенное для повышения общего тонуса и работоспособности в последующих занятиях, не должно быть нагрузочным (в противном случае оно отрицательно отразится на эффективности последующих) . Для данных микроциклов типичен широкий круг средств общей физической подготовки, обеспечивающих всестороннее воздействие на органы и системы организма. Динамика показателей тренировочной нагрузки в первом микроцикле носит волнооб- * «Теория и практика физической культуры», 1975, № 11, с. 28 |
разный характер (рис. 1): в первые четыре дня — значительное увеличение (главным образом, за счет резкого наращивания объема и незначительного повышения интенсивности), в конце микроцикла — снижение с переходом на активный отдых в сочетании с восстановительными мероприятиями. Построение микроцикла в базовом развивающем мезоцикле отличается от рассмотренного, главным образом, объемом и содержанием тренировочной нагрузки. Что же касается последовательности тренировочных занятий разной направленности по дням микроцикла, то она тоже несколько меняется (табл. 3). Содержание микроцикла приобретает более выраженный специфический характер за счет включения средств и методов подготовки, более адекватных хоккею, с использованием круговой и поточной тренировок в режиме игровой деятельности спортсмена. Общеподготовительный этап объединяет 3 — 4 подобных микроцикла (лишь по величине нагрузки они могут быть ординарными или ударными). Для ударных характерно значительное увеличение нагрузки — главным образом, за счет повышения интенсивности выполнения упражнений). Динамика нагрузки в данном микроцикле также волнообразна (рис. 2). Однако в отличие от микроцикла ранее рассмотренного кривая суммарной нагрузки имеет две вершины (приходятся они на второй и пятый дни) и заметно снижается в третий и шестой дни, образуя как бы две микроволны. Примерно такие же изменения претерпевают показатели объема и интенсивности. Подобная динамика показателей нагрузки в микроцикле более специфична и адекватна режиму соревновательных этапов, определяемых календарем встреч. Специфическая особенность подготовки хоккеистов на специально-подготовительном этапе — оптимальное сочетание тренировочных занятий «на земле» и на ледовой площадке, находящее должное отражение и в построении специально-подготовительных микроциклов. В табл. 4 схематично показано построение типичного микроцикла на специально-подготовительном этапе. Чередование занятий разной направленности в тренировочном дне и по дням микроцикла соответствует ранее рассмотренным закономерностям. Большинство занятий посвящено технико-тактической подготовке в ледовых условиях, которые на данном этапе основные. Технико-тактическая подготовка проводится в виде стереотипных, динамических и адаптационных тренировочных заданий в единстве со специальной физической подготовкой. Занятия «на земле» более специализированны (за счет применения средств и методов, |
|||
42 |
|
||||
более адекватных соревновательной деятельности хоккеистов). Динамика суммарной нагрузки, как и в предыдущем микроцикле, волнообразна (рис. 3). В четвертый и пятый дни микроцикла суммарная тренировочная нагрузка достигает больших величин — главным образом, за счет повышения, интенсивности ледовой подготовки. Объем и интенсивность внеледовой подготовки в данном микроцикле заметно снижаются. Их варьирование по дням микроцикла менее выражено. Приведенные в качестве примера недельные микроциклы наиболее оптимальны, поскольку представляют относительно законченный фрагмент тренировочного процесса и позволяют планомерно и последовательно воздействовать на все виды подготовки и на физические качества, рационально регулировать объемы и соотношения нагрузок разной направленности, обеспечивать положительный перенос двигательных навыков и качеств. Однако в ряде случаев (в зависимости от конкретных задач и от условий подготовки, а также от состояния команды) можно успешно практиковать и укороченные микроциклы (4 — 5 дней). Содержание и последовательность |
Рис. 2. Динамика показателей тренировочной нагрузки в микроцикле базового развивающего мезоцикла общеподготовительного этапа
занятии в таких микроциклах почти не меняются. Исключение третьего и пятого дней из рассмотренного недельного цикла сделает динамику тренировочной нагрузки одноволновой, не снижая эффективности всего цикла. Подводящий микроцикл проводится перед началом соревновательного этапа. Его структуру и содержание во многом определяет календарь официальных соревнований. Направленность основных занятий — технико-тактическая. В них совершенствуются технико-тактические приемы игры и «доводятся» основные тактические варианты, принятые командой на вооружение с учетом особенностей игры предстоящего соперника. В этом микроцикле целесообразно провести одну или две контрольные встречи. Нагрузка в подводящем микроцикле заметно снижается. Кривая показателей ее динамики полнообразна, с двумя вершинами, приходящимися на дни контрольных игр. Объем и и интен- |
|||
43 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 Последовательность занятий разной направленности в недельном микроцикле
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
|
||||
сивность значительно снижаются в последние два дня. В конце этапа или мезоцикла необходимо практиковать разгрузочно-восстановительные микроциклы (с целью восстановления организма от предшествовавших больших тренировочных нагрузок). Их характерные особенности — небольшая продолжительность (3 — 4 дня) и невысокая суммарная нагрузка (за счет снижения объема и особенно уменьшения интенсивности). Направленность и содержание тренировочных занятий в сочетании с психологическими и медико-биологическим и восстановительными мероприятиями должны обеспечивать эффективность восстановления и качественную подготовку хоккеистов к началу следующего тренировочного или соревновательного этапа. Предложенные здесь варианты построения |
Рис. 3. Динамика показателей тренировочной нагрузки в микроцикле базового стабилизирующего мезоцикла специально-подготовительного этапа
микроциклов в подготовительном периоде далеко не исчерпывают решение этой очень важной и емкой проблемы. Их следует рассматривать лишь как определенную отправную канву построения тренировочного процесса для хоккеистов высокой квалификации в подготовительном периоде, руководствуясь которой и подходя к реализации рассмотренных положений творчески — в зависимости от конкретных задач и условий, от контингента тренируемых, — можно поднять эффективность тренировочного процесса на более высокий качественный уровень.
|
|||
45 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |