|
||||
Рис. 4. Шкалы и кривая функции желательности для определения класса игры нападающих в матчах чемпионата СССР
Обобщенный уровень игры того или иного хоккеиста можно рассчитать при совместном использовании безразмерных показателей результативности (К1), эффективности игры в обороне (К2) и оценки тренера (К3). Например, по формуле: K0 = K1 x K2 x K3, где К0 — значение обобщенного уровня игры. K1, К2, К3 изменяются в пределах от 0 до 1. Здесь приняли, что каждый из частных показателей вносит в Ко равный вклад. При рассмотрении рис. 4 нетрудно определить уровни игры нападающих во встречах с командами разного класса словесно. Такое представление данных гораздо более информативно и облегчает анализ разных сторон мастерства. Некоторые словесные оценки игры хоккеистов приведены в табл. 2. Применяя такой способ оценки игры, можно узнать, как в первую очередь конкретному игроку совершенствовать мастерство. Наиболее перспективным показателем для усиления игры будет тот, который возрастает быстрее. Пример: для С. Макарова частные показатели по итогам чемпионата страны 1979/80 г. таковы, что в играх с сильными командами повышение результативности и эффективности его действий в обороне должно привести и к повышению уровня частных показателей игры — соответственно — на 0,13 и 0,04 (рис. 5). Последующие результаты Макарова подтвердили предположение о целесо- |
Рис. 5. Прогноз повышения эффективности игры С. Макарова в матчах с командами высокого класса (по итогам чемпионата СССР 1979/80 г.) образности дальнейшего повышения эффективности его игры в матчах с командами высокого класса в первую очередь в атаке. |
|||
37 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель исследования, проведенного нами, — свести к минимуму усилия тренеров в первичной обработке и осмыслении информации, касающейся уровня показателей игры команды и отдельных хоккеистов. Наибольший эффект такая обработка исходной информации может принести при накоплении данных, характеризующих игру хоккеистов на протяжении нескольких лет в не- |
скольких турнирах, при сопоставлении обобщенных показателей игры с параметрами, отображающими стратегию тренировочного процесса, с выводами из психологических и медицинских исследований. Изложенную методику можно использовать, проводя анализ степени функциональной подготовленности игроков по другим показателям. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В. П. Савин, доцент кафедры хоккея ГЦОЛИФКа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тенденция увеличения соревновательной нагрузки в хоккее, повышение плотности и напряженности календаря официальных игр значительно затрудняют планомерное проведение тренировочного процесса на соревновательных этапах, часто приводят к снижению работоспособности и результативности игроков. Поэтому успех сегодня в большей мере определяется эффективностью тренировочного процесса в подготовительном периоде. Не случайно проблеме построения тренировочного процесса уделяют теперь особо пристальное внимание. В работах В. И. Колоскова (1974), В. С. Львова (1978), В. И. Колоскова и В. П. Климина (1982), А. Ю. Букатина (1982) приведен ряд рекомендаций по оптимизации подготовки хоккеистов. Анализ тренировочного процесса команд высокой квалификации свидетельствует о недостаточно полной реализации этих рекомендаций в прак- |
тике. В некоторых командах не на должном-уровне решают вопросы планирования и построения тренировочного процесса, что негативно отражается на результатах выступлений. Можно утверждать, что рационализация построения тренировочного процесса в подготовительном периоде — реальный резерв повышения эффективности подготовки хоккеистов, реализация которого обеспечит стабильность успешных выступлений в официальных соревнованиях. Рассмотрим основные закономерности построения тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации в подготовительном периоде в свете последних научных данных и обобщения практического опыта. Построение тренировки обычно связывают с тремя уровнями в ее структуре: уровнем микроструктуры — структурой от- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1. Структура подготовительного периода тренировки хоккеистов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |