Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

туемые получают такую инструкцию: «Не общаясь друг с другом, выбрать для себя часть комбинации, которую вы (каждый конкретно) считаете целесообразным выполнить в данном сочетании партнеров по эксперименту. Выбирая роль для себя, стремитесь к тому, чтобы ваша группа решила задачу — полностью составила комбинацию как единое целое из составных ее частей. Выбрав роль для себя, распределите две оставшиеся между партнерами».

Ответы испытуемых заносят в протокол. Возможны следующие варианты решения задачи:

1. Двое испытуемых продублировали друг друга, т. е. выбрали для себя одну и ту же часть комбинации. Это означает, что задача не решена.

2. Каждый из троих испытуемых продублировал действия партнеров. Задача снова не решена;

 

3. Каждый из испытуемых выбрал определенную часть комбинации, не дублируя партнера. Задача решена.

Чтобы решить таким образом конкретную задачу, каждый испытуемый должен:

оценить ситуацию на площадке;

выбирая роль себе, оценить личные способности применительно к данной ситуации;

определяя роль для каждого из партнеров, оценить их способности и умение каждого выполнять ту или иную роль в данной комбинации;

проверить, совпадает ли роль, выбранная им, с той, какую, по его предположению, отведут ему партнеры.

Поочередно предлагаются шесть комбинаций. Математические показатели успешности решения задач, выявляемые в каждом случае, позволяют определить уровень взаимопонимания отдельных звеньев и команды в целом.

 

 

МЕТОДИКА РЕГИСТРАЦИИ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОККЕИСТОВ В МОДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

   
Ю. В. Королев, доцент;
В. П. Савин, кандидат педагогических наук;
В. П. Королев;
В. С. Предтеченский

 

Эффективность подготовки спортсмена высокой квалификации во многом зависит от степени информированности «управляющей системы» (т. е. тренера) о состоянии и уровне подготовленности подопечного. Не случайно многие научно-исследовательские работы в спорте, увидевшие свет в последнее десятилетие (И. В. Всеволодова, 1969; Е. А. Бондаревского, 1970; В. М. Зациорского и др., 1971; В. Н. Афонина, 1976; В. А. Запорожанова, 1976; В. А. Булкина, 1976; X. К. Ансокова, 1976; Б. П. Якимовича, 1977; М. А. Годика, 1978 и 1980), посвящены проблеме контроля, как составной части системы подготовки спортсменов высокой квалификации.

Ныне в теории спорта сложились довольно определенные закономерности по организации и методике комплексного контроля, которые нашли соответствующее отражение и в хоккее (В. И. Колосков, 1974; В. П. Климин, 1977; А. Ю. Букатин, 1982, и др.).

Вместе с тем некоторые разделы контроля, практикуемого сегодня в хоккее, не отвечают требованиям времени. В частности, тесты и тестирующие процедуры, применяемые для оценки уровня подготовленности хоккеистов, имеют ряд существенных недостатков и потому нуждаются в совершенствовании.

 

Большинство из них, как правило, оценивают лишь отдельные стороны подготовленности хоккеистов (преимущественно общей) и не несут должной информации о специальной готовности, поскольку их кинематическая и динамическая структуры не всегда соответствуют основным движениям хоккеистов, а условия тестирования не адекватны соревновательным. К тому же отсутствие современной измерительной аппаратуры снижает информативность и надежность тестов.

Кроме того, тестирующие процедуры отнимают много времени, тем самым несколько нарушая планомерность тренировочного процесса в командах.

С целью повышения информативности, объективности и оперативности контроля за уровнем специальной подготовленности хоккеистов специалисты кафедры хоккея ГЦОЛИФКа совместно с сотрудниками ВИСТИ разработали методику регистрации и измерения основных характеристик игровой деятельности хоккеистов в модельных условиях (в дальнейшем будем называть ее измерительной системой).

Система эта предназначается для контроля за уровнем специальной подготовленности, а в тренировочном процессе может находить

Library   30   Up


Contents

 

Home
  70751-20.jpg

 

 

применение как тренажерное устройство и прибор срочной информации. До сего времени подобных измерительных систем в практике мирового хоккея не было.

Представленная на рис. 1 блок-схема измерительной системы «Хоккей» позволяет увидеть систему как бы в разрезе: фотоизлучатели 1 — 9 с автономным питанием вмонтированы в стойки и установлены на площадке по ходу движения хоккеиста; фотоприемники 10 — 18 — на стойках за бортом напротив (и в соответствии с расположением фотоизлучателей); блоки 19 — 20 управления устройством, выбрасывающим шайбу, — за бортом; устройства 21 и 22 для выброса шайбы — непосредственно на поверхности площадки; блок 23 управления мишенями и мишени 24 — 27 для оценки точности передач — тоже на площадке; комбинированный щит 28 подвешен на ворота, а в него вмонтированы устройства 29 — 32 для измерения точности и скорости полета шайбы при выполнении завершающих бросков; блоки 33 и 34 управления устройствами для измерения точности и скорости полета шайбы расположены за воротами вне площадки, а пульт 35 управления всей системой, цифропечатающее устройство 36 и информационное табло 37 — за бортом у средней линии площадки.

На рис. 2 показана схема. расположения измерительного комплекса на площадке и выполнения комплексного теста хоккеистом. Как работает система? После включения устройства на пульте управления набирают номер

 

Рис. 1. Блок-схема измерительной системы «Хоккей»:

1 — 9 — фотоизлучатели с автономным питанием; 10 — 18 — фотоприемники; 19 — 20 — блоки управлении устройством, выбрасывающим шайбу; 21 — 22 — устройства для выброса шайбы; 23 — блок управления мишенями; 24 — 27 — мишени для оценки точности передач; 28 — комбинированный щит; 29 — 32 — устройства для измерения точности и скорости полета шайбы при выполнении завершающих бросков; 33 — 34 — блоки управления устройствами для измерения точности и скорости полета шайбы; 35 — пульт управления всей системой; 36 — цифропечатающее устройство; 37 — информационное табло

 

хоккеиста и дают сигнал для старта. В момент пересечения хоккеистом первого фотолуча (1 — 10) автоматически включаются электронный счетчик времени, табло и цифропечать.

Когда хоккеист, пройдя отрезок 10 — 14 м на максимальной скорости, пересекает второй фотолуч (2 — 11), через электронный счетчик выдается (на табло и в цифропечати) информация о стартовой скорости.

Далее хоккеист выполняет вираж и пересекает третий фотолуч (3 — 12). В момент пересечения этого фотолуча автоматически срабатывает устройство 21 выброса шайбы, а на табло и в цифропечати регистрируется время прохождения виража. Приняв в движении «выброшенную» шайбу, хоккеист пересекает с ней четвертый фотолуч (4 — 13). На табло и в цифропечати регистрируется время прохождения этого участка, а также (по случайному

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

70751-21.jpg

 

закону) включается одна из мишеней 24 — 27 — та, которую хоккеист должен поразить. При точном попадании шайбы в мишень автоматически срабатывает устройство 22 выброса шайбы. Приняв «выброшенную» шайбу и пройдя с ней пятый фотолуч (5 — 14), игрок начинает обводку стоек.

В момент пересечения им пятого фотолуча электронный счетчик на табло и в цифропечати регистрирует суммарное время прохождения участка (с учетом времени выполнения реакции выбора, передачи и приема шайбы).

В момент пересечения хоккеистом шестого фотолуча (6 — 15) на табло и в цифропечати регистрируется время обводки пяти стоек, дающее информацию о скорости и технике дриблинга, и одновременно (при помощи устройства 33) включается одна из мишеней 29 — 33 щита 28, подвешенного на воротах. Бросить шайбу в открытую створку хоккеист должен до момента пересечения седьмого фотолуча (7 — 16), поскольку при пересечении этого фотолуча мишень выключается и упражнение не засчитывается.

Кроме того, при пересечении седьмого фотолуча на табло и в цифропечати регистрируется время прохождения данного участка и время выполнения броска. В случае попадания шайбы в цель на электронном табло и в

 

Рис. 2. Схема расположения измерительного комплекса на площадке и выполнения комплексного теста хоккеистом

 

цифропечати регистрируется (при помощи устройства 34) скорость полета шайбы (сила броска).

В момент пересечения восьмого фотолуча (8 — 17) регистрируется время прохождения второго виража, а в момент пересечения девятого фотолуча (9 — 18) на электронном табло и в цифропечати регистрируется время прохождения последнего участка спиной вперед и суммарное время выполнения всего комплекса игровых операций.

Таким образом, в процессе движения на максимальной скорости хоккеист выполняет разные игровые операции, адекватные соревновательной деятельности за смену. На электронном табло и в цифропечати автоматически выдается информация о стартовой и дистанционной скорости игрока, о скорости прохождения виражей и о быстроте выполнения приема, передачи и броска шайбы, о скорости реакции выбора в передачах и бросках, о точности и силе завершающего броска, о скорости обводки и движения спиной вперед (отката).

Время прохождения всей дистанции и выполнения всех игровых операций будет пока-

Library   32   Up


Contents

 

Home
  70751-22.jpg

 

Рис. 3. Устройство для измерения быстроты выполнения, силы и точности завершающих бросков:

1 — электронное табло; 2 — блок управления; 3 — устройство для измерения силы и точности броска; 4 — щит

 

зателем специальной выносливости хоккеиста. Данная информация позволяет достаточно объективно и оперативно оценивать уровень специальной физической и технической подготовленности хоккеистов.

 

Приведенный на рис. 2 вариант последовательного выполнения игровых операций — не единственный; последовательность выполнения и регистрации игровых операций может меняться в зависимости от задач контроля подготовки и от амплуа хоккеистов.

В рассматриваемой измерительной системе особый интерес представляют устройства 19 — 22 и 29 — 34. Как самостоятельные оригинальные технические решения они могут быть успешно использованы в качестве тренажеров при совершенствовании реакции выбора, точности и быстроты выполнения передач и бросков, а также силы завершающих бросков.

На рис. 3 показаны электронное табло (1), блок управления (2), измерители скорости и точности полета шайбы (3), щит (4).

Таким образом, в отличие от применявшихся ранее предлагаемая методика позволяет объективно и оперативно (в пределах минуты на хоккеиста) оценивать уровень специальной физической и технической подготовленности игроков непосредственно в тренировочном процессе, одновременно используя комплекс тестов как тренировочные упражнения. Тестирующие процедуры не обременительны для обследуемых, эмоциональны, стимулируют к проявлению максимума возможностей в физической и технической подготовленности, дают тренеру и спортсмену экспресс-информацию.

Предлагаемую методику можно успешно использовать в этапных и текущих обследованиях, а применение ее в системе контроля за подготовкой игроков разной квалификации значительно сокращает продолжительность и повышает точность и объективность обследований.

Кроме того, использование отдельных узлов комплекса в качестве тренажерных устройств и приборов срочной информации способствует повышению эффективности тренировочного процесса.

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ХОККЕИСТА

   
В. В. Бринза, кандидат технических наук;
Ю. И. Моисеев, заслуженный тренер СССР;
В. И. Агеев, сотрудник КНГ команды ЦСКА
 

Еще не разработаны простые способы выявления закономерностей в уровне игры хоккеистов в разных условиях. Сила команд -соперников существенно отражается на уровне игры даже мастеров высокой квалификации. Усложняет анализ и применение большого числа показателей, характеризующих результативность действий на площадке, игру в обороне и т. п.

 

Проинтерпретируем компоненты игры хоккеистов отдельно по матчам с командами разного класса. За точку отсчета при сравнении игровых показателей мы выбрали средние значения, характерные для игроков команды ЦСКА. Примерно половину состава этого клуба ежегодно призывают под знамена главной команды страны. Поэтому логично сравнивать с показателями армейцев достижения

Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало