|
||||||||||||||||
Рис. 1. Классификация моделей и стилей игры нападающих
Рис. 2. Классификация моделей и стилей игры защитников |
ность при таком нормировании будет одинаковым. Данные обо всех хоккеистах легко можно формировать в таблицы, а затем определенным образом группировать. При выделении групп хоккеистов со схожим составом игровой деятельности наглядно использование графических символов, каждый из которых соответствует определенной мере сходства. Некоторые различия в интервалах S для нападающих и защитников вызваны разным вкладом отдельных видов игровой деятельности в общую активность игроков этих амплуа. В результате получается картина, позволяющая классифицировать модели и стиль игры хоккеистов (рис. 1 и 2). Нападающих по этому признаку группируют так: Васильев и Кожевников; Кожевников, Герасимов, Крутов, Мальцев; Мальцев, Капустин, Шалимов; Быков, Ларионов, Шепелев; Жлуктов. Первые три группы «образованы» крайними нападающими, четвертая и пятая — центральными. Кожевникова и Мальцева с равным правом можно отнести (соответственно) к первой и второй, ко второй и третьей группам. Это свидетельствует об универсализме их игры, о возможности одинаково успешных выступлений с разными партнерами. По итогам турнира специалисты в который раз отмечали неувядающее мастерство Мальцева, его способность найти общий язык с разноплановыми партнерами*. Спартаковцы Капустин и Шалимов, и в клубе играющие в одной тройке, взаимозаменяемы, в ходе игры могут (в зависимости от обстановки) поочередно выполнять функции друг друга. Центральные нападающие сборной, как и следовало ожидать, ввиду специфики их игровой деятельности объединены по общим признакам. Особо выделяется игра В. Жлуктова. Старший тренер сборной СССР В. В. Тихонов по этому поводу дал такое разъяснение: «Тройка Жлуктова — это эксперимент. Виктор был введен в состав в последний момент. Поскольку он много помогает обороне, мы хотели дать возможность крайним нападающим проявить индивидуальность, играя без оглядки на тылы»**. Этим и объясняется отличие показателей игровой деятельности Жлуктова не только от аналогичных показателей крайних нападающих, но и от показателей других центральных. Нападающий М. Васильев, по большинству игровых действий имея средние показатели, наиболее заметен в бросках и в отборе шайбы (вклад этих «компонентов» в его общую активность соответственно на уровне 6 и 23,5%. Для сравнения: в среднем у нападающих эти значения — 3,5 и 15,5%). Для второй группы игроков характерно * «Советский спорт» от 19 декабря 1982 г. ** «Советский спорт» от 24 декабря 1982 г. |
|||||||||||||||
27 |
|
||||
прежде всего использование большого числа обводок (13,3% в общей активности) и ведений (17%). Третья группа нападающих наиболее часто отдавала предпочтение ведениям (18,1% общей активности) и передачам (25% общего числа игровых действий). В то же время Мальцев редко, а Капустин и Шалимов еще реже прибегали к отборам шайбы, что говорит о крене их игры в сторону атаки и о малой помощи защитникам (отборы шайбы составили всего 12% их общей активности). Центральные нападающие по своему амплуа наиболее активны при вбрасываниях, однако довольно редко используют ведение и обводку. Другие виды игровых действий для всех остальных групп игроков — на уровне средних значений. У Жлуктова большую долю в общей активности составляли броски (8,3%). Плотность же его игровых действий в данном турнире была чрезвычайно низкой. А столь высокий относительный процент бросков получен при среднем абсолютном показателе. Кроме того, Жлуктов практически не использовал обводку и очень редко применял ведения. Таким образом, каждая из выделенных групп нападающих продемонстрировала разную частоту выполнения основных групп действий, что свидетельствует о существенных различиях в моделях действий групп. Налицо разнообразие в действиях троек, усложняющее соперникам поиски средств и способов противодействия нашей сборной. Игра защитников классифицируется по более сложным принципам (см. рис. 2). К наиболее многочисленной группе этого амплуа можно отнести В Фетисова, А. Касатонова, С. Гимаева, З. Билялетдинова и В. Зубкова. В названной группе «просматриваются» подгруппы: |
Фетисов; Гимаев, Касатонов, Билялетдинов; Зубков. Кроме того, из сыгравших все матчи заслуживают быть выделенными С. Бабинов и В. Первухин. Игра Первухина не похожа на игру остальных защитников и характеризуется особо высокой степенью надежности, что и отмечали тренеры советской команды*. При минимуме ведений и отборов он почти вдвое чаще, чем другие защитники, использовал передачи и приемы шайбы. Уровень этих показателей игры Первухина говорит о созидательной роли Василия в построении игры пятерки. Фетисов, Касатонов, Билялетдинов и Гимаев не реализовали всех своих возможностей на турнире. По опенке В. В. Тихонова**, они слишком часто брали игру на себя, старались везде успеть, сделать все и за себя, и за партнеров. В результате тратили слишком много сил в атаке, не оставляя запасов для выполнения чисто оборонительных функций. По таким действиям, как ведение, отбор шайбы и броски, по вкладу в общую активность эти защитники — на уровне крайних нападающих, хотя значительно реже используют передачи. Результаты таксонометрического анализа стиля игры отдельных хоккеистов позволяют раскрыть возможности варьирования действий каждого игрока на площадке в зависимости от модели конкретного матча. Простота, наглядность и информативность таксонометрической методики открывают возможности плодотворного применения ее в. практике хоккея. * «Советский спорт» от 24 декабря 1982 г. ** Там же. |
|||
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ |
||||
А. П. Тычкин, слушатель Высшей школы тренеров при ГЦОЛИФКе; А. П. Травина, кандидат педагогических наук |
||||
Необходимость в разработке новых методик диагностики игрового взаимодействия обусловлена тем, что обычно применяемые методики не лишены недостатков. Чаще всего проблему диагностики взаимодействия решают методом анкетного опроса, где испытуемые оценивают себя, партнеров и отношение друг к другу по определенному набору качеств. Принимая во внимание положительные стороны этой методики, необходимо отметить и ее недостатки; |
процедура исследований не моделирует ситуации совместной игровой деятельности, а потому снижаются возможность получения информации об оценке игровых ситуаций испытуемыми и возможность прогнозирования действий друг друга; прямые («в лоб») вопросы повышают вероятность искажения ответов на них. Вот почему мы считаем анкетную методику как основную для диагностики игрового взаимодействия неправомерной. |
|||
28 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |