Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

этапе начального овладения Сложными двигательными действиями. Велика здесь роль правильного и красивого, показа упражнения, насыщения его конкретными, доступными для ребенка образами. Необходимо добиваться, чтобы словесные объяснения вызывали у ребенка ассоциации с ранее прочувствованными, уже известными ему двигательными действиями.

Наряду с этим в целях воздействия на сознательную сферу двигательной деятельности

 

начинающего хоккеиста тренер должен заставлять подопечного делать словесный отчет О выполнении того или иного движения.

Детям 8 — 10 лет такие отчеты вполне посильны.

8 — 12 лет — возраст, наиболее благоприятный для овладения сложными двигательными навыками. Чем больше новых движений освоит ребенок в этот период, тем шире и разнообразнее будет в дальнейшем его технический арсенал в хоккее.

 

 

ТОЧНОСТЬ И СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧ В ХОККЕЕ ЮНЫХ

   
А. В. Мудрук, аспирант лаборатории хоккея ВНИИФКа;
С. В. Голомазов, кандидат педагогических наук;
А. А. Гераськин, старший преподаватель Омского политехнического института

 

Увеличение скорости и повышение точности выполнения технических приемов — поистине неиссякаемые резервы совершенствования мастерства хоккеистов.

Тренеры неоднократно указывали на отставание наших юниоров в таких составляющих техники владения клюшкой, как прием и передачи (И. Тузик, 1976; Ю. Морозов, 1980 и 1981), броски и ведения (Е. Зимин, 1982). Сегодня эти недостатки во многих случаях компенсируются высокими скоростями перемещений. Повышать скорость ведения игры можно и за счет более быстрого перемещения шайбы.

По данным сотрудников лаборатории хоккея ВНИИФКа, в играх команд НХЛ брак в точности передач составляет 45%; наши наблюдения за играми первенств СССР среди взрослых, юниоров и юношей показывают: до 30 — 40% из 250 передач за игру приходится на неточные. А если учесть, что приемы и передачи шайбы составляют в среднем 60 — 70% общего числа игровых действий, то повышение точности передач при высокой скорости перемещения шайбы можно рассматривать как один из значимых компонентов повышения эффективности игры.

При обучении элементам, требующим быстроты и точности выполнения, велика роль целевой установки.

Попробуем определить степень влияния целевых установок на точность и скорость передач, выполняемых юными хоккеистами.

Объектами исследований, проводимых в естественных условиях, стали 19 тринадцатилетних хоккеистов ЦСКА, стаж занятий которых составлял 5 лет (все они — воспитанники тренера А. В. Бирюкова). Им предложили выполнять передачи вначале с установкой на максимальную скорость полета шайбы, а затем с установкой на максимальную точность пораже-

 

ния мишени. Регистрировали два параметра: время полета шайбы и точность попадания шайбы в цель.

В ходе исследований применяли разработанное А. А. Гераськиным (1979) устройство «Передача», состоящее из пульта экспериментатора с программой моделирования игровых ситуаций, блока световых сигналов и телеметрической установки с укрепляемым на поясе спортсмена миниатюрным передатчиком. На поверхности крюка клюшки и на целевых мишенях — датчики импульсов. Устанавливаемые у борта на льду целевые мишени разделены на оценочные зоны, позволяющие «измерять» (в баллах) точность каждой передачи.

Анализ результатов исследований показал: при установке на точность снижается исходная скорость полета шайбы; влияние установки на показатели точности сугубо индивидуальное; общей тенденции к улучшению показателей точности не наблюдается.

При установке на выполнение передач с максимальной скоростью скорость полета шайбы повысилась, а точность у 7 испытуемых осталась на прежнем уровне.

Эти результаты совпадают с результатами исследователей в других видах спорта, тоже свидетельствующими о том, что от целевых установок (на точность или на скорость) зависит эффективность выполняемых приемов. При установках «на точность» точность остается прежней, а скорость полета шайбы падает.

Объяснение этому можно найти в специфике выполняемых действий. Сочетание скорости и точности выше в тех случаях, когда технический прием отрабатывают в специфических условиях. В случае совершенствования одного из компонентов (или точности, или скорости) переноса тренированности не отмечено.

Экспериментальные данные позволяют реко-

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

мендовать упражнения, в которых хоккеисты выполняют передачи максимально быстро. Однако наибольшим эффект будет лишь при постоянном акцентировании внимания на точности выполнения приема.

Вывод из исследования, проведенного нами,

 

таков: установки необходимо варьировать, ибо закрепление навыка выполнения точных передач с малой скоростью полета шайбы или неточных передач шайбы, летящей с высокой скоростью, на росте мастерства хоккеиста сказывается отрицательно.

 

 

ТАКСОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИЛЯ ИГРЫ ХОККЕИСТОВ СБОРНОЙ СССР НА ТУРНИРЕ «ПРИЗ «ИЗВЕСТИЙ» 1982 г.

   
В. В. Бринза, кандидат технических наук;
В. Я. Лутченко, заслуженный мастер спорта;
Н. Н. Вакуров, мастер спорта
 

Часто перед тренерами встает проблема: кем заменить в пятерке хоккеиста, оказавшегося травмированным, перешедшего в другой клуб или вообще покидающего большой спорт? Наиболее естественное ее решение — подобрать на место, оказавшееся вакантным, хоккеиста со схожим типом игровой деятельности. С другой стороны, психологи убеждают: чтобы предотвратить снижение эффективности действий при вводе нового игрока в команду, необходимо соблюсти ряд рекомендаций. Первая из них: не менять модель и стиль его действий. Вторая: партнеров по звену подбирать так, чтобы исполняемые ими функции соответствовали тем, какие присущи предыдущим партнерам данного игрока по звену. Третья: кондиции партнеров по звену должны быть приблизительно одинаковыми. Анализ игры спортсменов показывает, что некоторые пары и группы игроков близки по составу деятельности. Значит, можно безболезненно заменять одного хоккеиста другим. Поэтому, имея эталонное звено, можно попытаться составить (по сходству игровых моделей) эффективное звено, близкое к эталонному.

Уже накоплен определенный опыт по выделению ряда информативных признаков, определяющих игру хоккеистов. Так, в соревнованиях учитывают*: передачи, обводки, вбрасывания, приемы, ведения, отборы, броски. Логично предположить, что чем ближе будут относительные частоты выполнения того или иного действия у двух игроков, тем ближе один к другому эти игроки по стилю.

Сравнивали игровые действия хоккеистов на примере результатов турнира «Приз «Известий»-82, когда продолжавшаяся смена поколений в сборной СССР заставила глубинно рассмотреть состав игровой деятельности лучших мастеров страны.

В качестве метода сравнения взяли метод многомерного таксонометрического анализа.


* При машинном способе обработки информации, разработанном в лаборатории хоккея ВНИИФКа.

 

Мерой близости состава игровой деятельности двух хоккеистов считали величину S — сумму отклонений основных видов их действий в-матче или в течение турнира от нормы:

S = A1 – A2 + Bl – B2 + C1 – C2 + ,

где A1, В1, С1, A2, В2, С2... — виды действий (соответственно) для первого и второго хоккеистов, представленные в нормированной форме. Чем меньше S, тем ближе манеры игры сравниваемых хоккеистов. Для удобства сравнения принимали сумму всех действий игрока в матче (его активность) за 100%; число передач, бросков, отборов и других технических. действий также выражали в процентах. Интервалы изменения вкладов каждого вида игровых действий в активность представляют самостоятельный интерес (см. таблицу).

 

Интервалы изменения основных действий хоккеистов сборной СССР в матчах турнира «Приз «Известий» 1982 г.

 

Действия

Активность для нападающих (%)

Активность для защитников (%)

макси-
маль-
ная

мини-
маль-
ная

макси-
маль-
ная

мини-
маль-
ная

Передачи

Обводки

Вбрасывания

Приемы

Ведения

Отборы

Броски

33,3

25

48,4

39,2

27,2

31,5

11,1

11,3

0

0

9

1,8

3

0

43,8

6,9

0

57,1

30,7

31,2

14,2

26

0

0

9

0

0

0

 

Далее показатели нормировали: максимальное значение для всех хоккеистов приравнивали к 1, а минимальное — к 0, соответственно пересчитывая промежуточные. Вклад каждого вида игровых действий в суммарную актив-

Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало