Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
  70751-10.jpg  
    В атаке советскую молодежь не удавалось сдерживать даже вдвое превосходившим ее числом соперникам

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЗИЦИЙ
(К итогам молодежного чемпионата мира 1983 г.)

   
А. М. Кострюков, заслуженный тренер СССР

 

Наибольшую сложность для тренеров представляло то, что все игроки пришли в команду по-разному подготовленными. Так, группа кандидатов из «Крыльев Советов» сыграла за клуб все главные матчи всесоюзного первенства. В целом С. Харин, С. Пряхин, Е. Штепа перенесли нагрузки, посильные лишь зрелым, взрослым мастерам. Примерно в таком же состоянии оказались А. Матыцин и Г. Волгин из рижского «Динамо», А. Черных с А. Обуховым из «Химика» (Воскресенск). Л. Трухно, О. Старков (оба — ЦСКА) и И. Болдин («Спартак») выходили на лед лишь эпизодически, но двое первых прошли школу ЦСКА, а это объемные и интенсивные нагрузки. С. Немчинов вообще не играл «за мастеров» и выступал лишь за молодежный состав ЦСКА. И. Бякин, С. Горбунов, С. Агейкин и др. пришли из клубов первой лиги, где и интенсивность игр и тренировочный процесс явно рангом ниже, чем в ведущих коллективах высшей лиги. Разнобой состояний хоккеистов не был неожиданностью для тренеров и членов КНГ, что отразилось в плане мероприятий по научно-методическому обеспече-

 

нию сборной молодежной СССР. Этот план, осуществленный полностью, включал в себя:

1. Сбор информации об индивидуальной соревновательной деятельности кандидатов в сборную молодежную страны в ходе всесоюзного чемпионата.

2. Углубленное медицинское обследование расширенного круга кандидатов.

3. Двукратное (6 декабря 1982 г. в Москве и 16 дней спустя — за четыре дня до начала чемпионата мира — в Ленинграде) тестирование на льду с биохимическим контролем в целях определения как текущего состояния биоэнергетики, так и биоэнергетического потенциала игроков. Динамика широкого круга биохимических показателей (лактата, глюкозы, перувата, креатинина, мочевины, фосфата, жирных кислот и др.) подтвердила точность взятого нами курса на жесткий тренировочный режим, позволяющий проверить надежность энергетической базы кандидатов и свести все многообразие состояний хоккеистов к некоторому единству.

Все матчи, состоявшиеся на заключительном этапе подготовки и на самом чемпионате

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

мира, записывали на видеомагнитофон с целью анализа игровой деятельности команды в целом, звеньев и отдельных игроков. Кроме того, КНГ обследовала соревновательную деятельность по расширенной программе с машинной (на микроЭВМ) обработкой информации по двум разделам: оперативной (через 3 — 5 мин после окончания периода) и детализированной (для углубленного разбора матча).

Солидно была поставлена в команде политико-воспитательная работа: регулярно проводились лекции о международном положении и встречи с актерами ленинградских театров, а также с общественностью города; работала небольшая библиотека; ежедневно демонстрировались видеофильмы со специальным подбором тематики.

Комплекс этих мероприятий позволил точнее управлять тренировочным процессом и индивидуализировать подготовку в ходе чемпионата мира, способствовал сплочению команды в единый целеустремленный коллектив, дал возможность сравнительно быстро восстанавливать психическое и физическое состояние спортсменов.

Расскажу о главных — ключевых, с моей точки зрения, — матчах турнира.

В каждом крупном соревновании для команд, претендующих на высокие места, есть матчи, в которых решается не только судьба пары играющих команд, но и турнирное положение остальных. В таких матчах — особый накал борьбы, особая психология.

Большинство таких встреч проходит в бескомпромиссной борьбе, отдельные носят характер «закрытых» позиционных, а в некоторых фаворит с огромным трудом выступает против заведомо более слабого.

Матч СССР — ЧССР из второго тура носил скорее «закрытый» позиционный характер: шла борьба тренерских замыслов. Звену Бол-дина предстояло нейтрализовать ударную мощь звена Ружички. Тройка, в которой Игорю ассистировали Штепа и Пряхин, задачу выполнила и даже выиграла свой микроматч — 1 : 0, что в конечном итоге сыграло решающую роль. Тренер чехословацкой команды в ходе встречи выпускал звено Ружички через смену, передерживал его на льду в надежде освободиться от опеки «болдинцев», но... На исходе 9-й мин. Болдин выдает отменный пас Пряхину — и счет открыт. В этом матче Сергею явно было тесно в рамках тренерской установки. И потому мы используем его во всех случаях неравенства составов. В конце игры Пряхин, несмотря на огромный объем выполненной работы, чувствует себя отменно: держит шайбу, обводит, точно обороняется... В этой встрече Пряхин выполнил большое число эффективных технико-тактических действий. Харин — Немчинов — Обухов, как бы воодушевившись уверенной игрой

 

партнеров, резко прибавили в третьем периоде. Особенно заметен Харин: легко скользит — буквально летит надо льдом. Под стать ему и Немчинов. Именно они и забили «свои» шайбы. Звено выиграло микроматч — 2 : 1. Старков с партнерами (Трухно и Волгиным), хотя и имели заметное преимущество по числу атак, бросков и в других компонентах игры, «ограничились» ничьей — 1 : 1. Практически именно в этом матче был дан первый ответ на вопросы: «кто есть кто?» «насколько сильна и интересна наша команда?» «в какой мере обоснованны ее «претензии»? Репутация была завоевана. Необходимо было ее подтвердить.

Матча СССР — Канада все ждали с нетерпением: выясняли отношения фавориты, победившие (каждый) во всех трех предыдущих встречах (сборная СССР — норвежцев, чехословаков и западных немцев; канадцы — хоккеистов ФРГ, США и Финляндии). Примечательно: заокеанские спортсмены устойчиво демонстрировали комбинационный, корректный, быстрый и высокоорганизованный хоккей. Команда смотрелась необычно. Если в наших рядах ростом выделяются лишь Пряхин и Трухно, то в сборной Страны кленового листа — добрый десяток игроков повыше советских «Гулливеров». Да еще и форма необычная: вместо хоккейных трусов — брюки, придающие спортсменам стройность и как бы увеличивающие и без того внушительный их рост. Что касается содержания их игры, то... В матче с командой Финляндии канадцы дважды выкатывались вдвоем против ворот, защищаемых лишь вратарем, и... чисто по-европейски (а точнее — по-нашему, по-советски) — в пас — обыгрывали голкипера, ничуть не жадничая, не бросая шайбу при первой нее возможности. И никакой драчливости! Что это: влияние европейской школы? дисциплина? Видимо, и то, и другое. Стало ясно: соперник приехал с чрезвычайно серьезными намерениями — отстоять корону лучшей молодежной сборной мира.

Но неужели в матче с нами канадцы не пустят в ход те козыри, в которых они нас превосходят: вес, рост, силу, боевитость? Нет, не смогут юниоры родины хоккея отказаться от этих козырей. Ведь в комбинационности советская команда тоньше. Значит, надо быть готовым к жесткой, бескомпромиссной борьбе. И не только быть готовыми, но и предвосхитить такую борьбу — опередить и превзойти соперника в каждом столкновении, а в контактной игре — остаться верными себе: вести умную, точную, выверенную до мелочей, мужественную игру.

...И грянул бой. Уже через 2 — 3 мин мы вздохнули с облегчением, хотя счет еще не был открыт: наш тренерский прогноз оказался точным. Канадцы на льду остались канадцами: решительно шли в столкновения, яро-

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

стно бились у бортов, рвались за каждой шайбой и... постепенно иссякали физически. Так было до 15-й мин. А далее .Немчинов, Трухно и Штепа менее чем за два оборота секундной стрелки трижды поразили ворота гостей. На 30-й мин счет стал уже 5 : 0! Игра была сделана. Но канадцы и в этой — безнадежно проигранной — ситуации поддержали укоренившуюся за всеми их соотечественниками-хоккеистами репутацию бойцов до последнего патрона. Сигнал на перерыв после второй 20-минутки прозвучал при счете 6 : 1.

В третьем периоде соперник решителен в атаках. Наши хотя и не проигрывают в единоборствах, но все же действуют чуть самоувереннее (большой отрыв в счете несколько самоуспокоил и расслабил их). И на 51-й мин последовало наказание — 6 : 2. Однако, вновь «собравшись», сборная СССР доводит игру до убедительной победы. 7 : 3! Пожалуй, именно в этом матче наши юниоры проявили себя с лучшей стороны в наиболее полной мере.

Пряхин, Волгин, Агейкин и Немчинов не только полезно сыграли в атаке, но и не дали канадским защитникам ни секунды покоя (мгновенно атаковали их, стоило тем овладеть шайбой). Пряхин в двадцати одной попытке отобрать шайбу добивался успеха 15 раз. Трухно в четырнадцати — 10. Агейкин выиграл 5 силовых отборов из 10. Маленький, шустрый Харин 8 раз ввязывался в силовые единоборства с рослыми канадцами — и 6 раз шайба оказывалась у него. Не ждали канадцы от наших такой «прыти». «Связанными» оказались «по рукам и ногам». А вот связи между линиями у них порвались. Не успевает Андрейчук поднять голову и оценить обстановку — в него уже «врезается» Харин. Лишь на миг зазевался Изерман — и Бякин ударом плеча вынудил его распластаться на льду. Нервы у соперников сдают: то и дело вспыхивают потасовки; зацепы, подножки, грубые толчки — одно за другим... Итог всего этого — грустная констатация (в ходе пресс-конференции) тренером сборной Канады печального для драчунов факта: «Жаль, что мои игроки любят себя больше, чем игру».

После матча с канадцами настроить команду на полную отдачу в очередном «туре», когда соперником была сборная США, оказалось чрезвычайно трудно. Американцы слабее и чехословацких, и канадских коллег. Это ясно всем — как тренерам, так и игрокам. В то же время каждый сознает, что сама в руки победа не придет — ее надо завоевать. А подсознательно — «мы — сильнее, мы — быстрее, мы — точнее, мы — техничнее...». Точные слова тренеров на установке и в перерывах между периодами оказываются слабее подсознания подопечных. Играют ребята как в состоянии «грогги». А американцам, чтобы сражаться с нами на равных, только того и нужно. На 47-й мин. счет становится 3 : 3.

 

Вся сборная США. выскакивает на площадку: тискает, целует Э. Отто, которому удалось поразить наши ворота. И вот тут-то настал «наш час»: заиграли наконец-то ребята в полную силу. Игра «пошла». 53-я мин. — Харин забивает четвертый гол. Буквально тут же удален Трухно — выстояли. За минуту с лишним до финального свистка американцы «снимают» вратаря. Трижды наши овладевают шайбой, но либо спешат с броском, либо, наоборот, медлят. Тем не менее на последней секунде (!) Харин толкает шайбу в сторону ворот — и она буквально заползает за линию. 5 : 3.

Для зрителей эта игра была образцовым зрелищем с оптимистической развязкой. Что же до действующих лиц, то ни тренеры, ни игроки удовольствия от матча (а значит, и от своего участия в нем) не получили. Видеозапись событий ребята просматривали без наставников: те уехали на знакомство с очередным соперником — командой Финляндии, встречавшейся с хоккеистами ФРГ. Члены КНГ, предположив, что встреча с финнами станет для сборной. СССР ключевой, загодя сделали видеозапись игры финской сборной (в матче с канадцами) и ввели данные об этой игре в ЭВМ. Расстановка сил в сборной Суо-

 

70751-11.jpg

Капитан сборной молодежной СССР с нынешнего сезона — уже во «взрослом» хоккее

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

ми была такой: соперничать с нами способно лишь звено Канерво — Валстен — Руутти; объем их игровой деятельности на 30% ниже, чем у сборной СССР, почти по всем компонентам — числу действий за матч, числу атак, числу бросков...

Именно в случае победы в этом матче наша команда могла досрочно выиграть звание чемпиона планеты. Опять — груз на подсознание. В результате каждый старается быть «сверхнадежным» — и... пропадает острота действий. Каждый стремится применить лишь самые выверенные из средств ведения игры — и пропадает творческое начало. Ребята сбиваются на индивидуальные действия. А финны... стоят. На их ворота накатывается одна атакующая волна за другой, бросок следует за броском, но... Редкая контратака — и гол в наши ворота. Соперник сбивает темп; замены — медленные, как под наркозом. В перерыве тренерский «штаб» принимает решение: играть в три звена. При столь медленных сменах слишком «засиживаются» сильнейшие в запасе. Снова атакуем — и... на 28-й мин пропускаем еще один гол. Тем более досад-

 

ный, что на нашей стороне в эти мгновения численный перевес. 0 : 2. Осечка действует на команду как ожог: понеслись, «завертели» северного соседа. И уже через минуту — первый успех. 1 : 2. Распечатал ворота сборной Суоми Харин с подачи Обухова. Через 4 мин. — 2 : 2! Отличился Бякин. На 25-й мин наконец выходим вперед — 3 : 2 (ловко подправил в сетку шайбу, посланную Ширяевым низом в сторону ворот, Старков). В третьем периоде от финских «крепостных стен» не осталось камня на камне: заключительная треть матча выиграна всухую — 4 : 0. Общий счет — 7 : 2. Торжественная мелодия Гимна Советского Союза и взвившийся на флагштоке алый стяг Родины констатируют: сборная молодежная команда СССР вернула советскому спорту славу первой среди сверстников на земном шаре.

Характер и выдержка — вот главные слагаемые нашей победы в этом турнире. Ребята выполнили главную установку: не отвечая на грубость грубостью, победить всех за счет более высокого класса. И победили!

 

 

КТО ТЫ, ХОККЕЙНЫЙ ТРЕНЕР? *

   
А. В. Тарасов, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук
 

Итак, продолжим разговор о тренере и о хоккее. Не верю, что можно стать настоящим тренером и приносить пользу команде и хоккею без... мечты. Уметь мечтать для тренера так же важно, как уметь трудиться. Трудиться много, самоотверженно и — непременно — с боевым настроем. Слово «мечтать» в моем понимании означает: представлять хоккей и хоккеиста грядущего; определять личное отношение к воспитанию такого игрока, к созданию команды-идеала; постоянно искать и находить новые тренировочные упражнения (обычно — повышенной сложности), которые увлекали бы спортсменов, требовали бы дополнительного физического и умственного напряжения.

Искать и находить новое в любой области деятельности непросто. Зато чертовски интересно. И самое главное — полезно для дела, которому служишь. Давайте, читатель, вместе поговорим о тренерской мечте через призму уже занявшего свою строку в летописи спорта чемпионата мира 1983 г., в ходе которого наша сборная блестяще подтвердила свою высочайшую классность (даже только разгромом канадцев — 8 : 2! — можно по праву восхищаться), в девятнадцатый раз став силь-

 


* Продолжение. Начало — в ежегодниках «Хоккей» за 1982 и 1983 гг.

 

нейшей на планете Земля. Начнем этот разговор с экскурса в прошлое.

Мы — тренеры первого призыва — определили главным компонентом нашего хоккея атлетизм. Многим коллегам (главным образом иностранным) такое решение показалось неверным. Канадцы добиваются убедительных побед за счет высокого индивидуального мастерства, волевого настроя. Шведы и чехи главное внимание уделяют технике. При чем здесь атлетизм, когда в хоккее особо ценится умение обращаться с шайбой! Высокая техническая оснащенность постоянно приносит успех ледовым бойцам из Страны кленового листа, привлекает в хоккейные манежи огромную аудиторию зрителей. Все это верно. Но наш-то хоккей должен быть не только интересным, а прежде всего — победным! Потому-то и стали мы искать иные пути познания игры, иные (более короткие) дороги (а то и тропки) к победе. Мы — тренеры — рассуждали так. В ближайшие годы канадцев (да и хоккеистов ряда других стран) в технике, в тактической опытности нам, новичкам, не догнать. Высочайшая, к примеру, техника канадских профессионалов — плод длительных упорных тренировок, которые там — за океаном — начинают практиковать, когда мальчишкам едва исполнится шесть лет. Если мы когда и догоним родоначальников «игры

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало