Практика показывает, что личность тренера чрезвычайно сильно воздействует на управляемый этим тренером коллектив. Качества личности наставника в той либо иной степени непременно «проецируются» на подопечных: тонок, умен тренер — тонко и умно играет его команда; хитер тактически — так же ведут себя руководимые им игроки на площадке; требователен и справедлив — в коллективе образцовая дисциплина; либерален и распущен — добра не жди (те же качества непременно проявят и воспитанники). Каково же тренерское кредо бывшего главного наставника ближайшего резервного отряда главной команды страны — А. М. Кострюкова? Какие принципы он проводил в жизнь, работая с молодежной сборной Советского Союза? Несомненно: Анатолий Михайлович имеет четкое представление о том, какой должна быть команда на площадке в за ее пределами, а также о том, каким обязан быть игрок, удостоенный чести называться членом сборной СССР. Он наделен умением видеть, как сугубо личные (казалось бы, не относящиеся к хоккею) качества хоккеист переносит в игровую деятельность. Отличает его и тонкое знание психологии игрока, помогающее ясно представить, как тот или иной парень будет вести себя в сверхсложных условиях бескомпромиссной борьбы на ледовой арене.
Второе главное качество Кострюкова-тренера — точное представление конкретных и отдаленных целей руководимого им коллектива в сочетании с видением средств достижения этих целей. Анатолий Михайлович считает, что чемпионат мира необходимо выигрывать имеющимися ресурсами, а не в расчете на то, что будет через какой-то промежуток времени.
Нужен ли команде, сражающейся за звание лучшей в мире, игрок потенциально талантливый и, возможно, через год «обещающий» стать суперзвездой, но сейчас, в данный момент, не способный выполнить установку наставника (сыграть «на команду», совладать с разгулявшимися нервами, перебороть усталость и т. д. и т. п.), требующий воспитания и «доводки», если отдача нужна немедленно? Или игрок, многое умеющий, но неуправляемый либо настолько недисциплинированный, что несерьезным отношением к делу может отрицательно повлиять на команду? Ответ Кострюкова на оба вопроса однозначен: «Решительно нет!»
|
|
В ходе знакомства с кандидатами в молодежную сборную СССР Анатолий Михайлович внимательно приглядывался к каждому, ставил всем конкретные минизадачи по тактике (порой непривычные), тестировал сложными атлетическими упражнениями (проверял характер), присматривался к поведению в быту, прислушивался к диалогам и репликам. Подбирал команду единомышленников, способных отдать себя делу полностью.
А каждый из ребят в ходе турнира все более хотел (и стремился) быть похожим на тот идеал игрока, который создал в их представлении тренер: умного, тонкого, быстро мыслящего, смелого, остродействующего, способного ради дела и друзей на сверхусилия, выдержанного, умеющего терпеть боль и обиду, не сгибающегося под грузом физической и моральной усталости и, главное, — коллективиста.
Так формировался коллектив, с которым тренеру впоследствии жалко было расставаться.
Капитан команды Илья Бякин, его заместитель Сергей Харин, комсорг Евгений Штепа оказались лидерами не только «по должности» (как говорят психологи, «формальными»), но и по существу (фактическими). Первые их слова после избрания на почетные посты — слова благодарности команде за доверие; вторые — о том, что все решения капитана и каждое «слово» комсорга должны неукоснительно проводиться в жизнь.
Самоуправление в коллективе, если оно в надежных руках, — фактор поистине неоценимый. Не раз капитан команды просил ребят задержаться после тренерских установок, чтобы поговорить без старших. На видеопросмотрах безбоязненно, порой с юмором, но не зло критиковали друг друга. С. Хализов, просмотрев как-то видеозапись одной из прошедших баталий, подошел к А. М. Кострюкову и попросил извинение за несогласие («по горячим следам») с тренерской оценкой его игровых действий.
Управление в ходе матча. Кто похвалу за остроту действий (за голевую передачу или за обводку с выходом к воротам соперника между двух защитников), кто — порицание (за несвоевременный откат в зону защиты, за потерю подопечного, за неточное расположение на площадке, за «грязный» отбор шайбы) получал от тренера немедленно по ходу матча и (что крайне важно) дифференцированно — с учетом личности отличивше-
|