При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
|
||||
|
||||
Вопрос о рациональном подборе игроков в звенья — один из первостепенных в практике тренеров. Особенно актуальна проблема сыгранности для сборных команд. Обусловлено это прежде всего трудностями, с которыми неизбежно сталкивается любой тренер любой сборной. Анализ особенностей сборной команды (как своеобразного коллектива) и условий ее деятельности позволяет выделить перечень трудностей, специфических для тренеров команд, в которых игроки объединены отнюдь не по клубной принадлежности. 1. Комплектование. Трудность его прежде всего в том, что при высокой физической и технической подготовленности каждый игрок по-своему подготовлен тактически. В сборную страны, как правило, входят представители разных школ и направлений, которые различаются по манере ведения игры и тяготеют к разным стилям действий. 2. Относительная кратковременность совместной подготовки. Тренеру сборной необходимо за относительно короткий срок сборов создать дружный, сплоченный во всех отношениях коллектив из игроков, совместный стаж игры которых относительно мал (либо его вообще нет). 3. Укомплектованность сборной игроками разных национальностей. Помимо своих традиций и языка, каждая национальность имеет особенности характера. Тем не менее тренер должен создать в команде такую обстановку, в которой лучшие национальные черты игроков получили бы оптимальное воплощение. 4. Воплощение позиций лидеров. Сборную страны представляют игроки, которые в своих клубах чаще всего выполняют роли лидеров. Отсюда — неизбежность столкновений нескольких типов поведения лидеров, ведущих — при отсутствии определенных мер (со стороны тренера) по регуляции подобных явлений — к нарушению эффективности игровой деятельности и к ухудшению психологического климата в команде. 5. Высокая экстремальность условий деятельности. Выражается в больших тренировочных и соревновательных нагрузках, а также в |
высокой ответственности игроков как представителей спорта Страны Советов. При первом же обращении к проблеме сыгранности состава встает вопрос о нахождении методов, позволяющих диагностировать уровень сыгранности и игрового взаимопонимания команды в целом и отдельных звеньев в ней. Приводим один из методов, разработанных нами, — метод педагогических наблюдений игровой деятельности хоккеистов. Здесь вопрос вопросов — нахождение игровых моментов, которые точно отражали бы уровень сыгранности звена. Возможны следующие варианты «ответов» на этот вопрос — фиксация числа взаимодействий и числа атак, эффективности взаимодействия в защите и в нападении и др. В определенной степени эти критерии и отражают уровень сыгранности. Вместе с тем на эти игровые показатели кроме игрового взаимопонимания влияют и другие факторы (например, уровень физического и технического мастерства). Другими словами, перечисленные игровые показатели отражают уровень сыгранности лишь косвенно. Вот почему представляется более целесообразным выбор других показателей. Основное требование к выбору такого рода показателей состояло в том, чтобы они отражали непосредственно суть игрового взаимопонимания: сходство в оценке игровой ситуации партнерами; сходство в оценке возможностей каждого каждым; умение партнеров прогнозировать действия друг друга*. В основу предлагаемой схемы наблюдений был положен так называемый «принцип нарушения ожиданий», выражающийся в фиксации рассогласований взаимодействий вследствие того, что игроки выполняют действия, неожиданные друг для друга. Здесь основной фиксируемый показатель — нарушение взаимодействий. Чтобы снять влияние побочных факторов, фиксируют только нарушения взаимодействий, обусловленные рассогласованием действий партнеров, и не фиксируют нарушения, * Б. А. Майоров, А. С. Шигаев. Мышление и время в хоккее. Ежегодник «Хоккей», 1982, с. 19 — 23. |
|||
46 |
|
||||
меньшее — в сочетании «нападающий — нападающий» (30%) и совсем небольшое — в сочетании «защитник — защитник» (9%). Каждой из выделенных игровых связок свойственны разные игровые моменты, в которых взаимодействие «сторон» рассогласовывается (см. табл. 2). Так, для связок «нападающий — защитник» и «нападающий — нападающий» характерны нарушения взаимопонимания в передачах и в перемещениях, причем для сочетания «нападающий — защитник» в большей степени свойственны нарушения в передачах, а для сочетания «нападающий — нападающий», наоборот, в перемещениях. В игровых связках «защитник — защитник» нарушение взаимопонимания проявляется в основном при подстраховке. ' Результаты психолого-педагогических наблюдений позволили выявить динамику рассогласованности взаимодействий, обусловленных нарушениями игрового взаимодействия. Чаще всего нарушается взаимопонимание в первой игре турнира (вне зависимости от значимости игры и от силы противника). Во второй игре рассогласованность взаимодействий снижается, а к третьей-четвертой — стабилизируется. В предварительных матчах рассогласованность взаимодействий выше, чем в финальных. Вот почему особого внимания требуют именно первые две игры турнира (с точки зрения рассогласованности взаимодействий в них). Тренеру можно рекомендовать, во-первых, планировать первые две игры так, чтобы использовать наиболее наигранные и проверенные комбинации, не рисковать тактическими новинками; во-вторых, основную тяжесть игры возложить на более опытные, наигранные звенья, не экспериментировать с новым составом и заменами. Наибольшее число рассогласованных взаимодействий приходится на неожиданные передачи — 39,5% — и на нарушения в перемещениях — 35,7% случаев (см. табл. 1). В других игровых моментах рассогласованность отмечается значительно реже. Это дает возможность выявить наиболее слабые места |
тактической подготовки хоккеистов высокого класса и обратить внимание тренеров на формирование игрового взаимопонимания именно в этих приемах (неожиданных передачах шайбы и перемещениях игроков). Разным игровым связкам свойственны разные показатели нарушения взаимопонимания. Так, больше всего рассогласованных взаимодействий — в игровых связках «нападающий — защитник» (61%); значительно меньше (30%) — в связках «нападающий — нападающий» и менее всего (9%) — в сочетании «защитник — защитник». Причем для игровой связки «защитник — нападающий» более характерны нарушения взаимопонимания в первую очередь в передачах (46,5% случаев), для сочетания «нападающий — нападающий» — в перемещениях (40%), для сочетания «защитник — защитник» — в подстраховке (80%) и в перемещениях (20%). Исходя из этих данных, тренерам, во-первых, необходимо обратить внимание на тактическую подготовку игровых связок «защитник — нападающий» (именно в этих связках происходит больше половины всех рассогласованных взаимодействий); во-вторых, основываясь на данных о наиболее характерных для каждой игровой связи нарушениях взаимодействия, — индивидуализировать тактическую подготовку хоккеистов. Результаты проведенных нами исследований позволили сделать более частные выводы об игровом взаимопонимании троек нападения сборных СССР, ЧССР, Швеции и Канады, ранжировать тройки нападения по уровню игрового взаимопонимания и выявить игровые моменты, в которые происходит рассогласование взаимодействий в той или другой тройке. Основываясь на этих данных, тренеры могут целенаправленно корректировать тактические действия каждой тройки нападения сборной СССР. Сведения же о национальных сборных других стран могут быть использованы для создания определенной модели противника, указать наиболее слабые и сильные стороны взаимодействия игроков с целью разработки тактики противоборства. |
|||
|
||||
И. В. Захаркин, аспирант лаборатории хоккея ВНИИФКа |
||||
Возросшая конкуренция в борьбе за лавры и за почетные места на чемпионатах мира и Европы, в олимпийских турнирах предъявляет все более повышающиеся требования к процессу совершенствования подготовки хоккеистов высшей квалификации. |
Ведущие специалисты в области теории и методики хоккея (А. В. Тарасов, В. В. Тихонов, Ю. В. Королев и др.), освещая глобальные проблемы игры, основной задачей советских спортсменов считали и продолжают считать постоянное повышение эффективности |
|||
48 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |