Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таким образом, основными факторами победы сборной СССР в турнире «Кубок Канады»-81 были:

1.   Высококлассная игра В. Третьяка.

2.  Выбор правильных — с учетом особенностей игры конкретного соперника в каждом матче — тактических построений.

3.  Надежные действия защитников (точные и своевременные передачи шайбы нападающим) при организации контратак и в атаках, позволившие сборной СССР чаще (по сравнению с соперниками) атаковать с хода, а также четкое завершение атак с хода.

 

4.    Тактическая грамотная, основанная на верном понимании замыслов друг друга партнерами и на четком взаимодействии хоккеистов при реализации задуманного, а также уверенные действия команды в численном большинстве и в меньшинстве.

5.    Достаточно высокий уровень функциональной подготовленности хоккеистов.

6.   Высокий волевой настрой и самоотверженность всех игроков и команды в целим, основанные на добротной психологической подготовленности.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА

   
А. С. Шагаев, кандидат педагогических наук
 

Стресс — неспособность организма к физической или психической адаптации, дезадаптация его вследствие неожиданно изменяющейся ситуации.

Такое понятие стресса вытекает из основного положения теории деятельности — о неразрывности деятельности и психики. Анализируя это понятие, можно говорить о стрессовой ситуации *, создающейся в самой деятельности, и о стрессовом состоянии как об отражении стрессовой ситуации организмом, или (точнее, если говорить о психическом стрессе) его психикой. Первопричиной стресса служит неготовность человека к восприятию возникшей ситуации. Деятельность человека — а в данном случае специфическая деятельность хоккеистов — протекает в сложных быстро меняющихся условиях и потому наиболее успешна лишь тогда, когда спортсмен более или менее точно и с достаточным упреждением прогнозирует изменение ситуации как в пространстве, так и во времени.

В основе успеха деятельности лежит механизм (процесс) опережающего отражения, когда на основе прошлого опыта удается достаточно точно предвидеть наступление вероятных будущих событий.

Стрессовая ситуация — это условия спортивной деятельности, характеризующиеся невозможностью достаточно точного прогноза**. Это такая ситуация, когда психика хоккеиста не в состоянии переработать


* См. О. В. Дашкевич. К вопросу о понятии стрессовой ситуации. Материалы всесоюзного симпозиума «Психический стресс в спорте». Пермь, 1973, с. 9 — 10.

* Ю. Я. Киселев. О причине соревновательного эмоционального стресса. Там же, с. 17 — 18.

 

поступающую в мозг информацию. Именно по названной причине эта ситуация характеризуется как неожиданностью, так и избыточностью поступающей информации.

Как состояние организма стресс возникает в случаях, когда психика за счет приспособительных реакций (в частности, за счет фильтрации или структурирования информации) теряет способность компенсировать создавшиеся условия. Способность человека к опережающему отражению действительности можно сравнить с мысленных лучом прожектора, направленным в будущее, и проиллюстрировать таким примером. Представим: по ночной неосвещенной дороге мчится со скоростью 100 км/час автомобиль; фары освещают дорогу на 500 м вперед. На достаточно ровной дороге препятствия, возникающие по ходу движения, можно увидеть заранее и, приняв то или иное решение, преодолеть их. Стресс в этом случае не наступает, ибо водитель машины адаптирован к ситуации. Но если увеличить скорость вдвое (или — что равнозначно, — сохранив ту же скорость, ехать с ближним светом, дающим возможность видеть до-рогу впереди лишь на 20 м), то время на обработку информации и на принятие решения у управляющего автомобилем непременно сокращается. Вызовет ли это стресс, будет зависеть как от силы психики, так и от волевых качеств (иначе говоря, от индивидуальных особенностей характера) сидящего за рулем.

Таким образом, можно подытожить; стресс не исключен в ситуации, в которой теряется возможность отражать действительность «с опережением». Более того, к стрессовой ситуации может привести даже частичная поте-

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

ря такой возможности (недостаточно далекое — по времени — заглядывание в будущее). Этот пример показывает: стресс может наступить и до возникновения стрессовой ситуации (в таких случаях его катализаторами становятся слабость нервной системы, мнительность, повышенные возбудимость и восприимчивость и т. п.). Именно с предстоящими выступлениями на аренах соревнований связано у спортсменов явление «стартовой лихорадки» — повышенного предстартового возбуждения, которое порой может перейти в стресс, а затем (по закону «охранительного торможения») трансформироваться в апатию. В этих случаях специалисты говорят: «спортсмен перегорел». В крупнейших и длительных турнирах (олимпийских играх «Кубке Канады», чемпионатах мира) суммируются стресс-факторы физической и психической направленности. Кроме того, как один из «дополнительных» факторов выступает в таких соревнованиях повышенная мотивация деятельности, приводящая к сверхответственности. Особенно ярко этот фактор сказывается в условиях ограничения выбора, т.е. в случаях, когда команде планируют жестко фиксированную цель — только первое место. В процессе достижения такой цели спортсмены как бы «подстраивают» все свои действия под нее. Вот почему их действия минимизируются — приобретают характер сверхрациональных, сверхнадежных и упрощенных: мотив «достижения успеха» заменяется мотивом «избежания неудачи». В этих условиях спортсмен начинает применять лишь те приемы, которые «срабатывают» наверняка, и исключает действия, связанные с риском. Исчезает поисковая, творческая направленность деятельности, и как итог такого упрощения рвутся наигранные связи в звеньях и линиях, «превращаясь» в индивидуальные, разрозненные действия. В понятие «опережающее отражение действительности», которое в этом случае затормаживается, входит и прогнозирование действий партнеров. Следовательно, нарушается важнейшее качество коллективности — взаимопонимание. Как яркие примеры, иллюстрирующие сказанное, можно привести две игры сборной СССР — со сборной США на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде (3:4), а также финальный матч нашей ледовой дружины со сборной Канады на Кубок Канады-81 (8:1). В обоих случаях проигравшие считались бесспорными фаворитами, и ни у специалистов, ни у болельщиков не было ни малейших сомнений в исходе обоих турниров. Такая безапелляционность, лишившая игроков альтернативы, легла на их психику тяжелейшим бременем. С другой стороны, соперники (в первом случае игроки сборной США, во втором — наши), раскрепощенные сознанием того, что они уже добились высокого результата (второго места) и есть возможность посягнуть даже на большее, показали вдохно-

 

венную игру, которая на фоне вялых действий соперников особенно контрастировала.

Так, в матче СССР — Канада за обладание «канадским трофеем» хозяева льда настолько «закрепостились», что начисто забыли о той «европеизированной» манере действий на льду, которая приносила им успех в предыдущих играх и о которой столь много «шумела» пресса: каждый делал лишь то, что сверхпрочно усвоил с детских лет, что проповедует классическая школа канадского хоккея. Практически в тот вечер из их арсенала «выпала» коллективная игра. Порвались, казалось бы, прочно наигранные связи между Гретцки, Дионном и Лефлером. Канадцы стали входить в нашу зону, не разыгрывая шайбу в средней, а чисто «по-канадски» — вбрасывая ее. Однако, анализируя этот момент, нельзя впадать в крайность и забывать о силе нашей сборной. После многократных побед над самыми что ни на есть «сливками» НХЛ советские хоккеисты стали для родоначальников хоккея сильнейшим стресс-фактором. Сложился этот стресс-фактор из трех составляющих, предвидеть которые канадцы не могли:

1.      Из поистине блистательной игры В. Третьяка.

2.  Из самоотверженности действий всех наших игроков( несмотря на усталость и травмы, советские спортсмены показали тогда настоящий советский хоккей — боевой и коллективный).

3.  Из верной тактики, разработанной тренерами нашей сборной и четко реализованной их питомцами.

Тактика того финального матча была акцентирована на рациональное построение игры (особенно в обороне) с непременным учетом того фактора, что канадские игроки постараются решить исход поединка в свою пользу уже в начале встречи. Были подобраны точные средства отражения такого штурма и обессиливания противника во второй половине матча. Превосходный результат того финала подтверждает: стратегию и тактику тренеры выбрали верно, а игроки воплотили умело.

Итак, понимая первопричину стресса в спортивной игре как ухудшение возможностей спортсмена к опережающему отражению возможных событий, следует назвать и действенное средство борьбы с ней: алгоритмизация деятельности. Продолжая пример с мчащимся в ночи автомобилем, представим себе, что этот автомобиль участвует в ралли. Так вот, у раллистов есть отработанное средство алгоритмизации деятельности, повышающее возможности предвидения. Сами они (раллисты) называют это средство «легендой». Это не что иное, как описание маршрута с указанием всех поворотов и опасностей, открывающее водителю возможность заранее планировать свои действия.

В хоккее такой алгоритмизацией выступа-

 
Library   44   Up


Contents

 

Home
 

ют точно подобранная тактика матча и адекватные индивидуальные задания игрокам, основанные на прогнозе будущих действий противника с учетом возможностей тех, кто получает задание. Чем правильнее оказывается выбранная тактика и чем точнее — задания игрокам, тем дальше тренер «отодвигает> стресс. Именно такое умение и продемонстрировали наставники нашей сборной в решающем матче второго розыгрыша Кубка Канады, а затем в поединках со сборными Чехословакии, Канады и Швеции на чемпионате мира и Европы в Хельсинки и Тампере.

Еще один выход из стрессовой ситуации — «сведение единиц информации в укрупненные блоки». Опережающее отражение действительности служит нам не само по себе, а для переработки поступающей в мозг информации. Именно для того и «заглядывают» в будущее, чтобы обеспечить временной задел на обдумывание возможной ситуации, на принятие решения и на выполнение «запрограммированных» действий. Однако как бы далеко вперед мы ни заглядывали, объем информации может оказаться столь большим, что усвоить его полностью человеку просто не по силам. Опять-таки создается стрессовая ситуация, следствием которой может стать неблагоприятное психическое состояние — стресс (чрезмерность числа единиц — бит — информации). Выйти из него помогает способность нашей психики к сведению бит в укрупненные блоки (структуры) — структурирование элементов информации, а также отвлечение от информации, несущественной на данный момент. Психика хоккеиста неспособна усвоить всю информацию, которая поступает в мозг игрока, находящегося на площадке (перемещения всех партнеров и противников, скорости и направления этих перемещений и т. п.), однако по этой причине игрок не оказывается во власти стресса, поскольку, с одной стороны, «отвлекается» от информации второстепенной, а с другой — обобщает элементы информации в блоки. Например, вратарь при выходе на него нападающего с шайбой концентрирует все внимание на действиях только этого нападающего и лишь ближайших партнеров владеющего шайбой. Действия других (и своих и чужих) игроков он воспринять в этот момент просто неспособен. Если он все же попытается происходящее на льду воспринимать и анализировать, то «раздробит» внимание, и ...

Вывод: предельная концентрация внимания на «узком фронте действий» (там, где участие данного игрока необходимо в интересах команды, а значит, и неминуемо) и есть средство вычленения «нужной» (каждому

 

конкретному участнику событий в конкретной точке площадки) информации. Опытный спортсмен, выходя на площадку, «не видит» болельщиков на трибунах, «не слышит> ни шум вообще ни тем более отдельных (иногда даже чрезмерно громких) реплик. Или. скажем, когда защитник, владея шайбой, начинает атаку, площадка для него делится как бы на закрытые и открытые зоны. И зон этих (куда входят — как элементы информации — все находящиеся и перемещающиеся свои и чужие игроки) может быть лишь одна-две. Например: слева — «закрытая» (та, где атака не пойдет), а справа — «открытая» (туда можно дать пас). Так все многообразие информации сводится лишь к двум укрупненным блокам — к двум альтернативам. Это и есть специальная способность игрока надежно действовать в стрессовой ситуации. Здесь объективно стрессовая ситуация не вызывает стресса. И наоборот, хотя бы частичная утрата такой способности, вызванная изменением состояния психики, может вызвать стресс (дезадаптацию) — неспособность действовать в сложных условиях. Отсюда — необходимость знания индивидуальных особенностей хоккеистов тренером и на основе этих знаний применение к каждому игроку сугубо индивидуальных мер в, казалось бы, одинаковых ситуациях. Сила психики у спортсменов неодинакова. Слабость нервной системы — не слабость спортсмена, а скорее повышенная чувствительность: то, что не почувствует спортсмен с «сильной» нервной системой, может служить значимым раздражителем для спортсмена со слабой нервной системой. Кстати, спортсмены со слабой, подвижной нервной системой быстрее входят в форму, зато и выходят из формы быстрее. В первых матчах длительных турниров такие хоккеисты показывают игру наивысшего класса, но до конца турнира на столь высокой ноте, как правило, не удерживаются. Спортсмены же с сильной нервной системой показывают все лучшее, присущее им, в ключевых матчах. Они позднее входят в форму, но более стабильны.

По-разному спортсмены с разными типами нервной системы реагируют на положительную оценку их деятельности: те, что с сильной нервной системой, — реже ошибаются при отрицательной оценке их игры, а хоккеисты со слабой нервной системой, наоборот, улучшают игру при положительной оценке. Результаты экспериментов, проведенных психологами, убеждают: «сильных» чаще критикуй, а «слабых» — оберегай от критики, чаще хвали. Тренеры, к сожалению, выполняют это правило далеко не всегда.

 
Library   45   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало