|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Результаты микроматчей звеньев хоккеистов сборной СССР
Примечание. В числителях — результаты микроматчей, в знаменателях — условные очки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ной СССР когда-либо доводилось участвовать. Так, например, в турнире «Кубок Канады»-76 напряженность матча составила в среднем 134 атаки, в «Кубке вызова»-79 — 131,7, а в «Кубке Канады»-81 — 140,9 атаки. Для сравнения: на чемпионатах мира последних лет этот показатель составлял в среднем 110 — 125 атак, в олимпийском турнире на площадках Лейк-Плэсида — 136,9 атак (данные Ю. В. Королева). Большинство команд (пожалуй, все, за исключением сборной Финляндии) были равны по классу, что подтверждает и коэффициент относительного превосходства (у нашей сборной он не поднимался выше 0,36, а в среднем составил только 0,03). В ряде матчей (таких, как первая игра СССР — Канада и вторые встречи нашей сборной с канадцами и с хоккеистами Чехословакии) соперники советских хоккеистов владели инициативой (см. показатели коэффициента превосходства в табл. 1). Эти данные подтверждают: победа сборной СССР в турнире была завоевана в труднейшей борьбе. Суммарные и средние показатели, приведенные в табл. 1 и 2, свидетельствуют: по общему числу эффективных, позиционных и эффективных позиционных атак, по общему числу бросков, попаданий шайбы в створ ворот и по числу добиваний шайбы, а также в эффективности атакующих и оборонительных действий сборная СССР уступила соперникам. Вместе с тем в таких наиболее важных пока- |
зателях игры, как общее число атак с хода и число эффективных атак с хода, преимущество было за нашими. Это преимущество и стало причиной более высокой результативности советских хоккеистов в бросках по воротам: сборная СССР 18 раз добивалась успеха в атаках с хода, в то время как соперники — только 4. Особенно ярко проявили себя наши ребята при игре в неравночисленных составах: за 88 мин действий в большинстве поразили ворота соперников 12 раз, а соперникам, имевшим против нас численный перевес в течение 92 мин, удавалось поражать ворота только дважды. Особого рассмотрения заслуживает игра вратарей. Средний коэффициент непробиваемости вратаря у советской сборной составил 91,1%, в то время как у соперников только 80,2%. Если же рассматривать индивидуальные показатели коэффициента непробиваемости стражей ворот (Третьяк играл все матчи, за исключением первого с командой Канады), то превосходство нашего голкипера будет еще выше. К тому же соперники бросали по воротам В. Третьяка (в абсолютных цифрах) чаще (особенно игроки команд ЧССР и Канады), чем наши хоккеисты — по их воротам. Анализ коэффициента непробиваемости вратарей убеждает: победы сборной СССР в матчах с основными соперниками и успех ее на турнире в целом были в значительной степени обусловлены высоким классом действий В. Третьяка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
|
||||
Таким образом, основными факторами победы сборной СССР в турнире «Кубок Канады»-81 были: 1. Высококлассная игра В. Третьяка. 2. Выбор правильных — с учетом особенностей игры конкретного соперника в каждом матче — тактических построений. 3. Надежные действия защитников (точные и своевременные передачи шайбы нападающим) при организации контратак и в атаках, позволившие сборной СССР чаще (по сравнению с соперниками) атаковать с хода, а также четкое завершение атак с хода. |
4. Тактическая грамотная, основанная на верном понимании замыслов друг друга партнерами и на четком взаимодействии хоккеистов при реализации задуманного, а также уверенные действия команды в численном большинстве и в меньшинстве. 5. Достаточно высокий уровень функциональной подготовленности хоккеистов. 6. Высокий волевой настрой и самоотверженность всех игроков и команды в целим, основанные на добротной психологической подготовленности. |
|||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА |
||||
А. С. Шагаев, кандидат педагогических наук |
||||
Стресс — неспособность организма к физической или психической адаптации, дезадаптация его вследствие неожиданно изменяющейся ситуации. Такое понятие стресса вытекает из основного положения теории деятельности — о неразрывности деятельности и психики. Анализируя это понятие, можно говорить о стрессовой ситуации *, создающейся в самой деятельности, и о стрессовом состоянии как об отражении стрессовой ситуации организмом, или (точнее, если говорить о психическом стрессе) его психикой. Первопричиной стресса служит неготовность человека к восприятию возникшей ситуации. Деятельность человека — а в данном случае специфическая деятельность хоккеистов — протекает в сложных быстро меняющихся условиях и потому наиболее успешна лишь тогда, когда спортсмен более или менее точно и с достаточным упреждением прогнозирует изменение ситуации как в пространстве, так и во времени. В основе успеха деятельности лежит механизм (процесс) опережающего отражения, когда на основе прошлого опыта удается достаточно точно предвидеть наступление вероятных будущих событий. Стрессовая ситуация — это условия спортивной деятельности, характеризующиеся невозможностью достаточно точного прогноза**. Это такая ситуация, когда психика хоккеиста не в состоянии переработать * См. О. В. Дашкевич. К вопросу о понятии стрессовой ситуации. Материалы всесоюзного симпозиума «Психический стресс в спорте». Пермь, 1973, с. 9 — 10. * Ю. Я. Киселев. О причине соревновательного эмоционального стресса. Там же, с. 17 — 18. |
поступающую в мозг информацию. Именно по названной причине эта ситуация характеризуется как неожиданностью, так и избыточностью поступающей информации. Как состояние организма стресс возникает в случаях, когда психика за счет приспособительных реакций (в частности, за счет фильтрации или структурирования информации) теряет способность компенсировать создавшиеся условия. Способность человека к опережающему отражению действительности можно сравнить с мысленных лучом прожектора, направленным в будущее, и проиллюстрировать таким примером. Представим: по ночной неосвещенной дороге мчится со скоростью 100 км/час автомобиль; фары освещают дорогу на 500 м вперед. На достаточно ровной дороге препятствия, возникающие по ходу движения, можно увидеть заранее и, приняв то или иное решение, преодолеть их. Стресс в этом случае не наступает, ибо водитель машины адаптирован к ситуации. Но если увеличить скорость вдвое (или — что равнозначно, — сохранив ту же скорость, ехать с ближним светом, дающим возможность видеть до-рогу впереди лишь на 20 м), то время на обработку информации и на принятие решения у управляющего автомобилем непременно сокращается. Вызовет ли это стресс, будет зависеть как от силы психики, так и от волевых качеств (иначе говоря, от индивидуальных особенностей характера) сидящего за рулем. Таким образом, можно подытожить; стресс не исключен в ситуации, в которой теряется возможность отражать действительность «с опережением». Более того, к стрессовой ситуации может привести даже частичная поте- |
|||
43 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |