При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
жение и столь же четко провести быструю контратаку. Как отмечает Ю. В. Королев [3], в учебно-тренировочном процессе ряда команд высшей лиги не учитывают особенности временной структуры игры. Смены в двусторонних тренировочных играх затягиваются до... 2,5 мин (!), а встречи идут почти без остановок. Такое несоответствие вызывает неадекватную реакцию функций. В практическом отношении большое значение имеют средние показатели, характеризующие двигательную активность хоккеистов разных игровых амплуа (см. табл. 3). Различия в показателях объема и интенсивности игровой деятельности для крайних и центральных нападающих незначительны. Однако можно отметить тенденцию к более «равной» игре у центральных нападающих: для них общая сумма "включений" в игру с разной интенсивностью составила в среднем 257, в то время как для крайних — 230, а для защитников — до 178. Цифры, характеризующие время работы с максимальной интенсивностью, у игроков атакующих линий выше, чем у обороняющихся, примерно на 1/3- Работу с большой интенсивностью в большем объеме тоже выполняют нападающие, хотя разница между этими показателями не столь существенна. С другой стороны, защитники больше времени работают в умеренном режиме, чаще простаивают. Итоги регистрации игровых действий хоккеистов свидетельствуют: эпизоды с максимальной и близкой к ней интенсивностью в соревнованиях команд высшей лиги составляют около 14% чистого времени игры, с большей — 24%, с умеренном — 60%, а простои — около 2%. Временная структура игровых действий в матчах с участием канадских профессионалов имеет немало существенных отличий, которые проявляются в увеличении общей продолжительности игры, «чистого» и общего времени |
игры за смену, а также в увеличении числа и длительности остановок игры. Эти отличия предполагают необходимость специальной подготовки наших игроков к таким матчам. Продолжительность напряженной деятельности игроков в одной смене предполагает значительное усиление гликолиза, поскольку емкость алактатного источника энергообеспечения слишком мала для работы такой продолжительности, а поступление кислорода не успевает достичь максимального. Однако, поскольку игрок выходит на площадку многократно, кумулятивный эффект этих выходов позволяет предположить: значительное участие в энергетическом обеспечении игровой деятельности принимает и аэробный процесс. Переменный характер игровой деятельности хоккеистов (когда кратковременные — эпизодические — усилия максимальной мощности перемежаются с периодами относительно умеренной активности) указывает на важность развития алактатных анаэробных способностей у хоккеистов. Полученные в результате исследования конкретные цифровые данные могут быть использованы для "целенаправленного планирования тренировочных нагрузок. ЛИТЕРАТУРА 1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., ФиС, 1978. 2. Колосков В. И. Исследование условий сохранения высокой игровой работоспособности в длительном соревновательном периоде. Дисс. канд. М., 1974. 3. Королев Ю. В. Тезисы к движению. «Футбол — Хоккей», 1979, № 14, с. 8 — 10. 4. Green H. Address by Mr. Green. — Master coaches planning seminar gnild JNN. Toronto, 1973. |
|||
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ |
||||
Г. Н. Козловский, преподаватель кафедры футбола и хоккея Московского областного института физкультуры |
||||
Рационально управлять тренировочным процессом хоккеиста невозможно, не располагая объективной информацией о степени подготовленности спортсмена. В хоккее чрезвычайно важна информация о скоростно-силовой подготовленности спортсменов, так как, по существу, вся соревновательная деятельность |
играющих в хоккей носит скоростно-силовой характер. До сих пор в практике хоккея для получения такой информации использовали различные тесты (прыжки вверх по системе Абалакова, пятискоки, приседания со штангой и др.), которые позволяли оценить, главным образом, |
|||
36 |
|
||||||||||||||||||
гощением у мастеров спорта значительно выше, чем у перворазрядников. Особенно велико превышение на статистически достоверную величину (Р < 0,01) в финальном усилии и при отягощении, равном 1 кг. Оно свидетельствует: о большем скоростном и скоростно-силовом потенциале высококвалифицированных хоккеистов, а также об их способности трансформировать этот потенциал в финальном усилии специфического движения; о том, что с увеличением отягощения на крюке скорость движения крюка падает (у хоккеистов обеих групп) как в начале, так и в конце амплитуды движения, в чем проявляется известная закономерность обратной взаимосвязи — с увеличением массы тела уменьшается скорость его движения. Однако в нашем примере снижение скорости на разных участках амплитуды и у хоккеистов разной квалификации неравнозначно. Наиболее резко скорость V1 снижается (в обеих группах в диапазоне отягощений 0,2 — 0,6 кг. Скорость V3 снижается по-разному: у высококвалифицированных хоккеистов — равномерно во всех диапазонах отягощений; у хоккеистов первого разряда — резко, и только в диапазоне 0,2 — 0,6 кг. Выраженное резкое снижение скорости V3 в диапазоне 0,2 — 0,6 кг у перворазрядников можно объяснить тем, что эти хоккеисты более адаптируются к весу 0,2 кг (примерно равному весу шайбы), а при увеличении веса отягощения втрое у них, видимо, нарушается координационная структура привычного движения, что приводит к резкому падению скорости (причем у менее квалифицированных хоккеистов — в большей степени). Таблица 2
Взаимосвязь скорости на начальном (Vx) и финальном (V3) участках амплитуды движения крюка клюшки с разным отягощением у хоккеистов разной квалификации
|
При рассмотрении взаимосвязи средней скорости на начальном (V1) и конечном (V3) участках амплитуды движения крюка клюшки с разными отягощениями (табл. 2) в группе высококвалифицированных хоккеистов какой-либо выраженной закономерности не обнаружено. Здесь наблюдалась слабая связь r = 0,47) при движении крюка без отягощения, а при отягощениях связи не было. Б группе хоккеистов первого разряда просматривалась определенная закономерность: с увеличением отягощения на крюке уменьшалась степень связи. В движении крюка без отягощения связь очень тесная (r = 0,98). Отсутствие взаимосвязи между показателями скорости на начальном и конечном участках амплитуды движения при разных отягощениях крюка свидетельствует о разных механизмах, лежащих в основе начала и конца движения, что требует дифференцированного подхода к совершенствованию этих механизмов. Развитие скорости начала движения очень важно при совершенствовании ведения, обводки и отбора шайбы, а совершенствование финального усилия — при бросках и ударах. Результаты проведенного исследования позволяют заключить: • 1. Разработанную нами методику можно использовать для объективной оценки специальной скоростной и скоростно-силовой подготовленности хоккеистов и для контроля за этими параметрами. 2. Скоростные и скороегно-силовые показатели в модельном (имитирующем бросок шайбы) движении у хоккеистов-мастеров значительно выше, чем у менее квалифицированных хоккеистов. Особенно велико превышение (и на статистически достоверную величину) показателей финального усилия, подтверждающее большее умение хоккеистов высокой квалификации реализовать скоростно-силовой потенциал в специфических движениях. 3. Показатели скорости начального и конечного участков амплитуды модельного движения при разных отягощениях крюка клюшки взаимосвязаны. В движениях с отягощенным крюком такой связи, как правило, пет. Значит, механизмы, лежащие в основе начала и конца движения, разные и требуют дифференцированного подхода к их совершенствованию. |
|||||||||||||||||
39 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |