|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Динамика показателей объема и интенсивности двигательной деятельности хоккеистов (по периодам и за игру в целом)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
чемпионатов мира и Европы, первенств СССР к матчей на Кубок страны значительных различий нет. Исключением можно считать серии матчей СССР — Канада (команды ВХА), отличающиеся более длительным общим временем игры. Увеличение общей продолжительности игры в этих матчах объясняется возрастанием числа и продолжительности пауз. Создается впечатление, что профессионалы не выдерживают высокого темпа игры с советской сборной и умышленно затягивают остановки по ходу встреч. X. Грин [4], изучая временную структуру игр канадских профессионалов в первенстве НХЛ, тоже подметил большое число остановок игры за смену (в среднем — 2,3±0,3) и определил среднюю длительность пауз (27,1±1,4 с). Общее время игры за смену |
составило 85,4±9,8 с при общей тенденции роста от периода к периоду. Исходя из данных табл. 1, можно сделать такой вывод: по временной структуре игры внутрисоюзных соревнований совпадают с играми на первенство мира и Европы. Подготовку к играм с профессиональными командами необходимо планировать специально. Детальный анализ объема и интенсивности игровых действий хоккеистов во внутренних соревнованиях представлен в табл. 2. Он показывает: при игре в 3 — 4 пятерки хоккеист за матч находится в работе в среднем 985±168 с. Число смен — 14,1±2,9. Как правило, игроки первой (ведущей) пятерки находятся на площадке значительно дольше, чем их коллеги из третьей и четвертой пятерок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Средние показатели двигательной активности у хоккеистов разных игровых амплуа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При планировании тренировочных нагрузок обязателен учет времени пребывания каждого игрока (с известными «допусками») на площадке. Как показали результаты исследований, проведенных в командах высшей лиги, «чистое» время игры за смену составляет на каждого хоккеиста около 70 с (в среднем). Аналогичные данные получил и В. И. Колосков [2], исследовавший временную структуру игр на первенствах мира, Европы и СССР. Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют: в матче общее число игровых моментов, проводимых с максимальной и большой интенсивностью, примерно равно сумме числа игровых моментов умеренной интенсивности и числа простоев. После каждого периода работы с максимальной или большой интенсивностью в течение 3 — 4 с следует переход к работе умеренно интенсивной (длительностью 5 — 6 с). Если рассматривать динамику показателей объема и интенсивности игровой деятельности по периодам игры, то почти все показатели меняются не существенно. Исключение составляют процент работы от чистого времени, сыгранного с максимальной интенсивностью, и процент работы от чистого времени, сыгранного с умеренной интенсивностью. Между |
этими показателями — обратная зависимость: снижение (с 19,6 до 16,6) процента работы от чистого времени, сыгранного с максимальной интенсивностью, сочетается с повышением (с 51,6 до 60,6) процента работы от чистого времени, сыгранного с умеренной интенсивностью, к концу игры (различия недостоверны: р<0,05). В ходе анализа временной структуры игры на основе записей при помощи самопишущего регистратора выявлены игровые отрезки, которые не прерывались остановками. В среднем такой отрезок составил около 40 с. У X. Грина, проводившего аналогичные исследования, итоговая цифра составила 39.7±8,3 с. Относительная частота игровых эпизодов определенной длительности (в % от общего числа), зафиксированных во время игр всесоюзного чемпионата и в розыгрыше Кубка СССР, составляет: до 5 с — 2,9; при 5 — 10 с — 9,1; 10 — 15 — 11,2; 15 — 20 — 9,3; 20 — 25 — 8,4; 25 — 30 — 6,8; 30 — 35 — 7,9; 35 — 40 — 6,3; 40 — 45 — 5,2; 45 — 50 — 4,1; 50 — 55 — 5,4; 55 — 60-2,8; 60-65 — 3,4; 65 — 70 — 2,4; 70 — 75 — 2,4; 75 — 277,5 — 13%. Большое число игровых отрезков продолжительностью от 10 до 20 с указывает на то, как важно уметь выиграть шайбу при вбрасывании, четко разыграть стандартное поло- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
|
||||
жение и столь же четко провести быструю контратаку. Как отмечает Ю. В. Королев [3], в учебно-тренировочном процессе ряда команд высшей лиги не учитывают особенности временной структуры игры. Смены в двусторонних тренировочных играх затягиваются до... 2,5 мин (!), а встречи идут почти без остановок. Такое несоответствие вызывает неадекватную реакцию функций. В практическом отношении большое значение имеют средние показатели, характеризующие двигательную активность хоккеистов разных игровых амплуа (см. табл. 3). Различия в показателях объема и интенсивности игровой деятельности для крайних и центральных нападающих незначительны. Однако можно отметить тенденцию к более «равной» игре у центральных нападающих: для них общая сумма "включений" в игру с разной интенсивностью составила в среднем 257, в то время как для крайних — 230, а для защитников — до 178. Цифры, характеризующие время работы с максимальной интенсивностью, у игроков атакующих линий выше, чем у обороняющихся, примерно на 1/3- Работу с большой интенсивностью в большем объеме тоже выполняют нападающие, хотя разница между этими показателями не столь существенна. С другой стороны, защитники больше времени работают в умеренном режиме, чаще простаивают. Итоги регистрации игровых действий хоккеистов свидетельствуют: эпизоды с максимальной и близкой к ней интенсивностью в соревнованиях команд высшей лиги составляют около 14% чистого времени игры, с большей — 24%, с умеренном — 60%, а простои — около 2%. Временная структура игровых действий в матчах с участием канадских профессионалов имеет немало существенных отличий, которые проявляются в увеличении общей продолжительности игры, «чистого» и общего времени |
игры за смену, а также в увеличении числа и длительности остановок игры. Эти отличия предполагают необходимость специальной подготовки наших игроков к таким матчам. Продолжительность напряженной деятельности игроков в одной смене предполагает значительное усиление гликолиза, поскольку емкость алактатного источника энергообеспечения слишком мала для работы такой продолжительности, а поступление кислорода не успевает достичь максимального. Однако, поскольку игрок выходит на площадку многократно, кумулятивный эффект этих выходов позволяет предположить: значительное участие в энергетическом обеспечении игровой деятельности принимает и аэробный процесс. Переменный характер игровой деятельности хоккеистов (когда кратковременные — эпизодические — усилия максимальной мощности перемежаются с периодами относительно умеренной активности) указывает на важность развития алактатных анаэробных способностей у хоккеистов. Полученные в результате исследования конкретные цифровые данные могут быть использованы для "целенаправленного планирования тренировочных нагрузок. ЛИТЕРАТУРА 1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., ФиС, 1978. 2. Колосков В. И. Исследование условий сохранения высокой игровой работоспособности в длительном соревновательном периоде. Дисс. канд. М., 1974. 3. Королев Ю. В. Тезисы к движению. «Футбол — Хоккей», 1979, № 14, с. 8 — 10. 4. Green H. Address by Mr. Green. — Master coaches planning seminar gnild JNN. Toronto, 1973. |
|||
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ |
||||
Г. Н. Козловский, преподаватель кафедры футбола и хоккея Московского областного института физкультуры |
||||
Рационально управлять тренировочным процессом хоккеиста невозможно, не располагая объективной информацией о степени подготовленности спортсмена. В хоккее чрезвычайно важна информация о скоростно-силовой подготовленности спортсменов, так как, по существу, вся соревновательная деятельность |
играющих в хоккей носит скоростно-силовой характер. До сих пор в практике хоккея для получения такой информации использовали различные тесты (прыжки вверх по системе Абалакова, пятискоки, приседания со штангой и др.), которые позволяли оценить, главным образом, |
|||
36 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |