Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

грамм, найти для каждой спортивной группы свой стиль.

Правилами соревнований можно было бы ориентировать спортсменов и хореографов-постановщиков, расширить творческий поиск: например, предложить составлять одно из обязательных упражнений на музыкальное произведение классического репертуара, а другое на современную эстрадную или народную музыку с использованием элементов характерного и народно-сценического танца. Первое стимулировало бы повышение класси-

 

ческой хореографической подготовки спортсменов, второе привело бы к появлению среди музыкальных акробатических композиций аналогий прекрасным программам фигуристов и гимнастов на музыку «Калинка», «Цыганочка» и других народных песен. Постоянное обогащение музыкальных композиций элементами классического, народного, эстрадного танцев, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию и прогрессу этого вида соревновательной программы.

 

 

СЛОВО БОЛГАРСКИМ КОЛЛЕГАМ


КОМПЬЮТЕР И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И СПОРТ

   
Я. Хаджиев, профессор, ректор
Болгарского института физической культуры, вице-президент
Международной федерации гимнастики
 

В настоящее время в Болгарии идет перестройка высшего образования. Ускоренными темпами переходит на современные рельсы и учебная работа в Институте физической культуры им. Г. Димитрова в Софии.

На данном этапе наш институт решает ответственную задачу по внедрению микрокомпьютерной техники в физическую культуру и спорт. Конкретная задача — обеспечить компьютерную грамотность всех студентов, без чего нельзя повысить уровень подготовки кадров.

Второй год в институте функционирует Центр по электронизации и компьютеризации. Все кафедры снабжены персональными компьютерами и периферийными устройствами (принтерами и плотерами), уже идет их реальная эксплуатация.

Сейчас главная задача в том, чтобы правильно определить основные направления внедрения новой техники и повысить эффективность учебной, научно-исследовательской, учебно-тренировочной и управленческой деятельности в физической культуре и спорте.

Объективные предпосылки эффективности внедрения персональных компьютеров в область физической культуры и спорта — их доступность и портативность. Это универсальные аппараты, выдающие информацию в виде текста, таблицы, фигуры, графика, картины, звука и др. С другой стороны, компьютеры

 

можно включать в состав различных комплексов для измерения, накопления данных, управления обучающими машинами, тренажерами и др.

Кому может помочь компьютер?

Спортсмену — чтобы получить объективное представление о своем функциональном состоянии, качестве выполнения спортивных движений, чтобы развивать и совершенствовать специфические двигательные и психофизические качества с помощью специальных обучающих, имитационных и тестирующих программ;

тренеру — чтобы располагать в каждый момент большой информационной библиотекой данных, следить за состоянием спортсменов, управлять тренировочным процессом на основе объектив­ ной информации, принимать управленческие решения в процессе самого соревнования на основе срочной информации;

научному работнику — чтобы проникнуть в глубину скрытых (интимных) закономерностей спортивных движений, моделировать и изучать явления на более высоком уровне, сохранять в памяти большой массив данных для сравнительного анализа, самому создавать программы — иными словами, чтобы его труд был действительно научно обоснованным.

В чем эта помощь?

Компьютер позволяет получить объективную информацию о психофизическом состоянии спортсмена (с помощью специальных программ для экспресс-обработ-

Library   87   Up


Contents

 

Home
 

ки входных данных). В этом случае компьютер определяет классификационную категорию спортсмена по данному критерию в соответствии с использованным тестом. Могут применяться также программы для моделирования и исследования восстановительных процессов, программы для исследования энергетического баланса спортсменов по циклам (суточный, недельный, месячный и т. д.), компьютерные методики для определения антропометрических и конституциональных особенностей спортсменов (например, общего и локального центров тяжести, длины конечностей, сечения грудной клетки и т. д.). Компьютер может и должен быть неразрывной частью любого аппаратурного комплекса для физиологических исследований в спорте, например, кардиореспираторной и др. систем организма. Компьютеры определяют соматические особенности тела человека, например морфологическую структуру тканей на основе данных веса, роста, мышечной массы, костной системы и др.

Компьютер может служить для обучения и развития специфических качеств спортсмена (с помощью специальных обучающих программ). Проблемные ситуации могут изучаться с применением стратегических игр и программ для создания игровой ситуации. Компьютеры позволяют оценивать и тренировать быстроту реакции в ответ на различные сигналы, а также способность принимать решения в нестандартных и экстремальных ситуациях.

Персональные компьютеры находят широкое применение в процессе самой тренировки. Компьютерные измерительные системы могут работать с очень высокой скоростью и в связи с этим являют-

 

ся мощным и надежным средством получения объективной информации. Компьютер управляет самыми разнообразными функциями тренажеров, изменяет тренировочную нагрузку в соответствии с заданной программой или с помощью принятого предварительно алгоритма, задает темп и ритм движений, следит за функциональным состоянием спортсмена.

Компьютер с успехом применяется для обработки результатов тренировки и соревнований, для чего необходимо создавать компьютерные системы для анализа спортивных движений на основе обработки фото-кино- и видеоматериалов, с выведением самой разнообразной информации в графическом, табличном или текстовом виде. В результате обработки накопленной информации в процессе различных измерений можно создать объективные модельные характеристики спортивного упражнения или другого явления, провести сравнительный анализ, определить качество выполнения.

Компьютеры уже находят все более широкое применение в учебно-воспитательном процессе, в подготовке кадров с высшим образованием в области физической культуры и спорта.

Все, что было упомянуто выше, — это главное, что находит отражение в занятиях по всем учебным предметам в нашем институте. Особенно это относится к специализации и всем формам повышения квалификации кадров. Важное место постепенно занимают программированные тесты для обучения и этапной оценки знаний студентов по всем предметам.

Наконец, компьютер работает в информационном аспекте для реализации функций управления и материально-технического обеспечения.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ
НАДЕЖНОСТИ ТЕСТОВ, ИЗМЕРЯЮЩИХ
ГИБКОСТЬ

   
М. Минева, главный ассистент
кафедры гимнастики, Высший институт физкультуры им. Георгия Димитрова,
София, НРБ
 

Для оценки качества гибкости в спортивной практике очень часто применяются контрольные упражнения (тесты).

Известны свыше 50 тестов, определяющих гибкость плечевых, тазобедренных суставов и позвоночника.

Согласно теории стандартизации тестов, практическому применению должна

 

предшествовать проверка их оправданности, надежности (воспроизводимости, достоверности) и объективности.

В спортивной науке и практике имеются данные для оценки надежности, т. е. степени совпадения результата при вторичном тестировании одних и тех же лиц в коротком интервале времени (В. Зациор-

Library   88   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало