Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

формации. Проведя предварительное обучение юных спортсменов и тестирование с целью выявления их максимальных текущих возможностей (средний показатель высоты «выкатывания» в серии из 10 отталкиваний), приступаем к основным тренировочным занятиям. Интенсивность выполнения упражнения устанавливается индивидуально каждому спортсмену: 90% от достигнутой в тестировании, путем передвижения по направляющей раме планки с тремя концевыми выключателями (6). Средний устанавливается на метку 90% интенсивности, два других разнесены на 5 см в разные стороны от среднего. Перед спортсменом установлено выносное табло с сигнальными лампами (1), каждая из которых загорается при соответствующем выкате тележки. Спортсмен прекращает выкатывание, как только два раза подряд не засветится лампа нижнего порога интенсивности. Преимущественное засвечивание ламп средней и повышенной интенсивности является признаком выхода на новый уровень подготовленности и соответственно сигналом предъявления повышенных требований к спортсмену. При этом планка с концевыми выключателями перемещается вдоль по раме и закрепляется таким образом, чтобы положение среднего выключателя соответствовало уровню средней интенсивности серии текущих попыток.

Исследования проходили в условиях лагерного сбора в мае — июне 1985 г. на базе ДЮСШ гороно Омска на 14 учебно-тренировочных занятиях. На двух из них прошло ознакомление с экспериментом, в третьем и 14-м проведено тестирование.

В педагогических контрольных испытаниях приняли участие 34 юные спортсменки 7 — 8 лет первого года обучения, разделенные на 3 примерно равноценные по подготовленности группы (таблица).

В эксперименте фиксировалось общее время 10 попыток, длительность 10 полетных фаз, длительность 10 опорных фаз, среднее значение усилия в 10 отталкиваниях, максимальное усилие в отталкивании.

 

 

Таблица

 

Группы

Кол-во обследованных

Характер упражнений

Эксперимен-
тальная (1)

11

На тренажере со срочной информацией

Эксперимен-
тальная (II)

11

На тренажере без срочной информации

Контрольная (III)

12

Без тренажера

 

Анализ результатов исследования выявил положительное влияние проведенных занятий во всех группах юных спортсменов. Однако эффект тренирующих воздействий был неравнозначен.

Если в I и II экспериментальных группах прыжок в длину с места вырос в среднем на 5,9 см (p < 0,001) и 7,7 см (p < 0,001) соответственно, то в контрольной лишь на 0,45 см (p > 0,5).

Общее время серии из 10 прыжков уменьшилось в I группе в среднем на 1,29 с (p < 0,001), во II — на 1,21 с (p < 0,001), а в контрольной — на 0,57 с (p < 0,01).

Общее время опорной фазы уменьшилось в среднем в I группе на 1,71 с (p < 0,001), во II группе — на 1,31 с (p <0,001), а в III группе — на 0,75 с (p < 0,001). При этом показательны изменения в силе отталкивания от опоры: в I группе среднее значение усилия возросло на 38 кГ (p < 0,001), во II группе — на 47 кГ (p < 0,001), а в III группе — на 15 кГ (p < 0,05).

Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют об эффективности изложенной методики развития прыгучести. Применение срочной информации не дало положительного эффекта.

 

 

АКРОБАТИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ
КОМПОЗИЦИИ

   
Р. Г. Гальпер, хореограф, г. Кишинев
 

Современная спортивная акробатика — один из наиболее красочных и зрелищных видов спорта. Таким его сделало

 

введение в программу соревнований музыкальных композиций. Сегодня это сплав сложных, рискованных акробатических

Library   84   Up


Contents

 

Home
 

элементов с хореографией и музыкальным сопровождением. В настоящей статье речь пойдет о хореографическом компоненте музыкальных композиций.

Смысл определения «хореографическая подготовка спортсменов-акробатов» сейчас стал значительно шире, чем прежде, и охватывает помимо работы над элементами собственно хореографии отработку элементов художественной и спортивной гимнастики: волн, взмахов, упражнений на расслабление, равновесий, прыжков и др. Таким образом, под хореографической подготовкой акробатов понимается вся система упражнений и методов воздействия, направленных на формирование у них двигательной культуры.

Обилие и разнообразие средств и методов хореографической подготовки дает возможность развивать гибкость, координацию движений, мышечно-суставной аппарат спортсменов. Проведение занятий фронтальным методом повышает уровень тренировочной нагрузки: интенсивное воздействие на сердечно-сосудистую систему (особенно при выполнении различных прыжков и прыжковых соединений) способствует развитию выносливости.

В тесной связи с физической осуществляется техническая подготовка (освоение различных прыжков, равновесий, поворотов и т. п.) и повышается выразительность движений. Последнее достигается путем соответствующей постановки каждого движения, начиная с самого элементарного.

В связи с тем что двигательная деятельность в акробатике специфична, элементы классического и народного танца претерпевают существенные адаптивные изменения. В частности, обязательное условие выполнения классического экзерсиса у опоры и на середине у артистов балета — так называемая выворотность ног. Движения выполняются строго по I, II, IV и V позициям ног (III позиция считается вспомогательной и уже в начальных классах хореографического училища по мере освоения V позиции не применяется). Добиваться такой выворотности в акробатике, как и в спортивной гимнастике, не только нецелесообразно, но и вредно, так как многие прыжки, парные и групповые акробатические элементы требуют параллельной постановки стоп. В связи с этим большинство элементов классического танца выполняется акробатами в невыворотных позициях (стопы развернуты под углом 150°), за исключением тех упражнений, где выворотность необходима (например, полуприседы, приседы).

 

Выполняемые хореографические упражнения руками, соответствующие классическим канонам, чередуются с гимнастическими движениями (руки прямые, пальцы вытянуты).

Хореографами-постановщиками уже накоплен определенный опыт составления музыкальных композиций в парногрупповых видах спортивной акробатики. Методика их составления принципиально не отличается от методики составления, например, вольных упражнений в спортивной гимнастике, комбинаций в художественной гимнастике или фигурном катании. Однако как в спортивной, так и в художественной гимнастике подбор музыкального произведения и составление упражнений осуществляется для одного человека. В спортивной же акробатике упражнение выполняют одновременно несколько человек, и это определяет специфику методики составления соревновательных программ.

В настоящее время выделяют 3 типа соревновательных комбинаций с музыкальным сопровождением:

1)  «спортизированная» композиция — соединение элементов парногрупповой и индивидуальной акробатики с использованием движений основной гимнастики, традиционных поз, поворотов, различных положений рук, ног, головы и движений ими;

2)     содержательная композиция — с обязательным применением элементов хореографии и танцевальных движений и раскрытием смыслового содержания;

3)    сюжетная композиция — маленькая пьеса с персонажами*.

Акробаты высокого класса обладают большим запасом движений, замечательной техникой выполнения сложных акробатических, танцевальных и хореографических элементов. К сожалению, многие из них искренне считают, что чем больше они «накрутят» сложных акробатических элементов и эффектных танцевальных «па», тем большим будет успех. Такое понимание неправильно. За обилием сложных элементов не видно самого спортсмена с его выразительными движениями, жестами, мимикой и т. п.

Очевидно, соревновательные упражнения в парногрупповой акробатике называются музыкальными композициями потому, что в них необходимо выразить человеческие переживания, заключенные в музыкальном произведении. Но передать содержание композиции, характер-


* Соколов Г. Я. Музыкальные композиции — какими им быть? Сб. «Гимнастика». М.: ФиС, 1981, вып. 2, с. 53.

 
Library   85   Up


Contents

 

Home
 

ный музыкальный рисунок одной «голой» техникой невозможно. Необходимо владеть «внутренней» техникой. Это понятие в драматургии включает в себя умение управлять своими чувствами и мыслями, умение наполнять ими движения, жесты и позы.

Согласно теории искусства сюжетная композиция — это как бы маленькая пьеса с персонажами. Если в содержательной композиции все участники как бы на одно лицо и создают единый эмоциональный настрой, то в сюжетной композиции каждый участник должен проявить индивидуальный характер, свой внутренний мир.

Выявить этот внутренний мир исполнителя, его мысли, чувства и призвана сюжетная композиция.

Согласно требованиям правил соревнований в музыкальной композиции желательна смена ритма, темпа. Поэтому подобрать одно музыкальное произведение для всей композиции не всегда удается и возникает необходимость компоновать отдельные музыкальные отрывки. При этом надо руководствоваться определенными правилами.

Рискованно использовать для музыкального сопровождения известные классические произведения, особенно те, на которые поставлены всем известные балетные спектакли. Это могут позволить себе только спортсмены очень высокого класса и под руководством грамотного специалиста-хореографа. Но и в этом случае маловероятно удачное исполнение, например, композиции под «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского или «Умирающий лебедь» Сен-Санса.

Подбор музыкального произведения зависит от вида акробатики, который диктует и содержание композиции, и средства выражения. Например, лирическая музыка в смешанной и в женской паре потребует различных средств и приемов для своего выражения. Многое зависит и от возраста исполнителей. Одно и то же музыкальное произведение, например, по-разному могут выразить девушки 13 — 14 и 19 — 20 лет, отчего известную трудность представляет составление музыкальных композиций в парных упражнениях для партнеров разного возраста.

Большое значение имеет не только какой и как выполняется элемент, но и кто его выполняет. Поэтому необходимо учитывать морфологические особенности партнеров.

Музыкальные композиции составляют с учетом: правил соревнований, требующих включать элементы и соединения определенной спортивно-технической труд-

 

ности; закономерностей, определяющих эмоциональное воздействие на зрителей и судей, оценивающих упражнения; подготовленности исполнителя; тенденций в развитии акробатики. В правилах предусмотрен минимум трудных элементов и соединений, соответствующих программе того или иного спортивного разряда, а также имеются общие указания о включении в упражнения элементов, требующих от исполнителей проявления определенных качеств (гибкости, прыгучести, баланса и т. д.), о продолжительности комбинации, об использовании всей площадки при передвижениях во время исполнения.

В музыкальную композицию необходимо включать помимо парных сложных, оригинальных элементов и соединений (групповых) индивидуальные элементы акробатического и танцевального характера. В упражнении должны быть разнообразные элементы, подчеркивающие разностороннюю подготовку спортсмена.

Надо стараться, чтобы музыкальная композиция была оригинальной, чтобы в ней ярко проявились индивидуальные особенности каждого акробата.

Следует особо отметить общие тенденции последних 2 — 3 лет в составлении музыкальных композиций. К сожалению, эстрадное направление, занявшее доминирующие позиции, привело и к ряду негативных явлений. В ряде случаев безликим выглядит музыкальное сопровождение, часто выдергиваются фрагменты из неинтересных программ ансамблей, где отсутствуют тематическое содержание, идея, мысль. Разумеется, о выразительных средствах при составлении композиций под музыку такого рода и речи быть не может. Композиции эти представляют собой конгломерат хаотично подобранных ритмических движений при отсутствии смысловой нагрузки. К тому же и фонограммы порой смонтированы неграмотно: отдельные фрагменты не согласуются ни по тональности, ни по ритмическому рисунку, ни по звучанию. Виною тут не сам стиль «модерн», отвечающий духу времени, высокому накалу страстей, присущему искусству конца XX века, а недостаточная профессиональная подготовленность постановщиков и низкая хореографическая культура исполнителей.

Прекрасный эстрадно-спортивный номер (шуточная композиция) в исполнении смешанной пары Н. Миллер — Е. Марченко нашел путь к сердцам зрителей.

Думается, именно сюжетные композиции должны стать доминирующими: это позволит разнообразить арсенал про-

 
Library   86   Up


Contents

 

Home
 

грамм, найти для каждой спортивной группы свой стиль.

Правилами соревнований можно было бы ориентировать спортсменов и хореографов-постановщиков, расширить творческий поиск: например, предложить составлять одно из обязательных упражнений на музыкальное произведение классического репертуара, а другое на современную эстрадную или народную музыку с использованием элементов характерного и народно-сценического танца. Первое стимулировало бы повышение класси-

 

ческой хореографической подготовки спортсменов, второе привело бы к появлению среди музыкальных акробатических композиций аналогий прекрасным программам фигуристов и гимнастов на музыку «Калинка», «Цыганочка» и других народных песен. Постоянное обогащение музыкальных композиций элементами классического, народного, эстрадного танцев, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию и прогрессу этого вида соревновательной программы.

 

 

СЛОВО БОЛГАРСКИМ КОЛЛЕГАМ


КОМПЬЮТЕР И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И СПОРТ

   
Я. Хаджиев, профессор, ректор
Болгарского института физической культуры, вице-президент
Международной федерации гимнастики
 

В настоящее время в Болгарии идет перестройка высшего образования. Ускоренными темпами переходит на современные рельсы и учебная работа в Институте физической культуры им. Г. Димитрова в Софии.

На данном этапе наш институт решает ответственную задачу по внедрению микрокомпьютерной техники в физическую культуру и спорт. Конкретная задача — обеспечить компьютерную грамотность всех студентов, без чего нельзя повысить уровень подготовки кадров.

Второй год в институте функционирует Центр по электронизации и компьютеризации. Все кафедры снабжены персональными компьютерами и периферийными устройствами (принтерами и плотерами), уже идет их реальная эксплуатация.

Сейчас главная задача в том, чтобы правильно определить основные направления внедрения новой техники и повысить эффективность учебной, научно-исследовательской, учебно-тренировочной и управленческой деятельности в физической культуре и спорте.

Объективные предпосылки эффективности внедрения персональных компьютеров в область физической культуры и спорта — их доступность и портативность. Это универсальные аппараты, выдающие информацию в виде текста, таблицы, фигуры, графика, картины, звука и др. С другой стороны, компьютеры

 

можно включать в состав различных комплексов для измерения, накопления данных, управления обучающими машинами, тренажерами и др.

Кому может помочь компьютер?

Спортсмену — чтобы получить объективное представление о своем функциональном состоянии, качестве выполнения спортивных движений, чтобы развивать и совершенствовать специфические двигательные и психофизические качества с помощью специальных обучающих, имитационных и тестирующих программ;

тренеру — чтобы располагать в каждый момент большой информационной библиотекой данных, следить за состоянием спортсменов, управлять тренировочным процессом на основе объектив­ ной информации, принимать управленческие решения в процессе самого соревнования на основе срочной информации;

научному работнику — чтобы проникнуть в глубину скрытых (интимных) закономерностей спортивных движений, моделировать и изучать явления на более высоком уровне, сохранять в памяти большой массив данных для сравнительного анализа, самому создавать программы — иными словами, чтобы его труд был действительно научно обоснованным.

В чем эта помощь?

Компьютер позволяет получить объективную информацию о психофизическом состоянии спортсмена (с помощью специальных программ для экспресс-обработ-

Library   87   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало