|
формации. Проведя предварительное обучение юных спортсменов и тестирование с целью выявления их максимальных текущих возможностей (средний показатель высоты «выкатывания» в серии из 10 отталкиваний), приступаем к основным тренировочным занятиям. Интенсивность выполнения упражнения устанавливается индивидуально каждому спортсмену: 90% от достигнутой в тестировании, путем передвижения по направляющей раме планки с тремя концевыми выключателями (6). Средний устанавливается на метку 90% интенсивности, два других разнесены на 5 см в разные стороны от среднего. Перед спортсменом установлено выносное табло с сигнальными лампами (1), каждая из которых загорается при соответствующем выкате тележки. Спортсмен прекращает выкатывание, как только два раза подряд не засветится лампа нижнего порога интенсивности. Преимущественное засвечивание ламп средней и повышенной интенсивности является признаком выхода на новый уровень подготовленности и соответственно сигналом предъявления повышенных требований к спортсмену. При этом планка с концевыми выключателями перемещается вдоль по раме и закрепляется таким образом, чтобы положение среднего выключателя соответствовало уровню средней интенсивности серии текущих попыток.
Исследования проходили в условиях лагерного сбора в мае — июне 1985 г. на базе ДЮСШ гороно Омска на 14 учебно-тренировочных занятиях. На двух из них прошло ознакомление с экспериментом, в третьем и 14-м проведено тестирование.
В педагогических контрольных испытаниях приняли участие 34 юные спортсменки 7 — 8 лет первого года обучения, разделенные на 3 примерно равноценные по подготовленности группы (таблица).
В эксперименте фиксировалось общее время 10 попыток, длительность 10 полетных фаз, длительность 10 опорных фаз, среднее значение усилия в 10 отталкиваниях, максимальное усилие в отталкивании.
|
|
Таблица
Группы
|
Кол-во обследованных
|
Характер упражнений
|
Эксперимен-
тальная (1)
|
11
|
На тренажере со срочной информацией
|
Эксперимен-
тальная (II)
|
11
|
На тренажере без срочной информации
|
Контрольная (III)
|
12
|
Без тренажера
|
Анализ результатов исследования выявил положительное влияние проведенных занятий во всех группах юных спортсменов. Однако эффект тренирующих воздействий был неравнозначен.
Если в I и II экспериментальных группах прыжок в длину с места вырос в среднем на 5,9 см (p < 0,001) и 7,7 см (p < 0,001) соответственно, то в контрольной лишь на 0,45 см (p > 0,5).
Общее время серии из 10 прыжков уменьшилось в I группе в среднем на 1,29 с (p < 0,001), во II — на 1,21 с (p < 0,001), а в контрольной — на 0,57 с (p < 0,01).
Общее время опорной фазы уменьшилось в среднем в I группе на 1,71 с (p < 0,001), во II группе — на 1,31 с (p <0,001), а в III группе — на 0,75 с (p < 0,001). При этом показательны изменения в силе отталкивания от опоры: в I группе среднее значение усилия возросло на 38 кГ (p < 0,001), во II группе — на 47 кГ (p < 0,001), а в III группе — на 15 кГ (p < 0,05).
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют об эффективности изложенной методики развития прыгучести. Применение срочной информации не дало положительного эффекта.
|
|