Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

длительности упражнений болгарских гимнасток по сравнению с советскими не подтвердилась, поскольку достоверные различия между ними отсутствуют. В целом советские гимнастки имели композиции длительностью от 1 мин 6 с до 1 мин 26 с, а болгарские — от 1 мин 11 с до 1 мин 26 с.

5.   Равномерность распределения трудных элементов в упражнении может быть оценена величиной среднего квадратического отклонения временных отрезков между трудными элементами. Достоверные различия этого показателя у советских и болгарских гимнасток отсутствуют.

6.  В результате анализа взаимосвязи рассмотренных показателей с соревновательным результатом следует на первый взгляд парадоксальный вывод о том, что у сильнейших гимнасток мира ни количество трудных элементов в упражнении, ни время их исполнения, ни равномерность распределения, ни длительность композиции не оказывают существенного влияния на судейскую оценку, хотя, судя по величинам коэффициента вариации, имеют значительные индивидуальные колебания. Информативным по отношению к соревновательному результату оказался лишь показатель насыщенности композиции трудными элементами (процент времени исполнения трудных элементов). Он равняется = —0,35. Таким образом, чем больше доля трудных элементов в композиции, тем ниже соревновательный результат.

Это объясняется, видимо, большей вероятностью ошибаться при выполнении сложных элементов, снижением стабильности выступлений, недостатком времени для совершенствования и демонстрации в процессе выступлений художественных достоинств исполнения вследствие перегруженности композиции трудными элементами.

 

7. Значения коэффициента вариации, рассчитанные для исследуемых показателей, свидетельствуют о значительном разбросе параметров композиций сильнейших гимнасток мира. С одной стороны, этот факт подтверждает неконкретность сформулированных в международных правилах соревнований требований к основным ее параметрам, допускающих столь большие расхождения в основных параметрах соревновательной деятельности, с другой - -возможность достижения высокого результата различными путями, соответствующими индивидуальным особенностям гимнасток.

Резюмируя результаты проведенного исследования, необходимо обратить особое внимание на то. что достоверных различий между советскими и болгарскими гимнастками по большинству приведенных выше параметров соревновательной деятельности, оговоренных в международных правилах судейства соревнований, не обнаружено. В то же время соревновательные результаты болгарских гимнасток в целом выше по сравнению с советскими. Возникает закономерный вопрос: чем это объяснить, разумеется, в тех случаях, когда нет явных технических ошибок, потерь предмета?

В качестве ответа на поставленный вопрос можно выдвинуть две гипотезы:

—   недостатки судейства, которые возможны вследствие несовершенства привил соревнований;

—  существование других факторов соревновательной деятельности (например, выразительность, оригинальность и т. п.), по которым имеются достоверные различия между гимнастками СССР и НРБ. Последнее обстоятельство требует проведения аналогичного сравнительного анализа по ряду других показателей соревновательной деятельности сильнейших советских и болгарских гимнасток.

 

 

АКРОБАТИКА


ОБУЧЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ ВЫСШЕЙ И РЕКОРДНОЙ СЛОЖНОСТИ

   
В. Н. Курысь, доцент, В. А. Скакун, заслуженный тренер СССР,
Ставрополь
 

Быстрый рост мастерства акробатов-прыгунов Болгарии, Польши, США, Китая требует от ведущих спортсменов нашей

 

страны таких соревновательных программ с прыжками высшей и рекордной сложности, с высоким классом исполнения.

Library   75   Up


Contents

 

Home
 

которые обеспечивали бы несомненное удержание лидирующих позиций в престижных международных соревнованиях. Возможен постоянный рост сложности и высший класс исполнения акробатических прыжков только при обязательном применении в учебно-тренировочном процессе высокоэффективной методики обучения, основанной на формировании прочных помехоустойчивых двигательных навыков. Такая методика разработана в Ставропольском центре подготовки акробатов-прыгунов высокого класса. Под упражнением высшей сложности мы понимаем прыжки со сложнейшей координацией движений, выполняемые ограниченным числом исполнителей, а под рекордным — еще более сложный прыжок, доступный только его автору. Показателем же рекордности могут быть количество сальто, выполненных в одном прыжке, поворотов вокруг продольной оси, усложненная форма динамической осанки.

При разработке методики обучения мы руководствовались положением о том, что современные методологические основы обучения упражнениям в видах спорта со сложнокоординационной двигательной деятельностью, а также существующие представления об управляемости процесса обучения соответствующим упражнениям (в частности, акробатическим прыжкам) предполагают в качестве одного из важнейших компонентов системную тренажерную подготовку. Конечно, мы опирались на богатый методический опыт ставропольских специалистов.

Отличительной особенностью нашего подхода к обучению прыжкам высшей и рекордной сложности является реализация сформулированных нами принципов:

1.  Опережающей сложности упражнений, выполняемых в облегченных условиях.

2.  Усложненных условий выполнения учебных заданий.

Принцип опережающей сложности заключается в подборе и выполнении в облегченных (преимущественно тренажерных) условиях упражнений повышенной относительно изучаемого упражнения сложности, родственной, а также других структурных групп. При этом подобранные упражнения отличаются от целевого изучаемого прыжка усложнением за счет количества оборотов в сальто, поворотов вокруг продольной оси или формой динамической осанки. Основная направленность такого подхода заключается в создании избыточного запаса технической и частично физической подготовленности прыгуна. При этом программа обучения строилась по принципу «от мак-

 

симально облегченных условий выполнения учебных заданий до возможно более близких к стандартным».

Помимо отмеченного упражнениями опережающей сложности создаются, на наш взгляд, реальные предпосылки для последующего овладения прыжками рекордного характера, применявшимися ранее в качестве упражнений опережающей сложности. Здесь же преодолевается психологический барьер сложности. Таким образом, упражнения опережающей сложности позволяют решать так называемые стратегические задачи по дальнейшему внедрению их в соревновательные программы. Другими словами, будущие прыжки рекордного характера должны как бы вытекать из упражнений опережающей сложности.

При планировании учебно-тренировочного процесса и непосредственном обучении возможно применение четырех вариантов усложнения учебных упражнений.

Вариант одноструктурного наполнения предполагает опережение сложности изучаемого прыжка путем увеличения в учебном упражнении количества оборотов в сальто, если основным признаком сложности являлось количество оборотов в нем, и путем увеличения количества поворотов вокруг продольной оси, если основным признаком сложности целевого прыжка являлось количество поворотов вокруг продольной оси. Например, при разучивании тройного сальто в группировке в качестве упражнения опережающей сложности применялось четверное сальто.

Вариант разноструктурного наполнения предполагает опережение сложности изучаемого прыжка в сальтовой структурной группе (без пируэтов) путем введения поворотов вокруг продольной оси в тот или иной оборот в сальто либо путем увеличения количества оборотов в сальто, если изучаемый прыжок относится к пируэтной или комбинированной структурной группе упражнений. Например, при разучивании тройного сальто согнувшись в качестве одного из упражнений опережающей сложности нами применялось тройное сальто согнувшись с поворотом в третьем на 360°, а при обучении двойному сальто прогнувшись с двойным пируэтом во втором применялось тройное сальто прогнувшись с пируэтом в третьем.

Вариант усложнения формы динамической осанки содержит как выборочное усложнение формы одного из оборотов кратного сальто, так и формы всего сальто в целом. Например, при обучении тройному сальто в группировке в качестве

 
Library   76   Up


Contents

 

Home
 

упражнения опережающей сложности применялось тройное сальто согнувшись.

Вариант комплексного наполнения заключается в одновременном увеличении количества оборотов в сальто и пируэтов, а также в избирательном усложнении формы динамической осанки в различных по порядку выполнения оборотах двойных, тройных и четверных сальто. Например, при обучении тройному сальто в группировке выполнялось тройное сальто, первое из которых с пируэтом, второе согнувшись, третье в группировке. Реализация принципа опережающей сложности предполагает применение комплекса снарядов, тренажеров и приспособлений, ряд которых приведен в одной из наших работ*. Следует подчеркнуть, что принцип опережающей сложности по своей сути ни в коей мере не противоречит дидактическому правилу «от простого к сложному» и представляет собой вариант его современной трактовки: «от выполнения упражнений опережающей сложности в облегченных условиях до выполнения изучаемого прыжка на стандартной дорожке».

Принцип усложнения условий выполнения учебных заданий при обучении акробатическим прыжкам высшей и рекордной сложности заключается в выполнении базовых, а также изучаемых упражнений в условиях, затрудняющих их высококачественное выполнение, но не вызывающих негативные изменения в технике этих упражнений. Реализация этого принципа позволяет, на наш взгляд:

—  совершенствовать фундаментальную основу техники выполнения базовых для разучиваемого прыжка упражнений;

—  повышать уровень специальной физической подготовленности прыгунов средствами специализированных, а в нашем случае — базовых упражнений.

В качестве базовых упражнений нами применялись прыжки, создающие техническую основу для овладения целевым. Реализация принципа усложненных условий предполагает применение ряда вариантов выполнения учебных заданий:

1)   дозированное возвышение места приземления при выполнении сальто: на дорожке (резиновой, рессорной тренажерной, стандартной); с трамплина с универсальным .поясом на веревочных подвесах с помощью тренера; с батута самостоятельно; с поясом на упругих подвесах;

2)   наклонную («в гору») акробатическую дорожку;

3)   уменьшение длины разбега при


* Сб. « Гимнастика». — М.: ФиС, 1983, вып. 1, с. 56—60.

 

выполнении базовых упражнений в комбинациях;

4)   выполнение с разбега или с места базовых и целевого упражнений в специальных учебных комбинациях после: серии фляков; сочетания темповых сальто и фляков; серии темповых сальто;

5)   уменьшение помощи, осуществляемой тренером при отталкивании обучаемого на сальто;

6)   замена помощи страховкой;

7)   дозированные отягощения (грузом).

Применение первого варианта требует особого пояснения. Подбор начальной высоты возвышения для приземления осуществляется эмпирическим путем. Главным условием решения учебной задачи является качественное приземление с обусловленной гимнастическим стилем позой. Каждая последующая высота возвышения подбирается с учетом стимулирования обучаемого в достижении стабильности классической позы приземления в многократных повторениях. При этом недопустимо завышение места приземления, форсирование высоты, приводящее к некачественному приземлению (с касанием опоры коленями, руками или телом). В этом случае техника базовых упражнений не только не совершенствуется, но и подвергается негативным изменениям.

Наклонная акробатическая дорожка «в гору» применяется для выполнения учебных комбинаций и требует от обучаемых мобилизации для выполнения заданной комбинации с необходимой для стандартных условий скоростью, а в целом на достаточном энергетическом уровне. Это, в свою очередь, способствует росту необходимых физических качеств.

Уменьшение длины разбега предъявляет обучаемому повышенные требования по энергетическому обеспечению движений при выполнении базовых упражнений, а при целевой установке на высококачественное выполнение оказывает, на наш взгляд, эффективное воздействие на рост скоростно-силовых качеств прыгуна. Выполнение базовых, а также изучаемых прыжков в специальных учебных комбинациях тоже ставит обучаемого в условии дефицита энергии и требует мобилизации дополнительных усилий для эффективного выполнения сложного сальто. Наряду с этим сложность базового или изучаемого прыжка требует высококачественного выполнения разгонных элементов комбинации, что также положительно влияет на совершенствование их техники.

Постепенное снижение помощи тренером обучаемому идет путем уменьшения силы тяги за веревки подвесов пояса

 
Library   77   Up


Contents

 

Home
 

в различные моменты выполнения прыжка: при отталкивании, при переходе с оборота на оборот в кратных сальто, при приземлении и т. д., с постепенным предоставлением прыгуну возможности самостоятельно решать двигательную задачу. Такой же подход осуществляется в приеме подталкивания обучаемого при взлете. При этом помощь постепенно уменьшается и заменяется страховкой, а в конечном счете и ее исключают.

С целью усложнения условий выполнения учебных заданий применяют отягощения дозированным грузом, располагаемым на запястьях, голенях, а также верхней части туловища обучаемого. Начальный вес подбирается эмпирическим путем. Важным условием подбора величины отягощения является его стимулирующее воздействие на рост скоростно-силовых качеств. При этом не допускается превышение веса отягощения, которое может привести к негативным изменениям в технике прыжков (что определятся на основе экспертной оценки тренера и ощущений обучаемого).

Опытным путем было определено, что на каждом из трех известных в теории и практике этапов обучения прыжку применялось от 3 до 7 наименований как упражнений опережающей сложности, так и заданий, выполняемых в усложненных условиях.

Следует особо подчеркнуть, что перечисленные способы усложнения условий выполнения учебных заданий можно применять как в отдельности, так и в различных сочетаниях между собой, а также в совокупности с упражнениями опережающей сложности.

Обучение акробатическим прыжкам высшей и рекордной сложности проводит ся в три этапа. На первом этапе решаются задачи осознания прыгуном логической структуры действий, создания двигательного представления о разучиваемом прыжке, и в частности о динамической осанке, главных и корректирующих управляющих движениях в безопорном положении. Конечной целью этапа является создание у обучаемого прочного двигательного представления о новом прыжке в тренажерных условиях и достижение определенного уровня специализированной акробатической подготовленности путем выполнения запланированных упражнений опережающей сложности и учебных заданий в усложненных условиях. На втором

 

этапе решаются задачи овладения техникой прыжка с использованием различных тренажеров, с реализацией принципов опережающей сложности и усложненных условий выполнения учебных заданий. Конечной целью второго этапа обучения является достижение обучаемым умения выполнять целевой прыжок самостоятельно в облегченных условиях и с помощью тренера в стандартных условиях.

На третьем этапе осуществляется совершенствование техники прыжка, стабилизация его выполнения спортсменом. Этот процесс идет на фоне продолжения реализации принципов опережающей сложности и усложненных условий выполнения учебных заданий. Конечной целью третьего этапа обучения является достижение стабильности самостоятельного выполнения разучиваемого упражнения в стандартных соревновательных условиях.

Следует особо подчеркнуть значение имитации как эффективного средства создания двигательного представления о прыжке. Имитационные упражнения выполняются чаще всего лежа или стоя на полу или в простейших тренажерах. Имитируются управляющие движения при принятии динамической осанки изучаемого сальто; удержание динамической осанки в полете; управляющие движения комбинированного вращения в полете; движения завершения полета и принятие позы устойчивого приземления. Длительность имитационных действий по возможности приближается к реальной. Детальное содержание процесса обучения прыжкам высшей и рекордной сложности представляется в виде программ обучения. Основными их структурными составляющими являются этапы обучения, частные задачи обучения, учебные задания и условия выполнения учебных заданий, основанные на применении комплекса снарядов, тренажеров, приспособлений. Эффективным подспорьем реализации программ обучения являются методические пояснительные записки к каждой из них> или методические указания.

В завершение статьи следует сказать, что предлагаемая методика обучения в процессе разработки и совершенствования прошла достаточное испытание временем, лежит в основе учебно-тренировочного процесса Ставропольского центра спортивной акробатики, достижения воспитанников которого не нуждаются в комментариях.

 
Library   78   Up


Contents

 

Home
 

Программа
обучения тройному сальто в группировке

 

Этапы обучения

Учебные задания

Тренажеры, снаряды, приспособления


1-й этап
 

1. Создание двигательного представления об изучаемом упражнении

1. Тройное сальто назад в группировке

1. Батут с подвесным поясом

2. Трамплин с подвесным поясом

2. Создание двигательного представления о базовых упражнениях, выполняемых в усложненных условиях

1. С места, с трех фляков двойное сальто в группировке, три фляка, двойное сальто в группировке

2. Рондат, фляк, двойное сальто в группировке на возвышение до 1 м

3. С ограниченного разбега рондат, фляк, двойное сальто в группировке на возвышение до 0,5 м

4. Рондат, фляк, двойное сальто согнувшись с отягощением в области о.ц.м. до 0,5 кг

1. Дорожка стандартная

2. Дорожка стандартная

3. Дорожка стандартная

4. Дорожка стандартная

3. Создание двигательного представления об упражнениях опережающей сложности

1. Двойное сальто прогнувшись

2. Двойное сальто прогнувшись с пируэтом в первом

3. Тройное сальто согнувшись

4. Тройное сальто прогнувшись

1. Дорожка стандартная

2. Дорожка стандартная с подвесным поясом на упругих подвесах

3.1. Трамплин с подвесным поясом

3.2. Батут с поясом на упругих подвесах

4. Батут с поясом на веревочных подвесах


2-й этап
 

4. Обучение целевому упражнению

1. Тройное сальто в группировке

1. Батут (самостоятельное выполнение)

2. Трамплин с поясом на веревочных подвесах

3. Дорожка стандартная с поясом на веревочных подвесах

5. Обучение базовым упражнениям в усложненных условиях

1. С места два фляка и двойное сальто в группировке

2. Рондат, фляк, двойное сальто в группировке на возвышение до 1,5 м

3. С ограниченного разбега рондат, фляк, двойное сальто в группировке на возвышение до 1 м

4. Рондат, фляк, двойное сальто согнувшись с отягощением в

1. Дорожка стандартная

2. Дорожка стандартная с дозированным возвышение в месте приземления

3. Дорожка стандартная с дозированным возвышением в месте приземления

4. Дорожка стандартная с дозированным возвы-

 

 
Library   79   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Этапы обучения

Учебные задания

Тренажеры, снаряды, приспособления

 

области о.ц.м. до 0,5 кг, на возвышение до 0,5 м

шением в месте приземления; пояс с отягощением

6. Обучение упражнениям опережающей сложности

1. Двойное сальто прогнувшись с пируэтом в первом и полупируэтом во втором

2. Двойное сальто прогнувшись с пируэтом во втором

3. Тройное сальто прогнувшись

4. Тройное сальто (первое и второе сальто согнувшись, третье в группировке)

1.1. Трамплин с поясом на веревочных подвесах

1.2. Дорожка стандартная с поясом на веревочных подвесах

1.3. Дорожка стандартная с поясом на упругих подвесах

2.1. Трамплин с поясом на веревочных подвесах

2.2. Дорожка стандартная с поясом на веревочных подвесах

2.3. Дорожка стандартная с поясом на упругих подвесах

3.1. Трамплин с поясом на упругих подвесах

3.2. Батут с поясом на веревочных подвесах

4.1. Батут с поясом на веревочных подвесах

4.2. Трамплин с поясом на веревочных подвесах

7. Обучение целевому упражнению

7. Рондат, фляк, тройное сальто в группировке

1. Дорожка повышенной упругости:

— выполнение со страховкой и помощью;

— выполнение со страховкой;

— выполнение самостоятельно


3-й этап
 

8. Совершенствование выполнения базовых упражнений в усложненных условиях

1. С места фляк и двойное сальто в группировке

2. Рондат, фляк, двойное сальто в группировке на возвышение до 2 м

3. С ограниченного разбега рондат, фляк, двойное сальто в группировке до 1,5 м

4. Рондат, фляк, двойное сальто согнувшись на возвышение до 1,5 м с отягощением до 0,5 кг

1. Дорожка стандартная с дозированным возвышением в месте приземления

2. Дорожка стандартная с дозированным возвышением в месте приземления

3. Дорожка стандартная с дозированным возвышением в месте приземления

4. Дорожка стандартная с дозированным возвышением в месте приземления; пояс с отягощением

 
Library   80   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Этапы обучения

Учебные задания

Тренажеры, снаряды, приспособления

9. Обучение упражнениям опережающей сложности

1. Тройное сальто согнувшись

2. Тройное сальто с пируэтом в первом, второе и третье в группировке

3. Четверное сальто в группировке

4. Двойное сальто прогнувшись с пируэтом в каждом

1. Батут (самостоятельное выполнение)

2. Батут с поясом на упругих подвесах

3.1. Батут с поясом на веревочных подвесах

3.2. Трамплин с поясом на веревочных подвесах

4. Дорожка стандартная с поясом на упругих подвесах

10. Совершенствование выполнения целевого упражнения

1. Тройное сальто в группировке

1. Стандартная дорожка:

— со страховкой

— самостоятельно

 

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ БРОСКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ

   
Ю. Ф. Мотренко, мсмк, аспирант, ГЦОЛИФК, А. И. Лавренков, мсмк, Краснодар, Ю. К. Чернышенко, кпн, Краснодарский ГИФК
 

Рассматриваемые нами броски с «решетки» составляют более 70% всех бросковых упражнений, исполняемых в настоящее время в групповой акробатике. В научно-методической литературе отсутствуют данные о ведущих параметрах движений и взаимодействии партнеров во время выполнения бросковых движений. В этой связи была поставлена задача: выявить ведущие биомеханические параметры, влияющие на выполнение бросковых упражнений в групповой акробатике.

В исследованиях приняли участие 7 сильнейших четверок СССР. Акробаты выполняли три различных элемента с «решетки» на «решетку»: прыжок с ног на руки, с рук на ноги и сальто назад в группировке. Это базовые упражнения трех структурных групп элементов, в основном применяемых спортсменами на соревнованиях (В. П. Коркин, 1984).

Упражнения выполнялись на тензометрическои платформе ПД-3А производства ВИСТИ. Тензогониометрами с тензорезисторами ПП-3 (погрешность 1 %) регистрировалось изменение углов в плечевом суставе нижнего и коленных суставах всех партнеров.

Беседы с тренерами и обобщение имеющегося опыта позволили априорно

 

определить 33 биомеханические характеристики, подлежащие проверке.

1.   Согласованность действий в начале приседа (с): а) нижнего и второго нижнего*; б) нижнего и верхнего; в) второго нижнего и верхнего.

2.   Время приседа (с): а) нижнего; б) второго нижнего; в) верхнего.

3.  Глубина приседа (град.): а) нижнего; б) второго нижнего; в) верхнего.

4.  Согласованность действий в начальной фазе после приседа (с): а) нижнего и второго нижнего; б) нижнего и верхнего; в) второго нижнего и верхнего.

5.  Угол в коленном суставе в момент достижения нулевого значения сигналом с тензометрической платформы (град): а)   нижнего; б) второго нижнего; в) верхнего.

6.   Время разгибания коленного сустава от начала броскового движения до нулевого значения показателей на тензометрическои платформе (с): а) нижним; б)   вторым нижним; в) верхним.

7.  Угол в коленном суставе в момент
 


* В исследуемых упражнениях два партнера бросают верхнего. Поэтому для удобства описания условно назовем среднего вторым нижним.

Library   81   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало