Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

—   вращения на 360° с запрокинутой головой (3 — 4 раза);

—   вращения на 360° с броском и ловлей предмета одноименной движению маховой рукой (4 — 6 раз);

—  вращения на 360 и 720° без предмета на поверхностях с различными покрытиями — для повышения вариативности навыка в этих движениях путем изменения степени трения (8 — 10 раз);

—  вращения с различными манипуляциями предметами в танцевальных связках и в сочетании с акробатическими и другими элементами художественной гимнастики (6 — 8 раз).

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования техники опорных вращений целесообразно выполнять следующие упражнения:

—   вращения на 360 и 720° с различными манипуляциями предметами на поверхностях с различными покрытиями (8 — 10 раз);

—  комбинированные вращения на 720° и более без предмета на стандартном покрытии (4 — 6 раз);

—  вращения на 360 и 720° без предмета на пуантах — для уменьшения площади опоры (12 — 16 раз);

—  комбинированные вращения на 720° с различными манипуляциями предметами с последующим удержанием позы равновесия (12 — 18 раз);

— комбинированные вращения на поверхностях с различными покрытиями (10 — 12 раз);

—  вращения на 360° без предмета с исключением зрительного контроля (6 — 8 раз);

—  выполнение равновесий без предмета после вестибулярной нагрузки, полученной на вращающейся платформе при разных угловых скоростях — 180, 360, 720. град/с (3 — 4 раза);

—   вращения на 720° без предмета после физической нагрузки: 10 — 15 выпрыгиваний из глубокого приседа (2 — 3 раза);

—   вращения на 720° с различными манипуляциями предметами после физи-

 

ческой нагрузки: 10 — 15 выпрыгиваний из глубокого приседа (3 — 4 раза);

—  вращения на 360 и 720° без предмета и с предметами после 5 кувырков вперед-назад (2 — 3 раза);

—   вращения на 360 и 720° без предмета и с предметами после 3 переворотов боком (3 — 4 раза);

—  вращения на 360 и 720° без предмета и с предметами из различных исходных положений (по 6 — 8 раз);

—  вращения на 360 и 720°, а также комбинированные вращения на 720° и более без предмета и с различными предметами после комбинации из 3 — 4 прыжков (по 6 — 8 раз).

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования техники опорных вращений иногда целесообразны тренажерные устройства (подвижная опора, вращающаяся платформа, диск «Здоровье», осциллоскоп), которые использовались на предыдущих этапах обучения. Эффект тренировочного воздействия повышается от применения тренажерных устройств в комплексе.

Обучение на всех этапах обязательно проводится в обе стороны. В тренировочном занятии упражнения распределяются равномерно: в подготовительной части — у опоры и на середине зала, в основной — при тренировке в видах многоборья. Тренажерные устройства желательно применять в основной и заключительной частях тренировочного занятия и в незначительном объеме — в подготовительной. Это способствует становлению вариативного двигательного навыка, а также оказывает физиологическое воздействие на организм гимнасток, что необходимо для их спортивного совершенствования.

Эффективность предлагаемой методики обучения вращательным движениям в художественной гимнастике проверена экспериментально. Рекомендуем использовать ее при обучении спортсменок различной квалификации, используя при этом элементы, соответствующие по сложности классификационной программе.

 

 

О СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛЬНЕЙШИХ СОВЕТСКИХ И БОЛГАРСКИХ ГИМНАСТОК

   
О. А. Иванова, кпн, мс, ВНИИФК
 

Показатели соревновательной деятельности в художественной гимнастике на высших этапах мастерства регламентиру-

 

ются прежде всего международными правилами судейства соревнований. В соответствии с их требованиями 7 баллами

Library   70   Up


Contents

 

Home
 

из 10 возможных оценивается качество композиции (5 баллов — количество и ценность трудных элементов в упражнении; 1 балл — связь между музыкой и движениями; 1 балл — трудность на протяжении всего упражнения, логическая связь трудных элементов и т. п.). Исполнительское мастерство оценивается 3 баллами. При этом учитываются правильность, легкость, уверенность исполнения, амплитуда и координация движений, общее впечатление, элегантность, динамизм, выразительность, индивидуальность.

Ведущие специалисты среди важнейших показателей соревновательной деятельности в художественной гимнастике отмечают композиционные особенности упражнений (оригинальность, трудность, совершенство композиции) и компоненты исполнительского мастерства (стабильность, техника, выразительность, музыкальность, хореографическая и физическая подготовленность).

Таким образом, в художественной гимнастике выделен и обоснован комплекс показателей, который мог бы быть положен в основу разработки модели соревновательной деятельности сильнейших гимнасток. Однако создание такой модели в художественной гимнастике, как и в некоторых других видах спорта, затруднено в связи с субъективным характером судейских оценок и отсутствием методологии получения объективных количественных показателей, отражающих структуру и качество соревновательной деятельности. Поскольку основная доля в соревновательной оценке приходится на трудность композиции (6 баллов из 10 возможных), основной задачей предпринятого исследования было сравнение соревновательной деятельности сильнейших советских и болгарских гимнасток по ряду объективных ее показателей.

В качестве основной гипотезы проверялось мнение, существующее среди большого количества специалистов, о большей трудности композиций болгарских гимнасток по сравнению с советскими.

Анализ осуществлялся на основе метода видеомагнитоскопии по материалам XII чемпионата мира по художественной гимнастике (9 — 11 октября 1985 г., Валь-ядолид, Испания). В исследовании были использованы методы квалиметрии, хронометраж, методы математической статистики.

Рассчитывались средние значения показателей, рантовый коэффициент корреляции Спирмэна, определялась достоверность различий между показателями соревновательной деятельности советских

 

и болгарских гимнасток по критерию Вилкоксона — Манна — Уитни.

Коэффициент вариации показателей соревновательной деятельности рассчитывался нами в связи с тем, что в научной литературе по другим видам спорта имеются данные о его величине в пределах 5 — 15% у высококвалифицированных спортсменов и 40—50% у спортсменов низших разрядов. Представляло интерес вычисление этих показателей для сильнейших представительниц художественной гимнастики с тем, чтобы определить величину расхождений между основными параметрами их соревновательной деятельности.

В качестве показателей соревновательной деятельности исследовались: количество и время исполнения трудных элементов, равномерность их распределения, длительность композиций и насыщенность их трудными элементами.

Как показали результаты проведенного исследования, количество трудных элементов (табл. 1) примерно одинаково у советских и болгарских гимнасток и составляет в среднем 11 элементов (достоверные различия данного показателя по критерию Вилкоксона — Манна — Уитни не обнаружены). При этом гимнастки СССР в упражнении выполняют 10 — 13 элементов, а НРБ — 8 — 13 элементов. Наибольшее количество трудных элементов выполнялось в среднем Б. Пановой (НРБ) — 12,5. Вычисление коэффициента ранговой корреляции между местом, занятым в отдельных видах соревновательной программы, и количеством трудных элементов в них свидетельствует о том, что количество трудных элементов в композиции не оказывает существенного влияния на судейскую оценку, поскольку отсутствует достоверная корреляционная взаимосвязь между указанными показателями. Иными словами, даже значительное превышение требований правил к количеству трудных элементов не способствует достижению более высокого соревновательного результата. Однако количество таких элементов в упражнении в связи с несовершенством системы их оценки часто не отражает действительной его трудности. В связи с этим мы предприняли попытку изучить информативность по отношению к соревновательному результату временных параметров, характеризующих трудной), упражнений.

Время исполнения трудных элементов давало нам косвенную информацию о сложности всей композиции. Как известно, в художественной гимнастике трудные элементы могут представлять собой связку или соединение, каскад логически связан-

 
Library   71   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

 

Количество трудных элементов в композициях советских
и болгарских гимнасток

 

Страна, участницы

Виды программы

Средние
значения

Скакалка

Мяч

Булавы

Лента

СССР

1. Белоглазова Г.

2. Дручинина Т.

3. Лобач М.

 

10

10

10

 

10

10

11

 

13

11

 

11

11

10

 

11,0

10,5

10,3

Средние значения:

10,0

10,3

12,0

10,7

10,6

НРБ

1. Георгиева Д.

2. Игнатова Л.

3. Панова Б.

 

13

11

12

 

10

8

13

 

10

12

 

10

11

13

 

10,8

10,0

12,5

Средние значения:

12,0

10,3

11,0

11,3

11,2

 

Примечание. В таблице не приводятся данные М. Лобач и Л. Игнатовой в упражнении с булавами в связи с дефектом видеозаписи.

 

Таблица 2

 

Насыщенность композиций трудными элементами (в %)

 

Страна, участницы

Вид программы

Средние

значения

Скакалка

Мяч

Булавы

Лента

СССР

1. Белоглазова Г.

2. Дручинина Т.

3. Лобач М.

 

48

57

39

 

33

32

31

 

33

31

 

33

34

27

 

37

38

32

Средние значения:

48

32

32

31

36

НРБ

1. Георгиева Д.

2. Игнатова Л.

3. Панова Б.

 

53

28

40

 

25

24

45

 

39

47

 

29

27

34

 

36

26

41

Средние значения:

40

31

43

30

36

Коэффициент вариации для СССР и НРБ

66

66

43

23

43

 

 
Library   72   Up


Contents

 

Home
 

ных движений. Как правило, такие соединения являются наиболее трудными и продолжительными по времени. Таким образом, условно можно допустить, что чем больше времени затрачено на их исполнение, тем труднее само упражнение. Как показали исследования, наибольшие средние значения этого показателя отмечены у Б. Пановой (33,6 с) и Г. Белоглазовой (31,0 с), а наименьшее — у Л. Игнатовой (21,2 с). Однако достоверные различия между показателями советских и болгарских гимнасток отсутствуют. Достоверная корреляция данного показателя с соревновательным результатом также отсутствует. Это может объясняться различной длительностью их композиций. Поэтому мы решили ввести показатель насыщенности композиции трудными элементами, который отражает в процентах отношение времени, затраченного на выполнение трудных элементов, к длительности всей композиции (табл. 2). Эта характеристика достоверно не различается у советских и болгарских гимнасток, однако изменяется от 24% у Л. Игнатовой (НРБ) до 57% у Т. Дручининой (СССР). Коэффициенты вариации в видах программы составили 23 — 66%, а в среднем — 43%.

Данный показатель у сильнейших гимнасток мира отрицательно и достовер-

 

но (р < 0,05) коррелирует с соревновательным результатом ( = — 0,35) и, следовательно, является информативным. Таким образом, чем больше насыщенность композиции трудными элементами, тем ниже вероятность достижения высокого соревновательного результата.

Длительность композиций советских и болгарских гимнасток сравнивалась нами с целью проверки имеющейся среди специалистов гипотезы о том, что упражнения болгарских гимнасток в среднем менее продолжительны и это способствует большей надежности исполнения. Как видно из табл. 3, эта гипотеза не подтверждается, поскольку длительности композиций советских и болгарских гимнасток достоверно не различаются. О незначительных различиях между ними свидетельствует также коэффициент вариации, составивший лишь 11 — 23%. Независимость соревновательного результата от длительности композиции подтверждается и отсутствием корреляционной взаимосвязи между ними.

Равномерность распределения трудных элементов. В соответствии с международными правилами судейства соревнований неравномерное распределение трудных элементов в упражнении относится к общим ошибкам композиции и должно сопровождаться снижением оценки на

 

 

Таблица 3

 

Длительность композиций советских и болгарских гимнасток (с)

 

Страна, участницы

Вид программы

Средние

значения

Скакалка

Мяч

Булавы

Лента

СССР

1. Белоглазова Г.

2. Дручинина Т.

3. Лобач М.

 

85

74

67

 

86

77

84

 

82

80

 

86

73

76

 

84,8

76,0

75,7

Средние значения:

75,3

82,3

81,0

78,3

79,1

НРБ

1. Георгиева Д.

2. Игнатова Л.

3. Панова Б.

 

76

77

79

 

85

86

86

 

71

76

 

80

79

84

 

78,0

80,7

81,2

Средние значения:

77,3

85,6

73,5

81,0

79,9

Коэффициент вариации для СССР и НРБ

23%

11%

14%

16%

11%

 

Library   73   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 4

 

Равномерность распределения трудных элементов

 

Страна, участницы

Среднее квадратическое отклонение промежутков времени между трудными элементами (с)

Среднее значение (с)

Скакалка

Мяч

Булавы

Лента

СССР

1. Белоглазова Г.

2. Дручинина Т.

3. Лобач М.

 

5,05

5,17

2,12

 

3,57

5,10

3,89

 

2,57

2,78

 

3,86

4,31

3,25

 

3,76

4,34

3,09

Средние значения:

4,11

4,19

2,68

3,81

3,79

НРБ

1. Георгиева Д.

2. Игнатова Л.

3. Панова Б.

 

2,18

2,29

3,28

 

4,54

4,18

3,85

 

3,90

4,49

 

2,91

4,04

2,23

 

3,38

3,50

3,46

Средние значения:

2,58

4,19

4,20

3,06

3,44

Коэффициент вариации для СССР и НРБ

91%

36%

56%

61%

35%

 

 

0,3 — 0,4 балла. Но что считать границей неравномерности — отсутствие трудных элементов в половине упражнения, в его трети или четверти — в правилах соревнований не оговаривается. При длительности упражнения 60 — 90 с и наличии 10 трудных элементов в среднем каждые 6 — 9 с должен выполняться один элемент. В этом случае имеет место действительно равномерное исполнение трудных элементов.

Для того чтобы узнать, как обстоит дело на практике, мы проанализировали равномерность распределения трудных элементов в композициях советских и болгарских гимнасток. Мерой оценки этого показателя была разница в отрезках времени между трудными элементами (рассчитывалось среднее квадратическое отклонение). Чем больше значение показателя, тем менее равномерно распределены трудные элементы. Полученные данные представлены в табл. 4.

В среднем трудные элементы распределены в упражнениях советских и болгарских гимнасток почти одинаково равномерно (достоверные различия отсутствуют). Однако индивидуальные значения этого показателя имеют значительные отличия (от 2,12 до 5,17 с). Коэффициенты вариации в видах соревновательной прог-

 

раммы подтверждают это, изменяясь от 36 до 91%.

Как показали результаты исследования, отрезки времени между трудными элементами в видах соревновательной программы составляют от 1,5 до 19,5 с. Корреляционная взаимосвязь между соревновательным результатом и равномерностью распределения трудных элементов отсутствует.

Таким образом, в результате проведенного сравнительного анализа можно отметить следующее:

1.   Количество трудных элементов достоверно не различается в композициях советских и болгарских гимнасток. При этом гимнастки СССР выполняют 10 — 13 таких элементов, а гимнастки НРБ — 8 — 13.

2.  Время на исполнение трудных элементов составило у советских гимнасток 20,2 — 42,2 с, а у болгарских гимнасток 20,8 — 40,5. Средние данные этого показателя равняются соответственно 27,9 и 28,2 с.

3.   Насыщенность композиции трудными элементами (процент времени их исполнения) у советских гимнасток изменяется в видах соревновательной программы от 27 до 57%, а у болгарских — от 24 до 53%. Достоверные различия показателя не обнаружены.

4.   Гипотеза специалистов о меньшей

Library   74   Up


Contents

 

Home
 

длительности упражнений болгарских гимнасток по сравнению с советскими не подтвердилась, поскольку достоверные различия между ними отсутствуют. В целом советские гимнастки имели композиции длительностью от 1 мин 6 с до 1 мин 26 с, а болгарские — от 1 мин 11 с до 1 мин 26 с.

5.   Равномерность распределения трудных элементов в упражнении может быть оценена величиной среднего квадратического отклонения временных отрезков между трудными элементами. Достоверные различия этого показателя у советских и болгарских гимнасток отсутствуют.

6.  В результате анализа взаимосвязи рассмотренных показателей с соревновательным результатом следует на первый взгляд парадоксальный вывод о том, что у сильнейших гимнасток мира ни количество трудных элементов в упражнении, ни время их исполнения, ни равномерность распределения, ни длительность композиции не оказывают существенного влияния на судейскую оценку, хотя, судя по величинам коэффициента вариации, имеют значительные индивидуальные колебания. Информативным по отношению к соревновательному результату оказался лишь показатель насыщенности композиции трудными элементами (процент времени исполнения трудных элементов). Он равняется = —0,35. Таким образом, чем больше доля трудных элементов в композиции, тем ниже соревновательный результат.

Это объясняется, видимо, большей вероятностью ошибаться при выполнении сложных элементов, снижением стабильности выступлений, недостатком времени для совершенствования и демонстрации в процессе выступлений художественных достоинств исполнения вследствие перегруженности композиции трудными элементами.

 

7. Значения коэффициента вариации, рассчитанные для исследуемых показателей, свидетельствуют о значительном разбросе параметров композиций сильнейших гимнасток мира. С одной стороны, этот факт подтверждает неконкретность сформулированных в международных правилах соревнований требований к основным ее параметрам, допускающих столь большие расхождения в основных параметрах соревновательной деятельности, с другой - -возможность достижения высокого результата различными путями, соответствующими индивидуальным особенностям гимнасток.

Резюмируя результаты проведенного исследования, необходимо обратить особое внимание на то. что достоверных различий между советскими и болгарскими гимнастками по большинству приведенных выше параметров соревновательной деятельности, оговоренных в международных правилах судейства соревнований, не обнаружено. В то же время соревновательные результаты болгарских гимнасток в целом выше по сравнению с советскими. Возникает закономерный вопрос: чем это объяснить, разумеется, в тех случаях, когда нет явных технических ошибок, потерь предмета?

В качестве ответа на поставленный вопрос можно выдвинуть две гипотезы:

—   недостатки судейства, которые возможны вследствие несовершенства привил соревнований;

—  существование других факторов соревновательной деятельности (например, выразительность, оригинальность и т. п.), по которым имеются достоверные различия между гимнастками СССР и НРБ. Последнее обстоятельство требует проведения аналогичного сравнительного анализа по ряду других показателей соревновательной деятельности сильнейших советских и болгарских гимнасток.

 

 

АКРОБАТИКА


ОБУЧЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ ВЫСШЕЙ И РЕКОРДНОЙ СЛОЖНОСТИ

   
В. Н. Курысь, доцент, В. А. Скакун, заслуженный тренер СССР,
Ставрополь
 

Быстрый рост мастерства акробатов-прыгунов Болгарии, Польши, США, Китая требует от ведущих спортсменов нашей

 

страны таких соревновательных программ с прыжками высшей и рекордной сложности, с высоким классом исполнения.

Library   75   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало