|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ных движений. Как правило, такие соединения являются наиболее трудными и продолжительными по времени. Таким образом, условно можно допустить, что чем больше времени затрачено на их исполнение, тем труднее само упражнение. Как показали исследования, наибольшие средние значения этого показателя отмечены у Б. Пановой (33,6 с) и Г. Белоглазовой (31,0 с), а наименьшее — у Л. Игнатовой (21,2 с). Однако достоверные различия между показателями советских и болгарских гимнасток отсутствуют. Достоверная корреляция данного показателя с соревновательным результатом также отсутствует. Это может объясняться различной длительностью их композиций. Поэтому мы решили ввести показатель насыщенности композиции трудными элементами, который отражает в процентах отношение времени, затраченного на выполнение трудных элементов, к длительности всей композиции (табл. 2). Эта характеристика достоверно не различается у советских и болгарских гимнасток, однако изменяется от 24% у Л. Игнатовой (НРБ) до 57% у Т. Дручининой (СССР). Коэффициенты вариации в видах программы составили 23 — 66%, а в среднем — 43%. Данный показатель у сильнейших гимнасток мира отрицательно и достовер- |
но (р < 0,05) коррелирует с соревновательным результатом ( = — 0,35) и, следовательно, является информативным. Таким образом, чем больше насыщенность композиции трудными элементами, тем ниже вероятность достижения высокого соревновательного результата. Длительность композиций советских и болгарских гимнасток сравнивалась нами с целью проверки имеющейся среди специалистов гипотезы о том, что упражнения болгарских гимнасток в среднем менее продолжительны и это способствует большей надежности исполнения. Как видно из табл. 3, эта гипотеза не подтверждается, поскольку длительности композиций советских и болгарских гимнасток достоверно не различаются. О незначительных различиях между ними свидетельствует также коэффициент вариации, составивший лишь 11 — 23%. Независимость соревновательного результата от длительности композиции подтверждается и отсутствием корреляционной взаимосвязи между ними. Равномерность распределения трудных элементов. В соответствии с международными правилами судейства соревнований неравномерное распределение трудных элементов в упражнении относится к общим ошибкам композиции и должно сопровождаться снижением оценки на |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Длительность композиций советских и болгарских гимнасток (с)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4
Равномерность распределения трудных элементов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,3 — 0,4 балла. Но что считать границей неравномерности — отсутствие трудных элементов в половине упражнения, в его трети или четверти — в правилах соревнований не оговаривается. При длительности упражнения 60 — 90 с и наличии 10 трудных элементов в среднем каждые 6 — 9 с должен выполняться один элемент. В этом случае имеет место действительно равномерное исполнение трудных элементов. Для того чтобы узнать, как обстоит дело на практике, мы проанализировали равномерность распределения трудных элементов в композициях советских и болгарских гимнасток. Мерой оценки этого показателя была разница в отрезках времени между трудными элементами (рассчитывалось среднее квадратическое отклонение). Чем больше значение показателя, тем менее равномерно распределены трудные элементы. Полученные данные представлены в табл. 4. В среднем трудные элементы распределены в упражнениях советских и болгарских гимнасток почти одинаково равномерно (достоверные различия отсутствуют). Однако индивидуальные значения этого показателя имеют значительные отличия (от 2,12 до 5,17 с). Коэффициенты вариации в видах соревновательной прог- |
раммы подтверждают это, изменяясь от 36 до 91%. Как показали результаты исследования, отрезки времени между трудными элементами в видах соревновательной программы составляют от 1,5 до 19,5 с. Корреляционная взаимосвязь между соревновательным результатом и равномерностью распределения трудных элементов отсутствует. Таким образом, в результате проведенного сравнительного анализа можно отметить следующее: 1. Количество трудных элементов достоверно не различается в композициях советских и болгарских гимнасток. При этом гимнастки СССР выполняют 10 — 13 таких элементов, а гимнастки НРБ — 8 — 13. 2. Время на исполнение трудных элементов составило у советских гимнасток 20,2 — 42,2 с, а у болгарских гимнасток 20,8 — 40,5. Средние данные этого показателя равняются соответственно 27,9 и 28,2 с. 3. Насыщенность композиции трудными элементами (процент времени их исполнения) у советских гимнасток изменяется в видах соревновательной программы от 27 до 57%, а у болгарских — от 24 до 53%. Достоверные различия показателя не обнаружены. 4. Гипотеза специалистов о меньшей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 |
|
||||
длительности упражнений болгарских гимнасток по сравнению с советскими не подтвердилась, поскольку достоверные различия между ними отсутствуют. В целом советские гимнастки имели композиции длительностью от 1 мин 6 с до 1 мин 26 с, а болгарские — от 1 мин 11 с до 1 мин 26 с. 5. Равномерность распределения трудных элементов в упражнении может быть оценена величиной среднего квадратического отклонения временных отрезков между трудными элементами. Достоверные различия этого показателя у советских и болгарских гимнасток отсутствуют. 6. В результате анализа взаимосвязи рассмотренных показателей с соревновательным результатом следует на первый взгляд парадоксальный вывод о том, что у сильнейших гимнасток мира ни количество трудных элементов в упражнении, ни время их исполнения, ни равномерность распределения, ни длительность композиции не оказывают существенного влияния на судейскую оценку, хотя, судя по величинам коэффициента вариации, имеют значительные индивидуальные колебания. Информативным по отношению к соревновательному результату оказался лишь показатель насыщенности композиции трудными элементами (процент времени исполнения трудных элементов). Он равняется = —0,35. Таким образом, чем больше доля трудных элементов в композиции, тем ниже соревновательный результат. Это объясняется, видимо, большей вероятностью ошибаться при выполнении сложных элементов, снижением стабильности выступлений, недостатком времени для совершенствования и демонстрации в процессе выступлений художественных достоинств исполнения вследствие перегруженности композиции трудными элементами. |
7. Значения коэффициента вариации, рассчитанные для исследуемых показателей, свидетельствуют о значительном разбросе параметров композиций сильнейших гимнасток мира. С одной стороны, этот факт подтверждает неконкретность сформулированных в международных правилах соревнований требований к основным ее параметрам, допускающих столь большие расхождения в основных параметрах соревновательной деятельности, с другой - -возможность достижения высокого результата различными путями, соответствующими индивидуальным особенностям гимнасток. Резюмируя результаты проведенного исследования, необходимо обратить особое внимание на то. что достоверных различий между советскими и болгарскими гимнастками по большинству приведенных выше параметров соревновательной деятельности, оговоренных в международных правилах судейства соревнований, не обнаружено. В то же время соревновательные результаты болгарских гимнасток в целом выше по сравнению с советскими. Возникает закономерный вопрос: чем это объяснить, разумеется, в тех случаях, когда нет явных технических ошибок, потерь предмета? В качестве ответа на поставленный вопрос можно выдвинуть две гипотезы: — недостатки судейства, которые возможны вследствие несовершенства привил соревнований; — существование других факторов соревновательной деятельности (например, выразительность, оригинальность и т. п.), по которым имеются достоверные различия между гимнастками СССР и НРБ. Последнее обстоятельство требует проведения аналогичного сравнительного анализа по ряду других показателей соревновательной деятельности сильнейших советских и болгарских гимнасток. |
|||
АКРОБАТИКА ОБУЧЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ ВЫСШЕЙ И РЕКОРДНОЙ СЛОЖНОСТИ |
||||
В. Н. Курысь, доцент, В. А. Скакун, заслуженный тренер СССР, Ставрополь |
||||
Быстрый рост мастерства акробатов-прыгунов Болгарии, Польши, США, Китая требует от ведущих спортсменов нашей |
страны таких соревновательных программ с прыжками высшей и рекордной сложности, с высоким классом исполнения. |
|||
75 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |