![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ных движений. Как правило, такие соединения являются наиболее трудными и продолжительными по времени. Таким образом, условно можно допустить, что чем больше времени затрачено на их исполнение, тем труднее само упражнение. Как показали исследования, наибольшие средние значения этого показателя отмечены у Б. Пановой (33,6 с) и Г. Белоглазовой (31,0 с), а наименьшее — у Л. Игнатовой (21,2 с). Однако достоверные различия между показателями советских и болгарских гимнасток отсутствуют. Достоверная корреляция данного показателя с соревновательным результатом также отсутствует. Это может объясняться различной длительностью их композиций. Поэтому мы решили ввести показатель насыщенности композиции трудными элементами, который отражает в процентах отношение времени, затраченного на выполнение трудных элементов, к длительности всей композиции (табл. 2). Эта характеристика достоверно не различается у советских и болгарских гимнасток, однако изменяется от 24% у Л. Игнатовой (НРБ) до 57% у Т. Дручининой (СССР). Коэффициенты вариации в видах программы составили 23 — 66%, а в среднем — 43%. Данный показатель у сильнейших гимнасток мира отрицательно и достовер- |
но (р <
0,05) коррелирует с соревновательным результатом ( Длительность композиций советских и болгарских гимнасток сравнивалась нами с целью проверки имеющейся среди специалистов гипотезы о том, что упражнения болгарских гимнасток в среднем менее продолжительны и это способствует большей надежности исполнения. Как видно из табл. 3, эта гипотеза не подтверждается, поскольку длительности композиций советских и болгарских гимнасток достоверно не различаются. О незначительных различиях между ними свидетельствует также коэффициент вариации, составивший лишь 11 — 23%. Независимость соревновательного результата от длительности композиции подтверждается и отсутствием корреляционной взаимосвязи между ними. Равномерность распределения трудных элементов. В соответствии с международными правилами судейства соревнований неравномерное распределение трудных элементов в упражнении относится к общим ошибкам композиции и должно сопровождаться снижением оценки на |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Длительность композиций советских и болгарских гимнасток (с)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
73 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4
Равномерность распределения трудных элементов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,3 — 0,4 балла. Но что считать границей неравномерности — отсутствие трудных элементов в половине упражнения, в его трети или четверти — в правилах соревнований не оговаривается. При длительности упражнения 60 — 90 с и наличии 10 трудных элементов в среднем каждые 6 — 9 с должен выполняться один элемент. В этом случае имеет место действительно равномерное исполнение трудных элементов. Для того чтобы узнать, как обстоит дело на практике, мы проанализировали равномерность распределения трудных элементов в композициях советских и болгарских гимнасток. Мерой оценки этого показателя была разница в отрезках времени между трудными элементами (рассчитывалось среднее квадратическое отклонение). Чем больше значение показателя, тем менее равномерно распределены трудные элементы. Полученные данные представлены в табл. 4. В среднем трудные элементы распределены в упражнениях советских и болгарских гимнасток почти одинаково равномерно (достоверные различия отсутствуют). Однако индивидуальные значения этого показателя имеют значительные отличия (от 2,12 до 5,17 с). Коэффициенты вариации в видах соревновательной прог- |
раммы подтверждают это, изменяясь от 36 до 91%. Как показали результаты исследования, отрезки времени между трудными элементами в видах соревновательной программы составляют от 1,5 до 19,5 с. Корреляционная взаимосвязь между соревновательным результатом и равномерностью распределения трудных элементов отсутствует. Таким образом, в результате проведенного сравнительного анализа можно отметить следующее: 1. Количество трудных элементов достоверно не различается в композициях советских и болгарских гимнасток. При этом гимнастки СССР выполняют 10 — 13 таких элементов, а гимнастки НРБ — 8 — 13. 2. Время на исполнение трудных элементов составило у советских гимнасток 20,2 — 42,2 с, а у болгарских гимнасток 20,8 — 40,5. Средние данные этого показателя равняются соответственно 27,9 и 28,2 с. 3. Насыщенность композиции трудными элементами (процент времени их исполнения) у советских гимнасток изменяется в видах соревновательной программы от 27 до 57%, а у болгарских — от 24 до 53%. Достоверные различия показателя не обнаружены. 4. Гипотеза специалистов о меньшей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
74 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
длительности упражнений болгарских гимнасток по сравнению с советскими не подтвердилась, поскольку достоверные различия между ними отсутствуют. В целом советские гимнастки имели композиции длительностью от 1 мин 6 с до 1 мин 26 с, а болгарские — от 1 мин 11 с до 1 мин 26 с. 5. Равномерность распределения трудных элементов в упражнении может быть оценена величиной среднего квадратического отклонения временных отрезков между трудными элементами. Достоверные различия этого показателя у советских и болгарских гимнасток отсутствуют. 6. В результате анализа взаимосвязи рассмотренных показателей с соревновательным результатом следует на первый взгляд парадоксальный вывод о том, что у сильнейших гимнасток мира ни количество трудных элементов в упражнении, ни время их исполнения, ни равномерность распределения, ни длительность композиции не оказывают существенного влияния на судейскую оценку, хотя, судя по величинам коэффициента вариации, имеют значительные индивидуальные колебания. Информативным по отношению к соревновательному результату оказался лишь показатель насыщенности композиции трудными элементами (процент времени исполнения трудных элементов). Он равняется
Это объясняется, видимо, большей вероятностью ошибаться при выполнении сложных элементов, снижением стабильности выступлений, недостатком времени для совершенствования и демонстрации в процессе выступлений художественных достоинств исполнения вследствие перегруженности композиции трудными элементами. |
7. Значения коэффициента вариации, рассчитанные для исследуемых показателей, свидетельствуют о значительном разбросе параметров композиций сильнейших гимнасток мира. С одной стороны, этот факт подтверждает неконкретность сформулированных в международных правилах соревнований требований к основным ее параметрам, допускающих столь большие расхождения в основных параметрах соревновательной деятельности, с другой - -возможность достижения высокого результата различными путями, соответствующими индивидуальным особенностям гимнасток. Резюмируя результаты проведенного исследования, необходимо обратить особое внимание на то. что достоверных различий между советскими и болгарскими гимнастками по большинству приведенных выше параметров соревновательной деятельности, оговоренных в международных правилах судейства соревнований, не обнаружено. В то же время соревновательные результаты болгарских гимнасток в целом выше по сравнению с советскими. Возникает закономерный вопрос: чем это объяснить, разумеется, в тех случаях, когда нет явных технических ошибок, потерь предмета? В качестве ответа на поставленный вопрос можно выдвинуть две гипотезы: — недостатки судейства, которые возможны вследствие несовершенства привил соревнований; — существование других факторов соревновательной деятельности (например, выразительность, оригинальность и т. п.), по которым имеются достоверные различия между гимнастками СССР и НРБ. Последнее обстоятельство требует проведения аналогичного сравнительного анализа по ряду других показателей соревновательной деятельности сильнейших советских и болгарских гимнасток. |
|||
АКРОБАТИКА ОБУЧЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ ВЫСШЕЙ И РЕКОРДНОЙ СЛОЖНОСТИ |
||||
В. Н. Курысь, доцент, В. А. Скакун, заслуженный тренер СССР, Ставрополь |
||||
Быстрый рост мастерства акробатов-прыгунов Болгарии, Польши, США, Китая требует от ведущих спортсменов нашей |
страны таких соревновательных программ с прыжками высшей и рекордной сложности, с высоким классом исполнения. |
|||
![]() |
75 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |