Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

—  разъяснительный материал к вопросам самоконтроля;

—   вопросы контрольной карты.

На втором этапе студенткам целесообразно предложить следующие задания:

1.  Отметить в предложенном перечне элементы для составления композиции I разряда согласно правилам соревнований.

2.  Определить наиболее выигрышные ракурсы выполнения элементов по отношению к основному направлению. Представлено пять различных направлений, в которых выполнен элемент. Необходимо отметить один правильный вариант.

3.  Распределить с учетом закона «контраста» 8 предложенных элементов I группы трудности по частям упражнения: I часть — сильная; II — спокойная; III — сильная.

4.  Изобразить композиционное построение упражнения графически. Самостоятельно выбрать 8 элементов I группы трудности в соответствии с правилами соревнований. Расставить элементы, прослушав музыкальное произведение, по трем частям упражнения с учетом законов «целостности», «контрастности», «нарастания».

Третий этап предполагал выполнение в зале следующих заданий:

1) музыкально-двигательных:

—  прослушать ряд музыкальных произведений и определить их характер (героический, лирический, народно-танцевальный, современный). На специальных карточках записать свой ответ и отметить количество наиболее ярко выраженных музыкальных акцентов;

 

—   подобрать характерные для каждого из прослушанных музыкальных произведений позы, связующие движения;

2)   в пространственных перемещениях:

—   рассмотреть основные точки зала, линии зала, формы перемещения;

—  расположить элементы по площадке с учетом их зрелищности, эстетичности, требований правил соревнований;

3)   в разнообразии и логичности построения упражнения:

—  соединить элементы различных структурных групп связующими движениями;

—  под одно и то же музыкальное произведение составить три учебных комбинации, одинаковые по характеру, но различные по структуре перемещений, набору элементов, связующим движениям;

4)   в отражении законов композиции при составлении учебных комбинаций:

—  отразить в комбинациях целостность композиции, контрастность и «нарастание» входящих в нее элементов и частей;

5)   в построении графического композиционного плана упражнения:

—   в соответствии с составленной и демонстрируемой учебной комбинацией изобразить графически план построения упражнения, используя установленные приемы записи.

Предложенная методика может быть успешно использована в институтах физической культуры в работе по подготовке тренеров по художественной гимнастике.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

   
Е. А. Крапивина, Львовский ГИФК
 

Почему мы проигрываем болгаркам? Такой вопрос все чаще стали задавать себе советские специалисты художественной гимнастики: Пытаясь найти ответ, мы внимательно вглядываемся в работу соперниц.

Безукоризненна техника их движений, «живой», «ручной» предмет. Чего же не хватает нашим исполнительницам, ведь они не менее обаятельны и эмоциональны,

 

у большинства очень хороши композиции?

Уже не раз высказывалось мнение специалистов, что советские гимнастки отстают в технике владения предметом.

Спортсменка должна уметь выполнять и высокий прыжок с мягким перекатом мяча по рукам, и два кувырка, после которых надо поймать обруч, и «мельницу» булавами при поворотах.

На наш взгляд, нельзя рассматривать

Library   67   Up


Contents

 

Home
 

14066-44.jpg

А вы так можете? М. Лобач

 

работу с предметом отдельно от «фоновых» движений — равновесий, прыжков, вращений и т.д.

Изучение техники вращательных движений с помощью электромиографии, кинографии, фотостробоциклеграфии кимостробоциклографии показало, что манипуляции предметами оказывают очень большое влияние на выполнение основного элемента.

Длительность всего движения и отдельных его частей, угловая скорость вращения, участие отдельных мышц во многом зависят от особенностей взаимосвязи движений без предмета и с предметом. При этом определились три большие группы манипуляций предметами: способствующие выполнению основного элемента (махи, круги предметом в одноименную вращению сторону), не влияющие на вы-

 

полнение вращения (удержание предмета) и затрудняющие его («змейка», «спираль» лентой, «мельница» булавами, броски и ловля предметов). В связи с этим можно сделать заключение о том, что навык выполнения данных движений у гимнасток должен быть очень вариативен.

Предлагаемая нами программа обучения предусматривает влияние различных манипуляций предметами на вращательные движения и предполагает достижение высокой вариативности навыка их выполнения.

На начальном этапе обучения для формирования базы, необходимой для выполнения вращений, рекомендуется использовать средства совершенствования техники статических равновесий и координации движений, а также повышения чувствительности сенсорных систем. Широко применять как методы расчлененно-конструктивного, так и целостного упражнения.

При разучивании отдельных частей вращений и для совершенствования сенсорных систем использовались тренажерные устройства — сейсмоплатформа с импульсным счетчиком, вращающаяся платформа, диск «Здоровье», осциллоскоп. При целостном разучивании движений без предмета моделировались условия, возникающие при манипуляции предметами, которые способствуют или препятствуют выполнению основного элемента.

На этом этапе решаются две основные задачи:

а)   формируется двигательная база для выполнения изучаемых элементов;

б)   совершенствуется координация движений, необходимых в новом двигательном акте.

Решение первой задачи предусматривает совершенствование техники выполнения статических равновесий и функций сенсорных систем. На наш взгляд, упражнения, совершенствующие технику статических равновесий, целесообразно выполнять при различных положениях рук и головы, у опоры и без опоры (10 — 12 раз); с различными манипуляциями предметами: «змейки», «спирали», «мельница», броски и ловля и т. д. (8 — 10 раз); с использованием для манипуляций двух одинаковых или различных предметов, совершенствуя одновременно координацию движений (4 — 8 раз). Рекомендуем упражнения на подвижной опоре — на всей стопе и на носке (3 — 4 раза), на пуантах—у опоры и без опоры (16 — 20 раз).

Для тренировки вестибулярного анализатора следует выполнять статические равновесия:

— после пяти кувырков вперед-назад (2 — 4 раза);

 
Library   68   Up


Contents

 

Home
 

—  после пяти переворотов боком (2—4 раза);

—  после десяти поворотов на вращающейся платформе (2 — 4 раза);

—  на подвижной опоре после десяти вращений головой (2 — 4 раза в обе стороны).

Вторая задача этого этапа решается применением средств, направленных на совершенствование координационных возможностей гимнастки (путем выполнения опорных вращений без предмета и различных манипуляций предметами).

Одно из эффективных средств для совершенствования основной стадии — применение диска «Здоровье». На подвижной его части должна находиться опорная нога спортсменки, а маховая — на жесткой опоре. Вращение возможно лишь при своевременном выходе в равновесие, а именно: после маха рукой (когда ее избыточный кинетический момент передается остальным частям тела) маховую ногу необходимо снять с опоры. При более раннем выходе в равновесие вращение на этом тренажерном устройстве не получается.

Кроме того, техника основной стадии вращения на диске «Здоровье» совершенствуется следующими движениями:

—  поворотом на 360° с махом лентой в одноименную сторону (6 — 8 раз);

—  вращение в выпаде, руки на поясе (4 — 6 раз) — исключая таким образом маховую руку из движения.

Совершенствование координации движений продолжается при выполнении различных по форме равновесий на вращающейся платформе:

—  со скоростью, близкой к заданной скорости вращения (6 — 8 раз);

—  с мелкими манипуляциями предметами обеими руками — «змейки», «спирали» (по 4 — 8 раз);

—  с мелкими манипуляциями предметами правой рукой; во избежание возникновения содружественных движений — левую руку на пояс (3 — 4 раза);

—  с мелкими манипуляциями предметами правой рукой, левая в сторону (3 — 4 раза);

—  с мелкими манипуляциями предметами левой рукой, правая на поясе (3 — 4 раза);

—  с мелкими манипуляциями левой рукой, правая в сторону (2 — 4 раза).

В завершающей стадии вращения совершенствование координации движений предполагает сохранение позы после остановки вращающейся платформы:

—   при различном положении рук в стороны, на поясе, вверх и т. д. (6 — 8 раз);

 

—  с продолжением мелких манипуляций предметами (6 — 8 раз). При совершенствовании техники вращательных движений методом целостного упражнения выполняются следующие элементы с поворотами;

—  на 360° без предмета, руки в стороны (6 — 8 раз);

—  на 360° с махом (лентой, обручем, скакалкой) в одноименную движению сторону, разноименная рука на поясе или вверху (3 — 4 раза);

—  на 360° со «спиралью» лентой рукой, одноименной вращению (6 — 8 раз);

—   на 360° со «змейкой» лентой рукой, разноименной вращению (6 — 8 раз);

—  на 360° со «змейкой» лентой маховой рукой, одноименной вращению (6 — 8 раз);

—   на 720° без предмета (4 — 6 раз);

—  без предмета и с предметами после различного рода танцевальных шагов и других элементов художественной гимнастики (8 — 10 раз).

На этапе углубленного разучивания опорных вращательных движений необходимо использовать методы сопряженного и избирательного воздействия, в том числе в усложненных условиях. Здесь решаются следующие основные задачи:

1)   совершенствование техники опорных вращательных движений с целью свободного и. слитного их выполнения;

2)   создание предпосылок для вариативного выполнения вращений без предмета и с различными предметами.

Для этого рекомендуем разучивать такие упражнения:

—   различные по форме равновесия без предмета на подвижной опоре, при ограниченном контроле зрением для повышения чувствительности других сенсорных систем (8 — 10 раз);

—  сохранение равновесий на подвижной опоре после внешнего толчка в ее подвижную часть (3 — 4 раза);

—   вращения на 360° без предмет с последующим сохранением равновесия на подвижной опоре (6 — 8 раз);

—  вращения на 360° с махом лентой одноименной вращению рукой, с последующим сохранением равновесия на подвижной опоре (3 — 4 раза);

—   вращения на 360° с мелкими манипуляциями предметами обеими руками (3 — 4 раза);

—   вращения с броском и ловлей предметов разноименной вращению рукой (6 — 8 раз);

—   вращения на 360°, руки внизу прижаты к туловищу — для активизации действий маховой ноги в основной стадии вращения (4 — 6 раз);

 
Library   69   Up


Contents

 

Home
 

—   вращения на 360° с запрокинутой головой (3 — 4 раза);

—   вращения на 360° с броском и ловлей предмета одноименной движению маховой рукой (4 — 6 раз);

—  вращения на 360 и 720° без предмета на поверхностях с различными покрытиями — для повышения вариативности навыка в этих движениях путем изменения степени трения (8 — 10 раз);

—  вращения с различными манипуляциями предметами в танцевальных связках и в сочетании с акробатическими и другими элементами художественной гимнастики (6 — 8 раз).

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования техники опорных вращений целесообразно выполнять следующие упражнения:

—   вращения на 360 и 720° с различными манипуляциями предметами на поверхностях с различными покрытиями (8 — 10 раз);

—  комбинированные вращения на 720° и более без предмета на стандартном покрытии (4 — 6 раз);

—  вращения на 360 и 720° без предмета на пуантах — для уменьшения площади опоры (12 — 16 раз);

—  комбинированные вращения на 720° с различными манипуляциями предметами с последующим удержанием позы равновесия (12 — 18 раз);

— комбинированные вращения на поверхностях с различными покрытиями (10 — 12 раз);

—  вращения на 360° без предмета с исключением зрительного контроля (6 — 8 раз);

—  выполнение равновесий без предмета после вестибулярной нагрузки, полученной на вращающейся платформе при разных угловых скоростях — 180, 360, 720. град/с (3 — 4 раза);

—   вращения на 720° без предмета после физической нагрузки: 10 — 15 выпрыгиваний из глубокого приседа (2 — 3 раза);

—   вращения на 720° с различными манипуляциями предметами после физи-

 

ческой нагрузки: 10 — 15 выпрыгиваний из глубокого приседа (3 — 4 раза);

—  вращения на 360 и 720° без предмета и с предметами после 5 кувырков вперед-назад (2 — 3 раза);

—   вращения на 360 и 720° без предмета и с предметами после 3 переворотов боком (3 — 4 раза);

—  вращения на 360 и 720° без предмета и с предметами из различных исходных положений (по 6 — 8 раз);

—  вращения на 360 и 720°, а также комбинированные вращения на 720° и более без предмета и с различными предметами после комбинации из 3 — 4 прыжков (по 6 — 8 раз).

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования техники опорных вращений иногда целесообразны тренажерные устройства (подвижная опора, вращающаяся платформа, диск «Здоровье», осциллоскоп), которые использовались на предыдущих этапах обучения. Эффект тренировочного воздействия повышается от применения тренажерных устройств в комплексе.

Обучение на всех этапах обязательно проводится в обе стороны. В тренировочном занятии упражнения распределяются равномерно: в подготовительной части — у опоры и на середине зала, в основной — при тренировке в видах многоборья. Тренажерные устройства желательно применять в основной и заключительной частях тренировочного занятия и в незначительном объеме — в подготовительной. Это способствует становлению вариативного двигательного навыка, а также оказывает физиологическое воздействие на организм гимнасток, что необходимо для их спортивного совершенствования.

Эффективность предлагаемой методики обучения вращательным движениям в художественной гимнастике проверена экспериментально. Рекомендуем использовать ее при обучении спортсменок различной квалификации, используя при этом элементы, соответствующие по сложности классификационной программе.

 

 

О СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛЬНЕЙШИХ СОВЕТСКИХ И БОЛГАРСКИХ ГИМНАСТОК

   
О. А. Иванова, кпн, мс, ВНИИФК
 

Показатели соревновательной деятельности в художественной гимнастике на высших этапах мастерства регламентиру-

 

ются прежде всего международными правилами судейства соревнований. В соответствии с их требованиями 7 баллами

Library   70   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало