Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

больска, студенты успешно справляются с работой по данному профилю.

Стажерская практика в течение 2 — 3 лет позволяет сократить период адаптации у выпускников вуза к практической внеклассной работе по дополнительной специальности.

Данная форма подготовки снимает вопрос о различии между уровнем подготовленности и реальной возможностью осуществления работы в качестве инструктора гимнастики. Практика показала,

 

что целенаправленная подготовка общественных физкультурных кадров из числа будущих учителей общеобразовательных предметов в течение всего периода обучения в институте дает возможность обеспечить творческий подход ко всем сторонам профессиональной деятельности выпускника и позволит ему самостоятельно решать проблемы внеклассной работы по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

   
И. В. Цыганкова, ГЦОЛИФК
 

В настоящее время в художественной гимнастике заметна тенденция к увеличению количества произвольных упражнений в соревновательной программе. Повысились и требования к исполнительскому мастерству, технической сложности, оригинальности, композиции произвольных упражнений. Если, к примеру, в классификационной программе 1961 г. из шести комбинаций четыре были обязательными и только две произвольными с шестью элементами I группы трудности, то в программе, действующей в настоящее время, у мастеров спорта пять видов, из которых четыре произвольные, включающие не менее 8 элементов I группы трудности. В финальных соревнованиях к произвольным композициям предъявляются повышенные требования. В связи с этим все возрастающее значение приобретает проблема развития умений и навыков в их составлении у будущих тренеров — студенток ИФК специализации «художественная гимнастика». С целью определения наиболее эффективных приемов формирования умений и навыков в составлении произвольных комбинаций нами было проведено специальное исследование. В эксперименте участвовали 30 студенток мс и кмс I — IV курсов ГЦОЛИФКа специализации «художественная гимнастика».

Основной задачей работы было: проследить, как в результате специализированного обучения изменяется качество составления произвольных композиций, и определить, зависит ли оно от года обучения студенток, их спортивной квалификации.

Для этого были применены следующие методики: анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический экспе-

 

римент, квалиметрические методы, методы математической статистики. Особенно эффективным было использование видеозаписи упражнений с последующим анализом учебных и соревновательных комбинаций, созданных студентками.

В результате исследований определены факторы, которые в значительной степени влияют на качество составления композиций: двигательная эрудиция, музыкальная подготовка, теоретические знания в области композиции, знание правил соревнований, способность к творческому мышлению. Было выявлено, что качество составления упражнений в большей степени зависит от спортивной квалификации и в меньшей мере связано с годом обучения студенток в вузе.

Эксперимент позволил найти рациональную последовательность формирования профессионально-педагогических умений и навыков составления учебных и соревновательных композиций у студенток ИФК специализации «художественная гимнастика». В итоге целесообразно выделить три периода: 1) определение исходного уровня знаний; 2) обучение; 3) контроль.

Каждый период включает в себя три этапа: теоретический; учебных заданий в аудитории; учебно-практический.

При этом на теоретическом этапе необходимо изучить специально разработанный программированный материал по теме «Композиция упражнений в художественной гимнастике», состоящий из следующих разделов:

—  основной информационный материал по теме (определения основных понятий, методика составления упражнений, правила соревнований);

—  контрольные вопросы;

Library   66   Up


Contents

 

Home
 

—  разъяснительный материал к вопросам самоконтроля;

—   вопросы контрольной карты.

На втором этапе студенткам целесообразно предложить следующие задания:

1.  Отметить в предложенном перечне элементы для составления композиции I разряда согласно правилам соревнований.

2.  Определить наиболее выигрышные ракурсы выполнения элементов по отношению к основному направлению. Представлено пять различных направлений, в которых выполнен элемент. Необходимо отметить один правильный вариант.

3.  Распределить с учетом закона «контраста» 8 предложенных элементов i группы трудности по частям упражнения: I часть — сильная; II — спокойная; III — сильная.

4.  Изобразить композиционное построение упражнения графически. Самостоятельно выбрать 8 элементов I группы трудности в соответствии с правилами соревнований. Расставить элементы, прослушав музыкальное произведение, по трем частям упражнения с учетом законов «целостности», «контрастности», «нарастания».

Третий этап предполагал выполнение в зале следующих заданий:

1) музыкально-двигательных:

—  прослушать ряд музыкальных произведений и определить их характер (героический, лирический, народно-танцевальный, современный). На специальных карточках записать свой ответ и отметить количество наиболее ярко выраженных музыкальных акцентов;

 

—   подобрать характерные для каждого из прослушанных музыкальных произведений позы, связующие движения;

2)   в пространственных перемещениях:

—   рассмотреть основные точки зала, линии зала, формы перемещения;

—  расположить элементы по площадке с учетом их зрелищности, эстетичности, требований правил соревнований;

3)   в разнообразии и логичности построения упражнения:

—  соединить элементы различных структурных групп связующими движениями;

—  под одно и то же музыкальное произведение составить три учебных комбинации, одинаковые по характеру, но различные по структуре перемещений, набору элементов, связующим движениям;

4)   в отражении законов композиции при составлении учебных комбинаций:

—  отразить в комбинациях целостность композиции, контрастность и «нарастание» входящих в нее элементов и частей;

5)   в построении графического композиционного плана упражнения:

—   в соответствии с составленной и демонстрируемой учебной комбинацией изобразить графически план построения упражнения, используя установленные приемы записи.

Предложенная методика может быть успешно использована в институтах физической культуры в работе по подготовке тренеров по художественной гимнастике.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

   
Е. А. Крапивина, Львовский ГИФК
 

Почему мы проигрываем болгаркам? Такой вопрос все чаще стали задавать себе советские специалисты художественной гимнастики: Пытаясь найти ответ, мы внимательно вглядываемся в работу соперниц.

Безукоризненна техника их движений, «живой», «ручной» предмет. Чего же не хватает нашим исполнительницам, ведь они не менее обаятельны и эмоциональны,

 

у большинства очень хороши композиции?

Уже не раз высказывалось мнение специалистов, что советские гимнастки отстают в технике владения предметом.

Спортсменка должна уметь выполнять и высокий прыжок с мягким перекатом мяча по рукам, и два кувырка, после которых надо поймать обруч, и «мельницу» булавами при поворотах.

На наш взгляд, нельзя рассматривать

Library   67   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало