|
||||
больска, студенты успешно справляются с работой по данному профилю. Стажерская практика в течение 2 — 3 лет позволяет сократить период адаптации у выпускников вуза к практической внеклассной работе по дополнительной специальности. Данная форма подготовки снимает вопрос о различии между уровнем подготовленности и реальной возможностью осуществления работы в качестве инструктора гимнастики. Практика показала, |
что целенаправленная подготовка общественных физкультурных кадров из числа будущих учителей общеобразовательных предметов в течение всего периода обучения в институте дает возможность обеспечить творческий подход ко всем сторонам профессиональной деятельности выпускника и позволит ему самостоятельно решать проблемы внеклассной работы по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе. |
|||
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ |
||||
И. В. Цыганкова, ГЦОЛИФК |
||||
В настоящее время в художественной гимнастике заметна тенденция к увеличению количества произвольных упражнений в соревновательной программе. Повысились и требования к исполнительскому мастерству, технической сложности, оригинальности, композиции произвольных упражнений. Если, к примеру, в классификационной программе 1961 г. из шести комбинаций четыре были обязательными и только две произвольными с шестью элементами I группы трудности, то в программе, действующей в настоящее время, у мастеров спорта пять видов, из которых четыре произвольные, включающие не менее 8 элементов I группы трудности. В финальных соревнованиях к произвольным композициям предъявляются повышенные требования. В связи с этим все возрастающее значение приобретает проблема развития умений и навыков в их составлении у будущих тренеров — студенток ИФК специализации «художественная гимнастика». С целью определения наиболее эффективных приемов формирования умений и навыков в составлении произвольных комбинаций нами было проведено специальное исследование. В эксперименте участвовали 30 студенток мс и кмс I — IV курсов ГЦОЛИФКа специализации «художественная гимнастика». Основной задачей работы было: проследить, как в результате специализированного обучения изменяется качество составления произвольных композиций, и определить, зависит ли оно от года обучения студенток, их спортивной квалификации. Для этого были применены следующие методики: анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический экспе- |
римент, квалиметрические методы, методы математической статистики. Особенно эффективным было использование видеозаписи упражнений с последующим анализом учебных и соревновательных комбинаций, созданных студентками. В результате исследований определены факторы, которые в значительной степени влияют на качество составления композиций: двигательная эрудиция, музыкальная подготовка, теоретические знания в области композиции, знание правил соревнований, способность к творческому мышлению. Было выявлено, что качество составления упражнений в большей степени зависит от спортивной квалификации и в меньшей мере связано с годом обучения студенток в вузе. Эксперимент позволил найти рациональную последовательность формирования профессионально-педагогических умений и навыков составления учебных и соревновательных композиций у студенток ИФК специализации «художественная гимнастика». В итоге целесообразно выделить три периода: 1) определение исходного уровня знаний; 2) обучение; 3) контроль. Каждый период включает в себя три этапа: теоретический; учебных заданий в аудитории; учебно-практический. При этом на теоретическом этапе необходимо изучить специально разработанный программированный материал по теме «Композиция упражнений в художественной гимнастике», состоящий из следующих разделов: — основной информационный материал по теме (определения основных понятий, методика составления упражнений, правила соревнований); — контрольные вопросы; |
|||
66 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |