Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

жительном эмоциональном и психофизиологическом фоне.

Повышение физической работоспособности, толерантности организма к нагрузкам, ускорение процессов восстановления, повышение общего уровня активации и возбуждения, улучшение эмоцио-

 

нального состояния занимающихся позволяют компенсировать недостаток двигательной активности и снижают степень вероятности профессиональных заболеваний работниц инженерного и канцелярского труда.

 

 

ПОДГОТОВКА КАДРОВ


ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ
ПО ГИМНАСТИКЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ

   
В. Т. Гусев, Тобольский
педагогический институт
им. Д. И. Менделеева
 

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, как известно, требует вовлечения в ежедневные занятия физической культурой и спортом на уроках и во внеучебное время всех учащихся. Это предъявляет к педагогу любой специальности особые требования, так как учителям физического воспитания одним с подобной задачей не справиться. Но педагога, понимающего социальную значимость физической культуры и имеющего определенные навыки, нужно целенаправленно готовить.

В Тобольском педагогическом институте на спортивном отделении факультета общественных профессий ведется подготовка инструкторов гимнастики из будущих учителей общеобразовательных предметов для внеклассной работы по физической культуре и спорту в школе. Программа подготовки рассчитана на два года. Занятия проводятся с 1 октября по 25 декабря и с 15 февраля по 25 мая каждого учебного года. Недельная программа рассчитана на 8 ч. Теоретическая подготовка проводится утром до учебных занятий 2 раза в неделю по 45 мин для каждого года обучения. Весь курс подготовки ведется с первого по четвертый семестры.

На теоретических занятиях студенты изучают гимнастическую терминологию, правила судейства по гимнастике, основы спортивной тренировки. Параллельно на практических занятиях студенты осваивают программу массовой гимнастики категории «Б», занимаются хореографической подготовкой, проходят курс бальных танцев, изучают методику проведения подвижных игр.

Начиная со второго семестра по чет-

 

вертый студенты I — II курсов 2 раза в неделю помогают студентам старших курсов проводить тренировки.

Студенты, получившие звание инструктора гимнастики на факультете общественных профессий, проходят стажерскую практику в период учебы на III — V курсах, организуют внеклассную работу по физической культуре и спорту. Они ведут секционную работу по программе массовой гимнастики категории «Б», по ритмической гимнастике, организуют соревнования среди школьников. Вся практическая деятельность студентов осуществляется бригадным способом. Во главе каждой бригады стоит стажер, а в помощь ему прикрепляют студентов младших курсов. Количество бригад в каждой школе зависит от пропускной способности зала и времени, выделяемого администрацией школы для занятий гимнастикой.

Для прохождения судейской практики разработан единый календарь проведения массовых соревнований по гимнастике на базе общеобразовательных школ и педагогического института г. Тобольска. Обязательным условием прохождения практики в школе является ведение документации по всем разделам работы гимнастической секции.

Студентам-стажерам предоставляется полная самостоятельность при организации работы спортивной секции.

Деятельность стажеров позволила частично решить кадровую проблему для ведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах. По отзывам преподавателей физического воспитания школ г. То-

Library   65   Up


Contents

 

Home
 

больска, студенты успешно справляются с работой по данному профилю.

Стажерская практика в течение 2 — 3 лет позволяет сократить период адаптации у выпускников вуза к практической внеклассной работе по дополнительной специальности.

Данная форма подготовки снимает вопрос о различии между уровнем подготовленности и реальной возможностью осуществления работы в качестве инструктора гимнастики. Практика показала,

 

что целенаправленная подготовка общественных физкультурных кадров из числа будущих учителей общеобразовательных предметов в течение всего периода обучения в институте дает возможность обеспечить творческий подход ко всем сторонам профессиональной деятельности выпускника и позволит ему самостоятельно решать проблемы внеклассной работы по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

   
И. В. Цыганкова, ГЦОЛИФК
 

В настоящее время в художественной гимнастике заметна тенденция к увеличению количества произвольных упражнений в соревновательной программе. Повысились и требования к исполнительскому мастерству, технической сложности, оригинальности, композиции произвольных упражнений. Если, к примеру, в классификационной программе 1961 г. из шести комбинаций четыре были обязательными и только две произвольными с шестью элементами I группы трудности, то в программе, действующей в настоящее время, у мастеров спорта пять видов, из которых четыре произвольные, включающие не менее 8 элементов I группы трудности. В финальных соревнованиях к произвольным композициям предъявляются повышенные требования. В связи с этим все возрастающее значение приобретает проблема развития умений и навыков в их составлении у будущих тренеров — студенток ИФК специализации «художественная гимнастика». С целью определения наиболее эффективных приемов формирования умений и навыков в составлении произвольных комбинаций нами было проведено специальное исследование. В эксперименте участвовали 30 студенток мс и кмс I — IV курсов ГЦОЛИФКа специализации «художественная гимнастика».

Основной задачей работы было: проследить, как в результате специализированного обучения изменяется качество составления произвольных композиций, и определить, зависит ли оно от года обучения студенток, их спортивной квалификации.

Для этого были применены следующие методики: анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический экспе-

 

римент, квалиметрические методы, методы математической статистики. Особенно эффективным было использование видеозаписи упражнений с последующим анализом учебных и соревновательных комбинаций, созданных студентками.

В результате исследований определены факторы, которые в значительной степени влияют на качество составления композиций: двигательная эрудиция, музыкальная подготовка, теоретические знания в области композиции, знание правил соревнований, способность к творческому мышлению. Было выявлено, что качество составления упражнений в большей степени зависит от спортивной квалификации и в меньшей мере связано с годом обучения студенток в вузе.

Эксперимент позволил найти рациональную последовательность формирования профессионально-педагогических умений и навыков составления учебных и соревновательных композиций у студенток ИФК специализации «художественная гимнастика». В итоге целесообразно выделить три периода: 1) определение исходного уровня знаний; 2) обучение; 3) контроль.

Каждый период включает в себя три этапа: теоретический; учебных заданий в аудитории; учебно-практический.

При этом на теоретическом этапе необходимо изучить специально разработанный программированный материал по теме «Композиция упражнений в художественной гимнастике», состоящий из следующих разделов:

—  основной информационный материал по теме (определения основных понятий, методика составления упражнений, правила соревнований);

—  контрольные вопросы;

Library   66   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало