Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

разных разрядов, возможен еще один вариант определения личных мест.

Результаты в баллах, показанные гимнастами, умножаются на коэффициент, соответствующий разряду, а затем заносятся по убывающей в таблицу очков. В этом случае наивысшему результату с коэффициентом, уже вне зависимости от разряда, будет соответствовать наименьшее количество очков, которое затем приплюсуется к очкам за командное первенство в данном третьем туре и за все туры.

Например:

II разряд: 58 баллов X 1,05 = 60,95 — 3 очка (3-е место);

1 разряд: 56 баллов X 1,1 = 61,6 — 1 очко (1-е место);

кмс (2 произв.): 53 балла X 1,15 = 61,15—2 очка (2-е место). И так далее. В этом случае для команды личные результаты будут учитываться не по разрядам, а в общем ранжире, на определение личного места гимнаста в большей мере будет влиять качество его выступления, а не вообще занятое им место в своем разряде, что при разном количестве участников весьма существенно. Если коллектив не выставляет зачетных участников, то при такой системе подсчета каждому из недостающих гимнастов дается последнее место с соответствующим начислением очков.

Несколько пояснений к таблице. Как из нее следует, между разрядами категории «Б» и категории «А» сознательно сделан разрыв в три (у кмс) и четыре (у мс) очка. Причина одна — сохранить престиж высших разрядов, тренировка по программе которых несравненно труднее, чем по программе категории «Б». Кстати, и по программе I разряда тренироваться отнюдь не просто. Именно поэтому, если гимнасты выполняют норму I разряда, кмс или мс, им начисляется на одно очко меньше, чем предусмотрено таблицей.

Как оговорено выше, массовость соревнований — основной критерий оценки

 

развития гимнастики. Поэтому, если коллектив не участвовал в первом и втором турах (или в одном из них), а лишь «набрал» несколько гимнастов для участия в третьем туре, это следует расценивать лишь как слабое прикрытие бездеятельности в развитии гимнастики. Вероятно, такие коллективы допускать к соревнованиям третьего тура не следует.

Система подсчета очков предполагает выявление победителей по наименьшей сумме. В связи с этим в случае неучастия команды или зачетных участников в третьем туре (при участии в первых двух) коллективу каждый раз начисляется наибольшее количество очков: каждому из семи участников начисляются очки за последнее место в самом массовом в данном туре разряде (независимо от того, по какому разряду они выступают) плюс очки за последнее место в командных результатах.

При одинаковых показателях массовости в первом туре командам начисляется одинаковое количество очков, соответствующее процентному показателю.

Таковы предлагаемые принципы организации и оценки результатов массовых соревнований по гимнастике. Следует добавить, что в организации массовых соревнований весьма важное место занимает предварительная агитационно-пропагандистская работа и освещение хода состязаний и их результатов, а также поощрения лучших коллективов.

К сожалению, в последние годы этой стороне внимания практически не уделяется. Дело доходило до того, что, например, о результатах первенства вузов Москвы узнавали через несколько месяцев после его окончания. Награждение победителей превратилось в формальность: единственная награда —  отштампованная «на все случаи жизни» грамота.

Между тем награда должна отражать значимость события и тот положительный социальный эффект, который можно извлечь из соревнования.

 

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРИ
ЗАНЯТИЯХ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

   
В. Ю. Гончаров, М. Г. Лейкин, доцент,
И. К. Петров, кпн, Симферопольский государственный университет
им. М. В. Фрунзе
 

Авторами выполнена работа по оценке оздоровительного эффекта внедрения занятий ритмической гимнастикой в режим труда и отдыха женщин, занятых

 

в сфере инженерного и канцелярского труда.

Целью годичных исследований (изучаемый контингент — 35 женщин, средний

 

Library   63   Up


Contents

 

Home
 

14066-43.jpg

Мах как мах. Е. Шевченко

 

возраст 32 года) была оценка с позиций системного подхода (В. А. Ганзен, 1984) динамики функционального состояния занимающихся.

Оценка функционального состояния на психофизиологическом уровне производилась по показателям сопротивления кожи (R), которое регистрировалось на кисти правой руки: этот показатель характеризует баланс симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

Анализ функционального состояния на психологическом уровне осуществлялся по показателям, полученным с помощью методики САН (самочувствие, активность, настроение), позволяющей получать количественные характеристики самооценки испытуемыми своего самочувствия (С), активности (А), настроения (Н) и суммарного показателя эмоционального состояния (Z).

Для достижения положительного оздоровительного и тренирующего эффекта занятия ритмической гимнастикой проводились 3 раза в неделю при продолжительности каждого занятия 45 мин.

 

Фоновые исследования выявили низкие функциональные возможности кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата, обусловленные гиподинамическим характером профессиональной деятельности.

Через год систематических занятий ритмической гимнастикой наблюдались следующие достоверные (р < 0,05) положительные сдвиги: масса тела снизилась на 7,5%; жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и отношение ЖЕЛ к должной повысились на 4,5% и на 8,8% соответственно, индекс Кетле — на 13%, экскурсия грудной клетки — на 4,3%, мощность вдоха — на 11%, выдоха — на 4,7%, относительная сила — на 8,7% (кистевая) и на 8,2% (становая), физическая работоспособность — на 11%, а в перерасчете на 1 кг веса и 1 м2 поверхности тела на 20 и 14% соответственно, максимальное потребление кислорода (МПК) — на 13,4%, пороговая нагрузка при неизменном пульсовом пределе толерантности — на 12%, еще более значительно ее уровень повысился относительно должного МПК — на 15,5%; уровень энергозатрат снизился на 14,5%, пульсовой долг на пятой минуте восстановления после пробы PWC170 снизился на 27,5%, а систолическое артериальное давление — до уровня покоя.

Эти существенные положительные сдвиги в функциональном состоянии на физиологическом уровне произошли на фоне значительного роста общего уровня активации и возбуждения, а также улучшения эмоционального состояния занимающихся.

Занятия ритмической гимнастикой сопровождались выраженными вегетативными реакциями, степень проявления которых нарастала к концу тренировочного занятия. Так, к середине занятия электрокожное сопротивление снизилось на 26,7%, а сразу после нагрузки — на 33,3%. Повышенный уровень активации сохранялся у испытуемых в течение 10 мин после окончания занятий (R меньше исходного значения на 18%).

Психофизиологическая нагрузка, полученная в результате занятий ритмической гимнастикой, нашла выражение в повышении всех показателей эмоционального состояния испытуемых по сравнению с фоновыми (приблизительно на 20%).

Таким образом, систематические занятия ритмической гимнастикой обусловили существенный оздоровительный и тренирующий эффект, проявляющийся в повышении функциональных возможностей кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата, притом на поло-

 
Library   64   Up


Contents

 

Home
 

жительном эмоциональном и психофизиологическом фоне.

Повышение физической работоспособности, толерантности организма к нагрузкам, ускорение процессов восстановления, повышение общего уровня активации и возбуждения, улучшение эмоцио-

 

нального состояния занимающихся позволяют компенсировать недостаток двигательной активности и снижают степень вероятности профессиональных заболеваний работниц инженерного и канцелярского труда.

 

 

ПОДГОТОВКА КАДРОВ


ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ
ПО ГИМНАСТИКЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ

   
В. Т. Гусев, Тобольский
педагогический институт
им. Д. И. Менделеева
 

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, как известно, требует вовлечения в ежедневные занятия физической культурой и спортом на уроках и во внеучебное время всех учащихся. Это предъявляет к педагогу любой специальности особые требования, так как учителям физического воспитания одним с подобной задачей не справиться. Но педагога, понимающего социальную значимость физической культуры и имеющего определенные навыки, нужно целенаправленно готовить.

В Тобольском педагогическом институте на спортивном отделении факультета общественных профессий ведется подготовка инструкторов гимнастики из будущих учителей общеобразовательных предметов для внеклассной работы по физической культуре и спорту в школе. Программа подготовки рассчитана на два года. Занятия проводятся с 1 октября по 25 декабря и с 15 февраля по 25 мая каждого учебного года. Недельная программа рассчитана на 8 ч. Теоретическая подготовка проводится утром до учебных занятий 2 раза в неделю по 45 мин для каждого года обучения. Весь курс подготовки ведется с первого по четвертый семестры.

На теоретических занятиях студенты изучают гимнастическую терминологию, правила судейства по гимнастике, основы спортивной тренировки. Параллельно на практических занятиях студенты осваивают программу массовой гимнастики категории «Б», занимаются хореографической подготовкой, проходят курс бальных танцев, изучают методику проведения подвижных игр.

Начиная со второго семестра по чет-

 

вертый студенты I — II курсов 2 раза в неделю помогают студентам старших курсов проводить тренировки.

Студенты, получившие звание инструктора гимнастики на факультете общественных профессий, проходят стажерскую практику в период учебы на III — V курсах, организуют внеклассную работу по физической культуре и спорту. Они ведут секционную работу по программе массовой гимнастики категории «Б», по ритмической гимнастике, организуют соревнования среди школьников. Вся практическая деятельность студентов осуществляется бригадным способом. Во главе каждой бригады стоит стажер, а в помощь ему прикрепляют студентов младших курсов. Количество бригад в каждой школе зависит от пропускной способности зала и времени, выделяемого администрацией школы для занятий гимнастикой.

Для прохождения судейской практики разработан единый календарь проведения массовых соревнований по гимнастике на базе общеобразовательных школ и педагогического института г. Тобольска. Обязательным условием прохождения практики в школе является ведение документации по всем разделам работы гимнастической секции.

Студентам-стажерам предоставляется полная самостоятельность при организации работы спортивной секции.

Деятельность стажеров позволила частично решить кадровую проблему для ведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах. По отзывам преподавателей физического воспитания школ г. То-

Library   65   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало