|
||||
режимы практически не встречаются в «чистом» виде. Рассмотрим в этом плане ряд несложных, типичных для гимнастики движений и проследим, хотя бы в упрощении, как меняются режимы работы мышц гимнаста в том или ином случае. Сопоставление этих ситуаций достаточно важно в плане анализа техники упражнений и выбора учебно-тренировочных упражнений. Обратимся к основной части рисунка (1). На нем схематически показаны «траектории», соответствующие переходу мышцы из одного режимного состояния в другое при исполнении того или иного двигательного действия. Анализируя определенные «траектории» на рисунке и соответствующие им случаи работы мышц гимнаста, нетрудно прийти к выводу, что четкого, скачкообразного изменения рассматривавшихся выше режимов не существует: состояние мышцы обычно меняется более или менее плавно. Рассмотрим в этой связи отдельные примеры (см. цифровые обозначения при «траекториях») . 1 — 2, 2 — 1. Упражнения на растяжение. Работа этого типа уже упоминалась. Стремясь полностью расслабиться, гимнаст предельно подчиняется внешним воздействиям. Его собственная активная работа здесь исключается, и поэтому изменение суставных углов (а значит, и длины мышц) обеспечивается внешними силами, помощью и т. п. Так, полностью расслабившись в положении сидя на полу (1), гимнаст дает затем предельно наклонить себя вперед, добиваясь натяжения мышц задней поверхности тела (2) с некоторым непроизвольным увеличением их тонуса. Затем движение ритмически повторяется. 3. Произвольное изменение позы при отсутствии внешних нагрузок. Ситуация этого рода также довольно типична. Так, находясь в безопорном положении после толчка от сетки батута, гимнаст может легко изменить позу, например согнуться. В описанных условиях (а это с физической точки зрения невесомость) даже очень небольшое напряжение мышц с соответствующим их сокращением даст нужный двигательный эффект. Ясно, что действия такого рода могут вызывать лишь самые минимальные физические затруднения, так как не требуют специального развития силовых качеств и особых условий их проявления. 4. Останавливающая работа и силовая фиксация позы. Это также очень типичный случай, но в отличие от двух предыдущих требующий от исполнителя возможно больших силовых прояв- |
лений и соответственно подготовки. Типичный пример — опускание из упора в крест. По мере выполнения такого движения уровень возбуждения мышечного аппарата, контролирующего позу, возрастает до предела, а натяжение данных мышц увеличивается. В результате сила, развиваемая мышцами (в нашем примере — группой приводящих мышц плеча), закономерно нарастает, движение вниз из упора (под действием силы тяжести) замедляется и в итоге приходит к полной остановке (точка «И» на рисунке соответствует именно случаям фиксации позы в условиях предельного напряжения и натяжения мышцы). 5 — 6 — 7 — 8 — 5... Инерционные циклические сгибания-разгибания. О действиях такого рода уже упоминалось. Обратимся к ним еще раз, потому что в гимнастических упражнениях такая работа как в отдельных суставах, так и в масштабе всего тела спортсмена очень типична. Если взять цепочку действий в тазобедренных суставах, сопутствующих исполнению широко развернутого «броскового» движения, например на махе вперед в висе, то будет видно, что ее составляют последовательные, ритмически организованные сгибания-разгибания, начиная с подготовительного сгибания в начале спада и кончая разгибанием, следующим после основного броского движения в висе. Именно такие колебательные по своей сути движения в суставах дают тот цикл режимов, который был описан выше (см. рис. 2). На основном рисунке такая работа выглядит в виде эллиптической траектории, захватывающей все зоны построения на схеме, но в основном располагающейся в ее левом нижнем углу, соответствующем баллистическому режиму. В самом деле: упомянутые сгибания-разгибания тела носят импульсно-инерционный характер; относительно краткие по времени усилия, «бросающие» звено, сменяются затем свободным, инерционным, баллистическим движениями. При этом, чем больше выражена такая свободная работа с движением звена по инерции (в противовес силовой), тем выше технический уровень движения. 9 — 10 — 11. Отталкивание с «места». Рассмотрим ряд случаев связанных с двумя противоположными типами действий гимнаста на опоре. Один из них — отталкивание от опоры, когда тело получает необходимую для движения кинетическую энергию, а другой — приземление, когда эта энергия либо переходит в форму потенциальной энергии упругой деформации, либо рассеивается. Обратимся к простому случаю, когда |
|||
46 |
|
||||
гимнаст из статического подседа (9), резко наращивая напряжение мышц-разгибателей и вызывая их сокращение (9 — 10), выпрыгивает вверх. Из практики известно, что такое построение отталкиваний (не обязательно ногами) малоэффективно, прыжок не будет мощным, полет — высоким. Анализируя его с позиций работы мышц, можно заметить, что это — действие, выполненное без должной подготовки: данному отталкиванию не предшествовали действия в останавливающем режиме, мышцы не подвергались темповому натяжению перед отталкиванием, а были вынуждены работать из статического положения. Заметим, однако, что и здесь отталкивание, требующее преодолевающей работы мышц, завершается более или менее выраженной фазой с движением баллистического типа, т. е., выполнив прыжок, гимнаст затем в какой-то степени расслабляется и движется по инерции (11). 12 — 9. Приземление в остановку. Очень характерная для гимнастики и очень важная в спортивном отношении двигательная ситуация. Рассмотрим ее несколько подробнее. С физической точки зрения приземление в остановку есть взаимодействие тела с опорой, когда его кинетическая энергия должна быть полностью рассеяна, превращена в тепло. Эта задача тем ответственнее и тем труднее решается, чем более активным было выполненное до этого движение, Как должен действовать мышечный аппарат гимнаста на опоре в фазе непосредственного приземления? Прибегая к некоторым упрощениям, выделим четыре модели приземлений. «Упругая модель». Представим себе, что гимнаст, пришедший после прыжка или соскока на опору, способен вести себя и ведет как некий «пружинный чело-печек», мышцы которого — идеальные пружины. Тогда деформация тела, возникшая вследствие приземления, будет носить упругий характер, а «мышцы-пружины», натянувшись в фазе амортизации, запасут в себе всю энергию, переведя ее в форму потенциальной энергии упругой деформации. Это означает, что сразу после этого энергия, не теряясь, будет возвращена в механической форме. Проще говоря, «пружинный человечек» вновь подпрыгнет вверх подобно мячу, и если пружины были идеальными, то прыжок произойдет действительно без потери энергии. Однако ясно, что упругий подскок вместо приземления в остановку нам в данном случае не нужен. Если гимнаст этого не учитывает, то возникают известные из практики ошибки, когда приземление сопровождается совершенно излишними под-прыжками. |
«Твердая модель». Уподобим теперь тело гимнаста, приходящего на опору, некоему твердому монолиту, практически не проявляющему ни упругих, ни пластических свойств. Столкновение с опорой в этих условиях привело бы к резкому торможению всех элементов масс тела. гимнаста и как следствие к сильному удару. Последствия такого «доскока» легко оценить, если попытаться хотя бы с небольшой высоты приземлиться на жестко выпрямленные ноги. К счастью, сам мышечный аппарат не может обеспечить столь жесткой работы, и в плане анализа работы мышц данный случай не характерен. Однако как случай организации действий в приземлении он более чем реален, и его всегда следует иметь в виду. Опасны излишне жесткие приземления не только в работе с начинающими, но и аналогичные приземления у гимнастов-мастеров. Они не только травмоопасны, но и лишены смысла технически, а также зрелищно. «Мягкая модель». Этот случай — другая крайность, которую можно представить себе как падение «тряпичного человечка». В этом случае должна управляемая связь между звеньями тела отсутствует. Полная остановка тела возникает как следствие «автономного» падения свободно соединенных звеньев тела. Что это такое, легко поймет каждый, кто видел или испытывал на себе расслабленное падение. Итак, ни высокая степень напряжения мышечного аппарата с сохранением исходного тонуса мышц, ни его расслабление не могут дать должного приземления с гашением энергии. Каков же серный образ действий? «Вязкая модель». Эта модель в наибольшей степени соответствует требованиям технически точного, безопасного приземления. Ее особенность связана прежде всего с работой мышечного аппарата, который должен действовать здесь в режиме «притормаживания с уступанием» (термин Д.Д.Донского). Попадая на опору в относительно выпрямленном положении, допускающей в дальнейшем достаточный «пробег» тормозящихся звеньев, гимнаст затем все больше «подседает» и, следовательно, мышцы, контролирующие позу, натягиваются. Если они к началу «доскока» были достаточно напряжены (а мы уже выяснили, что совершенно расслабленный приход на опору недопустим), то при подседании напряжение еще больше возрастает. Если сохранить эти условия, то и в дальнейшем возникнет форма упругого приземления, которое крайне желательно при активных |
|||
47 |
|
||||
прыжках, отскоках, но совершенно не нужно для приземления в остановку. Таким образом, желательно «подрасслабить» мышцы, рассеять часть ненужной энергии. Эта операция должна производиться непрерывно, по мере увеличения подседа, и соответствовать ему по скорости. Несоответствие того и другого означает отклонение от лучшей техники приземления: отставание подрасслабления от темпов подседа означает «сдвиг» в сторону упругого доскока, опережающее расслабление — это также нежелательное смещение в сторону «мягкой» модели приземления. В целом поведение мышц при верном исполнении приземления в остановку должно соответствовать поведению вязкого тела, деформация которого не вызывает упругой «отдачи», не дает обратного восстановления формы тела. Так вел бы себя пластилиновый человечек, которым мы имитировали бы ситуации «доскока». Заметим также, что сходными свойствами — не случайно — обладают и поролоновые гимнастические маты. Правда, они обладают упругими свойствами, но все же хорошо поглощают энергию тела падающего гимнаста. Заключая обсуждение особенностей «вязкого» приземления, важно подчеркнуть, что умелое гашение движения за счет взвешенного подрасслабления мышц и их превращения из упругого тела в пластически вязкое требует достаточно
Каждый задумался о своем |
сложного, тонкого двигательного навыка, специального освоения, о чем нередко, к сожалению, забывают. И тут вернемся к нашей схеме на рисунке (1). Последовательность изменения состояния мышц, показанная «траекторией» 12 — 9, как раз соответствует притормаживанию с уступанием, описанному нами выше. 13 — 14 — 15 — 16 — 17. Упругий наскок на опору и отскок. Прыжок с места, уже рассмотренный нами, и прыжок, выполняемый с темпового упругого наскока на опору (что наиболее типично для гимнастики), обладают большим внешним сходством. Однако, анализируя схему на рисунке, можно видеть, что с позиции режимов работы мышц эти движения существенно различаются. Как уже отмечалось, при прыжке с места отсутствует эффективная подготовительная фаза действий, дающая темповое натяжение мышц-разгибателей. Что касается упругого наскока на опору, предшествующего отскока, то именно он играет здесь столь важную роль полноценного подготовительного действия. Заметим, что на приведенном построении прыжки с места и с «темпа» имеют принципиально одинаковые части, соответствующие работе мышц в преодолевающем режиме (ср. точки 9 — 10 и 15 — 16), а затем в режиме баллистическом (ср. точки 10 — 11 и 16 — 17). Но начала того и другого прыжков сильно различаются: «траектория» режимов в прыжке с наскока (13 — 15) на нашей схеме перпендикулярна началу траектории прыжка с места. Это различие носит |
|||
|
||||
48 |
|
||||
принципиальный характер. В практике часто не различают тренировочного эффекта разных прыжковых упражнений. Между тем из приведенного сравнения двух видов прыжков легко заключить, что они должны тренировать разные двигательные способности гимнаста. Наконец, заметим, что любой вид прыжка может завершаться приземлением в «доскок» (9 — 10 — 11 — 12 — 9 или 13 — 14 — 15—16—17—18 — 12 — 9), а также переходить в циклические прыжки с промежуточными упругими приземлениями, как это и делается в тренировочных «многоскоках» (14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 12 — 14...). Сравнивая последнюю «траекторию» «многоскоков» с «траекторией» возвратно-колебательных махов (5 — 6 — 7 — 8 — 5) любопытно заметить, что если маховая траектория, как уже отме- |
чалось, смещена в область баллистической работы мышц, то прыжковая больше связана с высокими степенями напряжения мышц и их преодолевающей работой. Рассмотренные в статье случаи движения да и сами режимы работы мышц есть не что иное, как резко упрощенные модели истинной деятельности мышечного аппарата спортсмена. Однако профессиональный анализ тренировочных упражнений, применяемых в гимнастике, описание технических эффектов движений невозможны без удовлетворительного знания хотя бы основных, грубо очерченных закономерностей деятельности мышечного аппарата. Исходные положения для такого анализа и были изложены в настоящей статье, адресованной тренерам и специалистам. |
|||
ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ НАГРУЗКИ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКИ |
||||
В. Г. Заикин, ВНИИФК, В. С. Савельев, КуАИ, Н. Г. Сучилин, Н. Е. Андрианов, Госкомспорт |
||||
Рост сложности упражнений в современной спортивной гимнастике связан с увеличением ударной нагрузки на опорно-двигательный аппарат спортсменов (ОДАС). При этом возникает противоречие между необходимостью дальнейшего наращивания объема и интенсивности тренировочной работы и непланируемым их снижением из-за перегрузки, травм и заболеваний ОДАС при ударных взаимодействиях с гимнастическими снарядами. Рост ударной нагрузки и как следствие повышение травмоопасности наиболее выражены в прыжковых упражнениях. Проведенный нами опрос 45 ведущих специалистов гимнастики страны показал, что более 50% всех травм в спортивной гимнастике связаны с выполнением прыжковых упражнений. А тренеры, работающие с детьми, отмечали, что они сознательно уменьшают количество тренировок по акробатике и их продолжительность, щадя организм юных спортсменов. В связи с этим представлялось актуальным оценить количественно те изменения, которые происходят с прыжковыми упражнениями и с самими спортсменами при использовании пневмоснарядов (В. Т. Заикин, В. С. Савельев, Н. Г. Су- |
чилин, 1981). Предполагалось, что улучшенные упругие характеристики пневматических рабочих поверхностей* обеспечат более благоприятные условия для отталкивания и тем самым позволят увеличить объем и интенсивность прыжковых упражнений. Для проверки этого предположения были проведены педагогические эксперименты. В первом эксперименте гимнастам различной квалификации предлагалось выполнить за один подход максимальное количество прыжков сначала на стандартной эластичной акробатической дорожке, а затем на ней же, но покрытой пневматическим матом. Спортсмены выполняли прыжки на двух ногах с группировкой. В эксперименте участвовали 36 учащихся СДЮШОР г. Владимира. В результате эксперимента (табл. 1) выявлено, что гимнасты высших разрядов при переходе со стандартной опоры на пневматическую могут увеличивать количество прыжков, выполняемых в темпе за один подход, в 1,4-2 раза. Полученные * Коэффициент восстановления у эластичной акробатической дорожки равен 0,7, у пневматической — 0.79. |
|||
49 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |