Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

жет быть очень развернутой и сложной, поэтому ее структура, включающая в себя взаимосвязи двигательных критериев, оценок, решений, «запасных» программ и др., может быть весьма не простой. 2.2.4 — немаловажна структура ценностей гимнаста, во многом предопределяющая его мотивацию — то, что побуждает к достижению цели и само ее формирование.

Анализируя конкретное выполнение гимнастом (гимнасткой) конкретного элемента, совсем нет необходимости перебирать всю структуру, обычно интерес сосредоточивается на каком-то ее фрагменте, а то и на отдельном блоке нижнего уровня представленной схемы 7. Точно так же обычно целесообразно анализировать выполнение элемента как систему действий одного из четырех типов, представленных схемами 2 — 5, реже — двух.

Полезность подобных схем в том, что они упорядочивают рассуждения, позволяют лучше увидеть некоторые связи,

 

определить факторы, уточнить подход к анализу, избежать ошибок в систематизации факторов, а значит, и в анализе их влияния. Может показаться, что схемы не оправданно сложны, что незачем практику вдаваться в такие подробности. Однако это не так: выполнение гимнастического элемента, в особенности сложного, — очень непростая система, таящая в себе, как показывает практика, немало подвохов, преодолеть которые далеко не всегда можно на основе простых и готовых рецептов. Нередко тренеру и гимнасту приходится крепко задумываться, пытаясь разобраться в причинах возникших трудностей и в поисках путей их преодоления — причем с затратой возможно меньших усилий и тренировочного времени. Наконец, желательно уметь предвидеть возможные трудности и предупреждать их, не дожидаясь появления необходимости их преодолевать. Так что глубокий анализ — отнюдь не роскошь!

 

 

О РЕЖИМАХ РАБОТЫ МЫШЦ ГИМНАСТА

   
Ю. К. Гавердовский, доцент, ГЦОЛИФК
 

Активные действия гимнаста — это прежде всего мышечная работа, которая должна быть предельно рациональной. Чем труднее упражнение, которое выполняет гимнаст, чем выше требования к мощности двигательного действия, тем большую роль играют те нюансы техники, от которых зависит работа мышц спортсмена. Анализируя гимнастические упражнения, способы их выполнения, всегда следует иметь в виду организацию деятельности мышечного аппарата исполнителя движения. В этом смысле физиология мышечной деятельности гимнаста — интересная и очень важная область, до настоящего времени еще недостаточно полно исследованная.

Как известно, существует целый ряд чисто физиологических закономерностей деятельности мышц, хорошо «работающих» в гимнастике. Не углубляясь в эту сферу, лишь упомянем основные из этих закономерностей. Так, существенную роль в избрании рациональной техники многих движений, особенно прыжково-толчковых, играют закономерности, связанные со скоростью возбуждения мышцы, или иначе — с ее инертностью. Известно, что для «включения» мышцы в эффективную работу требуется определенное время, затрачиваемое на нервно-мышечную передачу и на переход мышцы от скрытого активного состояния к непосредственной работе с ви-

 

димым механическим эффектом. Поэтому при исполнении многих, в первую очередь высокомощных «взрывных» действий важна быстрая мобилизация мышц по возможности с использованием «упреждающей активности» (В. Б. Коренберг). Не случайно каждый грамотный гимнаст, тренер знают, что при отталкивании нужно ставить опорное звено на снаряд «жестко», т. е. сохраняя высокий тонус мышечного аппарата.

Другая, быть может, самая важная закономерность работы мышц, — зависимость между рабочей длиной мышцы и степенью ее напряжения. В общем случае, чем больше степень натяжения мышцы, тем выше ее напряжение, больше физический эффект. При этом мышца непроизвольно «отвечает» на ее натяжение увеличением напряжения, тяги. Это так называемый миотатический рефлекс, который носит охранительный характер, но в плане построения рациональных движений является для нас одним из китов спортивной техники. В сущности, нет ни одного достаточно сложного упражнения, где так или иначе не использовалось бы предварительное натяжение мышц с целью увеличения эффекта их последующего действия. Наиболее типичный пример — замах, совершаемый гимнастом перед бросковым движением ногами.

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

Упомянем также еще одну закономерность; связывающую силу, развиваемую гимнастом при активной работе мышцами, и скорость изменения длины соответствующих мышц. Чем выше скорость сокращения мышцы (ее укорочения), тем, как ни парадоксально, меньше развиваемая ею сила. И напротив — если мышца натягивается, то скорость ее удлинения прямо связана с развиваемой силой. Поясним это примером, далеким от гимнастики. Представим себе бобслеиста, разгоняющего свои тяжелые сани. Ясно, что наибольшее напряжение (силу) спортсмен развивает в начале разгона, когда движение еще медленное. В дальнейшем же он может толкать перед собой снаряд лишь постольку, поскольку еще способен его догонять. Если же скорость стала слишком велика, то и сила взаимодействия между спортсменом и его санями приближается к нулю. Нечто подобное происходит с мышцей, разгоняющей звено тела гимнаста. Анализируя это положение, можно понять, например, почему легче даются силовые опускания (когда мышцы более или менее быстро натягиваются), а не подъемы (когда мышцы сокращаются), почему технически рационален не медленный вход в крест из упора, а достаточно динамичный и т.д.

Существуют и другие закономерности, регулирующие деятельность мышечного аппарата человека помимо его воли. Однако в нашу задачу не входит их описание. В настоящей статье предлагается относительно подробное описание еще одной стороны мышечной «кухни», которой в существующей литературе уделялось незаслуженно малое внимание. Речь идет о так называемых режимах работы мышечного аппарата.

Выше уже было показано, что изменение рабочей длины мышцы может происходить как на фоне ее возбуждения, так и относительного расслабления. Впрочем, прежде чем идти дальше, следует остановиться на двух парах терминов, которыми мы в дальнейшем будем часто пользоваться. Одна из этих пар — «натяжение» и «сокращение». Первый из терминов соответствует увеличению длины мышцы, т. е. такому суставному движению, когда точки прикрепления мышцы удаляются друг от друга. Соответственно этому, сокращение есть уменьшение длины мышцы, сближение ее концов. Разъяснение этих терминов необходимо потому, что в практике часто возникает путаница, когда термину «сокращение» приписывают вовсе не тот смысл, который следует в него вкладывать. Необходимо помнить,

 

что понятие «сокращение» относится только к рабочей длине мышцы и вовсе не предполагает ее обязательной активной работы. Иными словами, не следует путать понятия «сокращения» и «напряжения», так как это совершенно разные случаи, связанные с разными явлениями.

Точно так же следует верно трактовать смысл другой пары терминов — «возбуждение» и «расслабление», ибо возбуждение вовсе не обязательно связано с сокращением мышцы.

Из сказанного видно, что существуют, таким образом, определенные сочетания случаев изменения рабочей длины мышцы и степени ее возбуждения. Эти сочетания и есть, в сущности, режимы работы мышц, о которых говорится в настоящей статье.

В специальной литературе употребляется различная терминология обозначающая режимы работы мышц. Основные из терминов:

—   «эксцентрический режим» — работа мышцы на фоне ее удлинения;

—  «концентрический» — работа при сокращении мышцы;

—  «изометрический» — активная работа при фиксированной длине мышцы (с неизменной рабочей позой);

—  «изотонический» (в чистом виде только в лабораторных условиях) — сокращение или натяжение мышцы при постоянном уровне ее напряжения;

—   «ауксотонический» — работа мышц в условиях их предварительного или сопутствующего натяжения, с увеличением тонуса мышц.

Названные режимы — самого общего порядка. Однако, как уже было нами замечено, существуют режимы работы мышц, возникающие при сочетании признаков изменения длины и степени возбуждения мышц. Обратимся к анализу этих особенностей работы мышц, так как именно они представляют для нас наибольший интерес.

На рисунке приводится построение, позволяющее в наглядной форме проследить различия между отдельными случаями работы мышц. Отслеживая точки по горизонтали этой схемы, мы можем сравнить случаи, когда меняется рабочая длина мышцы (буквенные обозначения). Те же точки на схеме, взятые в вертикальных последовательностях, соответствуют изменению степени возбуждения мышцы (см. графические расшифровки и подпись к основному рис. 3). Сочетание того и другого при разных степенях проявленности признаков и приводит к образованию определенных режимов работы мышц, представляющих интерес в приме-нении к гимнастике. Рассмотрим вначале

 
Library   43   Up


Contents

 

Home
 

14066-33.jpg

 

Рис. 1. Общая схема

 

Фиксированные состояния:

— сохранение расслабленной позы:

А — «скорчившись», с полным сгибанием тела; Б — в позах, промежуточных между полным сгибанием тела (в отсутствие нагрузок);

В — на полном растяжении (в шпагате, в положении «мост», обратным хватом и т. п.);

— удержание позы умеренным напряжением мышц:

Г — при полном сгибании (группировка на фоне вращения и т. п.);

Д — то же в промежуточных позах (полугруппировка и пр.):

Е — то же на растяжении мышц;

— силовая фиксация позы с предельным напряжением мышц:

Ж — при полном сгибании (группировка на фоне предельного вращения, вис на одной и др.);

З — в промежуточных положениях (силовые «равновесия»);

И — на сильном растяжении («проваленный» крест и т. п.).

Изотонические движения:

—   непроизвольные движения на фоне расслабления мышц:

А—В, В—А — пассивные «проводки» с изменением позы, движения «на растяжку» с партнером и т. п.;

—   произвольные движения при умеренном напряжении мышц:

Г—Е, Е—Г — активные разнонаправленные

 

движения в силовом поле (в вольных упражнениях, на снарядах);

—   произвольные и непроизвольные движения на фоне предельного напряжения мышц:

Ж—И — действия с натяжением мышц (жесткая амортизация при наскоках, соударениях, спадах; уступание при попытке фиксации позы);

И—Ж — действия с сокращением мышц (разгон звена с преодолением больших перегрузок, силовые «жимы»).

Изометрические действия:

—   изменение степени напряжения мышц при неизменной позе:

А—Ж, Ж—А, Б—З, З—Б, В—И, И—В — попытки включения в работу с целью изменения позы и отказ от этого с расслаблением мышц; тоническая реакция на перемену силового поля с целью сохранения позы («динамическая осанка»).

Работа в эксцентрических режимах:

—   увеличение степени возбуждения и натяжения мышц:

А—И — останавливающий режим;

—  увеличение натяжения мышц при уменьшении их возбуждения:

Ж—В — уступающий режим.

Работа в концентрических режимах:

—  увеличение возбуждения мышц на фоне их сокращения:

В—Ж — преодолевающий режим;

—  уменьшение длины и степени возбуждения мышц:

И—А — баллистический режим

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

четыре «базовых» режима, описанных до известной степени в литературе.

Останавливающий режим. Так обычно называется режим работы мышц, когда они, натягиваясь, все больше возбуждаются. На рис. (1, 2) это соответствует смещению от точки «А» по диагонали к точке «И». В практике действия в останавливающем режиме очень часты и характерны. Всякий раз, когда гимнаст взаимодействует с опорой, «натыкаясь» на нее в быстром движении или падая из упора в вис, напряженные мышцы спортсмена неизбежно натягиваются, развивая при этом значительные усилия. Эти фазы гимнастических движений крайне важны, так как являются одним из основных средств эффективной подготовки мышечного аппарата к работе в наиболее ответственных фазах двигательного, действия.

Преодолевающий режим — как бы непосредственное продолжение действий при активном уступании: остановив силой натяжение мышц, исполнитель движения, сохраняя или наращивая степень возбуждения мышц, заставляет их сокращаться. Эти действия так же хорошо известны по множеству спортивных упражнений. Так при отталкиваниях гимнаста от опоры после фазы амортизации (когда мышцы работали в уступающем режиме) следует фаза собственно отталкивания, когда мышцы, преодолев инерционное движение масс тела (или звена), начинают сокращаться, сообщая системе движение от опоры.

Баллистический режим. В литературе этот термин трактуется по-разному. Часто его связывают с представлением о полном цикле действий броского движения («балло» — по-гречески «бросаю»), например, такого, как бросок копья. В нашем случае мы будем иметь в виду лишь ту часть сложной работы мышцы, когда, продолжая сокращаться, мышца начинает расслабляться или уже успела достаточно сильно расслабиться. Характер такого движения легко себе представить, если вспомнить, как «брошенное» звено тела, например ноги, затем некоторое время движется в начальном направлении, хотя мышцы, вызвавшие такое движение, уже не работают, расслабились.

Уступающий режим — сочетание расслабления с натяжением мышцы под действием внешних сил. Примеры таких состояний хорошо известны. Наиболее типичен случай, когда гимнаст, пользуясь весом своего тела или помощью партнера, стремится на фоне расслабления натянуть мышцы, добиться их удлинения (действия в висе сзади, шпагате и пр.).

Все упомянутые режимы работы

 

 

14066-34.jpg

 

 

14066-35.jpg

Рис. 2. Основные режимы работы мышц:

1. Останавливающий

2. Преодолевающий

3. Баллистический

4. Уступающий

Рис. 3. Изменение рабочей длины и степени возбуждения мышц:

1. Возбуждение

2. Сокращение

3. Расслабление

4. Натяжение

 

мышц закономерно объединяются в цикл, представление о котором можно получить по рис. 2. Как мы покажем ниже, такая циклическая работа мышц типична для гимнастики с ее возвратно-колебательными движениями в суставах. Нужно обратить также внимание на то, что мышца, последовательно попадающая в условия такой циклической работы, всегда активно срабатывает в условиях предварительного натяжения. В самом деле: вначале она, уступая внешним силам и расслабленно им подчиняясь, натягивается (уступающий режим); натягиваясь, она в силу действия миотатического рефлекса (не считая произвольной работы гимнаста) все более напрягается (останавливающий режим); увеличение напряжения мышцы приводит к прекращению натяжения и ее сокращению (преодолевающий режим); наконец, активно отработав на сокращении, «бросив» звено, мышца начинает расслабляться, предоставив звену двигаться самостоятельно по инерции (баллистический режим). Такая естественно и рационально построенная работа в циклических действиях гимнаста, а также и во многих одиночных движениях, если они подчинены предварительному натяжению мышц, занятых в работе, связывается с понятием ауксотонического режима, о котором уже упоминалось выше. Еще раз подчеркнем, что обеспечение работы мышц в ауксотоническом режиме — одно из кардинальнейших требований спортивной техники, если, разумеется, речь идет об исполнении достаточно мощных атлетических движений, встречающихся в гимнастике во множестве. Анализируя работу мышц гимнаста, нетрудно убедиться, что названные выше

 
Library   45   Up


Contents

 

Home
 

режимы практически не встречаются в «чистом» виде. Рассмотрим в этом плане ряд несложных, типичных для гимнастики движений и проследим, хотя бы в упрощении, как меняются режимы работы мышц гимнаста в том или ином случае. Сопоставление этих ситуаций достаточно важно в плане анализа техники упражнений и выбора учебно-тренировочных упражнений.

Обратимся к основной части рисунка (1). На нем схематически показаны «траектории», соответствующие переходу мышцы из одного режимного состояния в другое при исполнении того или иного двигательного действия. Анализируя определенные «траектории» на рисунке и соответствующие им случаи работы мышц гимнаста, нетрудно прийти к выводу, что четкого, скачкообразного изменения рассматривавшихся выше режимов не существует: состояние мышцы обычно меняется более или менее плавно. Рассмотрим в этой связи отдельные примеры (см. цифровые обозначения при «траекториях») .

1 — 2, 2 — 1. Упражнения на растяжение. Работа этого типа уже упоминалась. Стремясь полностью расслабиться, гимнаст предельно подчиняется внешним воздействиям. Его собственная активная работа здесь исключается, и поэтому изменение суставных углов (а значит, и длины мышц) обеспечивается внешними силами, помощью и т. п. Так, полностью расслабившись в положении сидя на полу (1), гимнаст дает затем предельно наклонить себя вперед, добиваясь натяжения мышц задней поверхности тела (2) с некоторым непроизвольным увеличением их тонуса. Затем движение ритмически повторяется.

3.   Произвольное изменение позы при отсутствии внешних нагрузок. Ситуация этого рода также довольно типична. Так, находясь в безопорном положении после толчка от сетки батута, гимнаст может легко изменить позу, например согнуться. В описанных условиях (а это с физической точки зрения невесомость) даже очень небольшое напряжение мышц с соответствующим их сокращением даст нужный двигательный эффект. Ясно, что действия такого рода могут вызывать лишь самые минимальные физические затруднения, так как не требуют специального развития силовых качеств и особых условий их проявления.

4.  Останавливающая работа и силовая фиксация позы. Это также очень типичный случай, но в отличие от двух предыдущих требующий от исполнителя возможно больших силовых прояв-

 

лений и соответственно подготовки. Типичный пример — опускание из упора в крест. По мере выполнения такого движения уровень возбуждения мышечного аппарата, контролирующего позу, возрастает до предела, а натяжение данных мышц увеличивается. В результате сила, развиваемая мышцами (в нашем примере — группой приводящих мышц плеча), закономерно нарастает, движение вниз из упора (под действием силы тяжести) замедляется и в итоге приходит к полной остановке (точка «И» на рисунке соответствует именно случаям фиксации позы в условиях предельного напряжения и натяжения мышцы).

5 — 6 — 7 — 8 — 5... Инерционные циклические сгибания-разгибания. О действиях такого рода уже упоминалось. Обратимся к ним еще раз, потому что в гимнастических упражнениях такая работа как в отдельных суставах, так и в масштабе всего тела спортсмена очень типична. Если взять цепочку действий в тазобедренных суставах, сопутствующих исполнению широко развернутого «броскового» движения, например на махе вперед в висе, то будет видно, что ее составляют последовательные, ритмически организованные сгибания-разгибания, начиная с подготовительного сгибания в начале спада и кончая разгибанием, следующим после основного броского движения в висе. Именно такие колебательные по своей сути движения в суставах дают тот цикл режимов, который был описан выше (см. рис. 2). На основном рисунке такая работа выглядит в виде эллиптической траектории, захватывающей все зоны построения на схеме, но в основном располагающейся в ее левом нижнем углу, соответствующем баллистическому режиму. В самом деле: упомянутые сгибания-разгибания тела носят импульсно-инерционный характер; относительно краткие по времени усилия, «бросающие» звено, сменяются затем свободным, инерционным, баллистическим движениями. При этом, чем больше выражена такая свободная работа с движением звена по инерции (в противовес силовой), тем выше технический уровень движения.

9 — 10 — 11. Отталкивание с «места». Рассмотрим ряд случаев связанных с двумя противоположными типами действий гимнаста на опоре. Один из них — отталкивание от опоры, когда тело получает необходимую для движения кинетическую энергию, а другой — приземление, когда эта энергия либо переходит в форму потенциальной энергии упругой деформации, либо рассеивается.

Обратимся к простому случаю, когда

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

гимнаст из статического подседа (9), резко наращивая напряжение мышц-разгибателей и вызывая их сокращение (9 — 10), выпрыгивает вверх. Из практики известно, что такое построение отталкиваний (не обязательно ногами) малоэффективно, прыжок не будет мощным, полет — высоким. Анализируя его с позиций работы мышц, можно заметить, что это — действие, выполненное без должной подготовки: данному отталкиванию не предшествовали действия в останавливающем режиме, мышцы не подвергались темповому натяжению перед отталкиванием, а были вынуждены работать из статического положения. Заметим, однако, что и здесь отталкивание, требующее преодолевающей работы мышц, завершается более или менее выраженной фазой с движением баллистического типа, т. е., выполнив прыжок, гимнаст затем в какой-то степени расслабляется и движется по инерции (11).

12 — 9. Приземление в остановку. Очень характерная для гимнастики и очень важная в спортивном отношении двигательная ситуация. Рассмотрим ее несколько подробнее.

С физической точки зрения приземление в остановку есть взаимодействие тела с опорой, когда его кинетическая энергия должна быть полностью рассеяна, превращена в тепло. Эта задача тем ответственнее и тем труднее решается, чем более активным было выполненное до этого движение, Как должен действовать мышечный аппарат гимнаста на опоре в фазе непосредственного приземления? Прибегая к некоторым упрощениям, выделим четыре модели приземлений.

«Упругая модель». Представим себе, что гимнаст, пришедший после прыжка или соскока на опору, способен вести себя и ведет как некий «пружинный чело-печек», мышцы которого — идеальные пружины. Тогда деформация тела, возникшая вследствие приземления, будет носить упругий характер, а «мышцы-пружины», натянувшись в фазе амортизации, запасут в себе всю энергию, переведя ее в форму потенциальной энергии упругой деформации. Это означает, что сразу после этого энергия, не теряясь, будет возвращена в механической форме. Проще говоря, «пружинный человечек» вновь подпрыгнет вверх подобно мячу, и если пружины были идеальными, то прыжок произойдет действительно без потери энергии. Однако ясно, что упругий подскок вместо приземления в остановку нам в данном случае не нужен. Если гимнаст этого не учитывает, то возникают известные из практики ошибки, когда приземление сопровождается совершенно излишними под-прыжками.

 

«Твердая модель». Уподобим теперь тело гимнаста, приходящего на опору, некоему твердому монолиту, практически не проявляющему ни упругих, ни пластических свойств. Столкновение с опорой в этих условиях привело бы к резкому торможению всех элементов масс тела. гимнаста и как следствие к сильному удару. Последствия такого «доскока» легко оценить, если попытаться хотя бы с небольшой высоты приземлиться на жестко выпрямленные ноги. К счастью, сам мышечный аппарат не может обеспечить столь жесткой работы, и в плане анализа работы мышц данный случай не характерен. Однако как случай организации действий в приземлении он более чем реален, и его всегда следует иметь в виду. Опасны излишне жесткие приземления не только в работе с начинающими, но и аналогичные приземления у гимнастов-мастеров. Они не только травмоопасны, но и лишены смысла технически, а также зрелищно.

«Мягкая модель». Этот случай — другая крайность, которую можно представить себе как падение «тряпичного человечка». В этом случае должна управляемая связь между звеньями тела отсутствует. Полная остановка тела возникает как следствие «автономного» падения свободно соединенных звеньев тела. Что это такое, легко поймет каждый, кто видел или испытывал на себе расслабленное падение.

Итак, ни высокая степень напряжения мышечного аппарата с сохранением исходного тонуса мышц, ни его расслабление не могут дать должного приземления с гашением энергии. Каков же серный образ действий?

«Вязкая модель». Эта модель в наибольшей степени соответствует требованиям технически точного, безопасного приземления. Ее особенность связана прежде всего с работой мышечного аппарата, который должен действовать здесь в режиме «притормаживания с уступанием» (термин Д.Д.Донского).

Попадая на опору в относительно выпрямленном положении, допускающей в дальнейшем достаточный «пробег» тормозящихся звеньев, гимнаст затем все больше «подседает» и, следовательно, мышцы, контролирующие позу, натягиваются. Если они к началу «доскока» были достаточно напряжены (а мы уже выяснили, что совершенно расслабленный приход на опору недопустим), то при подседании напряжение еще больше возрастает. Если сохранить эти условия, то и в дальнейшем возникнет форма упругого приземления, которое крайне желательно при активных

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

прыжках, отскоках, но совершенно не нужно для приземления в остановку. Таким образом, желательно «подрасслабить» мышцы, рассеять часть ненужной энергии. Эта операция должна производиться непрерывно, по мере увеличения подседа, и соответствовать ему по скорости. Несоответствие того и другого означает отклонение от лучшей техники приземления: отставание подрасслабления от темпов подседа означает «сдвиг» в сторону упругого доскока, опережающее расслабление — это также нежелательное смещение в сторону «мягкой» модели приземления.

В целом поведение мышц при верном исполнении приземления в остановку должно соответствовать поведению вязкого тела, деформация которого не вызывает упругой «отдачи», не дает обратного восстановления формы тела. Так вел бы себя пластилиновый человечек, которым мы имитировали бы ситуации «доскока». Заметим также, что сходными свойствами — не случайно — обладают и поролоновые гимнастические маты. Правда, они обладают упругими свойствами, но все же хорошо поглощают энергию тела падающего гимнаста.

Заключая обсуждение особенностей «вязкого» приземления, важно подчеркнуть, что умелое гашение движения за счет взвешенного подрасслабления мышц и их превращения из упругого тела в пластически вязкое требует достаточно

 

Каждый задумался о своем

 

сложного, тонкого двигательного навыка, специального освоения, о чем нередко, к сожалению, забывают. И тут вернемся к нашей схеме на рисунке (1). Последовательность изменения состояния мышц, показанная «траекторией» 12 — 9, как раз соответствует притормаживанию с уступанием, описанному нами выше.

13 — 14 — 15 — 16 — 17. Упругий наскок на опору и отскок. Прыжок с места, уже рассмотренный нами, и прыжок, выполняемый с темпового упругого наскока на опору (что наиболее типично для гимнастики), обладают большим внешним сходством. Однако, анализируя схему на рисунке, можно видеть, что с позиции режимов работы мышц эти движения существенно различаются. Как уже отмечалось, при прыжке с места отсутствует эффективная подготовительная фаза действий, дающая темповое натяжение мышц-разгибателей. Что касается упругого наскока на опору, предшествующего отскока, то именно он играет здесь столь важную роль полноценного подготовительного действия. Заметим, что на приведенном построении прыжки с места и с «темпа» имеют принципиально одинаковые части, соответствующие работе мышц в преодолевающем режиме (ср. точки 9 — 10 и 15 — 16), а затем в режиме баллистическом (ср. точки 10 — 11 и 16 — 17). Но начала того и другого прыжков сильно различаются: «траектория» режимов в прыжке с наскока (13 — 15) на нашей схеме перпендикулярна началу траектории прыжка с места. Это различие носит

 

14066-36.jpg

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

принципиальный характер. В практике часто не различают тренировочного эффекта разных прыжковых упражнений. Между тем из приведенного сравнения двух видов прыжков легко заключить, что они должны тренировать разные двигательные способности гимнаста.

Наконец, заметим, что любой вид прыжка может завершаться приземлением в «доскок» (9 — 10 — 11 — 12 — 9 или 13 — 14 — 15—16—17—18 — 12 — 9), а также переходить в циклические прыжки с промежуточными упругими приземлениями, как это и делается в тренировочных «многоскоках» (14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 12 — 14...). Сравнивая последнюю «траекторию» «многоскоков» с «траекторией» возвратно-колебательных махов (5 — 6 — 7 — 8 — 5) любопытно заметить, что если маховая траектория, как уже отме-

 

чалось, смещена в область баллистической работы мышц, то прыжковая больше связана с высокими степенями напряжения мышц и их преодолевающей работой.

Рассмотренные в статье случаи движения да и сами режимы работы мышц есть не что иное, как резко упрощенные модели истинной деятельности мышечного аппарата спортсмена. Однако профессиональный анализ тренировочных упражнений, применяемых в гимнастике, описание технических эффектов движений невозможны без удовлетворительного знания хотя бы основных, грубо очерченных закономерностей деятельности мышечного аппарата. Исходные положения для такого анализа и были изложены в настоящей статье, адресованной тренерам и специалистам.

 

 

ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ НАГРУЗКИ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКИ

   
В. Г. Заикин, ВНИИФК,
В. С. Савельев, КуАИ, Н. Г. Сучилин,
Н. Е. Андрианов, Госкомспорт
 

Рост сложности упражнений в современной спортивной гимнастике связан с увеличением ударной нагрузки на опорно-двигательный аппарат спортсменов (ОДАС). При этом возникает противоречие между необходимостью дальнейшего наращивания объема и интенсивности тренировочной работы и непланируемым их снижением из-за перегрузки, травм и заболеваний ОДАС при ударных взаимодействиях с гимнастическими снарядами. Рост ударной нагрузки и как следствие повышение травмоопасности наиболее выражены в прыжковых упражнениях. Проведенный нами опрос 45 ведущих специалистов гимнастики страны показал, что более 50% всех травм в спортивной гимнастике связаны с выполнением прыжковых упражнений. А тренеры, работающие с детьми, отмечали, что они сознательно уменьшают количество тренировок по акробатике и их продолжительность, щадя организм юных спортсменов. В связи с этим представлялось актуальным оценить количественно те изменения, которые происходят с прыжковыми упражнениями и с самими спортсменами при использовании пневмоснарядов (В. Т. Заикин, В. С. Савельев, Н. Г. Су-

 

чилин, 1981). Предполагалось, что улучшенные упругие характеристики пневматических рабочих поверхностей* обеспечат более благоприятные условия для отталкивания и тем самым позволят увеличить объем и интенсивность прыжковых упражнений.

Для проверки этого предположения были проведены педагогические эксперименты. В первом эксперименте гимнастам различной квалификации предлагалось выполнить за один подход максимальное количество прыжков сначала на стандартной эластичной акробатической дорожке, а затем на ней же, но покрытой пневматическим матом. Спортсмены выполняли прыжки на двух ногах с группировкой. В эксперименте участвовали 36 учащихся СДЮШОР г. Владимира.

В результате эксперимента (табл. 1) выявлено, что гимнасты высших разрядов при переходе со стандартной опоры на пневматическую могут увеличивать количество прыжков, выполняемых в темпе за один подход, в 1,4-2 раза. Полученные


* Коэффициент восстановления у эластичной акробатической дорожки равен 0,7, у пневматической — 0.79.

Library   49   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало