Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

резиновыми амортизаторами, прикрепленными к полу, для развития прыгучести и т. д.

Постоянный спутник гимнаста — му-

 

зыка, поэтому в гимнастическом зале по мимо пианино нужен магнитофон, а для самоконтроля исполнения упражнений желательно иметь и видеомагнитофон.

 
 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

   
В. Б. Коренберг, доцент МОГИФК
 

Тренер в своей работе вынужден искать ответы не на одни только простые и ясные вопросы. Главное преимущество хорошего тренера, возможно, в том и состоит, что он умеет находить ответы на такие трудные вопросы, на которые не каждый сумеет ответить. Очевидно, он умеет глубоко проникнуть в суть рассматриваемых процессов и явлений. Чтобы делать это не интуитивно, а осознанно, в науке разработан системно-структурный (или системный) подход.

Освоение гимнастического элемента (сложного — опытным гимнастом, даже простого — новичком) надо рассматривать как сложный разносторонний процесс, ядром которого служат неоднократно осуществляемые системы действий. Поэтому тренеру приходится по роду своей профессиональной деятельности анализировать такие системы, каждую из которых мы и называем выполнением элемента.

Применяя системный подход, мы всегда вынуждены четко схематизировать, т. е. рассматривать удобные для нас модели изучаемого объекта, окружающей его среды, конкретной ситуации. В зависимости от того, что мы хотим понять сами или объяснить другим, подбираются те или иные варианты моделей (схем). Мы стараемся отразить в моделях (схемах) только те стороны, компоненты, свойства, функции предмета, явления, которые считаем наиболее существенными для полученных ответов на поставленные вопросы. При этом неизбежны значительные упрощения, допущения, обеднение то-то, что мы моделируем: обобщения, абстрагирование всегда обедняют конкретные явления. Схема всегда лишь условно соответствует объекту схематизации, однако ее преимущество в том, что на ней ясно видны многие связи между его частями, функциями, проходящими в нем процессами, с одной стороны, между этим объек-

 

том и другими — с другой. Дальнейшее изложение в значительной мере основано на схемах и схематизациях.

Выполнение гимнастического элемента как двигательное действие (ДД) есть система действий, причем ее можно анализировать по-разному, рассматривать как различные по составу и структуре системы в зависимости от того, «как повернуть». Так же как, например, обыкновенную прогулку можно рассматривать и как систему преодоления каких-то участков местности, и как систему получения каких-то впечатлений от окружающих видов, и как систему мыслей (спонтанных и навеянных увиденным по ходу прогулки), и как систему осуществления оздоровительных, общеразвивающих, познавательных, регулирующих эмоции мероприятий.

Такой разноплановый анализ позволяет рассмотреть различные стороны и особенности сложной и многосторонней системы, которую представляет собой выполнение гимнастического элемента как ДД. Схему 1 следует понимать так, что можно альтернативно рассматривать выполнение гимнастического элемента как одну из 4 представленных типов систем действий. В этом проявляется своего рода многоликость ДД — следствие многоплановости цели решаемой двигательной задачи и необходимости одним ДД достигать сразу нескольких (или даже всех) компонентов этой сложной цели. Здесь уместно хотя бы кратко определить и размежевать несколько понятий, имеющих первостепенное значение при рассмотрении двигательной деятельности спортсмена и потому требующих определенности в трактовке и терминологическом обозначении.

1. Движение — это процесс перемещения тела или его части. Движение можно измерить, определить его кинематические и динамические параметры и характеристики. Это чисто механическая

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

14066-26.jpg

Схема 1

 

 

категория*. Движения — это те кирпичи, из которых складываются стены здания, но кирпичи далеко еще не само здание. Даже стены (если продолжить аналогию — системы движений) еще не здание, в них нет ни полного его замысла, ни многих функционально значимых компонентов: внутренних стен-перегородок, внешней и внутренней отделки, электропроводки, водопровода и т. д. Хотя, конечно, без стен нет и здания.

2.  Замысел (программа движений, программная цель) и функциональная сторона (двигательный самоконтроль, двигательные критерии, регуляции и коррекции) имеются на другом уровне — на уровне двигательного действия. ДД — это то, что осуществляется человеком (животным) как самоуправляемой системой в порядке реализации конкретной двигательной программы, которой определены не только должные характеристики движений и всей их системы, но и критерии двигательного самоконтроля, решения по коррекциям, параметры регуляции, характеристики работы систем афферентации, двигательная цель. Не зря Н. А. Бернштеин утверждал, что человек в норме никогда не .совершает движения, а всегда двигательные действия. Такое понимание различия между движениями и двигательными действиями в принципе принято и в психологии. Небрежное употребление этих понятий встречается в специальной литературе.

Результат — частые логические ошибки в статьях, учебниках, монографиях.

3.   Решение двигательной задачи включает в себя несколько этапов, один из которых (реализация двигательной

 


* Движением принято называть также и некоторую модель (идеальную — представление о движении-процессе, вербальную — словесное его описание, материальную — рисунок, кинограмму, видеоизображение), т. е. то, что можно или нужно реализовать, и саму активность человека (животного), в результате которой осуществляется движение-процесс. Последнее для простоты будем называть процессом выполнения движения (здесь немало тонкостей, вдаваться в которые в этой статье не стоит).

 

программы) и есть ДД. Другие этапы: планирование решения, выбор и акцепция (принятие, утверждение) основного плана, двигательное программирование на его основе и двигательное метапрограммирование*, оценки и акцепции промежуточных и общего решений двигательной задачи. В развитие мысли Н. А. Бернштейна следует утверждать: спортсмен всегда решает двигательные задачи, осуществляя при этом двигательные действия и совершая движения. Можно сказать и так: решает посредством действий, в том числе двигательных, а двигательные действия осуществляет посредством выполнения операций, в том числе моторных (т. е. в последнем случае совершая движения)**.

На схеме 2 состав ДД как системы этапных действий. Этапные действия составляют содержание фаз, по А. Н. Курьерову, или стадий, по Ю. К. Гавердовскому. Каждое из этапных действий включает в себя энергообеспечивающие и формообразующие действия. Правда, некоторые из них могут быть выражены очень слабо, а то и вовсе незаметны. Здесь имеет смысл добавить, что основные действия определяют, какой именно элемент выполняется, они его «техническая суть». Поэтому нельзя, например, согласиться с тем, что безопорный период соскоков («фазу полета») иногда относят к завершающей стадии, т. е. действия в ней относят к завершающим. Дело в том, что в этой части соскока демонстрируется его «фигура» и тем определяется, что это за элемент да и приращение энергии может быть весьма существенным, поскольку уменьшение момента инерции тела влечет за собой увеличение кинетической энергии вращательного движения тела во столько же раз. В каждой из трех стадий может быть несколько разных действий, но может быть и одно. Не всегда между подготовительными, основными и завершающими


* См. В. Б. Коренберг. Основы качественного биомеханического анализа. — М.: ФиС, 1979, с. 103 и 106 — 107; сб. «Гимнастика» — М.: ФиС, 1977, вып. 2, с. 39 — 40.

** О понятии «двигательная задача» подробнее в сб. «Гимнастика». М.: ФиС, 1986, вып. 1, с. 41 — 43.

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

14066-27.jpg

Схема 2

 

14066-28.jpg

Схема 3

 

действиями имеются четкие разделяющие их во времени границы, эти действия могут иногда далеко выходить за рамки соответствующих стадий как некоторых разделенных во времени последовательных частей выполнения элемента (стадий его развития).

Иллюстративная модель выполнения гимнастического элемента как системы управляющих действий представлена на схеме 3. Предложенные В. Т. Назаровым для применения в области спорта понятия об управляющих движениях (главных и корректирующих), заимствованные из механики управляемого тела (Г. В. Коренев), нуждаются в развитии. В механике естественно говорить о движениях: соответствующие управляющие действия совершают операторы, а не само тело. Применительно же к спортсмену важно ввести понятие «управляющее действие» как нечто направленное на достижение цели, Программно-ориентированное, включающее в себя контроль и коррекции. Понятие «управляющие движения» при этом остается необходимым, поскольку оно обозначает то в соответствующих действиях, что можно

 

зафиксировать на пленке, измерить, увидеть, нарисовать, описать словами и, наконец, продемонстрировать. Психолог или философ сказали бы, что управляющие движения опредмечивают управляющие действия. Представляется логичным ввести понятие «вспомогательные управляющие действия» (и соответственно движения): главные обеспечивают своего рода двигательную основу выполнения элемента, его «скелет», без них элемент вообще не может быть выполнен; вспомогательные облегчают выполнение элемента или позволяют выполнить его лучше, в принципе же без них обойтись можно; корректирующие направлены на компенсацию последствий двигательных ошибок. Например, при выполнении на параллельных брусьях подъема дугой в упор с применением техники раннего спада к главным управляющим действиям относится энергичное увеличение угла между руками и туловищем, преследующее цель увеличения энергии тела, к вспомогательным — сгибание с последующим разгибанием тела, причем цель разгибания состоит в том, чтобы повысить эффективность названного главного управляющего действия,

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

14066-29.jpg

Схема 4

 

14066-30.jpg

 

Схема 5

 

к корректирующим (в случае ошибки недостаточного подъема тела кверху или недостаточно быстрого продвижения его вперед), — повторное сгибание тела в тазобедренных суставах при выходе и упор, что позволяет завершить выполнение элемента, невзирая на отмеченные ошибки.

И этапные и управляющие действия могут быть энергообеспечивающими, т. е. их цель — оптимизация энергетического состояния тела (речь лишь о механической энергии), и могут быть формообразующими, т.е. достигаемая ими цель — сообщение телу или движению нужной формы. Например, при выполнении перелета Ткачева энергичное прогибание с одновременным отталкиванием руками энергетически обеспечивают высоту подлета и перемену направления его вращения вокруг поперечной оси, а разведение ног, их удержание в напряженном выпрямленном (и с оттянутыми носками) состоянии—обеспечивают заданную форму движений и конфигурацию тела.

Сквозными (параллельными) предлагается называть те различные действия, которые осуществляются одновременно в течение всего выполнения элемента или

 

значительной его части. Например: выполняя сальто на бревне, гимнастка все время оптимизирует энергетическое состояние тела, старательно соблюдает канонизированную гимнастической традицией и правилами форму движений и взаимного расположения звеньев тела, обеспечивает свою безопасность, корректирует свои действия с целью точно направить полет тела и точно приземлиться на бревно (схема 4).

Очень важным для анализа (особен но биомеханического) двигательной деятельности является членение выполнения элемента на частные действие (схема 5). Дело в том, что именно на уровне частных действий приобретает содержательность понятие «основной механизм» закономерность биомеханики и форма ее реализации движениями звеньев тела, которые обеспечивают желаемый двигательный эффект*. Если взять в качестве примера выполнение того же сальто, то частными действиями будут: 1) отталкивание кверху, 2) отталкивание для со-


* Видимо, нет необходимости усложнять содержание статьи изложением конкретных биомеханических закономерностей, соответствующих перечисленным ниже семи частным действиям.

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

14066-31.jpg

 

Схема 6. Значение блоков, обозначенных только цифрами: 1.1.1 — геометрическая структура позы и предметного пространства, 1.1.2 — кинематическая структура, 1.1.3 — динамическая структура, 1.1.4 — ритмическая структура, 1.2.1 — структура вовлеченности звеньев тела, 1.2.2 — структура вовлеченности элементов ОДА, 1.2.3 — анатомо-механическая координационная структура, 1.3.1 — моторно-акти-

 

вационная структура, 1.3.2 — энергорегуляторная структура; 2.1.1. — структура моторно-программного обеспечения, 2.1.2 — информационно-навыковая структура, 2.1.3 — структура афферентного обеспечения, 2.1.4 — оценочно-коррекционная структура, 2.2.1 — установочная структура, 2.2.2 — метапрограммная структура, 2.2.3_ — структура побуждений и целей, 2.2.4 — ценностная структура

 

14066-32.jpg

Схема 7

 

общения телу вращения, 3) группирование для увеличения скорости вращения, 4) распрямление тела для замедления вращения, 5) распрямление тела для успешного приземления, 6) амортизация при приземлении, 7) действия в процессе приземления, обеспечивающие сохранение устойчивости после его завершения. Одновременно выполняемые частные действия могут «пересекаться» на одних и тех же движениях (одно движение может входить в разные действия).

 

В зависимости от нашего подхода к анализу выполнения элемента мы можем использовать ту или иную из рассмотренных схем.

Состав системы — это одна ее сторона. Другая — ее структура. Предлагается следующее определение: структура системы — это объективно данная совокупность существенных связей между элементами системы и их движением (движением в широком, философском смысле). Предстает же она перед нами (в нашем сознании) как некоторая схема совокупности закономерностей, описывающих существенные связи между элементами данной системы и их движением. На схеме 6.

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

представлена «обезличенная», обобщенная структура выполнения элемента как системы действий. «Обезличенность» ее, в частности, в том, что она приложима к каждой из 4 рассмотренных выше схем состава системы (конечно, наполнение блоков при этом меняется, поскольку меняются взаимосвязи). Именно структура определяет причинно-следственные связи, выяснение которых так важно при анализе ДД.

Первое же ветвление схемы нуждается в пояснениях. Обозначение «собственно биомеханика» возникло в связи с тем, что по аналогии с такими научными дисциплинами, как биохимия и биофизика, биомеханика должна бы ограничиться соединением механики с анатомией и соматической («телесной») физиологией, не касаясь явлений и процессов, связанных с психологией. В биомеханике спорта (как и в биомеханике труда) такой подход оказался явно недостаточным: в отличие от биофизических (биомеханика фактически выделилась из биофизики) и биохимических процессов движения произвольно управляемы и потому «завязаны» на психологию. Это сумел понять и обосновать Н. А. Бернштейн, который основал и развил новое направление биомеханики (он назвал его биомеханикой двигательных действий), тем самым сломав традиционные рамки этой науки и принципиально расширив область явлений, входящих в понятие «предмет биомеханики». В развитие идей Н. А. Бернштейна предлагается дальнейшее расширение сферы компетенции биомеханики, имея в виду биомеханику решения двигательных задач (биомеханику двигательной деятельности). В схеме 6 обозначением «психобиомеханика» (предложенным И. П. Ратовым) объединяются оба «дополнительных» направления этой научной дисциплины.

Необходимо заметить, что при таком подходе биомеханику надо рассматривать как «матрешечную» систему: каждое новое направление, поскольку оно отнюдь не отвергало ранее существовавшие, как бы включало их в себя, добавляя в то же время нечто такое, чего в них не было (это новое выступало сначала как новое направление, поэтому целесообразно так впредь его и рассматривать, что оправдывает двойной подход как к одному из направлений биомеханики и как ко всей биомеханике, но с большим охватом, более широким предметом). Соответствующая схема 7 представлена.

Целесообразно кратко пояснить со-

 

держание некоторых других блоков схемы.

1.1.1  — взаимное расположение предметов и звеньев тела в пространстве создает некоторую систему отношений, содержательные связи между ними (применительно к осуществляемому ДД); эти связи в своей совокупности образуют геометрическую «подструктуру» общей структуры ДД. Быть может, целесообразно внутри этой подструктуры выделить еще более «узкую» подструктуру управления позой, особенно понятно это представителям спортивных видов гимнастики. Здесь «подструктуры» — это структуры, входящие в состав более объемлющей структуры. Дальше будем называть их просто структурами. 1.1.2 — структура скоростей, ускорений, перемещений. Вообще говоря, геометрическая структура по номенклатуре, принятой в механике, должна входить в кинематическую, ее выделение оправдано лишь при анализе с «управленческих» позиций, т. е. с позиций управления ДД. 1.1.3 — совокупность взаимосвязей инерционных состояний. действующих сил и их моментов, импульсов, моментов импульсов, работ, энергий и т.п. 1.1.4 — совокупность взаимосвязей временных длительностей и интервалов как кинематических, так и динамических проявлений: ритм не только кинематическая характеристика. 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3 — алгоритмические, смысловые и механические связи соответственно между звеньями тела, вовлеченными в ДД, и вовлеченными в него элементами ОДА (мышцами, связками, костями и др.). «снимаются» (в философском смысле) структурами, обозначенными этими блоками. Активация двигательных зон ЦНС, моторных нейронов (двигательных нервов) и мышц обусловлена сложнейшей структурой нервных процессов, непосредственно определяющих моторику (блок 1.3.1.). Структура энергообеспечения и энергорегуляции, связанная с функционированием сердечно-сосудистой, дыхательной, буферных, эндокринных (и некоторых других) систем обозначена блоком 1.3.2.

Из блоков, обозначающих компоненты психобиомеханической структуры, нуждаются в пояснениях, пожалуй, лишь некоторые. 2.2.1 — структура психологических и физиологических процессов и состояний, связанная с формированием и изменениями так называемой установки осознаваемым и подсознательным «пред решением» задачи (Д. Н. Узнадзе, И. Т. Бжалава), определенной «настройки» психики, нервно-мышечных и вегетативных механизмов на предстоящую деятельность, на ее вероятный характер

2.2.2  — двигательная метапрограмма мо-

 
Library   41   Up


Contents

 

Home
 

жет быть очень развернутой и сложной, поэтому ее структура, включающая в себя взаимосвязи двигательных критериев, оценок, решений, «запасных» программ и др., может быть весьма не простой. 2.2.4 — немаловажна структура ценностей гимнаста, во многом предопределяющая его мотивацию — то, что побуждает к достижению цели и само ее формирование.

Анализируя конкретное выполнение гимнастом (гимнасткой) конкретного элемента, совсем нет необходимости перебирать всю структуру, обычно интерес сосредоточивается на каком-то ее фрагменте, а то и на отдельном блоке нижнего уровня представленной схемы 7. Точно так же обычно целесообразно анализировать выполнение элемента как систему действий одного из четырех типов, представленных схемами 2 — 5, реже — двух.

Полезность подобных схем в том, что они упорядочивают рассуждения, позволяют лучше увидеть некоторые связи,

 

определить факторы, уточнить подход к анализу, избежать ошибок в систематизации факторов, а значит, и в анализе их влияния. Может показаться, что схемы не оправданно сложны, что незачем практику вдаваться в такие подробности. Однако это не так: выполнение гимнастического элемента, в особенности сложного, — очень непростая система, таящая в себе, как показывает практика, немало подвохов, преодолеть которые далеко не всегда можно на основе простых и готовых рецептов. Нередко тренеру и гимнасту приходится крепко задумываться, пытаясь разобраться в причинах возникших трудностей и в поисках путей их преодоления — причем с затратой возможно меньших усилий и тренировочного времени. Наконец, желательно уметь предвидеть возможные трудности и предупреждать их, не дожидаясь появления необходимости их преодолевать. Так что глубокий анализ — отнюдь не роскошь!

 

 

О РЕЖИМАХ РАБОТЫ МЫШЦ ГИМНАСТА

   
Ю. К. Гавердовский, доцент, ГЦОЛИФК
 

Активные действия гимнаста — это прежде всего мышечная работа, которая должна быть предельно рациональной. Чем труднее упражнение, которое выполняет гимнаст, чем выше требования к мощности двигательного действия, тем большую роль играют те нюансы техники, от которых зависит работа мышц спортсмена. Анализируя гимнастические упражнения, способы их выполнения, всегда следует иметь в виду организацию деятельности мышечного аппарата исполнителя движения. В этом смысле физиология мышечной деятельности гимнаста — интересная и очень важная область, до настоящего времени еще недостаточно полно исследованная.

Как известно, существует целый ряд чисто физиологических закономерностей деятельности мышц, хорошо «работающих» в гимнастике. Не углубляясь в эту сферу, лишь упомянем основные из этих закономерностей. Так, существенную роль в избрании рациональной техники многих движений, особенно прыжково-толчковых, играют закономерности, связанные со скоростью возбуждения мышцы, или иначе — с ее инертностью. Известно, что для «включения» мышцы в эффективную работу требуется определенное время, затрачиваемое на нервно-мышечную передачу и на переход мышцы от скрытого активного состояния к непосредственной работе с ви-

 

димым механическим эффектом. Поэтому при исполнении многих, в первую очередь высокомощных «взрывных» действий важна быстрая мобилизация мышц по возможности с использованием «упреждающей активности» (В. Б. Коренберг). Не случайно каждый грамотный гимнаст, тренер знают, что при отталкивании нужно ставить опорное звено на снаряд «жестко», т. е. сохраняя высокий тонус мышечного аппарата.

Другая, быть может, самая важная закономерность работы мышц, — зависимость между рабочей длиной мышцы и степенью ее напряжения. В общем случае, чем больше степень натяжения мышцы, тем выше ее напряжение, больше физический эффект. При этом мышца непроизвольно «отвечает» на ее натяжение увеличением напряжения, тяги. Это так называемый миотатический рефлекс, который носит охранительный характер, но в плане построения рациональных движений является для нас одним из китов спортивной техники. В сущности, нет ни одного достаточно сложного упражнения, где так или иначе не использовалось бы предварительное натяжение мышц с целью увеличения эффекта их последующего действия. Наиболее типичный пример — замах, совершаемый гимнастом перед бросковым движением ногами.

Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало