Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ры для снижения эмоциональной напряженности и 4,5% вообще не используют игровой метод. Данные анкетирования указывают на отсутствие единого подхода к играм на занятиях в группах начальной подготовки, тренеры не имеют конкретных рекомендаций о дозировке игровых средств, об  очередности введения их в тренировочный процесс. Между тем не вызывает сомнений, что игровая деятельность для детей 6 — 7 лет чрезвычайно важна.

Снижению эмоциональной напряженности девочек 6 — 7 лет, возникающей на занятиях спортивной гимнастикой, может помочь применение игровых средств в различных частях тренировки. Рекомендуемая продолжительность одной игры — 1 — 1,5 мин.

Эмоциональная напряженность возникает обычно после выполнения упражнений на снарядах в основной части занятия. Для ее предупреждения и снижения можно рекомендовать использовать музыкальные, подвижные и дидактические игры непосредственно после выполнения упражнений на снаряде, во время перехода от одного вида многоборья к другому. Среди игр основной части тренировочного занятия желательно использовать игры малой и средней интенсивности. Особенно осторожно надо относиться к играм, содержащим элементы соревнования, эстафеты. Дети часто не понимают смысла таких игр, они их излишне возбуждают, дезорганизуют.

Приведем примеры подвижных игр из комплекса для снижения эмоциональной напряженности у юных гимнасток (6 — 7  лет) в основной части тренировочного занятия.

1. «Перелет птиц». Дети стоят врассыпную. Они птицы. Рядом находится гимнастическая стенка. По сигналу «Птички летают!» дети начинают бегать по всей площадке. По сигналу «Буря!» дети бегут к стенке и влезают на нее. После слов «Буря прекратилась» дети спускаются с гимнастической стенки и продолжают бегать.

 

2.   «Волк во рву». На середине гимнастического ковра отмечают две линии на расстоянии 70 — 100 см одна от другой — это ров. В него помещается волк. С одной стороны линии дом коз, с другой — луг. По сигналу «Козы на луг!» козы бегут на другую сторону. Волк в это время спит. «Козы домой!» — дети перебегают на другую сторону, волк их ловит. Осаленные выбывают из игры.

3.  «Будь внимательным». Гимнастки выстраиваются в шеренгу. Преподаватель показывает различные движения, дети должны их повторить. Так несколько раз, повторяя некоторые из показанных движений. Тот, кто ошибается, делает шаг вперед.

4.  «День и ночь». По команде «День!» гимнастки начинают двигаться по площадке, принимают различные позы. По команде «Ночь!» все замирают. Водящий обходит площадку и выбирает тех, кто шевельнулся. Они выбывают из игры.

5.  «Бой петухов». Две девочки становятся лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки за спиной. Они наскакивают друг на друга. Кто упадет или опустит согнутую ногу на пол — проигрывает.

6.  «Вверх-вниз». Девочки становятся одна против другой, касаясь друг друга пальцами ног. Потом берутся за руки и начинают сильно тянуть в разные стороны. Одна из них садится, вторая продолжает стоять. Затем вторая садится, а первая поднимается. Проигрывает сошедшая с места.

7.  «Ползком через туннель». Девочки делятся на две группы, каждая из которых строится в затылок параллельно другой группе. Ноги широко расставлены. По команде первая в колонне ползет по туннелю в конец и встает последней. Побеждает та группа, в которой все девочки быстрее успеют проползти назад.

В  игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети.

 

 

КАК ОБОРУДОВАТЬ МУЖСКОЙ
ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

   
Б. Н. Сухих, засл. тренер РСФСР г. Воронеж
 

Современные гимнастические залы должны быть оснащены не только всеми стандартными гимнастическими снарядами и оборудованием, необходимыми для соревнований, но и подсобными снарядами, тренажерами, приспособлениями, по-

 

лезными для физической и технической подготовки. Чтобы хорошо оборудовать зал, излишне не загромождая его, каждый тренер должен знать, что нужно иметь в нем помимо стандартных снарядов.

Предлагается перечень подсобных

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

14066-19.jpg

Рис. 1

 

 

гимнастических снарядов, тренажеров, приспособлений, которые уже используются тренерами в работе или только испытываются в отдельных школах.

Для вольных упражнений. Кроме стандартного гимнастического ковра 12x12 м нужно иметь станок для хореографии, зеркала, расположенные у стены так, чтобы гимнаст мог видеть себя и сидя на ковре, и лежа, и стоя с поднятыми вверх руками, т. е. зеркало высотой до 2 м должно быть установлено около самого пола. Рядом с ковром должно быть пианино. Важно иметь акробатическую дорожку и батут. Акробатическая дорожка должна заканчиваться ямой с поролоном.

Наиболее эффективными мне представляются резиновая акробатическая дорожка и резиновый мостик, который можно успешно использовать и для акробатики, и для опорных прыжков. Резиновая дорожка более упругая, чем батутная, по ней можно разбегаться и выполнять акробатические связки и элементы с разбега. Каркас дорожки сваривается из железных труб (рис. 1, а). Сетка сплетается из резиновых лент, нарезанных из автобаллонов (непригодных для использования по прямому назначению) (рис. 1, б). Размеры дорожки стандартные.

Батут устанавливают в яму (сетка на уровне пола) так, чтобы с одной стороны можно было выполнять акробатические элементы с приземлением в яму с поролоном, с другой — приземляться на твердую опору (акробатическую дорожку или гимнастические маты) и связывать акробатические элементы на батуте с акробатическими элементами на дорожке.

Для освоения акробатических элемен-

 

тов гимнасты успешно используют пружинный мостик, туго накачанный автобаллон. Для начинающих гимнастов нужно использовать наклонные дорожки и кубики из поролона. На наклонной дорожке легко разучивать кувырки вперед и назад, кувырки с выходом в стойку (рис. 1, в). С поролонового кубика или с горки поролоновых матов нужно начинать разучивать перевороты вперед и с опорой головой (рис. 1, г).

Над акробатической дорожкой и над диагональю ковра монтируют «бегущие» лонжи. С их помощью гимнасты быстрее и легче осваивают сложные акробатические элементы и переносят исполнение сложных элементов с батута на дорожку и с дорожки на гимнастический ковер. Суть конструкции «бегущих» лонж в том, что они подвешены с помощью блоков и роликов на тросы, горизонтально натянутые иод потолком. Поэтому место подвески лонжи перемещается с гимнастом. Первый вариант: за ее свободные концы поддерживает тренер, передвигаясь вдоль акробатической дорожки. Второй вариант: лонжи подвешены на резиновых амортизаторах, и гимнаст выполняет акробатическое упражнение без страхующего, ограничиваясь поддержкой резиновых амортизаторов.

Для упражнений на коне. Осваивать элементы помогают низкий конь, конь без ручек, конь без ножек. Чем ниже снаряд, тем большей должна быть амплитуда кругов. Для работы над увеличением амплитуды лучший снаряд — обычный гимнастический ковер, круги на котором одновременно и хороший элемент для вольных упражнений. Для этой цели предлагаю такой

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

14066-20.jpg

Рис. 2

 

 

снаряд: к доске толщиной 60 мм, 400 мм шириной и длиной 650 мм прикреплены ручки от коня. Это практически ручки на полу. Ребята назвали этот снаряд «черепаха» (рис. 2, а). Гимнасты использовали ее и для кругов, и для выполнения стойки на руках.

При разучивании кругов тренер обычно прибегает к такому приему: поддерживая гимнаста за ноги (гимнаст в упоре на ручках коня или на теле грибка), тренер проводит его по кругу. Ту же задачу решают с помощью кольцевой лонжи, подвешенной на тросике к потолку. Гимнаст опирается ногами о внутреннее кольцо лонжи и медленно выполняет круги. Лонжу подвешивают с помощью ролика на горизонтально натянутый под потолком трос, чтобы можно было передвигать и фиксировать ее и над грибком, и над конем без ручек, и над конем с ручками. Пользуются этим устройством и опытные гимнасты. Начиная разучивать новый элемент, гимнасту полезно «прокрутить» его несколько

 

раз в медленном темпе с помощью такой лонжи.

Первые круги новичкам легче удается выполнить на грибке (рис. 2, б) — небольшом и невысоком (не выше обыкновенной табуретки). Пока круги небольшие по амплитуде, трудно сразу «перенести» их с грибка на коня с ручками. Чтобы облегчить этот переход, нужно воспользоваться козлом без ног с ручками (мальчишки назвали его «конек-горбунок») (рис. 2, в). На нем можно отрабатывать круги Деласала и более сложные элементы. Для разучивания кругов на одной ручке служит грибок с одной ручкой (рис. 2, г). Использование этого снаряда помогает гимнастам, уже освоившим круги на коне с ручками, но допускающим сгибание в тазобедренных суставах, научиться выполнять круги с прямым телом.

Для этого надо круги на грибке с одной ручкой делать так, чтобы руки опирались о тело грибка, а ручка находилась между руками.

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

Перечисленных подсобных снарядов и приспособлений вполне достаточно, чтобы обеспечить успешное освоение кругов двумя ногами. Для разучивания и совершенствования исполнения маховых элементов существует пока мало приспособлений.

Тренажер В. И. Говердовского представляет собой параллельные брусья уменьшенного размера. Гимнаст в упоре может выполнять махи в стороны: при махе влево опирается правой рукой на правую жердь, левой рукой держится за левую жердь, поднимая ее верх до определенного положения (так же выполняется мах в другую сторону). Тренажер полезен на начальном этапе работы над махами: в дальнейшем он ограничивает амплитуду махов.

Тренажер Б. Н. Сухих позволяет работать над махами неограниченной амплитуды. Устройство тренажера-махи простое (рис. 2, д). Металлический стержень, закрепленный на специальной раме, является осью, расположенной под углом 12° к горизонту. На верхнем конце стержня неподвижно закреплены рычаги с ручками для рук (1), размеры указаны на чертеже. На оси с помощью подшипников крепятся два рычага для ног (2). Рычаги имеют изогнутую форму, чтобы гимнаст мог выполнять мах высоко за голову, не касаясь рычагом головы. На концах рычагов находятся педали для стоп (3), которые можно поднимать и опускать, подгоняя под рост гимнаста. На педалях ремни (типа мягкого лыжного крепления), для фиксации стопы (4). Гимнаст закрепляет ноги в педалях рычагов, руками опирается на ручки и, разведя ноги, не сгибая рук, силой смещает себя в одну сторону, затем в другую. Первые махи гимнаст выполняет не отпуская руку. Затем, выполняя мах влево, гимнаст отпускает левую руку, вправо - правую руку. При выполнении махов с выходом в стойку на одной руке тренер должен страховать гимнаста, стоя перед ним и придерживая рычаги для ног.

Пробный вариант тренажера был впервые установлен во Владимирской гимнастической школе. Юные гимнасты (12 —  14 лет) за один месяц, уделяя тренировке на тренажере по 5 — 6 мин ежедневно, увеличили амплитуду скрещений, на 30 — 60° (на что раньше обычно уходили годы). Эти гимнасты стали первыми исполнителями скрещений с выходом в стойку на руках. Продолжая работу, юные гимнасты выполняют, на тренажере большие обороты боком. Этот новый элемент в форме переворота возможен и на коне.

Работу на тренажере нужно сочетать с упражнениями на коне. Перед тем как начать тренировки с использованием тренажера, нужно с помощью транспортира

 

с прикрепленной к нему стрелкой замерить амплитуду смещения туловища и ноги при выполнении гимнастом прямых и обратных скрещений на коне. Затем через каждые 2 — 3 тренировки делать контрольные замеры амплитуды махов на коне.

Транспортир можно начертить на стене. И кроме цифр, обозначающих градусы поставить цифры, обозначающие оценку в баллах. Перед изображением транспортира установить коня вдоль стены (на расстоянии 1,5 — 2 м от нее), чтобы по транспортиру, изображенному за спиной гимнаста на стене, определять амплитуду махов;

Экран-транспортир, изображенный на стене, используется также для измерения высоты подъема ноги при равновесиях при удержаниях ноги. Если на фоне экрана-транспортира установить брусья, можно замерять амплитуду махов при подъемах, поворотах в упоре и т. п.

Для упражнений на кольцах. Над поролоновой ямой должны быть кольца с регулируемой высотой. Такие же кольца следует подвесить над твердой опорой, чтобы можно было устанавливать их на среднем, низком уровне и почти вровень с полом.

Нужны кольца, подвешенные через блоки, с лонжей на других концах тросов (рис. 3, а): на таких кольцах гимнаст вдвое уменьшает нагрузку на руки. Это позволяет даже начинающему гимнасту выполнять сложные силовые и статические элементы.

Для страховки гимнастов, выполняющих сложные соскоки, а также начинающих гимнастов при сходах из стойки и переворотах в стойку применяют лонжи, которые подвешиваются через блоки к потолку или на кронштейны, приваренные к верхней части портика (рис. 3, б).

Занимаясь на высоких кольцах, гимнасты теряют много времени на приход в вис, пользуясь для этого различными подставками, которые нужно то ставить, то убирать. Лучший вариант — самоубирающаяся подставка, прикрепляемая к стойке портика или около нее к полу (рис. 3, в). Подставка (рис. 3, г) фиксируется пружиной (1) вдоль стойки портика, легким усилием руки она приводится в рабочее положение, где фиксируется с помощью тросика (1), закрепленного на стойке портика (рис. 3, в). Когда гимнаст приходит в вис, освободив подставку она с помощью пружины возвращается к стойке. Такую же подставку с другой стороны портика нужно установить для страхующего тренера. Она должна быт шире и фиксироваться в более высоком положении (рис. 3, д).

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
   

14066-21.jpg

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

14066-22.jpg

Рис. 3

 

 

Для работы над развитием силы служат кольца, подвешенные через блоки так, чтобы на других концах тросов можно было подвешивать груз, например блины от штанги (рис. 3, е).

Хорошее приспособление для развития силы — гимнастическая скамейка, установленная наклонно (одним концом на гимнастической стенке). По скамейке на роликах по рельсам (уголкам) катается площадка (рис. 3, ж). Лежа на площадке на спине (на животе, головой вниз, головой вверх), держась руками за кольца, подвешенные в верхней части наклонной скамейки к гимнастической стенке, можно поднимать и опускать себя. Чтобы усложнить упражнение, нужно поставить скамейку круче.

Для опорного прыжка. Кроме стандартного снаряда нужно иметь такой же перед ямой с поролоном. Здесь же должен стоять и конь с регулируемой высотой для гимнастов разной квалификации. Начинающим гимнастам кроме коня нужен козел. Желательно иметь поролоновые маты

 

или кубы, чтобы из них можно было сооружать горку и прыгать через нее, как через коня.

Для опорных прыжков требуются мостики (стандартные, резиновые, пружинные) (рис. 4, а). Пружинные мостики можно использовать не только для толчка ногами. Установив его перед ямой с поролоном, можно прыгать перевороты, отталкиваясь о мостик руками, а также перепорот — сальто, цукахара и более сложные варианты этих прыжков.

Над дорожкой для разбега и над конем для опорного прыжка следует иметь «бегущую» лонжу, чтобы можно было с со помощью работать над сложными прыжками (переворот — двойное сальто, полтора сальто до толчка руками — переворот).

Успешно используют в тренировке такое приспособление: из лыж делают площадку, по длине и ширине соответствующую размерам верхней части прыжкового коня. Ее можно изготовить из резины (по типу мостика) (рис. 4, б). Эта упругая площадка закрепляется на прыжковом коне и помогает гимнасту лучше оттолкнуть-

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

14066-23.jpg

Рис. 4

 

 

ся руками, «поднять» траекторию и выполнить более сложный элемент. Такую «толкающую» площадку можно устанавливать и на стандартном коне, и на коне, установленном перед ямой с поролоном, и на коне, комбинированном с батутом (рис. 4, в).

Повышению скорости разбега способствуют беговые упражнения (с высоким подниманием бедра, захлестом голени и др.) с использованием поясов с отягощением, резиновых амортизаторов, различных эспандеров. Развитию прыгучести — серии прыжков через препятствия — лучше всего через поролоновые кубики: задев их, гимнаст не травмируется.

Для упражнений на брусьях. На параллельных брусьях выполняют элементы, характерные для этого вида гимнастического многоборья, а также статические и силовые элементы, как на кольцах, боль-

 

шие обороты и перелеты, как на перекладине, круги двумя и круги Деласала, как на коне. Поэтому кроме стандартных брусьев необходимы подсобные снаряды, тренажеры, приспособления, облегчающие освоение элементов каждой структурной группы.

Осваивая сальто назад в стойку, сальто вперед в упор, нужно применять подвесную лонжу над обычными или низкими брусьями.

При обучении элементам в упоре (махом назад поворот на 180°, сальто вперед в упор, обратная вертушка Диомидова) хорошо использовать такое приспособление: на брусьях вместо жердей устанавливаются доски шириной 20 — 25 см, сверху покрытые прессованным поролоном и обшитые брезентом (рис. 5, а). Вместо таких брусьев можно использовать пороло-

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

 

14066-24.jpg

 

Рис. 5

 
Library   33   Up


Contents

 

Home
 

новые кубы, если их верх покрыть упругими матами. Освоив элементы на этих приспособлениях, далее переходят на брусья с жердями, обернутыми поролоном (рис. 5, б).

Над многими элементами можно работать на простых стоялках. Их успешно используют в сочетании с поролоновыми матами или кубами (рис. 5, в), а также с автобаллоном (рис. 5, г).

Для освоения некоторых элементов нужны брусья в яме с поролоном, для отработки соскоков — на краю ямы.

Такие элементы, как большой оборот, сальто под жердями в стойку, нужно осваивать на брусьях после того, как гимнаст хорошо овладеет на перекладине большими оборотами, оборотом из упора, не касаясь, в стойку и оборотом из упора ноги врозь вне в стойку.

Чтобы ускорить освоение больших оборотов (оборотов под жердями в стойку, перелета Ткачева), а также соскоков с концов жердей (двойное сальто назад, лунное сальто), предлагаю следующее приспособление (рис. 5,д). Брусья разделяются пополам вдоль так, что каждая половина закрепляется к полу самостоятельно. Закреплять жерди нужно последовательно в трех положениях, чтобы угол между ними был 135°, 90°, 45°.

Это приспособление хорошо помогает в работе, и сделать его очень просто: распилить основание брусьев и врезать в пол планки с резьбой, чтобы можно было основание брусьев крепить к полу болтами в названных положениях. Еще проще использовать два обычных снаряда, убрав по одной жерди и одной паре стоек.

Хорошо освоив элементы на брусьях, установленных поочередно во всех трех положениях, можно переходить на параллельные брусья.

Для упражнений на перекладине, установленной над ямой с поролоном, предлагаю два необычных варианта снаряда.

1. Яма на участке 3,5 — 4 м сужается до 1 м. Стенки ее обшиваются поролоном. Над узким участком устанавливается низкая перекладина (рис. 6, а), на которой удобно разучивать сложные гимнастические элементы со страховкой тренером или с помощью ручной лонжи. Кроме соскоков, на такой перекладине удобно разучивать такие элементы, как сальто вперед в вис, сальто Делчева, перелет Ткачева. Если двое страхующих встанут с одной стороны перекладины и двое — с другой, то гимнаста, выполняющего перелет Ткачева, они могут поддерживать и в процессе самого перелета, буквально передавая из рук в руки. Если с обеих сторон перекла-

 

дины и ямы положить кубы из поролона или поролоновые маты так, чтобы они были выше грифа, то гимнаст в этом поролоновом коридоре может уверенно отрабатывать бросок на перелет Ткачева: после броска встать ноги врозь на поролоновые маты перед перекладиной, на перекладину, за перекладину, а добившись достаточной высоты подлета, выполнять в этом поролоновом коридоре элемент целиком. Гриф можно закрывать поролоновыми валиками, оставляя место для хвата руками.

2. Над таким же участком узкой ямы устанавливается перекладина, разделенная на две части (рис. 6, б). Гриф перекладины как бы разорван посередине и раздвинут на 25 — 30 см. На свободных концах закреплены металлические шары, обернутые поролоном. Каждая половина перекладины устанавливается отдельно, добавляется стойка и пара растяжек. На нерабочую часть грифа насаживается металлическая труба, к которой приваривается дополнительная стойка. Затем стойки свариваются металлическими трубками в раму.

На «разорванной» перекладине начинающие гимнасты легко осваивают сальто в соскок, затем сальто в вис и другие элементы. На этом снаряде у гимнаста нет боязни задеть ногами гриф и поэтому отсутствует скованность при разучивании элементов. Концы перекладины можно соединить резиновым бинтом. Если гимнаст будет уверенно выполнять элементы, не касаясь резинового бинта, можно переходить на обычную перекладину. Для лучшей амортизации ее можно устанавливать на рессорную или пружинную, подставку.

При разучивании больших оборотов можно использовать специальный тренажер Ю. Н. Рыкунова (см. сб. «Гимнастика», 1984, вып. 2, с. 17 — 22).

Широко используются подвязки: закрепив с их помощью кисти рук на грифе перекладины, гимнаст уверенно выполняет большие махи, осваивает хлестовые броски, выполняет большие обороты и такие элементы, как оборот, не касаясь, в стойку, оборот из упора ноги врозь вне в стойку и др. Тренер может стоять на подставке и помогать гимнасту. Для удобства прихода в вис, а также для страховки нужно иметь самоубирающиеся подставки.

Не потеряла своего значения и подвесная лонжа над перекладиной.

Очень нужна и перекладина-стоялка (гриф на высоте 25 — 30 см от пола). На ней удобно осваивать простые повороты в стойке, сходы, различные хваты.

Работая с новичками, В. М. Яцкин предложил снаряды для групповых занятий. Они уже имеются в ряде залов

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

14066-25.jpg

 

 

Рис. 6

 

общеобразовательных школ Воронежа. Весь класс (35 — 40 человек) может одновременно подтягиваться на перекладине или отжиматься в упоре на брусьях. Суть конструкции в том, что вместо грифа перекладины и жердей от одной стены до другой поперек спортивного зала натягиваются резиновые шланги с тросами внутри.

Используя эту идею, можно устанавливать в гимнастических залах спортивных школ не только перекладину и брусья

 

для групповых занятий, но и коня с 10 — 15 парами ручек, и такого же для опорных прыжков, и на одной линии подвесить 10 — 15 пар колец. Это позволит значительно повысить плотность тренировок новичков.

В зале необходим специальный уголок с тренажерами для развития силы и других физических качеств. Здесь должны быть штанга с приспособлением для выжимания ее из положения лежа на спине, набор гантелей, подвески груза через блоки, различные эспандеры и резиновые амортизаторы, ступеньки-горки для укрепления голеностопных суставов, пояса

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

резиновыми амортизаторами, прикрепленными к полу, для развития прыгучести и т. д.

Постоянный спутник гимнаста — му-

 

зыка, поэтому в гимнастическом зале по мимо пианино нужен магнитофон, а для самоконтроля исполнения упражнений желательно иметь и видеомагнитофон.

 
 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

   
В. Б. Коренберг, доцент МОГИФК
 

Тренер в своей работе вынужден искать ответы не на одни только простые и ясные вопросы. Главное преимущество хорошего тренера, возможно, в том и состоит, что он умеет находить ответы на такие трудные вопросы, на которые не каждый сумеет ответить. Очевидно, он умеет глубоко проникнуть в суть рассматриваемых процессов и явлений. Чтобы делать это не интуитивно, а осознанно, в науке разработан системно-структурный (или системный) подход.

Освоение гимнастического элемента (сложного — опытным гимнастом, даже простого — новичком) надо рассматривать как сложный разносторонний процесс, ядром которого служат неоднократно осуществляемые системы действий. Поэтому тренеру приходится по роду своей профессиональной деятельности анализировать такие системы, каждую из которых мы и называем выполнением элемента.

Применяя системный подход, мы всегда вынуждены четко схематизировать, т. е. рассматривать удобные для нас модели изучаемого объекта, окружающей его среды, конкретной ситуации. В зависимости от того, что мы хотим понять сами или объяснить другим, подбираются те или иные варианты моделей (схем). Мы стараемся отразить в моделях (схемах) только те стороны, компоненты, свойства, функции предмета, явления, которые считаем наиболее существенными для полученных ответов на поставленные вопросы. При этом неизбежны значительные упрощения, допущения, обеднение то-то, что мы моделируем: обобщения, абстрагирование всегда обедняют конкретные явления. Схема всегда лишь условно соответствует объекту схематизации, однако ее преимущество в том, что на ней ясно видны многие связи между его частями, функциями, проходящими в нем процессами, с одной стороны, между этим объек-

 

том и другими — с другой. Дальнейшее изложение в значительной мере основано на схемах и схематизациях.

Выполнение гимнастического элемента как двигательное действие (ДД) есть система действий, причем ее можно анализировать по-разному, рассматривать как различные по составу и структуре системы в зависимости от того, «как повернуть». Так же как, например, обыкновенную прогулку можно рассматривать и как систему преодоления каких-то участков местности, и как систему получения каких-то впечатлений от окружающих видов, и как систему мыслей (спонтанных и навеянных увиденным по ходу прогулки), и как систему осуществления оздоровительных, общеразвивающих, познавательных, регулирующих эмоции мероприятий.

Такой разноплановый анализ позволяет рассмотреть различные стороны и особенности сложной и многосторонней системы, которую представляет собой выполнение гимнастического элемента как ДД. Схему 1 следует понимать так, что можно альтернативно рассматривать выполнение гимнастического элемента как одну из 4 представленных типов систем действий. В этом проявляется своего рода многоликость ДД — следствие многоплановости цели решаемой двигательной задачи и необходимости одним ДД достигать сразу нескольких (или даже всех) компонентов этой сложной цели. Здесь уместно хотя бы кратко определить и размежевать несколько понятий, имеющих первостепенное значение при рассмотрении двигательной деятельности спортсмена и потому требующих определенности в трактовке и терминологическом обозначении.

1. Движение — это процесс перемещения тела или его части. Движение можно измерить, определить его кинематические и динамические параметры и характеристики. Это чисто механическая

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало