|
новые кубы, если их верх покрыть упругими матами. Освоив элементы на этих приспособлениях, далее переходят на брусья с жердями, обернутыми поролоном (рис. 5,
б).
Над многими элементами можно работать на простых стоялках. Их успешно используют в сочетании с поролоновыми матами или кубами (рис. 5, в), а также с автобаллоном (рис. 5, г).
Для освоения некоторых элементов нужны брусья в яме с поролоном, для отработки соскоков — на краю ямы.
Такие элементы, как большой оборот, сальто под жердями в стойку, нужно осваивать на брусьях после того, как гимнаст хорошо овладеет на перекладине большими оборотами, оборотом из упора, не касаясь, в стойку и оборотом из упора ноги врозь вне в стойку.
Чтобы ускорить освоение больших оборотов (оборотов под жердями в стойку, перелета Ткачева), а также соскоков с концов жердей (двойное сальто назад, лунное сальто), предлагаю следующее приспособление (рис. 5,д). Брусья разделяются пополам вдоль так, что каждая половина закрепляется к полу самостоятельно. Закреплять жерди нужно последовательно в трех положениях, чтобы угол между ними был 135°, 90°, 45°.
Это приспособление хорошо помогает в работе, и сделать его очень просто: распилить основание брусьев и врезать в пол планки с резьбой, чтобы можно было основание брусьев крепить к полу болтами в названных положениях. Еще проще использовать два обычных снаряда, убрав по одной жерди и одной паре стоек.
Хорошо освоив элементы на брусьях, установленных поочередно во всех трех положениях, можно переходить на параллельные брусья.
Для упражнений на перекладине, установленной над ямой с поролоном, предлагаю два необычных варианта снаряда.
1. Яма на участке 3,5 — 4 м сужается до 1 м. Стенки ее обшиваются поролоном. Над узким участком устанавливается низкая перекладина (рис. 6, а), на которой удобно разучивать сложные гимнастические элементы со страховкой тренером или с помощью ручной лонжи. Кроме соскоков, на такой перекладине удобно разучивать такие элементы, как сальто вперед в вис, сальто Делчева, перелет Ткачева. Если двое страхующих встанут с одной стороны перекладины и двое — с другой, то гимнаста, выполняющего перелет Ткачева, они могут поддерживать и в процессе самого перелета, буквально передавая из рук в руки. Если с обеих сторон перекла-
|
|
дины и ямы положить кубы из поролона или поролоновые маты так, чтобы они были выше грифа, то гимнаст в этом поролоновом коридоре может уверенно отрабатывать бросок на перелет Ткачева: после броска встать ноги врозь на поролоновые маты перед перекладиной, на перекладину, за перекладину, а добившись достаточной высоты подлета, выполнять в этом поролоновом коридоре элемент целиком. Гриф можно закрывать поролоновыми валиками, оставляя место для хвата руками.
2. Над таким же участком узкой ямы устанавливается перекладина, разделенная на две части (рис. 6,
б). Гриф перекладины как бы разорван посередине и раздвинут на 25 — 30 см. На свободных концах закреплены металлические шары, обернутые поролоном. Каждая половина перекладины устанавливается отдельно, добавляется стойка и пара растяжек. На нерабочую часть грифа насаживается металлическая труба, к которой приваривается дополнительная стойка. Затем стойки свариваются металлическими трубками в раму.
На «разорванной» перекладине начинающие гимнасты легко осваивают сальто в соскок, затем сальто в вис и другие элементы. На этом снаряде у гимнаста нет боязни задеть ногами гриф и поэтому отсутствует скованность при разучивании элементов. Концы перекладины можно соединить резиновым бинтом. Если гимнаст будет уверенно выполнять элементы, не касаясь резинового бинта, можно переходить на обычную перекладину. Для лучшей амортизации ее можно устанавливать на рессорную или пружинную, подставку.
При разучивании больших оборотов можно использовать специальный тренажер Ю. Н. Рыкунова (см. сб. «Гимнастика», 1984, вып. 2, с. 17 — 22).
Широко используются подвязки: закрепив с их помощью кисти рук на грифе перекладины, гимнаст уверенно выполняет большие махи, осваивает хлестовые броски, выполняет большие обороты и такие элементы, как оборот, не касаясь, в стойку, оборот из упора ноги врозь вне в стойку и др. Тренер может стоять на подставке и помогать гимнасту. Для удобства прихода в вис, а также для страховки нужно иметь самоубирающиеся подставки.
Не потеряла своего значения и подвесная лонжа над перекладиной.
Очень нужна и перекладина-стоялка (гриф на высоте 25 — 30 см от пола). На ней удобно осваивать простые повороты в стойке, сходы, различные хваты.
Работая с новичками, В. М. Яцкин предложил снаряды для групповых занятий. Они уже имеются в ряде залов
|
|