Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

16), а затем в плечевых суставах (кадр 17). Ритм сгибаний и разгибаний тела во втором большом обороте, соотношение движений в пространстве, как отмечалось выше, были точно такими же.

Заметно от этого отличаются действия гимнаста, когда он со стойки на руках (кадр 18) выполняет большой мах, готовясь к соскоку. Большой мах выполняется хлестообразным движением. Это облегчает гимнасту верный выбор момента отпускания руками грифа, обеспечивает оттягивание тела от перекладины, уход в далеко-высокий соскок. «Хлест» начинается сгибанием в тазобедренных суставах до прохождения нижней вертикали (кадры 20 — 22). Руки и туловище при этом составляют одну прямую линию. К моменту пересечения вертикали внизу тело быстро выпрямляется (кадр 23). Энергичный мах ногами назад сочетается с общим вращением тела вокруг перекладины. Сильный мах назад по ходу вращения приводит к легкому прогибанию тела (кадр 24) и далее к моменту достижения горизонтального положения, началу сгибания ног в коленных суставах. Важно подчеркнуть, что в период всего перемещения со стойки на руках до отхода на сальто и далее голова располагается строго между руками и не отклоняется назад даже в момент хлеста и прогибания тела.

Отход на сальто (отпускание захвата) совпадает с моментом пересечения горизонтали (кадры 25 — 26). В этот же момент начинается активная группировка на вос-

 

ходящей части траектории свободного полета (кадры 27 — 29).

К моменту захвата ног в плотную группировку гимнаст уже выполнил одно сальто. Далее сильный захват еще больше уплотняет группировку, способствуя быстрому вращению во втором сальто (кадр 30). Последующие действия гимнаста связаны с завершением вращения по сальто, поворотом кругом и приземлением.

Если сравнивать действия на кадрах 31 — 34, то заметно, что вращение по сальто завершается благодаря распрямлению тела, повороту налево за счет типичных движений в поясничном отделе позвоночника, асимметричных действий руками.

Обращает на себя внимание движение головой — ранняя «ловля» взглядом места приземления (кадры 33 — 34), что определенно способствует образцовому приземлению.

В заключение хотелось бы обратить внимание на возможность «уплотнения» соединения путем исключения больших оборотов вперед перед соскоком. Из положения, близкого к стойке на руках (кадры 12 и 18), гимнаст может выполнить как большой оборот, так и хлестообразное движение для отхода на соскок. А энергии для этого при рассматриваемом варианте исполнения вполне достаточно.

Именно предлагаемое «уплотнение» соединений — один из эффективных и эффектных путей совершенствования композиций, усложнения упражнений, а в целом — прогресса в данном виде многоборья.

 

 

ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

   
Н. С. Кузнецова, УДН им. П. Лумумбы
 

Когда к регулярным занятиям спортивной гимнастикой привлекаются девочки 6 — 7 лет, перед спортивными педагогами ставится задача не только обучить ребенка необходимым основам техники, развить физические качества, но и психологически подготовить его к безболезненному перенесению эмоциональных нагрузок, связанных с выполнением сложных, требующих волевых усилий элементов, с выступлением на соревнованиях.

Процент отсева в группах начальной подготовки составляет к концу первого года занятий нередко 90% и даже более. Возможно, среди этих детей большинство бесперспективных с точки зрения соответствия гимнастическим эталонам. Однако

 

исследованием установлено, что 20% девочек из общего количества нами опрошенных прекратили занятия по своей инициативе, потеряв интерес к гимнастике, отпугнувшей их (судя по материалам проведенного опроса) своей монотонностью, однообразием применяемых средств, наконец, чувством страха при выполнении ряда элементов и соединений. Анкетный опрос тренеров детских спортивных школ Москвы показал, что 72,7% специалистов используют игровой метод в целях снижения эмоциональной напряженности. Из них 54,5% — преимущественно в заключительной части занятия, 18,2 — в течение всей тренировки с детьми, 22,8% тренеров не применяют иг-

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

ры для снижения эмоциональной напряженности и 4,5% вообще не используют игровой метод. Данные анкетирования указывают на отсутствие единого подхода к играм на занятиях в группах начальной подготовки, тренеры не имеют конкретных рекомендаций о дозировке игровых средств, об  очередности введения их в тренировочный процесс. Между тем не вызывает сомнений, что игровая деятельность для детей 6 — 7 лет чрезвычайно важна.

Снижению эмоциональной напряженности девочек 6 — 7 лет, возникающей на занятиях спортивной гимнастикой, может помочь применение игровых средств в различных частях тренировки. Рекомендуемая продолжительность одной игры — 1 — 1,5 мин.

Эмоциональная напряженность возникает обычно после выполнения упражнений на снарядах в основной части занятия. Для ее предупреждения и снижения можно рекомендовать использовать музыкальные, подвижные и дидактические игры непосредственно после выполнения упражнений на снаряде, во время перехода от одного вида многоборья к другому. Среди игр основной части тренировочного занятия желательно использовать игры малой и средней интенсивности. Особенно осторожно надо относиться к играм, содержащим элементы соревнования, эстафеты. Дети часто не понимают смысла таких игр, они их излишне возбуждают, дезорганизуют.

Приведем примеры подвижных игр из комплекса для снижения эмоциональной напряженности у юных гимнасток (6 — 7  лет) в основной части тренировочного занятия.

1. «Перелет птиц». Дети стоят врассыпную. Они птицы. Рядом находится гимнастическая стенка. По сигналу «Птички летают!» дети начинают бегать по всей площадке. По сигналу «Буря!» дети бегут к стенке и влезают на нее. После слов «Буря прекратилась» дети спускаются с гимнастической стенки и продолжают бегать.

 

2.   «Волк во рву». На середине гимнастического ковра отмечают две линии на расстоянии 70 — 100 см одна от другой — это ров. В него помещается волк. С одной стороны линии дом коз, с другой — луг. По сигналу «Козы на луг!» козы бегут на другую сторону. Волк в это время спит. «Козы домой!» — дети перебегают на другую сторону, волк их ловит. Осаленные выбывают из игры.

3.  «Будь внимательным». Гимнастки выстраиваются в шеренгу. Преподаватель показывает различные движения, дети должны их повторить. Так несколько раз, повторяя некоторые из показанных движений. Тот, кто ошибается, делает шаг вперед.

4.  «День и ночь». По команде «День!» гимнастки начинают двигаться по площадке, принимают различные позы. По команде «Ночь!» все замирают. Водящий обходит площадку и выбирает тех, кто шевельнулся. Они выбывают из игры.

5.  «Бой петухов». Две девочки становятся лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки за спиной. Они наскакивают друг на друга. Кто упадет или опустит согнутую ногу на пол — проигрывает.

6.  «Вверх-вниз». Девочки становятся одна против другой, касаясь друг друга пальцами ног. Потом берутся за руки и начинают сильно тянуть в разные стороны. Одна из них садится, вторая продолжает стоять. Затем вторая садится, а первая поднимается. Проигрывает сошедшая с места.

7.  «Ползком через туннель». Девочки делятся на две группы, каждая из которых строится в затылок параллельно другой группе. Ноги широко расставлены. По команде первая в колонне ползет по туннелю в конец и встает последней. Побеждает та группа, в которой все девочки быстрее успеют проползти назад.

В  игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети.

 

 

КАК ОБОРУДОВАТЬ МУЖСКОЙ
ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

   
Б. Н. Сухих, засл. тренер РСФСР г. Воронеж
 

Современные гимнастические залы должны быть оснащены не только всеми стандартными гимнастическими снарядами и оборудованием, необходимыми для соревнований, но и подсобными снарядами, тренажерами, приспособлениями, по-

 

лезными для физической и технической подготовки. Чтобы хорошо оборудовать зал, излишне не загромождая его, каждый тренер должен знать, что нужно иметь в нем помимо стандартных снарядов.

Предлагается перечень подсобных

Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало