Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Четвертый комплекс (гим-
настический).

И. п. - вис лицом к стенке.

1.   Расслабление.

2.  Сгибание в грудном отделе позвоночника.

3.   Расслабление.

4.  Волнообразные движения телом, то же в сторону.

5.  Повороты туловища.

6.   Расслабление.

7.   Прогибание.

8.  Расслабление.

9.  Сгибание туловища в сторону.

10.   Расслабление.

И. п. — вис спиной к стенке.

1.   Прогибание в грудном отделе позвоночника.

2.   Расслабление.

 

3.  Прогибание в поясничном отделе позвоночника.

4.  Расслабление.

5.  Волнообразные движения (прогибание в поясничном отделе позвоночника, сгибание в грудном отделе, затем то же в обратной последовательности).

6.   Расслабление.

7.   Повороты туловища.

8.   Расслабление.

9.  Сгибание туловища в сторону.

Все движения выполнять в медленном темпе.

Упражнения первого комплекса целесообразно включать в общую и специальную разминку. Остальные 3 комплекса, которые можно назвать восстановительными, следует выполнять в конце тренировки для снятия последствий нагрузки на позвоночник и конечности.

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

   
В. М. Смолевский, профессор,
ГЦОЛИФК
 

На кинограмме запечатлено финальное соединение, которым завершает свою композицию чемпион страны Юрий Балабанов: оборот назад ноги врозь в стойку с поворотом кругом, два больших оборота вперед и соскок двойное сальто вперед в группировке с поворотом кругом (см. с. 24 — 25).

Первый элемент удается исполнителю особенно хорошо в связи с тем, что отличная подвижность в тазобедренных суставах позволяет ему принять положение, при котором ноги максимально приближаются к туловищу в момент наращивания скорости (кадры 4 — 6). Важно отметить расположение рук и туловища в одну линию в момент перемаха ноги врозь (кадры 2 — 4). После прохождения вертикального положения рук в висе (кадр 6) начинается разгибание тела, которое характерно более заметным разгибанием в плечевых суставах, чем в тазобедренных (кадры 7 — 8). Это свидетельствует об активной управляющей работе руками в фазе разгибания и особенно поворота кругом. Характерно, что поворот кругом сочетается с выпрямлением туловища и рук в одну линию при некотором сдерживании полного разгибания в тазобедренных суставах (кадры 8 — 9). Такая последовательность действий в большей степени исключает возможные перекосы в направлении движения по кругу. Полное разгибание тела и поворот кру-

 

гом происходят в момент прохождения телом верхней вертикали и чуть дальше за нее. Тогда же гимнаст окончательно соединяет ноги (кадры 10 — 12). Характеризуя особенности техники элемента в целом, можно подчеркнуть образцовое выполнение перемаха ноги врозь (поздний перемах с оттягиванием таза от перекладины — кадры 3 — 5), что придало энергичность разгибанию без остановки, и в самом повороте, и в общем вращательном движении гимнаста вокруг перекладины.

Далее Ю. Балабанов выполнил два стандартных больших оборота вперед хватом снизу. Мы сознательно исключили из кинограммы второй большой оборот, так как он, как две капли воды, оказался схожим с первым. Большой оборот (кадры 12 — 18) сравним со следующим за ним большим махом, связанным с отходом на соскок. Здесь интересно отметить различия в положениях тела. При выполнении большого оборота вперед спортсмен перемещается со стойки на руках к вертикали в относительно прямом положении и слегка увеличивает прогиб тела в момент прохождения вертикали внизу (кадры 12 — 14). Для выхода вновь в стойку на руках (завершения большого оборота) используется известный механизм приближения тела к оси вращения за счет последовательно сменяющих друг друга сгибаний сначала в тазобедренных (кадр

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

16), а затем в плечевых суставах (кадр 17). Ритм сгибаний и разгибаний тела во втором большом обороте, соотношение движений в пространстве, как отмечалось выше, были точно такими же.

Заметно от этого отличаются действия гимнаста, когда он со стойки на руках (кадр 18) выполняет большой мах, готовясь к соскоку. Большой мах выполняется хлестообразным движением. Это облегчает гимнасту верный выбор момента отпускания руками грифа, обеспечивает оттягивание тела от перекладины, уход в далеко-высокий соскок. «Хлест» начинается сгибанием в тазобедренных суставах до прохождения нижней вертикали (кадры 20 — 22). Руки и туловище при этом составляют одну прямую линию. К моменту пересечения вертикали внизу тело быстро выпрямляется (кадр 23). Энергичный мах ногами назад сочетается с общим вращением тела вокруг перекладины. Сильный мах назад по ходу вращения приводит к легкому прогибанию тела (кадр 24) и далее к моменту достижения горизонтального положения, началу сгибания ног в коленных суставах. Важно подчеркнуть, что в период всего перемещения со стойки на руках до отхода на сальто и далее голова располагается строго между руками и не отклоняется назад даже в момент хлеста и прогибания тела.

Отход на сальто (отпускание захвата) совпадает с моментом пересечения горизонтали (кадры 25 — 26). В этот же момент начинается активная группировка на вос-

 

ходящей части траектории свободного полета (кадры 27 — 29).

К моменту захвата ног в плотную группировку гимнаст уже выполнил одно сальто. Далее сильный захват еще больше уплотняет группировку, способствуя быстрому вращению во втором сальто (кадр 30). Последующие действия гимнаста связаны с завершением вращения по сальто, поворотом кругом и приземлением.

Если сравнивать действия на кадрах 31 — 34, то заметно, что вращение по сальто завершается благодаря распрямлению тела, повороту налево за счет типичных движений в поясничном отделе позвоночника, асимметричных действий руками.

Обращает на себя внимание движение головой — ранняя «ловля» взглядом места приземления (кадры 33 — 34), что определенно способствует образцовому приземлению.

В заключение хотелось бы обратить внимание на возможность «уплотнения» соединения путем исключения больших оборотов вперед перед соскоком. Из положения, близкого к стойке на руках (кадры 12 и 18), гимнаст может выполнить как большой оборот, так и хлестообразное движение для отхода на соскок. А энергии для этого при рассматриваемом варианте исполнения вполне достаточно.

Именно предлагаемое «уплотнение» соединений — один из эффективных и эффектных путей совершенствования композиций, усложнения упражнений, а в целом — прогресса в данном виде многоборья.

 

 

ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

   
Н. С. Кузнецова, УДН им. П. Лумумбы
 

Когда к регулярным занятиям спортивной гимнастикой привлекаются девочки 6—7 лет, перед спортивными педагогами ставится задача не только обучить ребенка необходимым основам техники, развить физические качества, но и психологически подготовить его к безболезненному перенесению эмоциональных нагрузок, связанных с выполнением сложных, требующих волевых усилий элементов, с выступлением на соревнованиях.

Процент отсева в группах начальной подготовки составляет к концу первого года занятий нередко 90% и даже более. Возможно, среди этих детей большинство бесперспективных с точки зрения соответствия гимнастическим эталонам. Однако

 

исследованием установлено, что 20% девочек из общего количества нами опрошенных прекратили занятия по своей инициативе, потеряв интерес к гимнастике, отпугнувшей их (судя по материалам проведенного опроса) своей монотонностью, однообразием применяемых средств, наконец, чувством страха при выполнении ряда элементов и соединений. Анкетный опрос тренеров детских спортивных школ Москвы показал, что 72,7% специалистов используют игровой метод в целях снижения эмоциональной напряженности. Из них 54,5% — преимущественно в заключительной части занятия, 18,2 — в течение всей тренировки с детьми, 22,8% тренеров не применяют иг-

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

14066-17.jpg

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

14066-18.jpg

Оборот назад ноги врозь в стойку с поворотом кругом, два больших оборота вперед и соскок двойное сальто вперед в группировке с поворотом кругом

 
Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало