|
16), а затем в плечевых суставах (кадр 17). Ритм сгибаний и разгибаний тела во втором большом обороте, соотношение движений в пространстве, как отмечалось выше, были точно такими же.
Заметно от этого отличаются действия гимнаста, когда он со стойки на руках (кадр 18) выполняет большой мах, готовясь к соскоку. Большой мах выполняется хлестообразным движением. Это облегчает гимнасту верный выбор момента отпускания руками грифа, обеспечивает оттягивание тела от перекладины, уход в далеко-высокий соскок. «Хлест» начинается сгибанием в тазобедренных суставах до прохождения нижней вертикали (кадры 20 — 22). Руки и туловище при этом составляют одну прямую линию. К моменту пересечения вертикали внизу тело быстро выпрямляется (кадр 23). Энергичный мах ногами назад сочетается с общим вращением тела вокруг перекладины. Сильный мах назад по ходу вращения приводит к легкому прогибанию тела (кадр 24) и далее к моменту достижения горизонтального положения, началу сгибания ног в коленных суставах. Важно подчеркнуть, что в период всего перемещения со стойки на руках до отхода на сальто и далее голова располагается строго между руками и не отклоняется назад даже в момент хлеста и прогибания тела.
Отход на сальто (отпускание захвата) совпадает с моментом пересечения горизонтали (кадры 25 — 26). В этот же момент начинается активная группировка на вос-
|
|
ходящей части траектории свободного полета (кадры 27 — 29).
К моменту захвата ног в плотную группировку гимнаст уже выполнил одно сальто. Далее сильный захват еще больше уплотняет группировку, способствуя быстрому вращению во втором сальто (кадр 30). Последующие действия гимнаста связаны с завершением вращения по сальто, поворотом кругом и приземлением.
Если сравнивать действия на кадрах 31 — 34, то заметно, что вращение по сальто завершается благодаря распрямлению тела, повороту налево за счет типичных движений в поясничном отделе позвоночника, асимметричных действий руками.
Обращает на себя внимание движение головой — ранняя «ловля» взглядом места приземления (кадры 33 — 34), что определенно способствует образцовому приземлению.
В заключение хотелось бы обратить внимание на возможность «уплотнения» соединения путем исключения больших оборотов вперед перед соскоком. Из положения, близкого к стойке на руках (кадры 12 и 18), гимнаст может выполнить как большой оборот, так и хлестообразное движение для отхода на соскок. А энергии для этого при рассматриваемом варианте исполнения вполне достаточно.
Именно предлагаемое «уплотнение» соединений — один из эффективных и эффектных путей совершенствования композиций, усложнения упражнений, а в целом — прогресса в данном виде многоборья.
|
|
Когда к регулярным занятиям спортивной гимнастикой привлекаются девочки 6—7 лет, перед спортивными педагогами ставится задача не только обучить ребенка необходимым основам техники, развить физические качества, но и психологически подготовить его к безболезненному перенесению эмоциональных нагрузок, связанных с выполнением сложных, требующих волевых усилий элементов, с выступлением на соревнованиях.
Процент отсева в группах начальной подготовки составляет к концу первого года занятий нередко 90% и даже более. Возможно, среди этих детей большинство бесперспективных с точки зрения соответствия гимнастическим эталонам. Однако |
|
исследованием установлено, что 20% девочек из общего количества нами опрошенных прекратили занятия по своей инициативе, потеряв интерес к гимнастике, отпугнувшей их (судя по материалам проведенного опроса) своей монотонностью, однообразием применяемых средств, наконец, чувством страха при выполнении ряда элементов и соединений. Анкетный опрос тренеров детских спортивных школ Москвы показал, что 72,7% специалистов используют игровой метод в целях снижения эмоциональной напряженности. Из них 54,5% — преимущественно в заключительной части занятия, 18,2 — в течение всей тренировки с детьми, 22,8% тренеров не применяют иг- |