Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

редних сальто на ковре, где нет нужного разбега и меньше упругие деформации опоры? Думается, да. Именно на ковре удобно применить третий способ создания винтового импульса в сальто вперед: выпрямляя тело.

На кадрах 1 — 4 контурограммы видим обычное группирование сальто, на кадрах 5 — 6 — резкую работу руками в конце разгибания. До приземления (кадры 7 — 11) прямое тело поворачивается на 540°. Вращение смотрится неожиданно и эффектно. Для сильного винтовика в этой схеме доступны два и более пируэтов, а группировка в начале полета позволяет экономить «сальтовый запас», столь дефицитный на ковре.

Что касается прыгунов на дорожке, они предпочитают использовать этот третий вариант винтового входа с разгибанием во втором сальто двойного твиста. Но и «одноэтажный» вариант такого прыжка может украсить завершение комбинаций, в особенности у женщин.

 

Соревновательная практика последних лет обходит стороной передние пируэты. Вызвано это не только недооценкой их достоинств, но и низкой расценкой по таблице: она стимулирует разучивание разве что одинарного пируэта вперед, который по сравнению с пируэтом назад имеет надбавку в 0,5 балла. Но чем сложнее вращение, тем меньше «вес» этой надбавки в полбалла! В итоге тройной пируэт вперед стоит 5,5 балла.. Исполнить его, на наш взгляд, не проще, чем 4 винта назад, которые оцениваются почти вдвое дороже — в 10,5.

Хотелось бы, чтоб передние пируэты, не только одинарные, но и более сложные, устойчиво вошли в арсенал многих акробатов и гимнастов. Освоение этой сальтовой группы надо стимулировать объективной расценкой, шире включать их в обязательные программы, всемерно поощрять и развивать.

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ


СПЕЦИАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАЛЬЧИКОВ-ГИМНАСТОВ

   
Н. А. Матвеева, МОГИФК
 

Хореографическая подготовка в гимнастике обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнастов, на расширение арсенала выразительных средств. Она является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть теснейшим образом связана с другими видами подготовки гимнастов. В разных спортивных видах гимнастики (а также в фигурном катании на коньках и в синхронном плавании) условия и характер двигательной деятельности далеко не одинаковы. Поэтому и требования к хореографической подготовке в каждом из них различны, в каждом решаются свои специфические, специальные задачи.

Естественно, чтобы решаться хорошо, эти задачи должны решаться специализированными средствами.

Содержание и методика классической хореографической подготовки профессиональных танцовщиков — артистов балета долгое время некритически перено-

 

сились в спорт; причем не как целостная система, что уже из-за ее объемности неосуществимо, а фрагментарно. В настоящее время дело обстоит иначе. Хореографическую подготовку стараются адаптировать к специфике вида спорта, поставить ее на службу общему совершенствованию мастерства спортсменов. Однако до единства взглядов еще очень далеко, предлагаются различные конкретные системы хореографической подготовки, различные методические и даже концептуальные подходы, в рамках хореографической подготовки предлагается решать то более, то менее широкий круг задач. Здесь предметом рассмотрения будет одна из такого рода систем, предназначенная для работы с мальчиками-гимнастами. Видимо, правомерно назвать ее специальной хореографической подготовкой.

На схеме показана целевая структура разработанной нами системы. Эта структура соответствует кругу задач, решение которых должно обеспечиваться хореографом. Первое ветвление определяет

Library   17   Up


Contents

 

Home
  14066-15.jpg

 

 

4 направления хореографической подготовки:
1) подготовительную, 2) профилирующую,
3) восстановительную, 4) ритмодвигательную. Видимо, нет необходимости комментировать содержание блоков схемы, оно достаточно ясно.

Следует особо отметить, что рекомендуемые упражнения выполняются под специально подобранное музыкальное сопровождение, причем характер исполнения во многих случаях предопределяется хореографическими традициями. Однако многие упражнения, непосредственно направленные на формирование культуры движений и координационных возможностей гимнаста, по своему двигательному содержанию совпадают (или близки) с общеразвивающими. Их принадлежность хореографической подготовке определяется целевой направленностью, формой организации занимающихся, включением в целостную систему этой подготовки.

Подготовительную хореографическую подготовку в основном надо использовать на начальном этапе тренировочного процесса, не прекращая, однако, и в даль-

 

нейшем. Она должна решать следующие задачи:

1)   совершенствовать управление двигательными действиями;

2)    обеспечивать освоение необходимых поз;

3)   подготавливать опорно-двигательный аппарат.

Для этого применяются одно- и многосуставные движения одного звена: 2 — 3 звеньев одновременно, с акцентированием напряжения и расслабления мышц. Более подробно это изложено ранее («Гимнастика», 1981, вып. 2; 1982, вып. 1).

Профилирующая хореографическая подготовка проводится на всех этапах тренировочного процесса гимнастов. Ее задачи:

1)    повышение специальной физической подготовленности;

2)     совершенствование технической подготовленности: освоение различных поворотов, прыжков, равновесий, выпадов и т. д. — конкретных неакробатических элементов вольных упражнений;

Library   18   Up


Contents

 

Home
  14066-16.jpg  

Рис. 1

 

3) формирование умений выразительно двигаться.

В профилирующей подготовке используются общепринятые средства хореографии: танцевальные движения, движения свободной пластики, мимика и пантомима. Это особая тема, актуальная уже потому, что у хореографов в спорте нет единого мнения в отношении обучения гимнастов профилирующим элементам. На практике многие хореографы ограничиваются только этими упражнениями, считая упражнения у станка (батманы, плие и т. д.) подготовительными при обучении гимнастов поворотам, равновесиям, прыжкам, т. е. профилирующим элементам. Но верно ли это? Танцовщик всегда разминается экзерсисом у станка и без опоры — это понятно, так как движения у станка и на середине являются для его деятельности основой. А гимнаст? Гимнасту нужно пройти школу танцора, чтобы движения у опоры, на середине могли служить ему в качестве подготовительных для освоения профилирующих элементов. В то же. время у гимнастов есть великое множество своих упражнений общеразвивающего характера, которые используются для разминки, и, наверно, было бы более логично в качестве подготовительных выбирать такие, которые основаны на системах знакомых им упражнений и встречаются во всех видах многоборья.

В одной статье невозможно описать все подготовительные упражнения, поэтому рекомендуем лишь некоторые для укрепления голеностопного сустава и стопы при обучении гимнастов прыжкам, равновесиям, поворотам:

И. п. — сед, стопы на себя.

1. Сгибание и разгибание пальцев.

 

2.  Сгибание и разгибание стопы (пальцы удерживать в положении «на себя» — рис. 1, а).

3.  Последовательно: сгибание пальцев — сгибание стопы — разгибание пальцев — разгибание стопы (волнообразные движения).

4.   Последовательно: сгибание стопы — сгибание пальцев — разгибание стопы — разгибание пальцев.

5.  Отведение и приведение стопы (пальцы «на себя»).

6.   Последовательно: отведение стопы — сгибание стопы — сгибание пальцев — разгибание пальцев — разгибание стопы — приведение стопы. Выполнять отрывисто с короткой фиксацией после каждого из перечисленных движений.

7.  Предыдущее упражнение выполнить слитно.

8.  Круговые движения стопами наружу (внутрь) с одновременным сгибанием и разгибанием стоп и пальцев.

Все упражнения выполняются сначала в медленном темпе раздельно, затем в быстром темпе раздельно, затем слитно в медленном темпе и, наконец, в быстром темпе слитно.

И. п. — сед, согнув ноги, стопы на пальцах (рис. 1, б).

1.  Опускание пяток до касания пола и поднимание их в и. п.

2.   Разведение пяток с одновременным их опусканием — и. п.

3.  «Ковырялочка»: опускание одной пятки с постановкой ее на уровне носка другой ноги, носок переставленной ноги «на себя» — поочередная смена положения стоп.

Движения выполнять с максимальной амплитудой сначала в медленном, затем в быстром темпе.

И. и. — сед на левом бедре с опорой

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

руками, правую согнуть в сторону с опорой стопой (стопа выворотна и расположена на одной линии с носком другой ноги и с местами опоры руками — рис. 1, в).

1.   Поднимание правой пятки до положения «на носке» — и. п.

2.   Резкое поднимание правой пятки — подошвенное сгибание стопы и пальцев, отрывая стопу от пола — и. п., стопы перекатом (сначала пола касаются кончики пальцев, затем следует разгибание пальцев и стопы). Сначала в медленном темпе с максимальной амплитудой, затем в быстром с акцентом на работу пяткой. Желательно менять ритм.

Затем приступить к упражнениям 1 и 2, но стопа невыворотна.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы в положении «стопа на пальцах» все пальцы лежали на полу, пятка была максимально поднята от пола, на пальцы несколько надавить.

У любого гимнастического упражнения есть определенный ритмический рисунок с акцентированными моментами. Они связаны со сгибанием и разгибанием в тазобедренных суставах, с рывковыми движениями туловищем, с перехватами руками и т. д. Ритм системы движений является как бы ее закономерностью (Р. В. Галстян, 1973). В связи с этим формирование чувства ритма в совершенствовании спортивного мастерства рассматривается как один из его компонентов, дающий возможность полнее, рациональнее и более экспрессивно решать задачи при обучении гимнастическим элементам.

Большую помощь в этом может оказать специальная хореографическая подготовка, занятия которой можно проводить под музыку. Причем надо выбирать такой аккомпанемент, который точно отображает должный ритм осваиваемого элемента.

Поэтому мы включили в специальную хореографическую подготовку такой подвид, как ритмодвигательная, средствами которой будут все движения специальной хореографической подготовки, выполняемые в заданном ритме.

Вопросы о реабилитации организма после больших нагрузок всегда актуальны. Выполнен ряд работ по исследованию непосредственного воздействия в этом направлении физических упражнений. Некоторые из них уже используются гимнастами как средства разминки (другое дело — не всегда в нужной дозировке, и в том сочетании, в котором осуществлялось бы целенаправленное воздействие на организм для снятия последствий перегрузки). Это дает основание выделить в

 

специальной хореографической подготовке направление «восстановительная хореографическая подготовка». Из трех входящих в него подразделов рассмотрим только один: средства восстановления опорно-двигательного аппарата после физической нагрузки.

В результате интенсификации нагрузок опорно-двигательный аппарат спортсменов претерпевает значительные изменения (З. С. Миронова с соавт., 1982). Нередко чрезмерные физические нагрузки, приводящие к хроническим микротравмам позвоночника, способствуют переходу от клинико-физиологической перестройки ткани позвоночника к появлению симптомов патологической перестройки его мышц и суставов (И. И. Крахмалева, Л. С. Захарова, 1983).

Что происходит в ткани позвоночника при адекватных физических упражнениях?

Пульпозное ядро при сжатии и растяжении равномерно распределяет давление на диски. Оно участвует в обмене жидкости между телами позвонков и фибриозным кольцом. Количество жидкости в ядре меняется в зависимости от нагрузки на позвоночник: при увеличении ее усиливается кровоток вследствие большой активности мышц, увеличивается приток ферментов к диску, в нем повышается осмотическое давление. Он гидратируется, становится более напряженным и лучше амортизирует. Отсутствие соответствующих нагрузок ведет к потере жидкости ядром и более быстрой его инволюции.

Нагрузки на позвоночник необходимы, но надо помнить, что неправильное выполнение упражнений, перегрузки приведут к отрицательным результатам (3. Попова, 1986).

Данные, характеризующие давность заболевания в возрастном аспекте, показывают, что наиболее раннее появление жалоб и клинических проявлений остеохондроза приходится на возраст от 14 до 16 лет. Можно предположить, что это связано с ранней специализацией, а также врожденными аномалиями развития позвоночника. Несмотря на большую давность появления жалоб и клинических симптомов остеохондроза, все обследуемые спортсмены продолжают тренировочные занятия и выступления в соревнованиях. Тем более в таких случаях необходимо проводить профилактические мероприятия.

При подборе упражнений стоят задачи: 1) увеличить подвижность позвоночника; 2) увеличить силу и выносливость мышц туловища; 3) улучшить кровоток; 4) повысить эластичность тканей, окружающих позвоночник.

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

Предлагаются 4 комплекса упражнений из разных исходных положений: лежа на спине, в упоре на коленях, лежа на животе, в висе. Упражнения выполняются в медленном темпе до ощущения утомления мышц, с постепенным увеличением нагрузки. Комплексы можно выполнять как в конце тренировки, так и в середине: к примеру, после опорного прыжка (для снятия нагрузки в поясничном отделе), после выполнения упражнений на коне (для снятия нагрузки в шейном отделе позвоночника).

Первый комплекс (профилак-
тический).

Задачи: 1) увеличить подвижность позвоночника; 2) увеличить силу и выносливость мышц туловища.

И. п. — стойка ноги врозь.

1.  Вытягивание шеи (тянуться головой) вверх.

2.  Вытягивание шеи (тянуться головой) вперед, назад.

3.  С вытянутой шеей повороты головы направо, налево на 90 и 180° (движение выполняется по дуге).

4.   Круговые движения головой с вытянутой шеей.

5.  Наклоны головы вправо, влево с вытянутой шеей.

6.  Волнообразными движениями шеи голову вперед, в сторону.

И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

1.   «Удлинение» рук выдвижением головок плечевых костей к наружным краям акромиальных отростков.

2.  Супинация и пронация плеча.

3.  Выведение плеча вперед, назад.

4.  Сведение и разведение лопаток. Все движения сначала одной рукой, затем другой, двумя, далее поочередно.

И. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.

1.  Сгибание в грудном отделе позвоночника, локти вперед — и. п.

2.   Круглый полуприсед— и. п.

3.  Волнообразные движения в грудном отделе вперед и в сторону.

4.   Круговые движения тазом в горизонтальной и лицевой плоскостях.

5.  Волнообразным движением в поясничном отделе туловища таз вперед — обратным волнообразным движением и. п.

6.  Волнообразным движением в поясничном отделе туловища таз в сторону — обратным волнообразным движением и. п.

Второй — четвертый комплексы решают задачи: 1) улучшить кровоток; 2) повысить эластичность тканей, окружающих позвоночник.

Второй комплекс.

 

И. п. — лежа на спине согнув ноги врозь (опора полной ступней), руки вверх. При выполнении всех упражнений в и. п. поясничный отдел позвоночника плотно прижат к опоре.

1.  Сгибание только в шейном отделе позвоночника — и. п.

2.  Расслабление.

3.  Сгибание последовательно в шейном и грудном отделах позвоночника — разгибание последовательно в грудном и шейном отделах в и. п.

4.  Расслабление.

5.  Сгибание последовательно в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника до касания грудью колен — разгибание в обратной последовательности до и. п.

6.  Расслабление.

Движения выполнять в очень медленном темпе (на растягивание позвоночника) — сначала последовательные сгибания (позвонок за позвонком) сверху вниз, затем медленное разгибание в обратной последовательности.

7.   Волнообразное, начиная с таза, поднимание в «мост» опорой стопами и лопатками — обратным волнообразным движением в и. п.

Движения выполнять медленно и последовательно. При разгибании позвоночника поясничный отдел не разгибается, пока не разогнется до конца грудной отдел позвоночника.

8.  Расслабление.

9.  Вытягивание туловища и шеи, не отрывая поясницы от пола.

10. Расслабление,

11.  Вытягивание всего тела, выпрямляя ноги, не отрывая поясницы от пола — и, п.

12.  Расслабление.

Третий комплекс.

И. п. — упор на коленях.

1.  Сед справа и слева от пяток, не отрывая рук от опоры и не сгибая их.

2.   Вращение тазом в вертикальной плоскости, не меняя положения рук.

3.   Подлезание          под          скамейку (рис. 1, г) —обратным движением в и. п.

И, п, — лежа на животе.

1. Потягивание.

2. Расслабление.

3.    «Подлезание под скамейку» или прямые руки.

4.   Расслабление.

5.  Поочередное поднимание прямых ног и рук.

6.  Расслабление.

7.   Поднимание ног и рук одновременно («Рыбка»),

8.  Расслабление.

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

Четвертый комплекс (гим-
настический).

И. п. - вис лицом к стенке.

1.   Расслабление.

2.  Сгибание в грудном отделе позвоночника.

3.   Расслабление.

4.  Волнообразные движения телом, то же в сторону.

5.  Повороты туловища.

6.   Расслабление.

7.   Прогибание.

8.  Расслабление.

9.  Сгибание туловища в сторону.

10.   Расслабление.

И. п. — вис спиной к стенке.

1.   Прогибание в грудном отделе позвоночника.

2.   Расслабление.

 

3.  Прогибание в поясничном отделе позвоночника.

4.  Расслабление.

5.  Волнообразные движения (прогибание в поясничном отделе позвоночника, сгибание в грудном отделе, затем то же в обратной последовательности).

6.   Расслабление.

7.   Повороты туловища.

8.   Расслабление.

9.  Сгибание туловища в сторону.

Все движения выполнять в медленном темпе.

Упражнения первого комплекса целесообразно включать в общую и специальную разминку. Остальные 3 комплекса, которые можно назвать восстановительными, следует выполнять в конце тренировки для снятия последствий нагрузки на позвоночник и конечности.

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

   
В. М. Смолевский, профессор,
ГЦОЛИФК
 

На кинограмме запечатлено финальное соединение, которым завершает свою композицию чемпион страны Юрий Балабанов: оборот назад ноги врозь в стойку с поворотом кругом, два больших оборота вперед и соскок двойное сальто вперед в группировке с поворотом кругом (см. с. 24 — 25).

Первый элемент удается исполнителю особенно хорошо в связи с тем, что отличная подвижность в тазобедренных суставах позволяет ему принять положение, при котором ноги максимально приближаются к туловищу в момент наращивания скорости (кадры 4 — 6). Важно отметить расположение рук и туловища в одну линию в момент перемаха ноги врозь (кадры 2 — 4). После прохождения вертикального положения рук в висе (кадр 6) начинается разгибание тела, которое характерно более заметным разгибанием в плечевых суставах, чем в тазобедренных (кадры 7 — 8). Это свидетельствует об активной управляющей работе руками в фазе разгибания и особенно поворота кругом. Характерно, что поворот кругом сочетается с выпрямлением туловища и рук в одну линию при некотором сдерживании полного разгибания в тазобедренных суставах (кадры 8 — 9). Такая последовательность действий в большей степени исключает возможные перекосы в направлении движения по кругу. Полное разгибание тела и поворот кру-

 

гом происходят в момент прохождения телом верхней вертикали и чуть дальше за нее. Тогда же гимнаст окончательно соединяет ноги (кадры 10 — 12). Характеризуя особенности техники элемента в целом, можно подчеркнуть образцовое выполнение перемаха ноги врозь (поздний перемах с оттягиванием таза от перекладины — кадры 3 — 5), что придало энергичность разгибанию без остановки, и в самом повороте, и в общем вращательном движении гимнаста вокруг перекладины.

Далее Ю. Балабанов выполнил два стандартных больших оборота вперед хватом снизу. Мы сознательно исключили из кинограммы второй большой оборот, так как он, как две капли воды, оказался схожим с первым. Большой оборот (кадры 12 — 18) сравним со следующим за ним большим махом, связанным с отходом на соскок. Здесь интересно отметить различия в положениях тела. При выполнении большого оборота вперед спортсмен перемещается со стойки на руках к вертикали в относительно прямом положении и слегка увеличивает прогиб тела в момент прохождения вертикали внизу (кадры 12 — 14). Для выхода вновь в стойку на руках (завершения большого оборота) используется известный механизм приближения тела к оси вращения за счет последовательно сменяющих друг друга сгибаний сначала в тазобедренных (кадр

Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало