Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

ВИНТОВЫЕ ПОВОРОТЫ В ПЕРЕДНЕМ САЛЬТО

 
   


И. Федюнин, мс, победитель
всесоюзного конкурса-86 в сложных
акробатических упражнениях,
И. Иванова, тренер-общественник,
Ленинград
 

Передние пируэты с резким толчком и быстрым вращением на сравнительно небольшой параболе полета всегда выглядят неожиданно, впечатляюще. Они способны украсить программу самого сильного прыгуна на дорожке, вписаться в композиции на ковре лучших акробатов и гимнастов. Но далеко не все по заслугам оценивают своеобразные достоинства этой сальтовой группы.

Передние пируэты служат отличным средством психомоторной мобилизации спортсмена в разминке, подготавливают к решению более сложных задач в основной части тренировки. Если травма кисти, локтя или плеча на время затрудняет выполнение рондата и фляка, то передние пируэты могут поддерживать спортивную форму. Отталкивание на сальто вперед уступает отталкиванию на сальто назад по эффективности (рис. 1); спортсмену труднее создать должный стопор, так как вышли из употребления мостики и трамплин. Но разве возросшая упругость акробатической дорожки не компенсирует в какой-то мере утрату трамплина?

Ответ на этот вопрос — результаты

 

I Всесоюзного конкурса новых и редко исполняемых акробатических упражнений, проходившего в декабре 1986 года в Краснодаре. На деревянной дорожке типа «Рейтер» нам удалось «распечатать» тройное сальто вперед в группировке, выполнить сальто вперед прямым телом с поворотами на 900 и 1080°, причем оба винтовых прыжка в переход на сальто. Это ли не доказательство?

Передние пируэты полезно иметь в арсенале еще потому, что они дают отдых пяточному сухожилию — этой ахиллесовой пяте прыгуна, медиальной (дельтовидной) связке, суставным хрящам. Более того, растяжение задней больше-берцово-таранной связки, не позволяющее отталкиваться на заднее сальто, лучше всего залечивать не покоем, а (если не поврежден периост) выполнением сальто вперед. Это важная тема, и хотелось бы знать мотивированное мнение по этому поводу ученых.

Мы же попытаемся прокомментировать кинограммы конкретных прыжков, стараясь проиллюстрировать три схемы создания винтового импульса в переднем сальто.

14066-10.jpg         14066-11.jpg

Рис. 1

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

Сальто вперед прогнувшись
с поворотом на 900° (кинограмма, рис. 2)
 

Прыжок выполнен с небольшого разбега, позволяющего, однако, в подскоке (кадр 1) вывести стопы вперед для стопорящего толчка. Поднятые вверх руки (кадр 2) готовы к дружному, очень резкому рывку вперед, помогающему усилить вращение по сальто. Лишь к моменту, отраженному на кадре 3, руки начинают двигаться разнонаправленно для перехода к винтовому вращению.

 

Из методической литературы известно, что винтовой импульс на переднее сальто задается опусканием руки, разноименной повороту. Кадр 3 показывает обратное: как раз одноименная рука (здесь — правая) поначалу быстрее опускается вниз. Но это кажущееся противоречие: руки успели отработать на сальто и, переходя к винтовой работе, переводятся в положение, нужное для ее более эффективного выполнения. Разноименная (левая) несколько замедляет движение вниз, ожидая, пока правая завершит

 

 

14066-12.jpg

Рис. 2

Library   14   Up


Contents

 

Home
 

 

14066-13.jpg

 

Рис. 3

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

разгонное дугообразное движение локтем. На кадрах 4 — 5 обе руки работают разнонаправленно: левая рывком вниз, правая (согнутая) плечом вверх. Как видим, винтовой импульс задан в воздухе, но подготовка к нему начата еще в толчке.

Подобная техника входа предпочтительна, если от исполнителя требуется в условиях небольшого разбега задать достаточное вкручивание по сальто. Поэтому винтовая и сальтовая работа разграничены тут по времени,-

К концу второй четверти сальто (кадр 9) закончен первый винт, второй завершен при горизонтальном положении тела в конце третьей четверти сальто (кадр 13). Кадры 14 — 16 иллюстрируют, как ослабевает винтовая крутка, поскольку прыгун выводит руки в стороны, готовясь к приземлению.

Заметим, что описанный выше вход в довольно сложный пируэт, с сообщением телу вращения по сальто в фазе отталкивания и по винту в фазе полета связан с хула-хупными движениями. Пируэт смотрится несколько шершаво, зато прыгун в воздухе не только ощущает хула-хуп, но и продолжает энергично выполнять его в должном ритме.

Сальто вперед прогнувшись
с поворотом на 1080°, сальто вперед
в группировке (кинограмма, рис. 3)

Это соединение, выполненное И. Федюниным в Краснодаре, интересно в том отношении, что переднее сальто в группировке служит удобным звеном для связи после прихода со сложного предшествующего винта с последующей частью комбинации. Деревянная дорожка с ее короткой фазой амортизации подводит исполнителя к тому, чтобы и сальтовый и винтовой

 

импульсы задавались одновременно, для чего требуется очень энергичный разбег и резкий инерционный подскок с сильным сгибанием напряженного тела в тазобедренном суставе (кадры 1, 2).

Толчок (кадры 3, 4) обеспечивает отрыв от дорожки почти прямого тела (в отличие от предыдущей схемы). Вставание при отталкивании выполняется одновременно с заданием винтового импульса (кадры 4, 5, 6). Здесь налицо именно та бытующая схема, в которой разноименная повороту рука без предварительного замаха сразу опускается вниз.

Нагляден кадр 7. Он иллюстрирует исключительную «натяжку» прыгуна в воздухе — преимущество, которое получаем, задавая винтовой импульс от опоры. Хула-хуп ощущается слабо, лишь в пиковых моментах. Управлять им не приходится, это дает возможность подвести руки ближе к продольной оси тела, ускоряя вращение по винту. Тот же кадр 7 показывает, что это удалось прыгуну не сразу.

Кадрами 8 — 9 завершается первый поворот на 360°; высота о.ц.м. (кадр 9) в этом положении не максимальная, и очевидна реальность выполнения в этом полете двойного сальто вперед (винт — сальто в группировке).

Кадр 11 — второй винт закончен. На кадрах 12 — 14 — выполнение третьего пируэта и подготовка к приземлению и переходу к сальто вперед. Завершение прыжкового соединения иллюстрируют кадры 15, 16, 17.

Сальто вперед в группировке
с поворотом на 540°
(контурограмма, рис. 4)

Уместно ли говорить о винтовых пе-

 

14066-14.jpg

Рис. 4

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

редних сальто на ковре, где нет нужного разбега и меньше упругие деформации опоры? Думается, да. Именно на ковре удобно применить третий способ создания винтового импульса в сальто вперед: выпрямляя тело.

На кадрах 1 — 4 контурограммы видим обычное группирование сальто, на кадрах 5 — 6 — резкую работу руками в конце разгибания. До приземления (кадры 7 — 11) прямое тело поворачивается на 540°. Вращение смотрится неожиданно и эффектно. Для сильного винтовика в этой схеме доступны два и более пируэтов, а группировка в начале полета позволяет экономить «сальтовый запас», столь дефицитный на ковре.

Что касается прыгунов на дорожке, они предпочитают использовать этот третий вариант винтового входа с разгибанием во втором сальто двойного твиста. Но и «одноэтажный» вариант такого прыжка может украсить завершение комбинаций, в особенности у женщин.

 

Соревновательная практика последних лет обходит стороной передние пируэты. Вызвано это не только недооценкой их достоинств, но и низкой расценкой по таблице: она стимулирует разучивание разве что одинарного пируэта вперед, который по сравнению с пируэтом назад имеет надбавку в 0,5 балла. Но чем сложнее вращение, тем меньше «вес» этой надбавки в полбалла! В итоге тройной пируэт вперед стоит 5,5 балла.. Исполнить его, на наш взгляд, не проще, чем 4 винта назад, которые оцениваются почти вдвое дороже — в 10,5.

Хотелось бы, чтоб передние пируэты, не только одинарные, но и более сложные, устойчиво вошли в арсенал многих акробатов и гимнастов. Освоение этой сальтовой группы надо стимулировать объективной расценкой, шире включать их в обязательные программы, всемерно поощрять и развивать.

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ


СПЕЦИАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАЛЬЧИКОВ-ГИМНАСТОВ

   
Н. А. Матвеева, МОГИФК
 

Хореографическая подготовка в гимнастике обеспечивается системой упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнастов, на расширение арсенала выразительных средств. Она является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть теснейшим образом связана с другими видами подготовки гимнастов. В разных спортивных видах гимнастики (а также в фигурном катании на коньках и в синхронном плавании) условия и характер двигательной деятельности далеко не одинаковы. Поэтому и требования к хореографической подготовке в каждом из них различны, в каждом решаются свои специфические, специальные задачи.

Естественно, чтобы решаться хорошо, эти задачи должны решаться специализированными средствами.

Содержание и методика классической хореографической подготовки профессиональных танцовщиков — артистов балета долгое время некритически перено-

 

сились в спорт; причем не как целостная система, что уже из-за ее объемности неосуществимо, а фрагментарно. В настоящее время дело обстоит иначе. Хореографическую подготовку стараются адаптировать к специфике вида спорта, поставить ее на службу общему совершенствованию мастерства спортсменов. Однако до единства взглядов еще очень далеко, предлагаются различные конкретные системы хореографической подготовки, различные методические и даже концептуальные подходы, в рамках хореографической подготовки предлагается решать то более, то менее широкий круг задач. Здесь предметом рассмотрения будет одна из такого рода систем, предназначенная для работы с мальчиками-гимнастами. Видимо, правомерно назвать ее специальной хореографической подготовкой.

На схеме показана целевая структура разработанной нами системы. Эта структура соответствует кругу задач, решение которых должно обеспечиваться хореографом. Первое ветвление определяет

Library   17   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало