Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

АКРОБАТИКА В ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

   
В. М. Смолевский, профессор;
В. Н. Курысь, доцент, В. А. Скакун,
зтр СССР
 

Крупнейшие международные соревнования последних лет показали значительно возросшую конкуренцию представителей ряда «гимнастических держав». В частности, сложность программ ведущих гимнастов мира, претендующих на лидерство в вольных упражнениях, приняла примерно равные значения. Это значит, что необходимо изыскать резервы повышения результативности вольных упражнений.

Основными признаками современных вольных упражнений мужчин является их атлетичность, акробатичность и хореографичность. Не умаляя значения хореографичности и атлетичности, сле-

14070-4.jpg

Чемпионский росчерк. Ю. Королев

 

дует сказать, что акробатические прыжки составляют основу вольных упражнений и, по существу, определяют их спортивную трудность и композиционное построение.

В условиях острой конкуренции в вольных упражнениях на международном помосте, видимо, будет сохранять силу известная формула «сложность плюс класс исполнения». Следует заметить, что наличие в арсенале гимнастов одного- двух сложнейших прыжков не может гарантировать успех. Тем более, как нас убедили результаты последнего чемпионата мира, не приводят к успеху своеобразные штампы, например повторы одного и того же сложнейшего прыжка в начале и в конце вольных упражнений. То есть в число важнейших условий достижения высших спортивных результатов выдвигается творческий подбор сложных прыжков и построение композиции в целом. По каким направлениям может идти усложнение вольных упражнений? Прежде всего следует сказать о необходимости развития так называемого классического направления, суть которого — в усложнении прыжков известных структурных групп, в достижении рекордных результатов. Это можно осуществлять путем: а) увеличения поворотов вокруг продольной оси в одинарных сальто (до рекордного четверного пируэта); б) увеличения количества оборотов в одноплоскостных сальто (до тройного сальто); в) усложнения форм двойных сальто, включая комбинирование формами первого и второго сальто; г) усложнения двойных сальто с комбинированными вращениями.

Рассмотрим каждый из названных вариантов. Следует отметить, что у гимнастов наметилась тенденция к отставанию от женщин в освоении пируэтной группы прыжков. Принимая во внимание определенное преимущество гимнасток, по своим антропометрическим показателям более предрасположенным к быстрым поворотам вокруг продольной оси, все же надо подчеркнуть, что мужчины всегда были первопроходцами в овладении сложными акробатическими прыжками. Видимо, и сейчас у гимнастов имеются резервы и в стабилизации тройных пируэтов, и в

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

успешном штурме «высот» четверного пируэта.

Легко звучат слова об увеличении количества оборотов в одноплоскостных сальто, да сложно поддается это дело гимнастам. Точнее, пока не поддается. Ведь речь идет о тройном сальто на гимнастическом ковре. Прошло уже более десяти лет с тех пор, как акробаты-прыгуны указали практический путь в этом направлении. Однако тройных сальто в вольных упражнениях не появляется. И причина, видимо, не только в том, что упруго-эластичные свойства поверхности ковра не в полной мере соответствуют требованиям выполнения тройного сальто. Тем более некоторые зарубежные, да и советские, гимнасты уже делали попытки исполнения этого сверхсложного прыжка в условиях тренировки. Думается, причина кроется в том, что гимнасты не спешат в полной мере использовать испытанное методическое оружие прыгунов на дорожке, сущность которого заключается в целенаправленном программированном овладении упражнением через широкое применение вспомогательных снарядов, тренажеров и приспособлений, с решением очень важной в этом случае проблемы преодоления психологического барьера сложности. Конечно, не исключается появление яркой индивидуальности среди гимнастов — первого исполнителя тройного сальто на ковре, подготовившего этот прыжок традиционным методическим путем. Но нелишне будет повторить, что если такой рекорд и появится, то он будет, видимо, держаться на уровне единичного исполнения довольно долго, так как освоение эффективной техники тройного сальто, связанной с управлением вращением, выходит за рамки существующего в гимнастике методического подхода.

Возможности             комбинирования формами оборотов в двойных сальто ограничены. Но и они пока почти не используются в вольных упражнениях, хотя этот способ усложнения акробатических прыжков вполне естествен для методического освоения более сложных двойных сальто. К примеру, двойное сальто, в котором первое прогнувшись, второе в группировке, может развиваться по пути изменения формы второго оборота («согнувшись», «полугруппировка», «прогнувшись»).

Вслед за двойным сальто прогнувшись на ковре начали появляться и двойные обороты с поворотами вокруг продольной оси в первом или втором сальто. В сложных условиях на гимнас-

 

тическом помосте, когда весьма ощутима недостаточность разбега для сложного прыжка, видимо, более приемлемо выполнение пируэтов во втором обороте двойного сальто прогнувшись. Ибо прыжки подобного рода с пируэтом в первом сальто требуют и улучшения скоростно-силовых качеств, и, как отмечалось, целенаправленной тренажерной подготовки. В этом нас убеждает и практика прыгунов на дорожке. В ином случае выполнение двойного сальто прогнувшись с пируэтом в каждом сальто может стать, так же как и тройное сальто, долговременным рекордом.

Следует всячески поощрять нестереотипные трактовки двойных сальто с комбинированными вращениями, в частности входы в повороты вокруг продольной оси из необычных положений в двойном сальто, где первое сальто арабское, второе с поворотом на 270°, или двойное сальто, где в первом сальто выполняется поворот на 270°, а второе — сальто боком. То есть речь идет о возможности отхода от сложившихся технических канонов выполнения поворотов вокруг продольной оси на полные 360° плюс (минус) 180°.

Оправданным стилем завершения акробатических прыжков является приземление в доскок с соответствующей позой, обеспечивающей устойчивое равновесие и последующее выпрямление тела с выведением рук вверх-в стороны. Видимо, назрела необходимость, оценивая по достоинству четкие приземления в акробатических прыжках в вольных упражнениях, довольно распространенные попытки «сглаживания» грубых ошибок в приземлении путем, например, ускоренного поворота кругом в момент приземления и падения в упор лежа, а также различного рода беспорядочных перекатов при перекрутах с вращением вперед или назад, наказывать судейской сбавкой. Здесь уместно, видимо, будет коснуться вопроса о многоплановом значении отличного приземления. О технике и стиле завершения упражнений прыжкового характера имеется достаточно сведений в методической литературе. Однако безукоризненное приземление целесообразно рассмотреть в аспекте своеобразного стимула к быстрейшему овладению техникой разучиваемого прыжка. Формирование у спортсмена доминанты на устойчивое приземление в каждом учебном задании автоматически скажется на качестве освоения всех фаз прыжка. При этом следует исходить из следующей логической формулы: а) безукоризненное приземление требует от

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

спортсмена такого же качества безопорных действий; б) отличные действия в полетной части прыжка предполагают технически верные и эффективные действия при отталкивании; в) высококачественный толчок на сальто невозможен без таких же действий в предварительных, разгонных элементах комбинации (фляке, рондате, разбеге и др.). То есть образуется логическая цепочка эффективности двигательных действий в комбинации с жестко обусловленной целевой установкой на высококачественное приземление*. Наличие постоянной целевой установки на качественное приземление способствует быстрейшему овладению спортсменом техникой прыжка в целом путем реализации требований приведенной логической цепочки эффективности целевого выполнения упражнения. Помимо этого, отмеченный подход к трактовке приземления позволяет успешно решать задачу овладения отличным приземлением в любых соревновательных ситуациях. В трактовке приземления как стимула к эффективным предварительным действиям видится резерв достаточно быстрого и прочного овладения техникой сложных элементов не только в вольных упражнениях, но и в опорных прыжках и соскоках со снарядов.

Развитие названного ранее «классическим» направления усложнения прыжков предполагает их выполнение в переход. Чаще всего выполнение сальто различной сложности в переход осуществляется в виде целостной прыжковой комбинации. А современную акробатическую комбинацию следует понимать как микрокомпозицию вольных упражнений. В этом случае акробатическая комбинация должна отвечать основным требованиям композиционного построения вольных упражнений в целом. Это предполагает постепенное нарастание темпа движений или, по крайней мере, отсутствие его снижения и резких перепадов, повышение траектории каждого из последующих сложных содержащихся в комбинации сальто и др. Другими словами, когда в комбинацию включают два сложных сальто, то завершающее сальто должно быть более сложным и иметь более высокую траекторию. Примером таких микрокомбинаций может быть: рондат, двойное сальто согнувшись, фляк, двойное сальто с пируэ-


* Естественно, здесь не имеются в виду варианты учебных заданий, где предусмотрено приземление не на ноги, а в положение лежа на горку матов и т. п.

 

том в первом, второе в группировке; рондат, пируэт, фляк, двойной пируэт, фляк, тройной пируэт; рондат, двойное сальто прогнувшись, фляк, двойной пируэт.

В характеристику современных вольных упражнений все прочнее входит понятие «оригинальная сложность», которое сейчас определяет и, видимо, будет определять уровень мастерства и обоснованность притязаний гимнастов на лидерство в этом виде многоборья. В данном случае под оригинальной сложностью понимается нестереотипное трактование сложных акробатических прыжков, заключающееся в изменении известной, устоявшейся формы упражнения, в необычном его начале, продолжении, завершении или соединении. Рассмотрим некоторые варианты оригинального подхода к акробатизации вольных упражнений.

Перспективным направлением в построении соединений и комбинаций акробатических прыжков является введение в них так называемых контртемпов. Под этим понимается завершение или продолжение упражнения элементом, например, типа сальто, в темпе выполняемым в противоположную сторону после, казалось бы, последнего элемента комбинации. Хорошие образцы в этом направлении показал Ю. Порпленко; рондат, фляк, двойное сальто в группировке, сальто вперед в группировке в темпе, рондат, фляк, полтора твиста в кувырок. Такое завершение или продолжение упражнения несет в себе элемент неожиданности, оригинальности и часто верное технико-тактическое решение. Контртемповые переходы после вращений назад можно выполнять в сальто вперед, реже в переворот, в рондат. Причем сальтовые контртемпы можно выполнять в остановку и в переход. Выполнение контртемпом сальто в остановку повышает оригинальную ценность упражнения и вероятность устойчивого приземления после сложного завершения комбинации. Например: рондат, двойной пируэт, сальто вперед в темпе (Порпленко); рондат, полпируэта, рондат, фляк, двойное сальто согнувшись, в темпе сальто вперед в группировке. Кульминационный элемент этого упражнения — двойное сальто согнувшись — очень труден для выполнения в доскок из-за прямых ног, включающихся в рессорную, «пасирующую» работу непосредственно перед приземлением. Но в то же время прямые упруго-жесткие и «заряженные» нош готовы для контртемпа, что целесообразно использовать

 
Library   10   Up


Contents

 

Home
 

для переходов, кстати, и в середине комбинаций. Не секрет, видимо, для специалистов, что нецелесообразно готовить в переход двойные сальто в группировке или другие сложные сальто, предполагающие приземление на согнутые, «не готовые» к переходу ноги.

Технический прием контртемпов можно применять как в противоположном направлении, так и под определенным углом к основному направлению первой половины комбинации. Последнее позволяет более полезно использовать площадь ковра. Это особенно рекомендуется женщинам, которые также подхватили прием контртемпа и демонстрируют          оригинальные          композиции (О. Омельянчик, Э. Зетуридзе и др.), Контртемповые переходы могут быть направлены вперед (после сальто назад) и назад (после сальто вперед). В качестве контртемповых сальто при вращении назад можно применять сальто вперед возрастающей трудности (в группировке, согнувшись, прогнувшись, с пол-пируэтом, пируэтом и т. д.). В перспективе, по мере развития этого направления в построении акробатических комбинаций вполне реально выполнение в контртемп и двойных сальто вперед. Помимо различных сальто можно применять перевороты вперед, рондат и рондат после вальсета. Но более динамично выполняется контртемп с сальто вперед, причем различной сложности, с последующим рондатом или элементами связующего, а также разгонного назначения. В период освоения комбинаций с контртемпами рекомендуется скачала освоить переходы в контртемп после сальто без поворотов вокруг продольной оси (после сальто в группировке, прогнувшись, двойного согнувшись и др.), а затем и после пируэтов и двойных сальто с пируэтами. Примером построения простой комбинации с наличием контр-темпов может быть: рондат, фляк, полпируэта, рондат, фляк, бланш, сальто вперед в группировке, рондат, фляк, пируэт. И более сложный вариант: сальто вперед согнувшись, рондат, двойной пируэт, сальто вперед а группировке, рондат, фляк, двойное сальто боком.

На этапе начала развития этого направления и постепенного насыщения сложности и класса исполнения контртемповых прыжков в переход возможны допуски в несовершенстве композиционного построения упражнений, и в частности уменьшение сложности второй части комбинации, выполняемой в обратном направлении. Но в перспективе весьма желательно завершать такого рода ком-

 

бинации элементами типа сальто большей сложности, чем сальто, после которого следует контртемп. Переходным же этапом в этом направлении является повышение сложности сальтовых элементов, после которых выполняются контртемповые прыжки. Иллюстрацией комбинации переходного этапа может быть: рондат, фляк, двойное сальто прогнувшись, сальто вперед в группировке, рондат, фляк, пируэт. И более логичное по композиционному признаку построение комбинации: рондат, темповое сальто, фляк, двойной пируэт, сальто вперед, рондат, двойное сальто с пируэтом в первом сальто.

Часто оригинальность снова приобретают забытые элементы. В этой связи нелишне напомнить о малоиспользуемых гимнастами сальто с поворотами на 180, 540 и тем более 900° в середине комбинации. Видимо, это связано с известной технической сложностью названных элементов, хотя хорошая техника позволяет применять эту группу прыжков и в качестве разгонных элементов. При этом создается эффект внезапности последнего поворота на J80° буквально перед самым завершением сальто и поздним разведением ног в шаг на рондат. Такое исполнение внешне весьма привлекательно и является одним из верных критериев акробатического мастерства гимнастов. Помимо этого, освоение отмеченных выше пируэтных прыжков (180, 540 и 900°) с приземлением на две ноги может создать благоприятные предпосылки для освоения после них различных сальто в темпе.

Можно обратить внимание и на оригинальные для вольных упражнений двойные сальто в группировке с поворотом во втором на 180°, двойной твист, двойное сальто вперед без поворотов и с поворотами во втором на 180°, которые можно и даже целесообразно разучивать и выполнять в переход. Все прочнее в практику вольных упражнений входит выполнение сложных и оригинальных акробатических прыжков в кувырок или в переворот, например полтора твиста в группировке, согнувшись; полтора сальто назад с полутора пируэтами. Сложно для исполнения, но эффектно можно представить в вольных упражнениях полтора сальто боком с прямым телом на руки с переходом в колесо.

Творческий подход к построению вольных упражнений может выразиться и в разноструктурной сложности включаемых акробатических комбинаций.

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

Имеются в виду, например, одноплоскостные сальто, пируэты, двойные сальто в разных положениях, двойные сальто с пируэтами, одинарные и двойные сальто боком, твисты и др. В этой связи нежелательно построение акробатической комбинации, состоящей (помимо рондатов, фляков) только, скажем, из пируэтов или одноплоскостных сальто, будь они простые или сложные. Положительным примером может быть упражнение: полпируэта вперед, фляк, пируэт, фляк, двойное сальто в группировке.

В вольные упражнения может внести определенную свежесть так называемое бесфляковое построение комбинации, когда все прыжковое упражнение составляется из различных по содержанию и сложности сальто, выполняемых в темпе (без промежуточных переворотов). Например: рондат, темповое, полпируэта, полтора пируэта вперед или с разбега полпируэта вперед, темповое сальто, двойной пируэт и др. Возможны несколько способов построения таких комбинаций с выполнением в темпе нескольких сальто назад и вперед, назад и вперед. Развитие сложности в этом случае может идти по пути введения пируэтов в переход. Привлекательны и соединения сальто, включающие полпируэты, например рондат, темповое, полпируэта, сальто вперед или рондат, темповое, полпируэта назад, полпируэта вперед; или полпируэта вперед, полтора пируэта, сальто вперед согнувшись.

Резерв для творческого подхода к построению акробатических соединений и комбинаций кроется в трактовке различных стартовых позиций и входов в акробатические прыжки. Перечислим некоторые из них: перед акробатическими прыжками можно выполнить хореографический прыжок с последующим

 

коротким разбегом в отличие от стереотипной подготовительной стойки или довольно долгого (для отдыха) равновесия. Интересно может выглядеть начало прыжковой комбинации фляком с места без очевидной подготовки, выполнением вальсета, также с места, или рондата с шага (без вальсета). Будущее в началах комбинаций может принадлежать замене вальсета хореографическими прыжками различной сложности. Эффектно и технически выгодно начинать акробатические комбинации после сальто вперед в группировке, согнувшись, полпируэта вперед. Необычным может стать начало комбинаций после разбега и сальто назад с перемещением вперед (противоходом) в переход, а также после арабского сальто, за которым может следовать или рондат, или переворот боком с поворотом на 90° лицом вперед и т. д.

Может вылиться в отдельное направление (а в акробатических прыжках такой опыт есть) выполнение полутора оборотов в воздухе с приземлением на руки и переходом в курбет и далее во фляк или на другой элемент. Например: рондат, полтора сальто прогнувшись на руки, курбет, фляк, двойной пируэт. Таким же образом можно выполнять полтора твиста с поворотом и приземлением на руки в курбет, полтора сальто боком в группировке, согнувшись, прогнувшись, ноги врозь в колесо или в рондат.

Отмеченные способы оригинального усложнения акробатических соединений я комбинаций в вольных упражнениях, безусловно, не исчерпывают безграничных творческих возможностей гимнастики и спортивной акробатики. Однако и затронутые в статье положения, надеемся, помогут развитию данного вида гимнастического многоборья.

 

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОК ПЕРЕД СОРЕВНОВАНИЯМИ

   
Т. Е. Аверина, аспирантка ГЦОЛИФКа
 

Анализ хода подготовки к соревнованиям различного ранга гимнасток высокой квалификации показал, что высокие спортивные результаты возможны на базе значительных тренировочных нагрузок, для освоения которых важнейшим фактором является сохранение оптимального уровня работоспособности.

Неуклонный рост сложности осва-

 

иваемых упражнений влечет за собой дальнейшее возрастание объемов тренировочной работы. Увеличивается не только количество элементов и комбинаций, но и число тренировочных занятий, часов. «Рабочий день» гимнастки высокой квалификации содержит 2 — 3 тренировки. Безусловно, большую роль играет в это время оптимальное соче-

Library   12   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало