|
Еще вопросы: где водораздел между теорией и практикой, практикой и теорией? Все ли равно, «с какого конца» его искать: идя от практики или от теории? Должен ли тренер (спортсмен) вообще категорически противопоставлять теорию практике, практику теории, четко разграничивать их? Какие коррективы вносит время в соотношение теории и практики?
Это совсем не простые и уж, конечно, не пустые вопросы. Их ставит сама реальная действительность спорта, а переживаемый нами сейчас этап решительной перестройки, ускорения развития требует четкого ответа как на эти вопросы, так и на некоторые другие, коснуться которых целесообразно несколько дальше.
Когда говорят «теория одно, а практика другое», то ведь за этим стоит не только сложившееся реальное положение вещей, недостаточность связей науки с практикой (да и недостаточность самих научных познаний), но и нежелание признать свои недостатки, признать необходимость перестройки привычного, устоявшегося стиля работы плюс неоправданное неверие в прикладность нынешних теоретических представлений и положений.
Тренеры не прочь принять от ученых готовые методические рецепты — при условии, что они надежно апробированы практикой; сами же углубиться в теорию не стремятся (исключений, к сожалению, немного). Между тем еще И. И. Мечников утверждал, что разработка на основе теории практических рецептов — задача практиков, а не ученых, дело которых развивать теорию; ведь практики лучше знают, что им надо, знают конкретную ситуацию со всеми ее специфическими особенностями. Может быть, чересчур категорично, но в основе своей верно. Конечно, обсуждая данный вопрос, следовало бы уточнить, что в спорте называть теорией, а что практикой, как они соотносятся.
Спортивная практика — совокупность спортивной деятельности, то, что применяется в тренировке и на соревнованиях. Спортивная теория - обобщение опыта, практики, научной деятельности в спорте и в смежных видах деятельности и научных дисциплинах, те обобщения и трактовки, положения и представления, которые объясняют явления реальной спортивной практики, обосновывают ее содержание, организацию и проведение, имеют прогностиче-
|
|
скую силу. Спортивная теория — система основных идей в области спорта (мы не будем здесь рассматривать другое значение слова «теория» — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в некоторой локальной части действительности, например теория чисел, теория функциональных систем).
Теория развивается за счет новых обобщений:
1) явлений, наблюдаемых в практике, 2) положений теории, 3) того и другого совместно. Практика развивается за счет применения новых методик, приемов, организационных форм: 1) предложенных теорией, 2) являющихся практическими «находками», 3) формирующихся как преломление практическим опытом теоретических положений, т. е. как бы активного «захвата теории снизу», практикой. Таким образом, теория и практика пронизывают друг друга и основательно переплетены, образуя диалектическое единство. Здесь и взаимопревращение: то, что вчера было теорией, сегодня уже настолько вошло в практику, что стало ее обязательной частью; то, что вчера было лишь единичной практикой, сегодня уже обобщено и обосновано и составляет некоторые теоретические положения. Граница между практикой и теорией размыта и подвижна. Нельзя не заметить: как бы скептически или даже нигилистически ни относился тренер (спортсмен) к спортивной теории, он, часто сам того не замечая, руководствуется теми или иными ее положениями, а также какими-то собственными («доморощенными») теоретическими установками и представлениями (ведь уже само по себе отрицание теории есть некое теоретическое положение). Главный вопрос в том, какой теорией вооружен тренер (спортсмен), насколько верны его представления, насколько они глубоки и широки и (I) как может он приложить их к своей практике. Вернее сказать, тут два относительно независимых вопроса: 1) каково состояние той части спортивной теории, которой должен бы владеть тренер (спортсмен)? 2) каков уровень его теоретической и теоретико-прикладной подготовленности? В каждом из этих вопросов пока больше нерешенных проблем, чем готовых ответов. И каждый вопрос чересчур велик, объемен для обсуждения даже в отдельной статье. Поэтому здесь, поскольку тема статьи не позволяет обойти их молчанием, придется удовлетвориться лишь некоторыми соображениями «по поводу», имея |
|