Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС СТАВИТ ВОПРОСЫ

 

   
Коренберг В. Б., доцент МОГИФКа
 

Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни

М. В. Ломоносов

 

Пятнадцать лет назад современные упражнения гимнастов и гимнасток показались бы фантастическими. Сегодня даже самые сложные из них лишь слегка удивляют. В чем дело? Может быть, гимнасты становятся все более одаренными? Снаряды все совершеннее?

Да нет, дело не в этом. Изменяется, развивается система подготовки.

Развитие идет главным образом в трех направлениях: увеличивается объем тренировочных нагрузок, возрастает их интенсивность, совершенствуется методика. Если перейти на язык экономистов, первые два направления соответствуют экстенсивному пути развития (ведь так называемое повышение интенсивности нагрузки есть главным образом увеличение затрат труда, что и называется экстенсивным путем развития), третий — интенсивному, когда повышается производительность труда.

Перейти на интенсивный путь развития — первостепенная задача сегодняшнего дня и в спорте, в том числе в спортивных видах гимнастики. Ключевым здесь представляется вопрос о взаимосвязи науки и практики.

14070-3.jpg

Из команды лучших «наездников». Р. Адеев

 

История знает немало ситуаций, когда практика шагала впереди теории. Изобретение колеса далеко опередило теорию механики, паровая машина появилась раньше термодинамики, теория обратной перспективы в живописи появилась много позже работ художников, пользовавшихся соответствующими приемами. Вот и в спорте (в том числе в спортивных видах гимнастики) нередко тренеры добиваются великолепных результатов, опираясь на свой богатый практический опыт, интуицию, педагогический дар, на талант и трудолюбие учеников и... не очень уважительно относятся к теории. Бывают и еще более удивительные факты. Так, замечательный селекционер-практик И. В. Мичурин добился выдающихся практических результатов, руководствуясь в корне ошибочной теорией. Впрочем, такое обычно и в сфере спорта. Так обычно, что многие студенты физкультурных учебных заведений пренебрежительно относятся к целому ряду теоретических предметов на том как раз основании, что недостаточность или даже ошибочность теоретических познаний не препятствует достижению тренером превосходных практических результатов. И это явление далеко не безобидно, если рассматривать перспективу спорта, когда такие недоучки встретятся с новыми условиями работы, которые принесет — неминуемо принесет — научно-технический прогресс. А пока что энтузиазм и талант основательно маскируют значение как уровня овладения тренерами теоретическими познаниями, так и состояние самой теории. Такое положение позволяет значительной части тренеров-практиков и спортсменов рассуждать на манер госпожи Простаковой: «а чего не знает Митрофанушка, того дворянину и знать не надобно». Надо согласиться, удобная точка зрения.

Значит ли все сказанное, что теорией можно безболезненно пренебрегать? Неужели несправедливо крылатое замечание знаменитого физика Людвига Больцмана, что нет ничего практичнее хорошей теории?

Library   4   Up


Contents

 

Home
 

Еще вопросы: где водораздел между теорией и практикой, практикой и теорией? Все ли равно, «с какого конца» его искать: идя от практики или от теории? Должен ли тренер (спортсмен) вообще категорически противопоставлять теорию практике, практику теории, четко разграничивать их? Какие коррективы вносит время в соотношение теории и практики?

Это совсем не простые и уж, конечно, не пустые вопросы. Их ставит сама реальная действительность спорта, а переживаемый нами сейчас этап решительной перестройки, ускорения развития требует четкого ответа как на эти вопросы, так и на некоторые другие, коснуться которых целесообразно несколько дальше.

Когда говорят «теория одно, а практика другое», то ведь за этим стоит не только сложившееся реальное положение вещей, недостаточность связей науки с практикой (да и недостаточность самих научных познаний), но и нежелание признать свои недостатки, признать необходимость перестройки привычного, устоявшегося стиля работы плюс неоправданное неверие в прикладность нынешних теоретических представлений и положений.

Тренеры не прочь принять от ученых готовые методические рецепты — при условии, что они надежно апробированы практикой; сами же углубиться в теорию не стремятся (исключений, к сожалению, немного). Между тем еще И. И. Мечников утверждал, что разработка на основе теории практических рецептов — задача практиков, а не ученых, дело которых развивать теорию; ведь практики лучше знают, что им надо, знают конкретную ситуацию со всеми ее специфическими особенностями. Может быть, чересчур категорично, но в основе своей верно. Конечно, обсуждая данный вопрос, следовало бы уточнить, что в спорте называть теорией, а что практикой, как они соотносятся.

Спортивная практика — совокупность спортивной деятельности, то, что применяется в тренировке и на соревнованиях. Спортивная теория - обобщение опыта, практики, научной деятельности в спорте и в смежных видах деятельности и научных дисциплинах, те обобщения и трактовки, положения и представления, которые объясняют явления реальной спортивной практики, обосновывают ее содержание, организацию и проведение, имеют прогностиче-

 

скую силу. Спортивная теория — система основных идей в области спорта (мы не будем здесь рассматривать другое значение слова «теория» — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в некоторой локальной части действительности, например теория чисел, теория функциональных систем).

Теория развивается за счет новых обобщений: 1) явлений, наблюдаемых в практике, 2) положений теории, 3) того и другого совместно. Практика развивается за счет применения новых методик, приемов, организационных форм: 1) предложенных теорией, 2) являющихся практическими «находками», 3) формирующихся как преломление практическим опытом теоретических положений, т. е. как бы активного «захвата теории снизу», практикой. Таким образом, теория и практика пронизывают друг друга и основательно переплетены, образуя диалектическое единство. Здесь и взаимопревращение: то, что вчера было теорией, сегодня уже настолько вошло в практику, что стало ее обязательной частью; то, что вчера было лишь единичной практикой, сегодня уже обобщено и обосновано и составляет некоторые теоретические положения. Граница между практикой и теорией размыта и подвижна. Нельзя не заметить: как бы скептически или даже нигилистически ни относился тренер (спортсмен) к спортивной теории, он, часто сам того не замечая, руководствуется теми или иными ее положениями, а также какими-то собственными («доморощенными») теоретическими установками и представлениями (ведь уже само по себе отрицание теории есть некое теоретическое положение). Главный вопрос в том, какой теорией вооружен тренер (спортсмен), насколько верны его представления, насколько они глубоки и широки и (I) как может он приложить их к своей практике. Вернее сказать, тут два относительно независимых вопроса: 1) каково состояние той части спортивной теории, которой должен бы владеть тренер (спортсмен)? 2) каков уровень его теоретической и теоретико-прикладной подготовленности? В каждом из этих вопросов пока больше нерешенных проблем, чем готовых ответов. И каждый вопрос чересчур велик, объемен для обсуждения даже в отдельной статье. Поэтому здесь, поскольку тема статьи не позволяет обойти их молчанием, придется удовлетвориться лишь некоторыми соображениями «по поводу», имея

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

в виду в первую очередь спортивные виды гимнастики.

В теории пока явно недостаточно разработаны жизненно важные для спортивной практики вопросы психологического и биомеханического анализов двигательной деятельности. Думается, основная методологическая причина (или, во всяком случае, одна из основных) — представление о том, что единицей двигательной деятельности является двигательное действие. К тому же рассмотрение спортивного двигательного действия чаще всего подменяется рассмотрением его техники — некоторой устойчивой, определившейся системы движений. В действительности же единицей деятельности, в том числе и спортивной, является решение задачи (а спортивной двигательной деятельности — решение спортивной двигательной задачи; отсюда необходимость развития нового направления в биомеханике спорта: биомеханики решения спортивных двигательных задач). Выполнение спортивного двигательного действия — лишь один из этапов решения спортивной двигательной задачи. Упускать из виду другие этапы нельзя, хотя они чаще всего выражены намного слабее упомянутого этапа. В прикладном плане теория биомеханического анализа даже не спортивных двигательных задач, а техники выполнения спортивных двигательных действий разработана недостаточно, содержит множество белых и «бледно-серых» пятен. К примеру, много неясностей с опорными взаимодействиями, в том числе связанными со значительными упругими деформациями, с изменением силовых возможностей в связи с изменением позы, фонового напряжения мышц, двигательной установки, частотных характеристик взаимодействия и взаимодействующих тел.

В теоретической подготовке тренеров (тем более спортсменов!) дело обстоит тоже далеко не так, как следовало бы. Не пытаясь кого-либо винить — тут много по-настоящему объективных причин, — стоит все же попробовать наметить «болевые точки». 1. Курсу биомеханики в институтах физкультуры выделен, на наш взгляд, малый объем часов (60 ч в ИФК, 40 ч на факультетах физического воспитания). За такое время его можно успешно преподать разве что студентам технических вузов.

2. Курс биомеханики не имеет четкой ориентации на профессиональную

 

подготовку студента — будущего тренера.

3.  Кафедры гимнастики (как и другие специализирующие кафедры) очень мало внимания уделяют биомеханическому анализу в своей практической работе со студентами, тем самым ориентируя их на пренебрежительное отношение к биомеханике и ее профессионально-прикладному аспекту.

4.   Имеющаяся специальная литература не обеспечивает тренеров информацией, необходимой для проведения биомеханического анализа техники и выполнения спортивных двигательных действий на уровне сегодняшних (тем более завтрашних) требований. Для спортсменов же вообще такого рода литературы почти нет.

Конечно, теория спорта развивается, происходит и внедрение ее в практику спорта. Но процессы эти надо радикально ускорить. Умелое использование теоретических положений и рекомендаций сберегает тренировочное время и энергию спортсмена, позволяет резко поднять качество технической и функциональной подготовки гимнастов и гимнасток, делает доступным освоение новых сверхсложных упражнений. В первую очередь это касается, пожалуй, теории педагогического, т. е. доступного в ходе обычной тренировки, анализа. Такой анализ строится на чисто качественных (а не количественных) оценках прежде всего биомеханических характеристик, для которых не требуются приборные измерения параметров движений, на качественных оценках психологических состояний и процессов.

По мере совершенствования общепринятой методики тренировки она захватывает, ассимилирует все новые положения теории, как бы отвоевывает их у теории. С другой стороны, теория, обобщая какие-то явления практики, в том числе прежде всего ее достижения, расширяет свою территорию за счет практики. Оттого условная граница между теорией и практикой как бы меняет свое место в зависимости от того, с какой стороны к ней идти: со стороны теории она представляется больше погруженной в практику; если же идти от практики, она как бы отодвигается глубже в теорию, мы видим ее на уровне более абстрактных обобщений. Таково одно из проявлений диалектичности пары «теория — практика». Наличие такой своего рода «переходной зоны» — большое подспорье в контакте теоретиков и практиков, обеспечивающее зону

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

взаимопонимания. Взаимопроникновение теории и практики — одно из непременных условий их развития. В частности, интенсификация практики во многом зависит от этого процесса. Поэтому пришло время остро ставить вопрос о повышении теоретической квалификации тренеров. Создается впечатление, что существующая система обучения на ФПК не решает вопроса. Представляется целесообразным ввести обязательную перед приездом на ФПК подготовку тренеров дома по заранее (скажем, за год) выданному заданию с проверкой по прибытии на занятия, а также предварительную подготовку ими реферативных работ, которые лишь заканчиваются во время занятий на ФПК под руководством ученых института.

Само собой разумеется, большие задачи ставит научно-технический прогресс и перед наукой. Очень уж многое науке пока неизвестно, включая такие важные для технической подготовки вещи, как природа умений, навыков, как логическая и двигательная память, формирование образов различных модальностей (тем более смешанной модальности) и т. д. О белых пятнах в биомеханике уже было вскользь упомянуто. Особо следует сказать о том, что предлагается называть целевым фоновым двигательным функционалом тела: некоторое состояние тела, компонентами которого являются системный тонус мышц, поза, определенная настройка двигательных автоматизмов и механизмов реакций, определенная психическая настроенность, что должно обеспечить наилучшее выполнение заданного (т. е. целевого) двигательного действия. Оптимизация целевого фонового двигательного функционала позволяет значительно повышать эффективность мощных взаимодействий (в гимнастике — опорных). Теоретическое изучение данного вопроса может привести к существенному прогрессу в целом ряде видов спорта, в том числе в спортивных видах гимнастики.

В сравнительно скором будущем, видимо, большим подспорьем в технической подготовке гимнастов может ока-

 

заться моделирование техники двигательных действий на ЭВМ с применением параметрических уравнений. Это позволит оптимизировать технику для конкретных гимнастов. Конечно, при этом придется вводить в машину биомеханическую информацию, получить которую можно только путем приборных измерений, однако быстро развивающийся процесс миниатюризации датчиков и вообще измерительной аппаратуры вскоре позволит собирать и обрабатывать такую информацию без особых помех для учебно-тренировочного процесса. Сегодняшним, а тем более завтрашним тренерам надо исподволь готовить себя к такой работе: эффективность ее, несомненно, будет много выше, но и требования к тренеру и к его подготовке она кое-какие предъявит. Что поделаешь, как говорят англичане, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

В заключение еще один вопрос: как быть с временем для личностного развития гимнастов? Приходится признать, что сейчас тренировка занимает слишком много времени, из-за чего страдает учеба и общее интеллектуальное развитие детей, занимающихся гимнастикой, акробатикой, художественной гимнастикой. Надо думать над тем, чтобы, используя возможности интенсивного пути развития системы тренировки, высвободить больше времени для общеобразовательной подготовки и личностного развития детей-спортсменов, чем это удается сегодня. Не следует перегибать палку, цель — быстрый рост спортивного мастерства — оправдывает далеко не все средства. К тому же повышение общеобразовательного и интеллектуального уровня юных гимнастов при умелом использовании будет фактором, дополнительно повышающим к. п. д. тренировки за счет умной активности самих занимающихся. Поможет это решить еще одну крайне важную задачу: продлить функционирование гимнастов как активных спортсменов, преодолеть неоправданно ранний их уход из спорта (конечно, не решит, а только в известной степени поможет решить).

 
Library   7   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало