Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Говоря о ближайшем резерве, следует в первую очередь отметить рижскую пару Нелли Миллер — Евгения Марченко, достигшую высокого уровня спортивного мастерства. Другим же парам необходимо добиваться разнообразия элементов в каждой композиции в работе как нижнего, так и верхней; совершенствовать у нижних навыки балансирования и ловли на руках и руке; развивать у верхних гибкость и пластичность; формировать навыки равновесий и стоек на руках и руке; вращений вперед и назад с поворотами в соскоках и вольтижных упражнениях; насыщать композиции элементами, специфичными для смешанных пар, а не копировать мужские пары в силовых упражнениях типа горизонтальных упоров и стоек силой на одной руке; обратить внимание на подбор индивидуальных элементов, особенно в тех случаях, когда нижний и верхняя выполняют одновременно неодинаковые упражнения (они должны быть композиционно оправданы, а не «покрывать» формулу трудности).

Мужские группы. Золотые медали в абсолютном первенстве завоевали акробаты КНР Ван Пхей, Джао Ди, Ван Лию, Джоу Чуанбяо (39,32). Виктор Быстров, Владимир Симонов, Капиз Измайлов, Виктор Куралесов награждены серебряными медалями (38,19), бронзовые — у группы НРБ (Венцислав Генов — Борис Георгиев — Диан Георгиев Стоянов — Свилен Николов Бояджиев) — 37,05. Оценки свидетельству-

 

ют о том, что надежности выступлении в этих сложнокоординированных видах акробатики спортсмены не добились: три сильнейшие в мире группы допустили грубые ошибки, спортсмены СССР не справились с соскоком, завершавшим композицию (из виса согнувшись сальто вперед с поворотом на 540°). Акробаты Болгарии не смогли зафиксировать стойку на пирамиде «колонна» вчетвером. А группа КНР допустила грубую ошибку при ловле на соединенные руки после сальто с двумя пируэтами. К числу новинок следует отнести пирамиду, выполненную группой КНР: полуколонна на плечах нижнего со стойкой на прямых руках второго среднего — стойка на левой — горизонтальный упор на прямых — стойка на правой — опускание в угол вне — стойка силой на одной руке — стойка на прямых — сход углом.

Следует отметить, что именно четверки в последние годы стали самым слабым звеном нашей акробатики. Так, на протяжении многих лет участники чемпионатов СССР не справляются с финальными требованиями, о чем свидетельствуют весьма низкие оценки и частые срывы спортсменов, занимающих 3 — 6-е места как в балансовых, так и вольтижных упражнениях. В этих условиях спортсмены меньше всего думают о разнообразии и оригинальности упражнений. Далека от желаемого хореографическая и индивидуальная акробатическая подготовка мужских групп.

 

 

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ

   
Н. П. Гусев, мсмк, Ю. Н. Лысенко,
доцент, кпн
 

В статье рассматриваются вопросы взаимоотношений спортсменов в мужских группах (четверках). Силовая четверка представляет собой малую спортивную группу и потому обладает всеми общими признаками, характеризующими практически любую группу такого рода. Это и совместная деятельность, и общие цели и задачи, и общение, межличностные отношения и т. д. Наиболее важными психологическими признаками силовой четверки должны быть единые цели и задачи, высокая способность к самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности и

 

психологического климата. Отношения между партнерами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессе развития четверка обретает различные новые групповые свойства и качества. Одним из таких качеств является сплоченность. Это устойчивое качество спортивной группы, процесс формирования которой длителен и иногда противоречив. Сплоченность помогает группе противостоять различным неблагоприятным воздействиям.

Психологический климат в сравнении со сплоченностью — менее устойчивая характеристика силовой четверки.

Library   65   Up


Contents

 

Home
 

14070-23.jpg

Пути разные — задача одна. В. Быстрое, В. Симонов, К. Измайлов, В. Куралесов

 

Она отражает общую групповую атмосферу и рассматривается как определенное состояние группы, как общее настроение ее членов. Показателями психологического климата являются: наличие или отсутствие психологических конфликтов, постоянство или сменяемость состава, удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, комфорт

 

или напряженность и недоброжелательность во взаимоотношениях. Психологический климат существенно влияет на эффективность учебно-тренировочного процесса и выступления спортсменов в соревнованиях, на их самочувствие и работоспособность. О важности и необходимости регулирования отношений между партнерами в четверках говорят многие спортсмены и тренеры. Приведем высказывания некоторых из них. Петросян И., кандидат в мастера спорта: «Плохие отношения отрицательно влияют на подготовку к соревнованиям, их нужно обязательно регулировать». Амбралидзе В., мастер спорта по спортивной акробатике: «Отношения между партнерами оказывают огромное влияние на результат в соревнованиях. Когда отношения доброжелательные, у меня появляется чувство свободного выполнения элементов, пропадает боязнь срыва». Ямковой Л. Я., заслуженный мастер спорта по спортивной акробатике: «В четверке обязательно должен быть лидер, который следит за изменениями во взаимоотношениях партнеров и сообщает их тренеру. Регулировать эти отношения необходимо. При создании малой спортивной группы надо учитывать характеры и индивидуально-психологические особенности спортсменов. Взаимопонимание и дружелюбие — залог успешной спортивной деятельности силовой четверки». Гройсман В. А., заслуженный тренер СССР: «Когда нет психологических конфликтов между воспитанниками, когда существует взаимопонимание между ними, работать легко не только мне, но и ребятам. Определяющая роль в регулировании отношений между партнерами принадлежит нам, тренерам. Большую помощь в этой работе может оказать психолог и лидер в группе. Никогда не надо возвышать одного спортсмена над другими. Это, как правило, приводит к неправильному развитию взаимоотношений в четверке».

Исходя из сказанного, можно предположить, что существует взаимосвязь межличностных отношений с эффективностью подготовки акробатов к соревнованиям, а также результативностью их спортивной деятельности. В связи с этим было предпринято специальное педагогическое исследование. Оно проводилось на воспитанниках тольяттинской школы спортивной акробатики. Спортсмены одной из исследуемых четверок были кандидаты в мастера спорта, другой — мастера спорта международного класса, неоднократные чемпионы СССР,

 
Library   66   Up


Contents

 

Home
 

чемпионы Европы и обладатели Кубка мира в отдельных упражнениях. В течение подготовительного периода фиксировалось количество конфликтных ситуаций, по этим данным определяли психологический климат в четверке (психологический климат оценивали в 5 баллов, если психологических конфликтов не отмечалось или фиксировался только один). В психологическом дневнике отмечали, между кем возникали эти конфликты, причины их возникновения, намечались пути их ликвидации. В результате выявили следующую закономерность: чем меньше конфликтов между партнерами, чем лучше психологический климат в группе, тем эффективнее ее подготовка и выступление на соревнованиях (см. таблицу),

 

Таблица

 

Зависимость эффективности выступления
акробатов от количества конфликтных
ситуаций и психологического климата
в спортивной группе

 

Период

Занятое место в со-
ревно-
ваниях

конфлик-
ты, кол-во

Психо-
логичес-
кий климат, баллы

Перед чемпионатом СССР 1985 года

Перед чемпионатом Европы 1985 года

1

 

2

2

 

7

2,5

 

0,4

 

Отмечается, что психологические конфликты возникают в основном между одними и теми же партнерами. Одни спортсмены больше склонны к конфликтам, чем другие. Это можно объяснить различными индивидуально-психологическими особенностями акробатов. Учитывая это обстоятельство, было установлено, между кем из партнеров существует наибольшая вероятность возникновения трудно разрешимого противоречия. Наибольшая вероятность оценивалась в 5 баллов. В четверке мастеров спорта международного класса вероятность возникновения конфликта в зависимости от индивидуально-психологических особенностей партнеров распределилась следующим образом:

Нижний — второй средний

— 5 баллов

Первый средний — второй средний

— 4 балла

Нижний — первый средний

— 3 балла

 

Второй средний — верхний

— 2 балла

Первый средний — верхний

— 1 балл

Нижний — верхний

— I балл

Таким образом, не трудно установить, что наибольшая вероятность возникновения конфликта будет между нижним и вторым средним для данной четверки. Поэтому в первую очередь необходимо регулировать отношения между этими двумя спортсменами,

Этой работой, по нашему мнению, должен заниматься тренер и психолог команды. Она должна быть направлена на развитие дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, согласия, доброжелательности, на уменьшение разногласий среди членов спортивной группы. Необходимо разъяснять спортсменам взаимную зависимость их друг от друга, а также и ответственность друг перед другом.

Спортсмены должны сознательно развивать и улучшать отношения между собой на основе дружбы и взаимопонимания.

Конфликтные ситуации необходимо разрешать с учетом интересов всех членов спортивной группы. Большая роль в нормализации отношений между партнерами силовой четверки принадлежит ее лидеру. Это тот человек, который может пожертвовать своими собственными интересами ради разрешения противоречия между партнерами. Улаживая спорную ситуацию, он пытается найти поддержку у другого, старается сделать все, чтобы избежать бесполезную напряженность. Лидер в четверке старается успокоить других и сохранить оптимальный психологический климат в спортивной группе, не занимает позиции, которая может вызвать споры. Лидер — большой помощник тренера.

В настоящее время тренеры тольяттинской школы спортивной акробатики пытаются на практике применить полученные результаты исследования с целью создания малых спортивных групп с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов.

С чего же должна начинаться работа по изучению взаимоотношений между спортсменами в групповых четверках?

Прежде всего необходимо вести психологический дневник, в котором следует отмечать индивидуально-психологические особенности своих воспитанников. Информацию о таких особенностях можно получить из собственных наблюдений, бесед с товарищами, родите-

 
Library   67   Up


Contents

 

Home
 

лями, учителями и т. д. Полученный материал заносится в карту личности, разработанную профессором К. К. Платоновым и адаптированную к спортивной деятельности. Она состоит из четырех основных подструктур, к которым подключаются такие обобщенные свойства личности, как характер и способности. Карта личности включает описание структурных характеристик личности, дополняемое биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого.

Такая карта позволяет всесторонне подойти к изучению личности спортсмена, особенно при первоначальном знакомстве с ним, а также используется при выборе средств и методов педагогических воздействий.

Каждая черта личности, учитываемая картой, определяется по выраженности одним из 5 баллов:

5 — названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;

4 — заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная черта проявляется очень редко;

3 — она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются не часто;

2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;

1 — противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;

0 — если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.

По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:

— раньше было более свойственно, ухудшается;

— остается без изменений;

— раньше было менее свойственно, теперь более, развивается, улучшается.

Карта личности является одной из форм фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка черт личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни спортсмена, его действий и поступков, в

 

которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности.

Карта может заполняться на основе самооценки или лицом, знающим данного человека.

Карта личности является одним из источников определения психологической совместимости спортсменов. В дополнение к этому используются различные варианты тренировок (разбить занимающихся по четыре человека в желаемом составе). Если на протяжении длительного периода взаимоотношения в какой-нибудь из групп развиваются без противоречий, если эти противоречия группа разрешает самостоятельно, то из нее можно создавать силовую четверку. Только при этом подходе к делу созданная группа будет существовать и функционировать более продолжительный период времени. При дальнейшей работе и наблюдении тренер фиксирует развитие взаимоотношений между каждым из спортсменов в групповой четверке и при обнаружении лидера в группе свою деятельность в области изучения отношений согласует с ним. Оптимизация отношений в спортивной группе осуществляется при помощи бесед, убеждений, разъяснений важности здоровых взаимоотношений и т. д.

Таким образом, изучение взаимоотношений в мужских групповых упражнениях не только важно, но и необходимо ввиду их неразрывной связи с эффективностью процесса подготовки спортсменов к соревнованиям. Поэтому нормализация этих отношений все чаще интересует спортсменов и тренеров.

Практические рекомендации:

1. Создавать малую спортивную группу необходимо только после глубокого изучения индивидуально-психологических особенностей спортсмена.

2. Необходимо проверять психологическую устойчивость будущей четверки длительным периодом времени, создавая при этом условия для совместной работы членов группы, но не сообщая спортсменам, что они будут работать вместе.

3. При определении окончательного состава четверки провести беседу на тему: «Взаимоотношения в спортивной группе и их влияние на результат».

4. Тренировку целесообразно начинать с выяснения самочувствия и настроения у спортсменов.

 
Library   68   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало