|
||||
лями, учителями и т. д. Полученный материал заносится в карту личности, разработанную профессором К. К. Платоновым и адаптированную к спортивной деятельности. Она состоит из четырех основных подструктур, к которым подключаются такие обобщенные свойства личности, как характер и способности. Карта личности включает описание структурных характеристик личности, дополняемое биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Такая карта позволяет всесторонне подойти к изучению личности спортсмена, особенно при первоначальном знакомстве с ним, а также используется при выборе средств и методов педагогических воздействий. Каждая черта личности, учитываемая картой, определяется по выраженности одним из 5 баллов: 5 — названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 — заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная черта проявляется очень редко; 3 — она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются не часто; 2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности; 1 — противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 — если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты. По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков: — раньше было более свойственно, ухудшается; — остается без изменений; — раньше было менее свойственно, теперь более, развивается, улучшается. Карта личности является одной из форм фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка черт личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни спортсмена, его действий и поступков, в |
которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Карта может заполняться на основе самооценки или лицом, знающим данного человека. Карта личности является одним из источников определения психологической совместимости спортсменов. В дополнение к этому используются различные варианты тренировок (разбить занимающихся по четыре человека в желаемом составе). Если на протяжении длительного периода взаимоотношения в какой-нибудь из групп развиваются без противоречий, если эти противоречия группа разрешает самостоятельно, то из нее можно создавать силовую четверку. Только при этом подходе к делу созданная группа будет существовать и функционировать более продолжительный период времени. При дальнейшей работе и наблюдении тренер фиксирует развитие взаимоотношений между каждым из спортсменов в групповой четверке и при обнаружении лидера в группе свою деятельность в области изучения отношений согласует с ним. Оптимизация отношений в спортивной группе осуществляется при помощи бесед, убеждений, разъяснений важности здоровых взаимоотношений и т. д. Таким образом, изучение взаимоотношений в мужских групповых упражнениях не только важно, но и необходимо ввиду их неразрывной связи с эффективностью процесса подготовки спортсменов к соревнованиям. Поэтому нормализация этих отношений все чаще интересует спортсменов и тренеров. Практические рекомендации: 1. Создавать малую спортивную группу необходимо только после глубокого изучения индивидуально-психологических особенностей спортсмена. 2. Необходимо проверять психологическую устойчивость будущей четверки длительным периодом времени, создавая при этом условия для совместной работы членов группы, но не сообщая спортсменам, что они будут работать вместе. 3. При определении окончательного состава четверки провести беседу на тему: «Взаимоотношения в спортивной группе и их влияние на результат». 4. Тренировку целесообразно начинать с выяснения самочувствия и настроения у спортсменов. |
|||
68 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |