|
оценок, полученных гимнастками экспериментальной и контрольной групп, установлено при высоком уровне значимости (р < 0,001). Пространственная точность движений и точность реакции на движущийся объект (критерии ловкости) улучшились при этом на 21,6 и 43,5% соответственно (Н. М. Шулико, 1981).
Представляется правомерным говорить о существовании и необходимости формирования навыков взаимодействия с партнером как посредством предметов, так и без них. Идея эта уже высказывалась рядом авторов (Ю. К. Гавердовский, Т. С. Лисицкая, 1982; Т. С. Лисицкая, Р. Ш. Кокошвили, В. Ю. Сосина, 1982). Ими предложен ряд упражнений для гимнасток, в той или иной степени владеющих предметом. Видимо, использование специально-подготовительных упражнений, выполняемых в парах, на этапе формирования навыков также повышает эффективность подготовки гимнасток к выступлениям в групповых упражнениях.
Возможно ли начать подготовку к выступлениям в групповых упражнениях еще раньше, на этапе отбора и начальной подготовки? По-видимому, да. Определенный опыт в этом плане есть: это подготовка и организация массовых гимнастических выступлений с привлечением к участию в них юных гимнасток; выполнение некоторых упражнений юношеских разрядов группами в определенном построении и даже с перестроениями (классификационная программа по художественной гимнастике, 1975). Однако эти мероприятия носят эпизодический, несистематический характер. Хорошее средство — включение парных упражнений в соревновательную программу (впрочем, на непродолжительный период).
На наш взгляд, существует еще одно средство, которое тренеры не используют (либо не успевают, либо недооценивают). Это музыкально-двигательная подготовка гимнасток. Указывая на необходимость этого раздела подготовки в общей системе тренировки гимнастов, Е. И. Михайлов (1983) отмечал, что наряду с отсутствием у гимнасток умения отражать характер музыки посредством движений часто наблюдается их беспомощность в ритмическом отношении. Опыт показывает, что чувство ритма формируется при выполнении движений в неразрывной связи с ритмическим рисунком музыкальных произведений. Наряду с общепризнанными средствами развития музыкальности
|
|
(специальные задания в ходьбе, беге и др., выполняемые под музыку), чрезвычайно важно выполнение ритмических заданий с предметами. Например:
— одним мячом: отбивы одной рукой, поочередно правой и левой, поочередно в парах, тройках и т. д., с открытыми и закрытыми глазами;
— двумя мячами: то же одновременно двумя руками, поочередно, в парах, с открытыми и закрытыми глазами;
— выполнение бросков (мяч, булавы), перекатов и др. индивидуально, в парах, тройках и т. д.
Выполнение таких упражнений наряду с развитием музыкальности способствует и развитию ловкости (при выполнении их в полном соответствии с ритмическим рисунком используемых музыкальных произведений или при незначительных отличиях от него). Существенную помощь здесь должен оказывать аккомпаниатор.
Каким образом осуществляется развитие ловкости в этом случае? Ритмический рисунок мелодии образуется звуками различной длительности. При выполнении отбивов, бросков в полном соответствии с ритмическим рисунком мелодии гимнастка вынуждена постоянно изменять силу своего воздействия на предмет, регулируя различную высоту его полета (отскока). Это способствует развитию тонких мышечных дифференцировок, позволяет осваивать различные варианты технических приемов.
Заканчивая, можно резюмировать:
1) специализированную подготовку гимнасток к выполнению групповых упражнений нужно осуществлять на всех этапах многолетней тренировки, включая физическую и техническую подготовку (с использованием специально-подготовительных упражнений, выполняемых в парах еще на этапе овладения сложными элементами), музыкально-двигательную подготовку;
2) необходимо включать упражнения, выполняемые в парах (четверках), в
классификационную программу. Может быть допустима замена каких-либо обязательных
упражнений или сокращение их общего количества за счет включения в парные
упражнения двух различных предметов. Пусть это будут непродолжительные
комбинации, включающие обязательные элементы, исполняемые индивидуально и с
партнерами; главная задача — формирование навыков взаимодействия с партнерами
посредством предмета и без него с целью воспитания умения синхронно исполнять
соревновательные упражнения. |
|