Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ных вариативных упражнений. Ясно, что одновременное использование всех названных методов варьирования заданий излишне. В каждом занятии тренер может по необходимости использовать одну или несколько серий упражнений ВТ, органически вводя их в структуру тренировочного процесса. Упражнения ВТ могут включаться в число упражнений специальной разминки, они весьма уместны на вечерней тренировке (при двух занятиях в день), на тренировках в разгрузочные дни; подходящие вариативные упражнения могут

 

использоваться в соревновательных комбинациях, временно заменяя аналогичные упражнения. Вариативные упражнения должны обязательно входить в состав контрольных комбинаций, применяемых для проверки текущей технической подготовленности спортсменов. Во всех случаях ВТ должна в первую очередь охватывать наиболее трудные, рискованные, технически неустойчивые движения, надежность исполнения которых — основной залог спортивных успехов гимнаста.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


О ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

   
Шулико Н. М., кпн, ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта
 

Групповые упражнения включены в программу чемпионатов мира по художественной гимнастике с 1967 года. Основная борьба за первенство в этом виде программы разворачивалась между советской и болгарской командами. Однако вот уже три чемпионата мира подряд наши гимнастки оказываются на второй ступеньке пьедестала почета. Усилилась конкуренция и со стороны гимнасток других стран. Следовательно, надо искать пути повышения эффективности подготовки гимнасток к выступлениям в групповых упражнениях.

Специалистами были определены направления совершенствования групповых упражнений:

1) усложнение упражнений;

2) совершенствование композиций;

3) повышение артистизма и индивидуального технического мастерства;

4) создание системы планирования и учета тренировочных нагрузок.

Требование включения гимнастками в свои произвольные комбинации с предметами таких элементов, как высокие поочередные броски, ловля предмета за спиной, оригинальных элементов, требующих проявления высокой техники владения предметом, и т. д., стимулировало рост спортивного мастерства.

Отличительная особенность групповых упражнений — взаимодействие гимнасток, которое осуществляется перемещением предметов с использованием всего арсенала технических приемов (бросков, передач, перекатов) и перемещени-

 

ем спортсменок друг относительно друга. Наибольшую сложность в этих взаимодействиях представляет их синхронная реализация. Гимнасткам, которые должны выполнить определенный набор технически сложных элементов, предъявляются высокие требования к синхронности их исполнения, для чего необходима способность к перестройке индивидуальной техники, ее вариативность. Отсюда требование высокого уровня развития ловкости — качества, вызывающего в последние годы наше пристальное внимание. Заметим, что такие критерии ловкости, как пространственная и временная точность движений, по-видимому, у представительниц команды НРБ находятся на более высоком уровне развития, чем у наших гимнасток.

Как же соединить в единое целое проблемы технической подготовки, подготовки к выступлениям в групповых упражнениях и развития двигательных качеств? В первую очередь необходимо определить место каждого из этих видов подготовки в процессе многолетней тренировки гимнасток. Общеизвестно, что важнейшим принципом советской школы спорта является требование единства общей и специальной подготовки. Порядок взаимосвязи компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и др. характеризует структуру тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, 1976). Стремление достичь высоких

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

14070-19.jpg

 

Огневые булавы. М. Лобач

 

результатов в короткие сроки зачастую приводит к нарушению взаимосвязи названных компонентов, предпочтению технической подготовки функциональной. Гимнастки начинают овладевать сложными элементами, в то время как уровень развития ловкости еще недостаточен. Поэтому процесс овладения этими элементами становится более длительным и тренеру приходится рассчитывать на способности гимнасток.

Для решения вопроса повышения эффективности обучения сложным упражнениям с мячом нами была разработана методика обучения с применением специально-подготовительных упражнений. В частности, для овладения кувырком вперед с броском и ловлей мяча для гимнасток младших разрядов разработан комплекс специально-подготовительных упражнений, выполняемых в парах. Не останавливаясь подробно на содержании каждого из них, лишь отметим, что упражнения выполняются, во-первых, из различных исходных положений партнеров: стоя лицом друг к другу, в затылок; во-вторых, с различными траекториями полета предмета: изменениями угла и. скорости вылета, направления и дальности полета. Общим в этих упражнениях явились поочередные манипуляции одним предметом, т. е. одна гимнастка выполняла

 

бросок мяча, другая — ловлю. Вычленение этих элементов техники позволило гимнасткам концентрировать внимание на выполнение технических приемов, направленных на решение поставленной двигательной задачи. Так, выполнение одной гимнасткой бросков с изменением траектории полета предмета на строго заданную величину (по высоте, направлению) решало, с одной стороны, задачу совершенствования техники исполнения элемента, с другой — способствовало развитию и уточнению тонких мышечных дифференцировок, совершенствованию пространственной точности движений. Гимнастки же, выполняющие кувырок вперед и ловлю, в зависимости от условий выполнения упражнений наряду с совершенствованием техники ловли предмета решали задачи своевременного определения своего положения относительно него, внесения коррекций в программу двигательных действий заключительной части упражнения. Для тренера не представляло сложности дать педагогическую оценку правильности выполнения технических приемов и точности решения двигательных задач по пространственным и временным характеристикам. Экспериментальным путем установлен факт более быстрого и качественного овладения кувырком вперед с броском и ловлей мяча гимнастками, предварительно освоившими специально-подготовительные упражнения. Различие средних величин

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

оценок, полученных гимнастками экспериментальной и контрольной групп, установлено при высоком уровне значимости (р < 0,001). Пространственная точность движений и точность реакции на движущийся объект (критерии ловкости) улучшились при этом на 21,6 и 43,5% соответственно (Н. М. Шулико, 1981).

Представляется правомерным говорить о существовании и необходимости формирования навыков взаимодействия с партнером как посредством предметов, так и без них. Идея эта уже высказывалась рядом авторов (Ю. К. Гавердовский, Т. С. Лисицкая, 1982; Т. С. Лисицкая, Р. Ш. Кокошвили, В. Ю. Сосина, 1982). Ими предложен ряд упражнений для гимнасток, в той или иной степени владеющих предметом. Видимо, использование специально-подготовительных упражнений, выполняемых в парах, на этапе формирования навыков также повышает эффективность подготовки гимнасток к выступлениям в групповых упражнениях.

Возможно ли начать подготовку к выступлениям в групповых упражнениях еще раньше, на этапе отбора и начальной подготовки? По-видимому, да. Определенный опыт в этом плане есть: это подготовка и организация массовых гимнастических выступлений с привлечением к участию в них юных гимнасток; выполнение некоторых упражнений юношеских разрядов группами в определенном построении и даже с перестроениями (классификационная программа по художественной гимнастике, 1975). Однако эти мероприятия носят эпизодический, несистематический характер. Хорошее средство — включение парных упражнений в соревновательную программу (впрочем, на непродолжительный период).

На наш взгляд, существует еще одно средство, которое тренеры не используют (либо не успевают, либо недооценивают). Это музыкально-двигательная подготовка гимнасток. Указывая на необходимость этого раздела подготовки в общей системе тренировки гимнастов, Е. И. Михайлов (1983) отмечал, что наряду с отсутствием у гимнасток умения отражать характер музыки посредством движений часто наблюдается их беспомощность в ритмическом отношении. Опыт показывает, что чувство ритма формируется при выполнении движений в неразрывной связи с ритмическим рисунком музыкальных произведений. Наряду с общепризнанными средствами развития музыкальности

 

(специальные задания в ходьбе, беге и др., выполняемые под музыку), чрезвычайно важно выполнение ритмических заданий с предметами. Например:

— одним мячом: отбивы одной рукой, поочередно правой и левой, поочередно в парах, тройках и т. д., с открытыми и закрытыми глазами;

— двумя мячами: то же одновременно двумя руками, поочередно, в парах, с открытыми и закрытыми глазами;

— выполнение бросков (мяч, булавы), перекатов и др. индивидуально, в парах, тройках и т. д.

Выполнение таких упражнений наряду с развитием музыкальности способствует и развитию ловкости (при выполнении их в полном соответствии с ритмическим рисунком используемых музыкальных произведений или при незначительных отличиях от него). Существенную помощь здесь должен оказывать аккомпаниатор.

Каким образом осуществляется развитие ловкости в этом случае? Ритмический рисунок мелодии образуется звуками различной длительности. При выполнении отбивов, бросков в полном соответствии с ритмическим рисунком мелодии гимнастка вынуждена постоянно изменять силу своего воздействия на предмет, регулируя различную высоту его полета (отскока). Это способствует развитию тонких мышечных дифференцировок, позволяет осваивать различные варианты технических приемов.

Заканчивая, можно резюмировать:

1) специализированную подготовку гимнасток к выполнению групповых упражнений нужно осуществлять на всех этапах многолетней тренировки, включая физическую и техническую подготовку (с использованием специально-подготовительных упражнений, выполняемых в парах еще на этапе овладения сложными элементами), музыкально-двигательную подготовку;

2) необходимо включать упражнения, выполняемые в парах (четверках), в классификационную программу. Может быть допустима замена каких-либо обязательных упражнений или сокращение их общего количества за счет включения в парные упражнения двух различных предметов. Пусть это будут непродолжительные комбинации, включающие обязательные элементы, исполняемые индивидуально и с партнерами; главная задача — формирование навыков взаимодействия с партнерами посредством предмета и без него с целью воспитания умения синхронно исполнять соревновательные упражнения.

 
Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало