Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ «ВИТАМИН» ГИМНАСТА

   
Ю. К. Гавердовский, ГЦОЛИФК, М. М. Цхведадзе, Грузинский ГИФК
 

Многим специалистам наверняка памятен удручающий и на первый взгляд странный случай, происшедший на одной из прошлых олимпиад: наш гимнаст, вышедший на исполнение обязательных вольных упражнений, вместо положенного сальто назад прогнувшись вдруг сделал... пируэт, получил низкую оценку и этим отбросил назад всю команду.

Такие казусы не слишком часты, но все же известны каждому: то гимнаст внезапно забывает прекрасно известное, казалось бы, упражнение; то на совершенно «ровном» месте допускает грубую ошибку, которой прежде никогда не было; то, как в описанном случае, выясняется, что, делая относительно сложное упражнение, гимнаст не в состоянии «вернуться» к его более простому аналогу. Или обнаруживается, что ранее освоенное упражнение, которое должно было бы служить в дальнейшем «подводящим», не столько помогает в последующей работе, сколько мешает ей...

В чем здесь дело? Есть ли рациональное объяснение таким явлениям, и если да, то каковы средства для борьбы с ними?

Надо признать, что мы еще не слишком много знаем о природе таких затруднений, хотя очевидно, что они прямо связаны с методами учебно-тренировочной работы и, в сущности, отражают несовершенства этих методов. Тем важнее попытаться понять существо таких неприятных явлений и найти против них действенное «противоядие» .

В настоящей публикации предлагается трактовка наиболее существенных моментов, относящихся к затронутой теме, основанная на многолетних наблюдениях и предварительных исследованиях, проведенных авторами.

Прежде всего следует затронуть вопрос о том, что представляет собой процесс эксплуатации двигательного навыка в практике спорта.

Существует расхожее мнение, будто однажды сформированный навык может достаточно долго служить, если его регулярно «подкреплять» в тренировке. При этом как бы предполагается, что разученное упражнение, будучи введенным в практику, уже перестает быть

 

предметом конструктивной работы, обучения. Тем самым процесс «обучения» и «тренировки» (в узком смысле) механически разграничивается, хотя в действительности эксплуатация двигательного навыка в практике тождественна его освоению как по сути, так и по применяемым методам. Оставляя в данном случае в стороне детали длительного совершенствования и поддержания двигательного навыка в практике (это само по себе настолько интересно и важно, что заслуживает отдельного рассмотрения), хотя бы поверхностно проследим те явления, которые сопровождают «жизнь» двигательного навыка после того, как он был сформирован в ходе целенаправленного обучения.

В самом общем случае существует два полярных фактора, определяющих текущий уровень освоенности двигательного действия. Назовем их тренировочным (ТФ), и, соответственно, детренируюшим (ДТФ) факторами.

ТФ связан с режимами активной учебно-тренировочной работы гимнаста, когда ранее освоенное двигательное действие практически реализуется и потому продолжается (с тем или иным успехом) формирование двигательного навыка.

ДТФ — антитеза первому фактору: гимнаст тренируется, исключая данное упражнение, или не тренируется какое-то время вовсе.

На первый взгляд значение ТФ и ДТФ очевидно: ТФ — активно формирующий фактор, позволяющий гимнасту поддерживать двигательный навык в должном состоянии, использовать его в соревновательной практике, тогда как ДТФ — деструктивный фактор, приводящий — пропорционально длительности его действия — ко все большей утрате способности к воспроизведению некогда освоенного движения.

Однако очевидно, что такая трактовка ТФ и ДТФ слишком прямолинейна и примитивна. В действительности не всякая тренировка благо и не всякий перерыв в работе зло. В частности, было бы весьма интересным рассмотреть роль ДТФ не только как негативного фактора, приводящего к снижению уровня

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

владения двигательным действием, но и как весьма важного (в ряде случаев не имеющего достойной замены) позитивного фактора, позволяющего восстанавливать ресурсы спортсмена, залечивать травмы (в том числе психические) и, что особенно для нас важно, ослаблять нежелательные условнорефлекторные связи, успевшие закрепиться в форме устойчивого двигательного порока. На это значение ДТФ мы будем ссылаться в дальнейшем, но подробное рассмотрение ДТФ в задачи настоящего сообщения не входит.

Рассмотрим некоторые детали ТФ.

Разучив новое для себя упражнение, спортсмен формирует некоторый двигательный навык, то есть приобретает способность достаточно надежно и на уровне установленных требований выполнять программное двигательное действие.

Формально программа любого гимнастического движения достаточно проста *. Так, для исполнения большого оборота на перекладине или кольцах спортсмен должен, сохраняя (в рамках используемой техники) тело выпрямленным, совершить вращательное движение вокруг оси, связанной со снарядом, проделав при этом угловой путь в 360°. В расчете на реализацию программы строится и техника двигательного действия, а соответственно ей — и обучение.

Однако было бы опрометчивым полагать, что во всех случаях гимнасту будет достаточно владеть теми и только теми элементами управления двигательным действием, которые позволяют выполнять упражнение согласно программе в стандартных условиях, ставших привычными со времени окончания обучения. Следует учитывать, что реальное двигательное действие всегда изменчиво, поскольку должно быть согласовано с неизбежными (порой малозаметными, но практически существенными) изменениями условий работы, в том числе непредусмотренными. В этом смысле всякий полноценный навык должен включать в себя механизмы управления движениями, относящиеся не только к обязательным, собственно программным компонентам упражнения и соответствующей им технике («сделать спад с оттяжкой», «выполнить бросковое движение по ходу маха», «восстановить выпрямленную осанку при выхо-


* О программной сущности гимнастических движений см. в работах В. Т. Назарова, а также в опирающихся на них публикациях Н. Г. Сучилина, Ю. К. Гавердовского и др.

 

де в стойку на руках» и т. п.), но и к тем компонентам движения, которые возникают лишь время от времени, при появлении определенных условий («усилить бросок, если спад был ослабленным», «замедлить темп и степень выпрямления тела, если скорость подъема недостаточна» и т. п.).

Отметив это, вернемся к роли ТФ в эксплуатации гимнастом сформированных двигательных навыков.

Как гимнаст должен повторять в тренировке упражнение, чтобы оно всегда выполнялось достаточно хорошо и надежно, в том числе на соревнованиях?

Чаще всего, отвечая на этот вопрос, говорят не о том «как», а о том «сколько». Существует большое число работ по управлению тренировочными нагрузками. Общий смысл рекомендаций, вытекающих из данных работ, сводится в конечном итоге к применению методов и средств, позволяющих работать как можно больше и интенсивнее. В общем случае это, разумеется, верно. Но, к сожалению, стремление к интенсивной и объемной тренировочной (особенно предсоревновательной) работе часто выливается в примитивное нагнетание пресловутых «нагрузок», когда подготовленные к соревнованиям упражнения прямолинейно повторяются множество раз в единственной, раз навсегда избранной (по крайней мере, на данном этапе) форме и в стандартных условиях. Результат такой тренировки далеко не всегда дает ожидаемый эффект, приводя порой к неожиданностям, с которых мы начали эту статью.

Чтобы понять суть происходящего при этом с тренируемым упражнением, нужно вернуться к тому, что говорилось выше о компонентах управления двигательным действием.

Представим себе, что гимнаст многократно, из тренировки в тренировку повторяет данный элемент в неизменных, хорошо известных ему, привычных условиях. Например: делает на брусьях сальто в стойку на руках из точно выверенной, до конца прочувствованной в деталях стойки или идет на соскок с перекладины только тогда, когда финальная связка складывается именно в таком темпоритме, при котором соскок привычно контролируется во всех деталях и получается наиболее точно, с ожидаемой стабильностью параметров вылета, вращения и т. д. Такой образ действий может, разумеется, быть перенесен в целостную комбинацию, давая удовлетворительные и даже отличные

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

результаты, в том числе на выступлениях.

Казалось бы, чего же еще! Между тем настойчивое стандартное повторение упражнения весьма специфически и односторонне воздействует на двигательный навык: оно вызывает все большую автоматизацию управления двигательными действиями, непосредственно определяющими программное движение, но... все больше детренирует те элементы управления, которые рассчитаны на коррекцию более или менее случайных, спорадических отклонений от привычного гимнасту стандартного исполнения. Соответственно этому одни компоненты двигательного навыка все меньше контролируются сознанием, становятся все безусловнее, «жестче», тогда как другие (почти не повторявшиеся ввиду «тепличных» условий работы) все больше «атрофируются», теряют свою эффективность, даже если гимнаст пытается их иногда сознательно использовать. Подобная тренировочная практика неизбежно обедняет двигательный опыт гимнаста в данном движении, понижает его готовность действовать в меняющихся условиях. Уместна аналогия с пищевым рационом: еда может быть изысканной, но однообразной, и тогда организм перенасыщается одними веществами, испытывая недостаток в других. В этом случае появляется потребность в специальных добавках, витаминах, а главное — в разнообразии рациона...

Анализируя с этих позиций упоминавшиеся выше затруднения в работе, «внезапные» неудачи, постигающие гимнаста при исполнении вполне «благополучного» упражнения, можно выделить несколько типичных явлений, вызываемых описанной выше деградацией двигательного навыка при стандартной тренировке (названия условные).

Сбои. При выполнении давно и успешно освоенного упражнения (постоянно фигурирующего на тренировках и в соревнованиях) без явного внешнего повода гимнаст грубо ошибается или испытывает неожиданные затруднения: промахивается рукой, перекручивает, теряет уверенность при переходах в полет и т. п. Причина таких сбоев описана выше: привыкнув к благополучному (быть может, даже блестящему) исполнению упражнения, гимнаст уверовал, что сформированный у него им навык безупречен, тогда как он предельно сужен и может нормально действовать только в идеальных условиях. Чаще всего наступает-таки момент, когда ре-

 
 

альные изменения условий работы требуют от гимнаста большей свободы, импровизационности действий, уже ему недоступных.

Заскоки. Так мы назовем случаи, когда интенсивное, но стандартное повторение элемента (особенно вне комбинации) приводит к чрезмерной автоматизации действий. Внешне это выглядит как спонтанное, не подвластное гимнасту «возвращение» к излишне «заученному» упражнению, которое как бы проявляет экспансию, заставляя гимнаста делать то, что ему в данный момент не нужно. Именно такой случай приводится в начале статьи. Заскоки — ярко выраженная форма интерференции двигательных навыков, охватывающая все двигательное действие. Для современной гимнастики высших достижений они достаточно характерны, если спортсмен не имел правильно выстроенной базовой подготовки.

Ригидность — неподатливость ранее освоенного движения к пластическим перестройкам, также связанная с излишней автоматизацией двигательного действия. Практически она проявляет себя в трудностях, возникающих при попытках освоения структурных вариантов ранее освоенного упражнения. Так, гимнаст порой с трудом переходит от одинарного пируэта к двойному, с «гладких» кругов на коне — к кругам с поворотами и т. д. Характерная форма ригидности — потеря способности возвращаться к ранее пройденным простым формам движения. Так, сейчас нередки парадоксальные, казалось бы, случаи, когда гимнаст-мастер уверенно делает тройное сальто, но не может «вспомнить» двойное. Важно понять, что такие случаи ненормальны, они говорят о том, что навык неполноценен и рано ила поздно приведет к сбоям.

Приведенное деление на сбои, заскоки, случаи ригидности условно, так как причина данных затруднений — общая. Ясно, например, что один и тот же гимнаст с ригидным навыком с трудом осваивает новые движения и одновременно склонен к заскокам, непроизвольно возвращаясь к привычному старому движению.

Итак, стандартная тренировка чревата нежелательными последствиями, и естественно возникает вопрос о том, какие тренировочные «витамины» в нее должны быть внесены.

Ответ на этот вопрос, по сути дела, известен давно. Тренировка должна строиться как «повторение без повторения». Однако это краеугольное поло-

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

жение редко реализуется практически. Главная причина этого — в неразработанности конкретной методики такой тренировки.

Стремясь решить эту задачу хотя бы в первом приближении, следует попытаться более определенно сформулировать существо такой вариативной тренировки (ВТ). Основываясь на сказанном выше, можно определить ВТ как планомерный процесс поддержания и совершенствования двигательного навыка, осуществляемый путем систематических повторений не только стандартизованной формы данного упражнения, но и — в очередь с нею — вполне определенного регистра вариативных упражнений, находящихся с основным упражнением в некоторых полезных в данном случае структурных и параметрических отношениях.

Пытаясь найти необходимые упражнения, которыми можно или следует пользоваться в процессе ВТ, нужно иметь в виду три основных направления выбора тренировочных заданий. Они связаны соответственно с целенаправленными изменениями условий работы, программы движения (сравнительно с упражнением, на которое направлена ВТ) и, наконец, его наиболее существенных параметров. Рассмотрим в соответствии с этим ряд методов ВТ, кратко описываемых нами в заключение.

Варьирование внешних условий работы. Приемы, относящиеся к данному методу ВТ, давно известны и широко используются для соревновательной подготовки. В целом все они сводятся к использованию разнообразных сбивающих воздействий. Так, сальто назад с перекладины (возможен любой пример данного движения, если оно нуждается в ВТ) может исполняться на фоне случайных и направленных шумовых помех, со сменой мест занятий и инвентаря, тренера, страховщика, экипировки, магнезии и т. п.

Варьирование факторов функционального состояния. Поясним метод также на примере сальто: движение может исполняться как на фоне утомления, так И без него, при различном ритме чередования попыток и разных интервалах отдыха (включая недостаточные и избыточные паузы), в конце различных по длине и составу связок и комбинаций, без специальной разминки, с натертыми ладонями (в допустимых пределах) и т. п.

Варьирование факторов психомоторного самоконтроля: исполнение того

 

же сальто без достаточного времени на настройку или при отсутствии нужных для этого условий (после отвлекающей беседы с партнером и т. п.), с умышленным рассредоточением или непривычным переключением внимания по ходу движений, на фоне неподходящих реплик со стороны, с необычным зрительным контролем или его ограничением, с применением внутренней речи, соответствующей действиям или нарочито случайной, и т. п.

Варьирование учебного материала по структурному признаку. Приемы, относящиеся к дан ному методу, весьма разнообразны. Вернемся к примеру с сальто. Его можно чередовать с сальто на кольцах (действия руками при отходе могут быть причиной отрицательного переноса навыка и должны быть хорошо осознаны гимнастом и четко дифференцироваться); одинарное сальто — с двойным (если оба освоены), с подлетом махом вперед, отходом махом вперед без вращения (на спину, в яму с поролоном или на подвесном поясе), с оборотов, размахиваний, сан жировок, с освоенными сальто с поворотами. То же сальто можно включать в структурно различные связки, варьируя допустимые изменения в технике, и т. п.

Варьирование учебного материала по параметрическому признаку — один из самых ценных методов ВТ. Гимнаст может и должен уметь осознанно управлять параметрами движения, меняя их по желанию в нужных пределах. Способность активно дифференцировать движение по основных параметрам, определяющим надежность и класс исполнения упражнения, — верный признак мастерства гимнаста. На примере сальто с перекладины и всех подобных упражнений данный метод можно проиллюстрировать заданиями типа: сальто в «перекрут» (больше-меньше), в точный доскок, в «недокрут» (больше-меньше), выше-ниже, дальше-ближе (с самоотчетами гимнаста о намеченных действиях и результате), сальто с различными степенями группирования или прогибания (выпрямления) — на точность приземления во всех случаях; с махов разной амплитуды, с медленных, умеренно быстрых и предельно быстрых оборотов — на точность приземления и т. п.

Приведенные краткие описания методов ВТ — ориентировочные. Творчески работающий тренер сможет по этой приблизительной схеме найти для каждого конкретного случая (с учетом особенностей движения и его исполнителя) достаточно полный регистр тренировоч-

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

ных вариативных упражнений. Ясно, что одновременное использование всех названных методов варьирования заданий излишне. В каждом занятии тренер может по необходимости использовать одну или несколько серий упражнений ВТ, органически вводя их в структуру тренировочного процесса. Упражнения ВТ могут включаться в число упражнений специальной разминки, они весьма уместны на вечерней тренировке (при двух занятиях в день), на тренировках в разгрузочные дни; подходящие вариативные упражнения могут

 

использоваться в соревновательных комбинациях, временно заменяя аналогичные упражнения. Вариативные упражнения должны обязательно входить в состав контрольных комбинаций, применяемых для проверки текущей технической подготовленности спортсменов. Во всех случаях ВТ должна в первую очередь охватывать наиболее трудные, рискованные, технически неустойчивые движения, надежность исполнения которых — основной залог спортивных успехов гимнаста.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


О ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

   
Шулико Н. М., кпн, ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта
 

Групповые упражнения включены в программу чемпионатов мира по художественной гимнастике с 1967 года. Основная борьба за первенство в этом виде программы разворачивалась между советской и болгарской командами. Однако вот уже три чемпионата мира подряд наши гимнастки оказываются на второй ступеньке пьедестала почета. Усилилась конкуренция и со стороны гимнасток других стран. Следовательно, надо искать пути повышения эффективности подготовки гимнасток к выступлениям в групповых упражнениях.

Специалистами были определены направления совершенствования групповых упражнений:

1) усложнение упражнений;

2) совершенствование композиций;

3) повышение артистизма и индивидуального технического мастерства;

4) создание системы планирования и учета тренировочных нагрузок.

Требование включения гимнастками в свои произвольные комбинации с предметами таких элементов, как высокие поочередные броски, ловля предмета за спиной, оригинальных элементов, требующих проявления высокой техники владения предметом, и т. д., стимулировало рост спортивного мастерства.

Отличительная особенность групповых упражнений — взаимодействие гимнасток, которое осуществляется перемещением предметов с использованием всего арсенала технических приемов (бросков, передач, перекатов) и перемещени-

 

ем спортсменок друг относительно друга. Наибольшую сложность в этих взаимодействиях представляет их синхронная реализация. Гимнасткам, которые должны выполнить определенный набор технически сложных элементов, предъявляются высокие требования к синхронности их исполнения, для чего необходима способность к перестройке индивидуальной техники, ее вариативность. Отсюда требование высокого уровня развития ловкости — качества, вызывающего в последние годы наше пристальное внимание. Заметим, что такие критерии ловкости, как пространственная и временная точность движений, по-видимому, у представительниц команды НРБ находятся на более высоком уровне развития, чем у наших гимнасток.

Как же соединить в единое целое проблемы технической подготовки, подготовки к выступлениям в групповых упражнениях и развития двигательных качеств? В первую очередь необходимо определить место каждого из этих видов подготовки в процессе многолетней тренировки гимнасток. Общеизвестно, что важнейшим принципом советской школы спорта является требование единства общей и специальной подготовки. Порядок взаимосвязи компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и др. характеризует структуру тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, 1976). Стремление достичь высоких

Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало