Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

стижение, тем большее число баллов начисляется за равный прирост результата.

В табл. 1, 2 представлены два типа шкал для оценки СФП гимнастов и гимнасток. В примечании к этим шкалам даны примеры расчета балльной оценки результатов испытаний по отдельным тестам.

Преимущества вновь разработанных шкал оценок видны на примере сравнения оценочных таблиц, рассчитанных по прогрессирующим и пропорциональным шкалам, с ныне существующей оценкой (учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ, 1983, см. табл.3).

Высокая информативность данных шкал подтвердилась при обработке результатов испытаний по СФП у силь-

 

нейших гимнастов и гимнасток страны. Таким образом, полученные шкалы оценок СФП гимнастов и гимнасток высокой квалификации могут быть рекомендованы в практику педагогического контроля за СФП спортсменов. Пропорциональные шкалы целесообразно использовать при комплексном тестировании и при контроле за СФП спортсменов квалификацией до I разряда, когда ставится задача гармонично развить специальные двигательные способности.

Прогрессирующими шкалами рекомендуется пользоваться при оценке СФП спортсменов высшей квалификации и в том случае, если испытания проводятся по сокращенной программе.

 

 

НАДЕЖНОСТЬ НАВЫКА

   


Б. К. Ивлиев, ГЦОЛИФК
 

Использование технических средств срочной информации в гимнастике является необходимым элементом современной технологии обучения (Ю. К. Гавердовский). Информация, получаемая с помощью этих средств, в значительной степени интенсифицирует процесс освоения новых движений, помогает эффективно исправлять возникающие по ходу обучения двигательные ошибки.

Наиболее перспективными средствами срочной информации в гимнастике следует считать такие, которые позволяют осуществлять комплексную регистрацию по нескольким параметрам, относящимся как к внешней, так и внутренней картине движения. В целях оценки качества исполненного движения и выработки последующего двигательного задания наглядно воспроизводить текущие изменения параметров за время выполнения всего двигательного действия. В этом случае в зависимости от ситуации в процессе освоения упражнения тренер может выбирать необходимую характеристику и по ней оценивать качество выполнения всего движения.

На примере использования комплексной методики, сконструированной на основе методов видеорегистрации и акселерометрии (см. сб. «Гимнастика», 1982, 2-й выпуск), которая отвечает перечисленным требованиям, продемонстрируем, насколько эффективно могут решаться двигательные задачи, если оценка движений ведется по объективным параметрам.

 

Датчики, размещенные на пояснице гимнастки, регистрировали поперечные ускорения контрольной точки туловища, расположенной близко к о.ц.т. тела при основной стойке. Получаемая таким образом графическая информация позволяла оценивать наиболее важный параметр движений на бревне — боковые отклонения тела гимнастки. Эксперименты показали, что при освоении движений на бревне гимнастка стремится выполнять все элементы по траекториям, обеспечивающим наиболее выгодное расположение о.ц.т. тела над снарядом, что в конечном итоге приводит к минимизации боковых отклонений.

Сравнительный анализ акселерограммы реального движения гимнастки Н. Е., осваивающей медленный переворот вперед на одну ногу на бревне, и эталона акселерограммы целевого навыка, полученного по записи исполнения квалифицированной гимнасткой, определил наиболее существенные нарушения двигательной структуры -формируемого навыка (рис. 1). Для удобства сравнения эталон акселерограммы переносился на прозрачную целлулоидную пластинку, которая после попытки накладывалась на графическую запись только что исполненного движения.

Выполняя упражнение в условиях традиционного обучения, гимнастка Н. Е. длительное время не могла исправить очень серьезную ошибку: в III заключительной фазе движения она теряла равновесие, что нередко приводило

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

14070-17.jpg

 

Рис. 1. Изменение акселерограммы поперечных ускорений контрольной точки туловища (Тх) гимнастки Н. Е. в процессе коррекции навыка медленного переворота на бревне на основе сличения текущей (толстая линия) и эталонной (пунктирная линия) акселерограмм целевого навыка:

а — контрольные положения целевого навыка. б — до коррекции, в — начало коррекции, г — после коррекции, Тх — ось времени и нулевая линия датчика ускорения при тарировке

 

к падениям со снаряда на тренировках и на соревнованиях. Характерная акселерограмма этого периода нарушения движения графически отображается как частые и неравномерные изменения кривой средней амплитуды (рис. 1,6).

Анализ предшествующих попыток, проводимый совместно с гимнасткой, выявил ошибку, от которой, как мы поняли, зависел успех всего действия. На акселерограмме на эту ошибку указывали вершины с двумя пиками, тогда как на эталоне движение в этой фазе представлено в виде плавной волны. Внешне ошибка проявлялась в момент

 

прихода на опору одной ногой. В III фазе гимнастка непроизвольно опускала свободную ногу и лотом вновь ее поднимала, завершая выпрямление тела. Из-за недостаточной физической подготовленности гимнастка Н. Е. затрачивала на эти действия много энергии, упуская из виду самое главное для данной фазы — точное взаимодействие с опорой.

Установки на удержание свободной йоги, а также более точное взаимодействие с опорой в III фазе не привели к положительным результатам в первой попытке коррекционного обучения (рис. 1, в). Хотя гимнастке удается удержать ногу в высоком положении (второй пик исчез), но выполняется это ценой очень большого напряжения мышц (мелкие изменения кривой на сходящей волне), и в итоге — опять потеря равновесия.

После оценки происшедших изменений в двигательной структуре движения в начале коррекционного периода была принята новая установка; выпрямляясь в III фазе движения, удерживать ногу п положении на несколько градусов ниже привычного. Причем реализовывать ее надо было на фоне другой установки:

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

 

14070-18.jpg

 

Рис. 2. График изменения длины кривой поперечных ускорений контрольной точки туловища (Атх) гимнастки Н. Е. по фазам целевого навыка (рис. I, а) за время одной тренировки.

А — традиционное обучение,

Б — коррекционное обучение

 

перемещение всех звеньев тела выполнять более плавно и равномерно.

В конце коррекционного обучения акселерограммы осваиваемого движения значительно приблизились к эталону (рис. 1, г). Гимнастке удалось ликвидировать не только нарушения в заключительной фазе движения, но и значительно улучшить характеристики в I и во II фазах. Кроме этого, была скорректирована и временная структура движения: выпрямление тела при переходе на опору одной ногой стало выполняться несколько позже, чем при исполнении до коррекционного обучения, что и позволило, на наш взгляд, более точно взаимодействовать с опорой.

Сравнивая результаты освоения медленного переворота вперед на одну ногу на бревне в условиях традиционного и коррекционного обучения, построенного на использовании информации о боковых отклонениях тела, за одну тренировку, отметим самое главное (рис. 2): в попытках, предшествующих

 

коррекционному обучению, положительных изменений в двигательной структуре не наблюдается, тогда как при использовании графической записи движения практически каждая последующая попытка приводила к улучшению той или иной фазы осваиваемого действия.

Конструктивная особенность комплексной методики позволяет использовать ее в различных условиях, характерных для тренировки гимнасток на бревне (на полу, на гимнастической скамейке, на низком бревне). Учитывая это, технология обучения любому упражнению на бревне может строиться следующим образом. На начальном этапе освоения в наиболее удобных условиях осваивается внешняя форма целевого навыка, одновременно «наполняясь» (по данным контроля за текущей акселерограммой) внутренним содержанием. Достигнув результатов, близких к эталонным значениям целевого навыка, выполняемого в условиях высокого бревна, гимнастка переходит в более сложные условия и уже в новых условиях осваивает навык по тому же принципу. Предварительные эксперименты показали, что подобная технология обучения позволяет значительно сократить сроки освоения наиболее качественных и надежных форм движения гимнастки на бревне.

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало