|
стижение, тем большее число баллов начисляется за равный прирост результата.
В табл. 1, 2 представлены два типа шкал для оценки СФП гимнастов и гимнасток. В примечании к этим шкалам даны примеры расчета балльной оценки результатов испытаний по отдельным тестам.
Преимущества вновь разработанных шкал оценок видны на примере сравнения оценочных таблиц, рассчитанных по прогрессирующим и пропорциональным шкалам, с ныне существующей оценкой (учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ, 1983, см. табл.3).
Высокая информативность данных шкал подтвердилась при обработке результатов испытаний по СФП у силь-
|
|
нейших гимнастов и гимнасток страны. Таким образом, полученные шкалы оценок СФП гимнастов и гимнасток высокой квалификации могут быть рекомендованы в практику педагогического контроля за СФП спортсменов. Пропорциональные шкалы целесообразно использовать при комплексном тестировании и при контроле за СФП спортсменов квалификацией до I разряда, когда ставится задача гармонично развить специальные двигательные способности.
Прогрессирующими шкалами рекомендуется пользоваться при оценке СФП спортсменов
высшей квалификации и в том случае, если испытания проводятся по сокращенной
программе.
|
|
Использование технических средств срочной информации в гимнастике является необходимым элементом современной технологии обучения (Ю. К. Гавердовский). Информация, получаемая с помощью этих средств, в значительной степени интенсифицирует процесс освоения новых движений, помогает эффективно исправлять возникающие по ходу обучения двигательные ошибки.
Наиболее перспективными средствами срочной информации в гимнастике следует считать такие, которые позволяют осуществлять комплексную регистрацию по нескольким параметрам, относящимся как к внешней, так и внутренней картине движения. В целях оценки качества исполненного движения и выработки последующего двигательного задания наглядно воспроизводить текущие изменения параметров за время выполнения всего двигательного действия. В этом случае в зависимости от ситуации в процессе освоения упражнения тренер может выбирать необходимую характеристику и по ней оценивать качество выполнения всего движения.
На примере использования комплексной методики, сконструированной на основе методов видеорегистрации и акселерометрии (см. сб. «Гимнастика», 1982, 2-й выпуск), которая отвечает перечисленным требованиям, продемонстрируем, насколько эффективно могут решаться двигательные задачи, если оценка движений ведется по объективным параметрам.
|
|
Датчики, размещенные на пояснице гимнастки, регистрировали поперечные ускорения контрольной точки туловища, расположенной близко к о.ц.т. тела при основной стойке. Получаемая таким образом графическая информация позволяла оценивать наиболее важный параметр движений на бревне — боковые отклонения тела гимнастки. Эксперименты показали, что при освоении движений на бревне гимнастка стремится выполнять все элементы по траекториям, обеспечивающим наиболее выгодное расположение о.ц.т. тела над снарядом, что в конечном итоге приводит к минимизации боковых отклонений.
Сравнительный анализ акселерограммы реального движения гимнастки Н. Е., осваивающей медленный переворот вперед на одну ногу на бревне, и эталона акселерограммы целевого навыка, полученного по записи исполнения квалифицированной гимнасткой, определил наиболее существенные нарушения двигательной структуры -формируемого навыка (рис. 1). Для удобства сравнения эталон акселерограммы переносился на прозрачную целлулоидную пластинку, которая после попытки накладывалась на графическую запись только что исполненного движения.
Выполняя упражнение в условиях традиционного обучения, гимнастка Н. Е. длительное время не могла исправить очень серьезную ошибку: в III заключительной фазе движения она теряла равновесие, что нередко приводило |