Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Всего было проведено 15 сеансов с каждой гимнасткой. Мощность импульса подбиралась индивидуально, по субъективным ощущениям спортсменок. Каждый сеанс продолжался 10 — 12 мин. В течение эксперимента осуществлялся контроль за выполненной нагрузкой в опорных прыжках.

По окончании эксперимента проводилось повторное комплексное обследование подготовленности гимнасток.

Данные были подвергнуты статистической обработке и сравнительному анализу (достоверность различия р < 0,05).

В таблице приведены некоторые показатели исследований до и после эксперимента.

В результате проведенного эксперимента наибольшего увеличения показа-

 

телей скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей и оценки за прыжок достигла I экспериментальная группа, пользующаяся комплексной методикой. Меньшее увеличение этих показателей произошло у II экспериментальной группы, но по сравнению с контрольной они были довольно высоки. У контрольной группы показатели в целом не изменились.

Данные эксперимента позволяют сделать вывод, что применение ЭС тренировки способствует улучшению физической и технической подготовленности гимнасток высокой квалификации, причем применение этого метода в сочетании с общепринятыми методиками СФП дает наибольший эффект.

 

 

МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СФП

   
О. Н. Рогачев, Е. Ю. Розин, ГЦОЛИФК
 

Практический контроль за специальной физической подготовленностью (СФП) гимнастов часто ставит задачи оценки различных достижений в одном

 

и том же упражнении, сопоставления результатов в разных тестах, получения интегральной оценки СФП отдельного спортсмена или команды. В связи с этим

14070-16.jpg

Тревоги позади. Старший тренер А. Радионенко, О. Омельянчик, Е. Шушунова

   
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

необходимо наличие норм, граничных величин результата, которые дают возможность отнести спортсмена в ту или иную группу, и специальных шкал оценок.

Как показал анализ специальной литературы по данному вопросу, существующие шкалы оценок СФП чаще всего не отвечают критериям метрологической оценки, получены на ограниченном контингенте спортсменов (как правило, из одной ДЮСШ или команды) и не учитывают структурного разнообразия требований СФП гимнастов. В результа-

 

те эквивалентные достижения в различных тестах оцениваются разным числом баллов, а выбор констант для прогрессирующих и регрессирующих шкал осуществляется произвольно.

Принимая во внимание эти недостатки, нами были статистически проанализированы результаты испытаний по СФП, в которых приняли участие свыше 250 гимнастов и около 300 гимнасток различного возраста и квалификации (от I разряда до мсмк). Программы испытаний как у мужчин, так и у женщин состояли из 18 тестов, характе-

 

Таблица 1

 

Пропорциональные и прогрессирующие шкалы оценок результатов контрольных
испытаний по СФП для гимнастов высокой квалификации

 

№ п/п

Оцениваемое контрольное упражнение

Шкалы

пропорциональные

прогрессирующие

1

Бег на 20 м, с

у = –8,333∙х + 34,166

lg у = –2х + 6,8

2

Прыжок в длину с места, см

у = 0,078∙х – 13,4

у = 1,372∙10-14∙х6

3

Лазанье по канату, с

у = –1,099∙х + 14,286

lg у = –0,348∙х + 2,357

4

а) крест на кольцах, с

у = 0,7692∙х

у = 2,121∙10-2∙x2,4

б) горизонтальный вис сзади (I разряд), с

у = 0,3333∙х

у = 1,111∙10-2∙х2

5

а) горизонтальный упор на брусьях, с

у = 0,6667∙х

у = 0,338∙х1,2

б) горизонтальный упор на брусьях ноги врозь (I разряд), с

у = 0,625∙х

у = 0.1563∙х1,5

6

а) горизонтальный вис, с

у = 0,625∙х

у = 0,359∙х1,2

б) высокий угол на брусьях (I разряд) , с

у = 0,3125∙х

у = 1,726∙10-3∙х2,5

7

а) бланш на кольцах, кол-во раз

y = х

у = 6,31∙10-3∙х3,2

б) стойка силой на кольцах (I разряд), кол-во раз

у = 0,6667∙х

у = 8,753∙10-3∙х2,6

8

«Спичак» на брусьях, кол-во раз

y = 0,5882∙х

у = 1,479∙10-2∙х2,3

9

Отжимание с плеч в стойку на руках, кол-во раз

у = 0,5∙х

у = 4,143∙10-3∙х2,6

10

Сумма сбавок за испытания на гибкость, баллы

у = –1,5873∙х + 10

lg у = –0,8∙х + 1

11

Круги на коне, кол-во раз

у = 0,122∙х – 0,98

у = 1,372∙10-5∙х3

12

Стойка на руках на кольцах, с

у = 0,1818∙х – 0,908

lg у = 0,03∙х – 0,8

 

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

ризующих различные стороны СФП:скоростyо-силовую подготовленность, специальную силу (статическую и динамическую), гибкость (активную и пассивную) и специальную выносливость (статическую и динамическую).

При разработке шкал оценок нами была использована оригинальная диалоговая система (ДС) «Дистис»-2/СМ (Г. К. Круг, М. Г. Борчанинов, 1982), предназначенная для обработки результатов измерений в форме вариационного ряда. Алгоритмическая база ДС включала методы анализа распределений, отыскания грубых отклонений, построения гистограмм и таблиц интервалов.

 

В связи с многообразием задач, решаемых в педагогическом контроле за СФП, были разработаны шкалы оценок двух типов: пропорциональные и прогрессирующие. Пропорциональные шкалы рекомендуются в том случае, когда стоит задача выявить лучших по результатам комплексного тестирования. При этом стимулируются высокие результаты по всему комплексу контрольных упражнений.

Целесообразность использования прогрессирующих шкал становится вполне очевидной, если принять во внимание, что в них учитывается рост мастерства спортсменов, т. е. чем выше до-

 

Таблица 2

 

Пропорциональные и прогрессирующие шкалы оценок результатов
контрольных испытаний по СФП для гимнасток высокой квалификации

 

п/п

Оцениваемое контрольное упражнение

Шкалы

пропорциональные

прогрессирующие

1

Бег на 20 м, с

у = –8,696∙х + 36,957

lg у = –1,4∙х + 5,34

2

Прыжок в длину с места, см

у = 0,1235∙х – 19,64

lg у = 0,028∙х – 5,72

3

Лазанье по канату, с

у = –1,449∙х – 16,955

lg у = –0,37∙х + 2,776

4

Высокий угол на бревне, с

у = 0,22∙х – 0,01

у = 1,037∙10-2∙х1,8

5

Горизонтальный вис сзади, с

у = 0,385∙х – 0,01

у = 7,543∙10-2∙х1,5

6

Горизонтальный вис спереди, ноги врозь, с

у = 0,333∙х

у=1,111∙10-2∙х2

7

«Спичак», кол-во раз

у =0,833∙х

у = 0,349∙х1,35

8

Круги прогнувшись в висе на в/ж, кол-во раз

у = 0,455∙x

lg y = 0,09x – 0,98

9

Махом стойка на н/ж, кол-во раз

у = 0,667∙х

у = 0,1001∙х1,7

10

Сумма сбавок за испытания на гибкость, баллы

у = –2,222∙х + 10

lg y = –0,8∙х + 1

11

Подъем разгибом из виса на н/ж, кол-во раз

у = 0,385∙х

lg у = 0,085∙х – 1,21

12

Стойка на руках на время, с

у = 0,0833∙х

у = 6,34∙10-5∙х2,5

 

Примечание. В уравнениях: х — фиксируемый результат в контрольном упражнении, у — рассчитываемое число баллов. Для получения балльной оценки достаточно подставить регистрируемый результат в соответствующую каждому контрольному упражнению формулу и произвести арифметические действия. Например, результат в беге на 20 м, равный 3,25 с по пропорциональной шкале, будет оценен 8,695 балла (у = –8,696∙(3,25) + 36.957 = 8,695). Использование портативных бытовых калькуляторов позволяет произвести данные расчеты быстро и просто.

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Фрагменты оценочных таблиц результатов испытаний по СФП в баллах по
существующим (А), пропорциональным (Б) и прогрессирующим (В) шкалам
оценки для гимнастов и гимнасток высокой квалификации

Мужчины

Лазанье по канату 4 м, с

«Спичак», кол-во раз

Результат

Оценка

Результат

Оценка

А

Б

В

А

Б

В

3,9

10,00

10,00

17

10,00

10,00

4,0

9,89

9,27

16

9,41

8,70

4,2

9,67

7,86

15

8,82

7,50

4,4

10,0

9,45

6,70

14

10,0

8,23

6,40

4,6

9,7

9,23

5,71

13

9,8

7,65

5,40

4,8

9,5

9,01

4,86

12

9,5

7,06

4,49

5,0

9,3

8,79

4,14

11

9,3

6,47

3,67

5,2

9,1

8,57

3,53

10

9,0

5,88

2,95

5,4

8,5

8,35

3,01

9

8,5

5,29

2,32

5,6

8,0

8,23

2,56

8

8,0

4,71

1,77

5,8

7,5

7,91

2,18

7

7,5

4,12

1,30

6,0

7,0

7,69

1,86

6

7,0

3,53

0,91

6,2

6,5

7,47

1,58

5

6,5

2,94

0,66

6,4

6,0

7,25

1,35

4

6,0

2,35

0,36

6,6

5,5

7,03

1,15

3

5.0

1,76

0,19

6,8

5,0

6.81

0,98

2

3,0

1,18

0,07

7,0

4,5

6,59

0,83

1

1,0

0,59

0,01

и т. д.

     

0

0,0

0,00

0,00

Женщины

Лазанье по канату 3 м, с

Махом стойка на н/ж, кол-во раз

Результат

Оценка

Результат

Оценка

А

Б

В

А

Б

В

4,8

10,00

10,00

15

10,00

10,00

5,0

10,0

9,71

8,43

14

9,33

8,89

5,2

9,8

9,42

7,11

13

8,67

7,84

5,4

9,6

9,13

6,00

12

10,0

8,00

6,84

5,6

9,4

8,84

5,06

11

9,8

7,33

5,96

5,8

9,2

8,55

4,27

10

9,6

6,67

5,02

6,0

9,0

8,26

3,60

9

9,4

6,00

4,19

6,2

8,0

7,97

3,03

8

9,2

5,33

3,43

6,4

7,0

7,68

2,52

7

9,0

4,67

2,74

6,6

6,0

7,39

2,16

6

8,5

4,00

2,11

6,8

5,0

7,10

1,82

5

8,0

3,33

1,54

7,0

4,0

6,81

1,53

4

7,0

2,67

1,06

7,2

3,0

6,52

1,29

3

6,0

2,00

0,65

7,4

2,0

6,23

1,09

2

4,5

1,33

0,33

7,6

1,0

5,94

0,92

1

3,0

0,67

0,10

7,8

0,0

5,65

0,78

0

0,0

0,00

0,00

8,0

5,36

0,65

       
и т.д.              

 

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

стижение, тем большее число баллов начисляется за равный прирост результата.

В табл. 1, 2 представлены два типа шкал для оценки СФП гимнастов и гимнасток. В примечании к этим шкалам даны примеры расчета балльной оценки результатов испытаний по отдельным тестам.

Преимущества вновь разработанных шкал оценок видны на примере сравнения оценочных таблиц, рассчитанных по прогрессирующим и пропорциональным шкалам, с ныне существующей оценкой (учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ, 1983, см. табл.3).

Высокая информативность данных шкал подтвердилась при обработке результатов испытаний по СФП у силь-

 

нейших гимнастов и гимнасток страны. Таким образом, полученные шкалы оценок СФП гимнастов и гимнасток высокой квалификации могут быть рекомендованы в практику педагогического контроля за СФП спортсменов. Пропорциональные шкалы целесообразно использовать при комплексном тестировании и при контроле за СФП спортсменов квалификацией до I разряда, когда ставится задача гармонично развить специальные двигательные способности.

Прогрессирующими шкалами рекомендуется пользоваться при оценке СФП спортсменов высшей квалификации и в том случае, если испытания проводятся по сокращенной программе.

 

 

НАДЕЖНОСТЬ НАВЫКА

   


Б. К. Ивлиев, ГЦОЛИФК
 

Использование технических средств срочной информации в гимнастике является необходимым элементом современной технологии обучения (Ю. К. Гавердовский). Информация, получаемая с помощью этих средств, в значительной степени интенсифицирует процесс освоения новых движений, помогает эффективно исправлять возникающие по ходу обучения двигательные ошибки.

Наиболее перспективными средствами срочной информации в гимнастике следует считать такие, которые позволяют осуществлять комплексную регистрацию по нескольким параметрам, относящимся как к внешней, так и внутренней картине движения. В целях оценки качества исполненного движения и выработки последующего двигательного задания наглядно воспроизводить текущие изменения параметров за время выполнения всего двигательного действия. В этом случае в зависимости от ситуации в процессе освоения упражнения тренер может выбирать необходимую характеристику и по ней оценивать качество выполнения всего движения.

На примере использования комплексной методики, сконструированной на основе методов видеорегистрации и акселерометрии (см. сб. «Гимнастика», 1982, 2-й выпуск), которая отвечает перечисленным требованиям, продемонстрируем, насколько эффективно могут решаться двигательные задачи, если оценка движений ведется по объективным параметрам.

 

Датчики, размещенные на пояснице гимнастки, регистрировали поперечные ускорения контрольной точки туловища, расположенной близко к о.ц.т. тела при основной стойке. Получаемая таким образом графическая информация позволяла оценивать наиболее важный параметр движений на бревне — боковые отклонения тела гимнастки. Эксперименты показали, что при освоении движений на бревне гимнастка стремится выполнять все элементы по траекториям, обеспечивающим наиболее выгодное расположение о.ц.т. тела над снарядом, что в конечном итоге приводит к минимизации боковых отклонений.

Сравнительный анализ акселерограммы реального движения гимнастки Н. Е., осваивающей медленный переворот вперед на одну ногу на бревне, и эталона акселерограммы целевого навыка, полученного по записи исполнения квалифицированной гимнасткой, определил наиболее существенные нарушения двигательной структуры -формируемого навыка (рис. 1). Для удобства сравнения эталон акселерограммы переносился на прозрачную целлулоидную пластинку, которая после попытки накладывалась на графическую запись только что исполненного движения.

Выполняя упражнение в условиях традиционного обучения, гимнастка Н. Е. длительное время не могла исправить очень серьезную ошибку: в III заключительной фазе движения она теряла равновесие, что нередко приводило

Library   50   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало