|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ризующих различные стороны СФП:скоростyо-силовую подготовленность, специальную силу (статическую и динамическую), гибкость (активную и пассивную) и специальную выносливость (статическую и динамическую). При разработке шкал оценок нами была использована оригинальная диалоговая система (ДС) «Дистис»-2/СМ (Г. К. Круг, М. Г. Борчанинов, 1982), предназначенная для обработки результатов измерений в форме вариационного ряда. Алгоритмическая база ДС включала методы анализа распределений, отыскания грубых отклонений, построения гистограмм и таблиц интервалов. |
В связи с многообразием задач, решаемых в педагогическом контроле за СФП, были разработаны шкалы оценок двух типов: пропорциональные и прогрессирующие. Пропорциональные шкалы рекомендуются в том случае, когда стоит задача выявить лучших по результатам комплексного тестирования. При этом стимулируются высокие результаты по всему комплексу контрольных упражнений. Целесообразность использования прогрессирующих шкал становится вполне очевидной, если принять во внимание, что в них учитывается рост мастерства спортсменов, т. е. чем выше до- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Пропорциональные и прогрессирующие шкалы оценок результатов
Примечание. В уравнениях: х — фиксируемый результат в контрольном упражнении, у — рассчитываемое число баллов. Для получения балльной оценки достаточно подставить регистрируемый результат в соответствующую каждому контрольному упражнению формулу и произвести арифметические действия. Например, результат в беге на 20 м, равный 3,25 с по пропорциональной шкале, будет оценен 8,695 балла (у = –8,696∙(3,25) + 36.957 = 8,695). Использование портативных бытовых калькуляторов позволяет произвести данные расчеты быстро и просто. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Фрагменты оценочных таблиц результатов испытаний по СФП в баллах по
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
|
||||
стижение, тем большее число баллов начисляется за равный прирост результата. В табл. 1, 2 представлены два типа шкал для оценки СФП гимнастов и гимнасток. В примечании к этим шкалам даны примеры расчета балльной оценки результатов испытаний по отдельным тестам. Преимущества вновь разработанных шкал оценок видны на примере сравнения оценочных таблиц, рассчитанных по прогрессирующим и пропорциональным шкалам, с ныне существующей оценкой (учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ, 1983, см. табл.3). Высокая информативность данных шкал подтвердилась при обработке результатов испытаний по СФП у силь- |
нейших гимнастов и гимнасток страны. Таким образом, полученные шкалы оценок СФП гимнастов и гимнасток высокой квалификации могут быть рекомендованы в практику педагогического контроля за СФП спортсменов. Пропорциональные шкалы целесообразно использовать при комплексном тестировании и при контроле за СФП спортсменов квалификацией до I разряда, когда ставится задача гармонично развить специальные двигательные способности. Прогрессирующими шкалами рекомендуется пользоваться при оценке СФП спортсменов высшей квалификации и в том случае, если испытания проводятся по сокращенной программе. |
|||
|
||||
|
||||
Использование технических средств срочной информации в гимнастике является необходимым элементом современной технологии обучения (Ю. К. Гавердовский). Информация, получаемая с помощью этих средств, в значительной степени интенсифицирует процесс освоения новых движений, помогает эффективно исправлять возникающие по ходу обучения двигательные ошибки. Наиболее перспективными средствами срочной информации в гимнастике следует считать такие, которые позволяют осуществлять комплексную регистрацию по нескольким параметрам, относящимся как к внешней, так и внутренней картине движения. В целях оценки качества исполненного движения и выработки последующего двигательного задания наглядно воспроизводить текущие изменения параметров за время выполнения всего двигательного действия. В этом случае в зависимости от ситуации в процессе освоения упражнения тренер может выбирать необходимую характеристику и по ней оценивать качество выполнения всего движения. На примере использования комплексной методики, сконструированной на основе методов видеорегистрации и акселерометрии (см. сб. «Гимнастика», 1982, 2-й выпуск), которая отвечает перечисленным требованиям, продемонстрируем, насколько эффективно могут решаться двигательные задачи, если оценка движений ведется по объективным параметрам. |
Датчики, размещенные на пояснице гимнастки, регистрировали поперечные ускорения контрольной точки туловища, расположенной близко к о.ц.т. тела при основной стойке. Получаемая таким образом графическая информация позволяла оценивать наиболее важный параметр движений на бревне — боковые отклонения тела гимнастки. Эксперименты показали, что при освоении движений на бревне гимнастка стремится выполнять все элементы по траекториям, обеспечивающим наиболее выгодное расположение о.ц.т. тела над снарядом, что в конечном итоге приводит к минимизации боковых отклонений. Сравнительный анализ акселерограммы реального движения гимнастки Н. Е., осваивающей медленный переворот вперед на одну ногу на бревне, и эталона акселерограммы целевого навыка, полученного по записи исполнения квалифицированной гимнасткой, определил наиболее существенные нарушения двигательной структуры -формируемого навыка (рис. 1). Для удобства сравнения эталон акселерограммы переносился на прозрачную целлулоидную пластинку, которая после попытки накладывалась на графическую запись только что исполненного движения. Выполняя упражнение в условиях традиционного обучения, гимнастка Н. Е. длительное время не могла исправить очень серьезную ошибку: в III заключительной фазе движения она теряла равновесие, что нередко приводило |
|||
50 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |