При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник
обязательна!
нительного времени. Однако подобными возможностями вряд ли могут располагать спортивные базы ДЮСШ, ДСО, ШВСМ и др. В связи с этим нами разработаны и внедрены в практику варианты расстановки и подвески тренажеров, предусматривающие сохранение полезной площади спортивного зала. Так, например, снаряды, предназначенные для освоения техники балансирования, подвешиваются на стальном тросе и располагаются в специальных гнездах на одной из свободных стен зала. Для страховки может быть использована подвесная страхующая система (подвеска снарядов с помощью резиновых жгутов). Устройства для обучения стойкам, равновесиям и упорам могут монтироваться на деревянных площадках или устанавливаться в специальные «стаканы». Материалом для изготовления служит металлическая труба с приваренным к ней фланцем. По его периметру высверливаются четыре отверстия под шурупы для крепления к полу. С другого конца трубы внутрь ее вваривается кольцо, служащее упором для снаряда. «Стакан» с фланцем монтируется к полу в специально высверленное по наружному диаметру трубы отверстие *.
* Для более конкретного ознакомления с конструкцией крепления просим обращаться к авторам статьи.
В зависимости от задачи урока снаряды трансформируются в различные сочетания (рис. 3 — один из вариантов установки). Местом хранения технических устройств являются несложные стеллажные, пирамидные приспособления, монтируемые стационарно в любой удобной части зала.
Кроме перечисленных технических устройств в зале акробатики должно быть предусмотрено место для размещения опоры для хореографической подготовки. Нами предлагается съемный станок, который может быть установлен лишь на уроке хореографии. Изготавливается он из дюралевых или деревянных шестов. 2 — 3 шеста соединяются при помощи «пальца». Снизу к шестам симметрично по их длине крепятся шесть стоек, с помощью которых станок устанавливается в «стаканы» в рабочее положение. Установка осуществляется шестью акробатами путем легкого нажима книзу. На эту операцию затрачивается не более 30 с. При выполнении упражнений хореографии занимающиеся могут располагаться по одну или обе стороны устройства по 5 — 6 человек. Местом хранения съемного станка может быть любая свободная стена зала, а для крепления его следует вмонтировать скобы. В «стаканы» для установки станка можно размещать технические устройства, описанные выше.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — В ПРАКТИКУ
ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЯ В ОПОРНЫХ ПРЫЖКАХ
Е. В. Давыдова, змс, ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта
Основным фактором, определяющим техническое мастерство гимнасток в опорном прыжке, является уровень владения структурой прыжка, его динамико-временным ритмом. Скоростно-временные показатели выполнения опорных прыжков находятся в прямой зависимости от силовых и скоростных возможностей гимнасток. Ресурсами улучшения техники в данном виде гимнастического многоборья является развитие скоростио-силовых качеств гимнасток. Однако относительно невысокая эффективность метода физических упражнений в развитии этих качеств у гимнасток старших разрядов обусловливает
поиск новых, более эффективных средств и методов повышения функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата спортсменок.
В нашем исследовании использовался один из таких перспективных методов — метод электростимуляционной (ЭС) тренировки мышц. Предполагалось, что применение этого метода позволит значительно повысить уровень физической и скоростно-силовой подготовленности гимнасток высокой квалификации, что может способствовать достижению более высоких результатов в опорном прыжке.
Задачей эксперимента являлось оп-
44
ределение эффективности влияния ЭС тренировки на развитие скоростно-силовых качеств опорно-двигательного аппарата, а также разработка и экспериментальная проверка методики применения ЭС тренировки в подготовке гимнасток на примере опорных прыжков.
В эксперименте участвовали 28 гимнасток, из них 4 мсмк, 10 мс и 14 кмс. На предварительном этапе эксперимента определялось функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и уровень физической и технической подготовленности исследуемых гимнасток. Для оценки функционального состояния опорно-двигательного аппарата использовались методы: антропометрии, миотонометрии, полимиографии, динамометрии. Для определения скоростно-силовой подготовленности гимнастки выполняли прыжки вверх и в длину с места. Техническая подготовленность определялась с помощью системы, состоящей из фотоэлектронных устройств, контактных платформ и электронных секундомеров, которая позволяла регистрировать показатели пяти основных фаз опорного прыжка обязательной программы, выполненного на оценку.
В результате обработки полученных данных гимнастки были разделены на три группы — две экспериментальные и контрольную. Достоверного различия в показателях при уровне значимости р<0,05 среди групп не обнаружено.
В течение эксперимента первая экспериментальная группа наряду с применением метода ЭС тренировки занималась СФП по общепринятой методике, направленной на развитие скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей. Эту часть комплекса СФП гимнастки выполняли за 15 — 20 мин.
Во второй экспериментальной группе применялся только метод ЭС тренировки. СФП, направленная на развитие скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей, умышленно не применялась.
Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике СФП с удвоенной нагрузкой. Таким образом, контрольная группа выполняла эту часть комплекса СФП за 30 — 35 мин.
Для ЭС мышц использовался многоканальный программируемый электростимуляционный прибор, позволяющий осуществлять одновременное воздействие в необходимых режимах на различные мышечные группы (в нашем случае — четырехглавой мышцы бедра и икроножной мышцы). ЭС проводилась ежедневно после основной тренировки.
Таблица
Средние показатели экспериментальных и контрольных групп
Тонус голени в
напряжении (усл.ед.)
прав.
119
130
123
128
124
125
лев.
125
131
122
128
125
125
Полимиография
коэффициентов
38
44,9
42
45
41
40
Динамометрия
сгибателей стопы
прав.
51,2
63,4
48,3
55,2
50,7
52,8
лев.
51,4
63,6
47
54
50,2
49,3
Прыжки вверх
со взмахом
руками (см)
43,4
48,5
44,1
47,3
44,4
45,1
Прыжки в длину
с места (см)
178
193
176
190
179
181
Скорость разбега
на последних
5 м (м/с)
6,7
7,4
6,6
7,1
6,6
6,6
Время толчка
ногами
0,13
0,10
0,13
0,10
0,12
0,13
Время второй
полетной фазы
0,68
0,78
0,58
0,63
0,64
0,63
Оценка за
прыжок
8,81
9,31
8,6
9,0
8,71
8,77
Показатели
до и после
эксперимента
До
После
До
После
До
После
Группы
I
II
Контрольная
45
Всего было проведено 15 сеансов с каждой гимнасткой. Мощность импульса подбиралась индивидуально, по субъективным ощущениям спортсменок. Каждый сеанс продолжался 10 — 12 мин. В течение эксперимента осуществлялся контроль за выполненной нагрузкой в опорных прыжках.
По окончании эксперимента проводилось повторное комплексное обследование подготовленности гимнасток.
Данные были подвергнуты статистической обработке и сравнительному анализу (достоверность различия р < 0,05).
В таблице приведены некоторые показатели исследований до и после эксперимента.
В результате проведенного эксперимента наибольшего увеличения показа-
телей скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей и оценки за прыжок достигла I экспериментальная группа, пользующаяся комплексной методикой. Меньшее увеличение этих показателей произошло у II экспериментальной группы, но по сравнению с контрольной они были довольно высоки. У контрольной группы показатели в целом не изменились.
Данные эксперимента позволяют сделать вывод, что применение ЭС тренировки
способствует улучшению физической и технической подготовленности гимнасток
высокой квалификации, причем применение этого метода в сочетании с общепринятыми
методиками СФП дает наибольший эффект.