Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЦИКЛИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ

   
Г. П. Попов, Е. И. Володин, ВГИФК,
В. М. Смолевский, ГЦОЛИФК
 

Повышение значимости физической и функциональной подготовленности занимающихся гимнастикой требует поиска адекватных методов и приемов обучения. Примером могут служить широко практикуемые в настоящее время комплексы ритмической гимнастики, в основу которых положен поточный способ выполнения упражнений, а также циклическое выполнение упражнений основной гимнастики (К. К. Шокиров, 1985). Неоправданно мало используется этот метод применительно к упражнениям на стандартных гимнастических снарядах, обучение на которых происходит в основной части урока. Их освоение, как правило, ограничивается однократным выполнением зачетной комбинации на снаряде.

Кроме того, в процессе освоения гимнастических упражнений преобладает такая организация обучения, которая способствует в большей мере повышению координационных способностей занимающихся при недостаточном развитии физических качеств (в первую очередь выносливости). Установлено, что преобладание упражнений для развития координации движений в комплексах упражнений для развития физических качеств не способствует достаточному росту функциональных возможностей организма школьников, в результате не обеспечивает достижения необходимого уровня скоростно-силовых и силовых качеств, а также выносливости (Л. М. Волкова, 1983).

Одной из причин снижения ценности упражнений на стандартных гимнастических снарядах является, на наш взгляд, преобладание режима обучения, при котором в отдельных подходах к снаряду ограничиваются несколькими повторениями учебных заданий. Количество повторений в одном подходе разными авторами определяется неодинаково, а порой основано на эмпирических советах «выполнять столько, сколько хочется» или «лучше чаще, но понемногу» и т. д. В основу данных рекомендаций положена организация обучения в «комфортных» условиях. Физиологическая нагрузка на организм занимающихся (по данным ЧСС) при такой организации обучения в уроке не достигает существенных величин. Было выявлено, что ЧСС у студентов на уроке

 

гимнастики после одного подхода не превышала 90 — 100 уд/мин, а текущая ЧСС в среднем составляла 78 — 85 уд/мин. Выполнение упражнения с перерывами между попытками в одном подходе ограничивает порой не только возможности получения должного обучающего эффекта, но и необходимых величин нагрузки.

Можно предположить, что преобладание в обучении режима, в основу которого положено беспрерывное выполнение упражнений в одном подходе при соответствующей организации управляющих извне воздействий («внешняя управляющая среда», по И. П. Ратову, 1978), будет способствовать как успешному освоению упражнений, так и повышению функциональных возможностей спортсмена. Такой режим создается, на наш взгляд, циклизацией движений на стандартных гимнастических снарядах и применением серийно-поточного метода при выполнении акробатических упражнений.

Гимнастическим упражнениям или их фрагментам можно в зависимости от задачи обучения придать искусственно-циклический характер. Замкнутый цикл движений доступной сложности при наличии внешней управляющей среды (помощь тренера, применение дополнительных снарядов, технических устройств и т. д.) может повторяться многократно, без перерывов в работе. В этом случае работа будет выполняться по типу циклической, а движения будут циклизованными.

Циклизованные движения на стандартных гимнастических снарядах состоят из основного движения, которому обучается занимающийся, и включают ряд дополнительных действий, с помощью которых принимается первоначальное исходное положение для очередного выполнения основного движения (цикл замыкается). Как правило, дополнительные действия значительно легче для выполнения, чем основные, однако и они также способствуют увеличению двигательного багажа занимающихся. В одних случаях это могут быть элементарные двигательные действия, не требующие специального обучения, в других — более сложные, но ранее освоенные двигательные действия.

Наоборот, при специализированной

Library   20   Up


Contents

 

Home
  14070-9.jpg  

Обучение подъему разгибом (один цикл кадры 1 — 8)

 

технической подготовке циклы движений рекомендуется образовывать преимущественно из базовых элементов, исключая посторонние (Ю. К. Гавердовский, 1985).

Типичный пример обучения с помощью циклизованных движений представляет, на наш взгляд, обучение размахиваниям в висе на перекладине или другом снаряде. Самые предварительные представления о движении уточняются при выполнении многократных повторных размахиваний. Другим примером, где для освоения упражнения могут использоваться циклизованные движения, может быть обучение подъему разгибом (в данном случае на перекладине, рис. 1). Основное движение, которое необходимо освоить, это разгибовое движение с приходом в упор из исходного положения в висе лежа на коне. Дополнительные действия в этом случае связаны с приходом из упора в вис лежа (спад с переходом в вис лежа). В состав управляющей среды входит применение дополнительного снаряда (коня) и помощь тренера. При слабом хвате могут применяться петли, закрепляющие хват за перекладину.

Приведем некоторые данные для обучения занимающихся подъему разги-

 

бом на перекладине с применением различных режимов обучения. Для эксперимента были сформированы три равноценные по физической подготовленности группы испытуемых. Первая, контрольная, группа обучалась с применением традиционной методики. Занимающиеся выполняли упражнение по 4 раза в подходе. В перерывах между попытками указывались ошибки, при выполнении оказывалась необходимая помощь. Вторая группа занимающихся обучалась с применением циклизованных движений с повторением в одном подходе до 10 раз. Обучающимся во время выполнения упражнения также подавалась необходимая корректирующая информация и оказывалась помощь. Третья группа испытуемых обучалась по смешанному типу. Задача экспериментального обучения сводилась к трехкратному самостоятельному выполнению спортсменом разучиваемого элемента. Оценка производилась по существующим правилам соревнований. Итоги конечного результата обучения свидетельствуют, что средние показатели обученности подъему разгибом во 2-й и 3-й группах довольно значительно превышали аналогичные показатели в контрольной группа.

Это можно объяснить тем, что при выполнении циклизованных движений создаются более благоприятные условия для быстрого и полного сопостав-

Library   21   Up


Contents

 

Home
 

ления ощущения от выполняемых действий с корректировочной информацией извне. Существенным моментом является то, что корректировочная информация в виде зрительных ориентиров, помощи, словесных указаний, звуковых сигналов и др. подается в момент исполнения упражнения (активных действий), что позволяет наиболее эффективно реализовать принцип срочной информации (В. С. Фарфель, 1962). Высокая концентрация двигательных действий во времени позволяет выполнять очередное движение по «горячим следам». Такая организация обучения является важным условием для достаточного понимания занимающимися своих действий в вариативных условиях, а следовательно, повышения их эффективности.

Особенно ценно, на наш взгляд, то, что формирование двигательного навыка происходит не в «комфортных» условиях, а на фоне постепенно нарастающего утомления (последние 3 — 4 выполнения).

 

Выполнение разных по характеру движений в одном подходе повлияло и на изменение ЧСС. При традиционном режиме, то есть без применения циклизованных движений, ЧСС увеличивалась после подхода только на 17 уд/мин и достигала 110 уд/мин. А в результате применения многократных циклизованных движений средний показатель ЧСС поднимался до 145 уд/мин и более, что можно отнести к достаточно большой нагрузке при обучении в одном подходе.

Различные серии циклизованных движений в одном подходе применялись нами и при обучении другим упражнениям учебной программы. Обучение во всех случаях происходило успешнее традиционного, при котором не достигается необходимая моторная плотность.

Применение циклизованных движений на стандартных гимнастических снарядах и серийно-поточного метода при обучении акробатическим упражнениям позволило более четко регламентировать учебно-тренировочный процесс.

 

 

ГИМНАСТИКУ - В МАССЫ


МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ КАТЕГОРИИ «Б»

   
Ю. В. Менхин, кпн, доцент МОГИФКа
 

В одном из выпусков нашего сборника опубликована классификационная программа категории «Б», утвержденная Госкомспортом СССР для низовых коллективов физической культуры с целью обеспечения доступности разрядных нормативов по спортивной гимнастике широкому контингенту занимающихся. В связи с этим упражнения категории «Б» значительно легче, чем те, которые нацеливают особо одаренных гимнастов на высшее мастерство. Тем не менее и занятия по более легкой программе требуют систематичности, настойчивости, собранности, физических напряжений и соответствующего психологического настроя.

Из желания составить у гимнаста более полное представление о последовательности овладения программным материалом и обеспечить преемственность обучения от разряда к разряду мы решили, не вдаваясь в частные вопросы техники, дать методику подготовки в каждом виде многоборья и методику

 

обучения узловым, главным и наиболее трудным элементам, овладение которыми практически обеспечивает успех изучения программы в целом.

 

ЖЕНСКАЯ ПРОГРАММА

 

Опорные прыжки

 

I. Прыжки программ младших разрядов.

Выполнение опорных прыжков требует определенной физической подготовленности. Особенно хорошо должна быть развита скоростная сила мышц ног и рук.

Выполните два контрольных упражнения:

1) толчком двумя ногами напрыгните на возвышение 50 — 60 см (можно с места или с небольшого разбега);

2) из упора лежа оттолкнитесь руками (стараясь не сгибать их, а отталкиваться за счет поднимания спины и

Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало