Повышение значимости физической и функциональной подготовленности занимающихся гимнастикой требует поиска адекватных методов и приемов обучения. Примером могут служить широко практикуемые в настоящее время комплексы ритмической гимнастики, в основу которых положен поточный способ выполнения упражнений, а также циклическое выполнение упражнений основной гимнастики (К. К. Шокиров, 1985). Неоправданно мало используется этот метод применительно к упражнениям на стандартных гимнастических снарядах, обучение на которых происходит в основной части урока. Их освоение, как правило, ограничивается однократным выполнением зачетной комбинации на снаряде.
Кроме того, в процессе освоения гимнастических упражнений преобладает такая организация обучения, которая способствует в большей мере повышению координационных способностей занимающихся при недостаточном развитии физических качеств (в первую очередь выносливости). Установлено, что преобладание упражнений для развития координации движений в комплексах упражнений для развития физических качеств не способствует достаточному росту функциональных возможностей организма школьников, в результате не обеспечивает достижения необходимого уровня скоростно-силовых и силовых качеств, а также выносливости (Л. М. Волкова, 1983).
Одной из причин снижения ценности упражнений на стандартных гимнастических снарядах является, на наш взгляд, преобладание режима обучения, при котором в отдельных подходах к снаряду ограничиваются несколькими повторениями учебных заданий. Количество повторений в одном подходе разными авторами определяется неодинаково, а порой основано на эмпирических советах «выполнять столько, сколько хочется» или «лучше чаще, но понемногу» и т. д. В основу данных рекомендаций положена организация обучения в «комфортных» условиях. Физиологическая нагрузка на организм занимающихся (по данным ЧСС) при такой организации обучения в уроке не достигает существенных величин. Было выявлено, что ЧСС у студентов на уроке
|
|
гимнастики после одного подхода не превышала 90 — 100 уд/мин, а текущая ЧСС в среднем составляла 78 — 85 уд/мин. Выполнение упражнения с перерывами между попытками в одном подходе ограничивает порой не только возможности получения должного обучающего эффекта, но и необходимых величин нагрузки.
Можно предположить, что преобладание в обучении режима, в основу которого положено беспрерывное выполнение упражнений в одном подходе при соответствующей организации управляющих извне воздействий («внешняя управляющая среда», по И. П. Ратову, 1978), будет способствовать как успешному освоению упражнений, так и повышению функциональных возможностей спортсмена. Такой режим создается, на наш взгляд, циклизацией движений на стандартных гимнастических снарядах и применением серийно-поточного метода при выполнении акробатических упражнений.
Гимнастическим упражнениям или их фрагментам можно в зависимости от задачи обучения придать искусственно-циклический характер. Замкнутый цикл движений доступной сложности при наличии внешней управляющей среды (помощь тренера, применение дополнительных снарядов, технических устройств и т. д.) может повторяться многократно, без перерывов в работе. В этом случае работа будет выполняться по типу циклической, а движения будут циклизованными.
Циклизованные движения на стандартных гимнастических снарядах состоят из основного движения, которому обучается занимающийся, и включают ряд дополнительных действий, с помощью которых принимается первоначальное исходное положение для очередного выполнения основного движения (цикл замыкается). Как правило, дополнительные действия значительно легче для выполнения, чем основные, однако и они также способствуют увеличению двигательного багажа занимающихся. В одних случаях это могут быть элементарные двигательные действия, не требующие специального обучения, в других — более сложные, но ранее освоенные двигательные действия.
Наоборот, при специализированной |