Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ


ОРИГИНАЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

   
М. У. Хаджиев, змс, зтр УзССР, кпн,
доцент ГДОИФКа им. П. Ф. Лесгафта;
Р. З. Исянов, почетный мс, зтр УзССР, преподаватель УзГИФКа
 

Стремление к овладению техникой сверхсложных упражнений привело к тому, что тренеры почти перестали обращать внимание на прыжки, выполняемые с места, которые поощряются правилами и отвечают композиционным требованиям, предусматривающим включение элементов «малой», «безразбеговой» акробатики. В связи с этим предлагаемое нами упражнение (особенно его первая часть) заслуживает внимания.

При выполнении фляка в стойку на руках имеет место опережающее движение головой в сторону вращения. Мы зафиксировали его и при выполнении опорных прыжков, вскоков на бревно с рондата и соскоков со снарядов. Изменение положения головы относительно туловища связано с обеспечением зрительного ориентирования в пространстве и с управлением движениями. Поэтому фляк в стойку на руках — одно из основных подготовительных упражнений для опорных прыжков и вскоков на бревно с рондата.

Приняв соответствующее положение, удобное для зрительной ориентации (смотреть вперед-вниз на 50 — 60 см), гимнаст отводит прямые руки назад, сгибаясь в коленных и тазобедренных суставах (кадр 10)*. При продолжении этого движения наблюдается значительный наклон туловища вперед, отведение таза слегка назад и увеличение угла сгибания в коленных и тазобедренных суставах (кадр 18). Кадры с 18-го по 26-й мы называем «разгоном».

Фаза полета (тело прогнуто) длится 0,15 с (кадр 43). Приземление происходит на напряженные руки с последующей амортизацией (кадры 48 и 49) за счет переката с пальцев на ладони и опускания лопаток. Такое взаимодействие опорно-двигательного аппарата благодаря выработанной мышечно-сус-

 


* При скорости съемки 32 кадра в секунду.

 

тавной чувствительности обеспечивает высокий исполнительский класс.

После приземления на руки гимнаст выпрямляет ноги, уменьшает поясничную кривизну, с тем чтобы затем выполнить поворот плечом вперед, сохраняя устойчивое равновесие на руках. Об этом можно судить по кадрам кинограммы и по времени между приземлением на руки и началом поворота. Так, с момента приземления на руки и до начала поворота проходит 0,15 с.

Поворот плечом вперед на 180° (кадры 5570) выполняется с передачей тяжести тела на левую руку с одновременным поворотом тела на 90° на двух руках (кадры 5759). Затем заканчивается толчок правой рукой с продолжением поворота тела. Обращаем внимание тренеров и спортсменов на то, что поворот выполняется слитно, быстро и заканчивается в стойке на руках с незаметным прогибом в пояснице (кадры 7072).

Выполнение полупереворота вперед труднее, чем полупереворота назад. Гимнаст незначительно сгибает руки в локтевых суставах с небольшой подачей плеч вперед и прогибанием (кадры 7782) для обеспечения дальнейшего переворачивания через голову.

Затем следует активное разгибание рук в локтевых суставах и поднимание плечевого пояса с продолжением максимального прогибания тела в пояснице и последующим завершением толчка пальцами (кадры 88 и 89). Вслед за толчком руками следует короткая фаза полета (0,03 с) и приземление на носки напряженных ног (кадр 90) с последующим перекатом на всю ступню (кадр 91).

Упражнение завершается активным выпрямлением тела и принятием устойчивого положения, ноги вместе, руки в стороны (кадры 100 и 110).

Проведенный нами педагогический эксперимент с участием гимнастов и акробатов — членов сборной команды УзССР показал, что для быстрейшего

 

Library   15   Up


Contents

 

Home
 

14070-6.jpg

 

Полпереворота назад в стойку на руках — поворот плечом вперед на 180° — полпереворота вперед

 

овладения техникой выбранного нами упражнения следует осваивать его по частям в следующей последовательности:

1. И. п. — стойка на руках. Резкий поворот плечом вперед на 180° вокруг опорной руки, которая при этом не отрывается от пола (кисть поворачивается скольжением), совершается с напряженным прямым телом.

2. И. п. — стойка на руках на горке матов (40 — 50 см). Незначительно сгибая, а затем резко разгибая руки, выполнить полупереворот вперед (с высоты вниз ) со страховкой и помощью. Страховка и помощь оказываются тренером одной рукой за плечо и другой под поясницу гимнаста. По мере освоения упражнения тренеру следует уменьшать высоту горки. При выполнении упражнения гимнаст должен наклонять голову назад и максимально прогибаться во время переворачивания.

 

3. 1 и 2 упражнения в соединении. При этом гимнасту и тренеру следует добиваться слитного выполнения поворота и полупереворота вперед.

4. И. п. — упор присев. Полупереворот назад в стойку на руках со страховкой и помощью тренера (проводка в медленном темпе), затем самостоятельно.

Необходимо особо обратить внимание спортсмена на выполнение раннего и плавного наклона головы назад (для облегчения зрительной ориентировки при постановке рук), на оптимизацию толчка ногами и приземление на напряженные прямые руки.

5. И. п. — о. с. Выполнение упражнения в целом со страховкой, а затем самостоятельно.

Все перечисленные упражнения рекомендуется повторять на каждом занятии по 8 — 10 раз, до тех пор, пока гимнаст не будет выполнять их уверенно и свободно.

Целесообразно вначале научить гимнастов выполнять полупереворот назад в стойку на руках (обозначить). Далее можно выучить следующие соединения:

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

1. Поворот плечом вперед на 180° — кувырок вперед согнувшись.

2. Поворот плечом вперед на 180° — курбетом шпагат.

3. Поворот плечом вперед на 180° — опускание в упор согнувшись — подъем разгибом.

4. Поворот плечом вперед на 180° — опускание в упор согнувшись — разгибаясь с поворотом на 180° упор лежа,

 

5. Поворот плечом вперед на 180° — опускание в упор согнувшись — разгибаясь поворот на 360° (вращение происходит вокруг одной руки) в упор лежа сзади.

 

Выполнение этих упражнений способствует лучшей зрительной ориентации и совершенствованию управления своими движениями.

 

 

ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ТЕХНИКИ

   
О. И. Коркия, мс, Тбилиси
 

Два, казалось бы, различных элемента. Один выполняется на кольцах, другой — на брусьях. На кольцах его называют «хонма» (по имени японского гимнаста Фумио Хонма). На брусьях — по-деловому — из упора на руках махом назад сальто вперед в упор. Если же сопоставить действия гимнастов по фазам и кадрам, то сразу же можно уловить явное родство этих динамичных элементов, которые приводятся в исполнении известного китайского спортсмена Тун Фея (кольца, кинограмма А) и советского гимнаста Александра Погорелова (брусья, кинограмма Б).

Первая фаза — хлестовый мах назад, максимальный по амплитуде (кадры 1 — 4 на обеих кинограммах). Заметно активное провисание в плечах (кадры 3, А и 3, Б). Следующая фаза связана с общим подъемом тела, обеспечивающим в дальнейшем переход из виса в упор на кольцах и из упора на руках в упор на брусьях. Гимнасты быстрым движением сгибаются в тазобедренных суставах (кадры 5 — 7). Характерно, что данное сгибание готовится заранее, предваряющим его движением головы вперед (кадры 4, А и 4, Б).

Сгибание тела сочетается с вращательным движением вперед. Эти части рассматриваемых упражнений различаются деталями, что связано со спецификой данных видов многоборья. На кольцах подъем переворотом вперед в упор осуществляется без потери связи с опорой. Гимнаст за счет хорошей подвижности плечевых суставов выполняет выкрут, не разводя широко рук (кадры

 

4 — 5, А) и стремится сохранить натяжение тросов колец.

На брусьях переход на сальто вперед происходит после энергичного отталкивания плечами от жердей (кадры 4 — 5, Б).

Техника обоих элементов сходна и в последующей фазе — завершении переворачивания вперед. Гимнасты вслед за резким торможением движения ног в момент сгибания тела очень энергично продолжают движение плечами. Видно, что при заметной остановке ног примерно на одном и том же уровне туловище совершает более четверти оборота вперед (кадры 5 — 8 на обеих кинограммах).

Важной деталью техники является быстрая постановка рук в упор. На кольцах это происходит, когда плечи поднимаются к уровню колец (кадры 8 — 9, А). На брусьях — чуть позже (кадр 9, Б), но до момента начала активного маха ногами книзу. Завершение элементов в упоре (кадры 10 — 11) позволяет комбинировать их со многими другими элементами.

Техническое сходство дает возможность применять аналогичные приемы и упражнения при обучении. К примеру, при «обкручивании» на эти элементы рекомендуем использовать быстрые перевороты вперед из упора лежа толчком рук и ног в положение упора на лопатках согнувшись на матах. То же на батуте. Овладение одним из элементов на кольцах или брусьях облегчит обучение подобному движению на другом снаряде.

Library   17   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало