Стремление к овладению техникой сверхсложных упражнений привело к тому, что тренеры почти перестали обращать внимание на прыжки, выполняемые с места, которые поощряются правилами и отвечают композиционным требованиям, предусматривающим включение элементов «малой», «безразбеговой» акробатики. В связи с этим предлагаемое нами упражнение (особенно его первая часть) заслуживает внимания.
При выполнении фляка в стойку на руках имеет место опережающее движение головой в сторону вращения. Мы зафиксировали его и при выполнении опорных прыжков, вскоков на бревно с рондата и соскоков со снарядов. Изменение положения головы относительно туловища связано с обеспечением зрительного ориентирования в пространстве и с управлением движениями. Поэтому фляк в стойку на руках — одно из основных подготовительных упражнений для опорных прыжков и вскоков на бревно с рондата.
Приняв соответствующее положение, удобное для зрительной ориентации (смотреть вперед-вниз на 50 — 60 см), гимнаст отводит прямые руки назад, сгибаясь в коленных и тазобедренных суставах (кадр
10)*. При продолжении этого движения наблюдается значительный наклон туловища вперед, отведение таза слегка назад и увеличение угла сгибания в коленных и тазобедренных суставах (кадр
18). Кадры с 18-го по 26-й мы называем «разгоном».
Фаза полета (тело прогнуто) длится 0,15 с (кадр
43). Приземление происходит на напряженные руки с последующей амортизацией (кадры
48 и 49) за счет переката с пальцев на ладони и опускания лопаток. Такое взаимодействие опорно-двигательного аппарата благодаря выработанной мышечно-сус-
* При скорости съемки 32 кадра в секунду.
|
|
тавной чувствительности обеспечивает высокий исполнительский класс.
После приземления на руки гимнаст выпрямляет ноги, уменьшает поясничную кривизну, с тем чтобы затем выполнить поворот плечом вперед, сохраняя устойчивое равновесие на руках. Об этом можно судить по кадрам кинограммы и по времени между приземлением на руки и началом поворота. Так, с момента приземления на руки и до начала поворота проходит 0,15 с.
Поворот плечом вперед на 180° (кадры
55 — 70) выполняется с передачей тяжести тела на левую руку с одновременным поворотом тела на 90° на двух руках (кадры
57 — 59). Затем заканчивается толчок правой рукой с продолжением поворота тела. Обращаем внимание тренеров и спортсменов на то, что поворот выполняется слитно, быстро и заканчивается в стойке на руках с незаметным прогибом в пояснице (кадры
70 — 72).
Выполнение полупереворота вперед труднее, чем полупереворота назад. Гимнаст незначительно сгибает руки в локтевых суставах с небольшой подачей плеч вперед и прогибанием (кадры
77 — 82) для обеспечения дальнейшего переворачивания через голову.
Затем следует активное разгибание рук в локтевых суставах и поднимание плечевого пояса с продолжением максимального прогибания тела в пояснице и последующим завершением толчка пальцами (кадры
88 и 89). Вслед за толчком руками следует короткая фаза полета (0,03 с) и приземление на носки напряженных ног (кадр
90) с последующим перекатом на всю ступню (кадр 91).
Упражнение завершается активным выпрямлением тела и принятием устойчивого положения, ноги вместе, руки в стороны (кадры
100 и 110).
Проведенный нами педагогический эксперимент с участием гимнастов и акробатов — членов сборной команды УзССР показал, что для быстрейшего
|