Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ся чемпионками мира в групповом упражнении.

Полным было превосходство Г. Шугуровой и И. Дерюгиной и на внутрисоюзных соревнованиях. Воспитанница заслуженного тренера СССР Г. П. Горенковой спортсменка из Омска Г. Шугурова четыре раза удостаивалась звания абсолютной чемпионки СССР. Киевлянка И. Дерюгина — пять. Она оказалась достойной преемницей богатейших традиций украинской школы, оправдала надежды своей матери и наставницы ~ заслуженного тренера СССР А. Н. Дерюгиной.

Восьмидесятые годы оказались для художественной гимнастики периодом престижных дебютов, непрерывного усложнения соревновательных программ, повышения внимания к артистизму и выразительности исполнения. На сессии МОК в Москве в 1980 году спортивно-ритмическая гимнастика (так наш вид спорта официально именуется в ФИЖ) получает олимпийское признание. Этот факт можно с полным основанием считать заслугой и советских энтузиастов художественной гимнастики, результатом большого труда и усилий спортсменов и тренеров, которые они вложили в развитие этого вида спорта в течение многих десятилетий.

И хотя из-за дискриминационных мер американских властей в отношении спортсменов социалистических

 

стран они не приняли участия в Олимпиаде-84, олимпийский дебют художественной гимнастики состоялся. Победила канадка Л. Фанг. Годом раньше в столице Югославии Белграде «художницы» впервые разыграли Кубок мира. Все это способствовало стремительному росту популярности художественной гимнастики. Не случайно на старт последнего чемпионата мира в испанском городе Вальядолиде (1985 г.) вышло уже 350 гимнасток из 35 стран мира.

Впереди у наших тренеров и гимнасток немало серьезных задач, решать которые нужно уже в ближайшее время. Прежде всего необходимо вернуть советской художественной гимнастике лидирующее положение в мире, которое мы уступили болгарским спортсменкам в начале 80-х годов.

Наши мастера превосходят соперниц в трудности упражнений, умении использовать весь разнообразный арсенал движений, в их композициях больше новых оригинальных и сложных элементов. В целом их программы выглядят более спортивно. Не случайно советскую школу называют классической. Однако, как вновь показал чемпионат мира в Вальядолиде, мы уступаем в стабильности, раскрепощенности, выразительности исполнения. Над этим нашим специалистам и предстоит работать в первую очередь.

 

 

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ

   
С. П. Евсеев, ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта
 

Интерес к тренажерам у специалистов по спортивной гимнастике с каждым годом увеличивается. Однако до настоящего времени имеется чрезвычайно мало работ, обобщающих теоретические и практические вопросы их разработки и применения. До сих пор в учебниках, пособиях и статьях по гимнастике нет четкого определения тренажеров, не представлена их классификация, позволяющая не только

 

охватить все существующие устройства этого типа, но и способствующая обнаружению новых, неизвестных ранее конструкций; не уточнена структура процесса формирования двигательных действий с помощью тренажеров; не решен еще целый ряд вопросов теоретического и методического характера. Все это приводит к нерациональному распределению усилий при разработке отдельных групп

Library   67   Up


Contents

 

Home
 

тренажеров, дублированию известных конструкций, недостаточно эффективному использованию дидактического потенциала тех или иных технических средств и т. п.

Хотя бы частичному заполнению этих пробелов и посвящена настоящая статья.

Настоятельная потребность в тренажерах в гимнастике обусловлена не только происходящей ныне научно-технической революцией и требованием интенсифицировать все сферы материального и духовного производства, но и специфическими особенностями спортивных гимнастических упражнений как предмета преподавания у] изучения.

Особенности гимнастических упражнений.

Как и все спортивные двигательные действия, гимнастические упражнения отличаются от двигательных действий, используемых в других видах человеческой деятельности.

Первым таким отличием является большая зависимость конечного результата — продукта действий — от способа их выполнения. В гимнастике способ выполнения тех или иных суставных движений — программа позы (по В. Т. Назарову) — может служить предметом оценки на соревнованиях, критерием спортивного достижения.

Вторым важным свойством гимнастических упражнений являются повышенные требования к точности временных, пространственных и динамических характеристик суставных движений. Причем эти требования возрастают с увеличением сложности упражнений.

Третьим отличием спортивных двигательных действий в гимнастике от трудовых, учебных, игровых и других является необычность по интенсивности и длительности физических и особенно психических напряжений, которые часто приближаются к около-предельным, а иногда и предельным величинам.

При этом чрезвычайно важным является тот факт, что, например, максимум физического эффекта движения обеспечивается лишь при условии оптимальных уровней напряжения мышц (т. е. когда ни одна из мышц не дает своего максимума, поскольку уровни их активности взаимосвязаны и обусловливают друг друга, что приводит при повышении уровня активности какой-либо мышцы к падению

 

активности других) (И. П. Ратов и др.).

Данная особенность спортивных действий является четвертым их специфическим свойством.

Пятым свойством спортивных действий, в том числе и гимнастических, является значительная затрудненность, а иногда невозможность зрительного контроля за осуществлением даже главных управляющих движений в суставах, движений, выполняющих энергообразующую функцию. Поэтому возможности использования зрительных образов действия и пространства, в котором оно происходит, для управления движениями звеньев тела спортсмена по сравнению, например, с трудовыми действиями весьма ограничены, а роль проприорецепторов, напротив, весьма существенная.

Анализ перечисленных, а также ряд других свойств спортивных двигательных действий, сочетающихся со свойством, характерным в первую очередь для гимнастических упражнений и заключающимся в искусственности внешней формы действий и практически полным отсутствием в них естественных двигательных навыков, приводит к выводу о недостаточной эффективности традиционных средств и методов формирования двигательных действий применительно к гимнастическим упражнениям и необходимости разработки для этих целей специальных тренажеров. Определение тренажера. В Большой Советской Энциклопедии, государственных стандартах СССР тренажеры относятся к техническим средствам, предназначенным для подготовки операторов систем «человек — машина». Данное определение несколько сужено в смысле профессиональной направленности, так как тренажеры используются не только для подготовки операторов, но и для обучения другим видам человеческой деятельности.

Думается, что в самом общем случае под тренажером следует понимать устройство (или их комплекс), позволяющее организовать искусственные условия для эффективного формирования умений, навыков, качеств человека, соответствующих требованиям, предъявляемым его будущей деятельностью.

К спортивным, и в частности гимнастическим, тренажерам следует отнести такие тренажеры, которые мо-

 
Library   68   Up


Contents

 

Home
 

гут быть применены для эффективного формирования в искусственных условиях умений, навыков, качеств спортсмена, необходимых ему для соревновательной деятельности, т. е. для достижения максимально возможного результата в состязании.

Таким образом, в число наиболее общих и в то же время существенных отличительных признаков тренажера включены следующие признаки.

Во-первых, предназначенность для формирования умений, навыков, качеств спортсмена. Этот признак предусматривает достижение учащимися определенного уровня освоения действия, уровня развития того или иного качества, а следовательно, обязательное участие в многократном осуществлении деятельности или ее действий, операций, элементов.

Во-вторых, соответствие формируемых с его помощью умений, навыков, качеств гимнаста требованиям соревновательной деятельности. Другими словами, формируемые с помощью тренажера двигательные действия, операции, элементы по всем или некоторым взятым под контроль параметрам должны количественно соответствовать конечной цели обучения.

В-третьих, организация искусственных условий формирования действий с целью повышения эффективности этого процесса. Сама суть тренажеров сводится к созданию искусственных условий, имеющих потенциальные дидактические преимущества и резервы по сравнению с естественными, соревновательными условиями.

Другие признаки, включенные в различных работах в число существенных отличительных признаков тренажеров, либо уточняют особенности тренажеров, применяющихся для подготовки человека к тому или иному виду деятельности, либо являются требованиями к их современным конструкциям.

Классификация тренажеров.

Наиболее часто в качестве основания деления тренажеров на группы выбирается их назначение для реализации того или иного вида подготовки спортсмена: технической, физической, тактической и др.

Выбор в качестве основания для деления таких признаков, как конструктивные особенности тренажеров, назначение их для того или иного снаряда, позволяет построить лишь искусственные классификации, так

 

как в их основании лежат признаки, имеющие значение лишь с практической точки зрения.

Центральной проблемой при формировании двигательных действий заданного качества является проблема взаимоотношений тренажеров со спортсменом, поскольку именно эти взаимоотношения, их энергетический, информационный, временной и другие аспекты предопределяют планируемые изменения последнего, составляющие цель спортивной деятельности. Поэтому особенности взаимоотношений между искусственными условиями, создаваемыми тренажерами, и спортсменом должны лежать в основе их классификации.

В самом общем случае все тренажеры, применяемые в спорте, можно разделить в зависимости от особенностей искусственных вмешательств в естественные условия на три группы: тренажеры, моделирующие объекты социальной природы, объекты живой и неживой природы.

В первом случае тренажеры воспроизводят действия тренера, соперника, партнера, зрителей и т. п.; во втором — моделируют действия животных; в третьем — заменяют средства передвижения, которыми управляет спортсмен; предметы, перемещаемые им, и окружающие условия, в которых двигается сам спортсмен.

Для построения классификации тренажеров в гимнастике выделим основные способы воздействия тренажеров на спортсмена в процессе выполнения двигательного задания.

Вначале рассмотрим способы, обеспечивающие преимущественно энергетический аспект взаимодействия технических устройств со спортсменом, а также реализующие поток информации к учащемуся по каналу прямой связи.

Первым способом создания искусственных условий формирования движений является изменение: ширины, высоты, угла наклона, площади опоры; упругости, подвижности и колебаний взаимодействующих со спортсменом предметов, снарядов и опоры; действия силы тяжести спортсмена и снаряда; сопротивления среды, скорости ее перемещения относительно занимающегося и т. п.

Данный способ воздействия на спортсмена-гимнаста сводится к изменению физико-химических свойств среды, «подгонке» ее к возможностям занимающегося с целью их макси-

 
Library   69   Up


Contents

 

Home
 

мальной реализации. Вместе с тем он предоставляет гимнасту полную свободу в выборе способа выполнения движений, совершенно его не регламентируя.

Вторым способом воздействия тренажеров на спортсмена является программирование с помощью тренажеров длительности, темпа, ритма и других характеристик движений и осуществление опосредованного (через зрительный, слуховой и другие анализаторы) стимулирующего влияния на занимающегося. Данный способ более активно воздействует на спортсмена, поскольку программирует временную компоненту движения и в отличие от первого задействует информационный канал прямой связи.

Третьим способом создания искусственных условий является ограничение нерациональных траекторий и положений звеньев тела гимнаста и снаряда, приводящих к энергетическим потерям, рассеиванию энергии и т. п. Этот способ в отличие от двух первых еще в большей степени регламентирует действия занимающегося, организуя пространственные ориентиры и ограничения и направляя развертывание движений по нужному руслу.

Четвертым способом воздействия тренажеров на спортсмена является оказание обобщенной физической помощи в виде тяги, приложенной к его телу (как правило, в области общего центра масс — ОЦМ) по направлению вверх, вперед, вперед-вверх, по кругу, назад, вниз; толчка; вращения тела спортсмена вокруг оси, проходящей в районе ОЦМ, и др.

Нетрудно видеть, что данный способ создает искусственные условия, которые могут активно влиять на способ выполнения упражнения и реализовать программы перемещения ОЦМ тела спортсмена (программу места), его вращения (программу ориентации), а также обе эти программы одновременно.

Пятым способом воздействия тренажеров на спортсмена является управление его суставными движениями в одном, двух или нескольких суставах. Данный способ, обеспечивая с помощью искусственных условий выполнение той или иной части программы позы, позволяет спортсмену с самых первых попыток осваивать оптимальный вариант двигательного действия.

 

Шестой способ воздействия тренажеров на спортсмена заключается в осуществлении электростимуляции напряжения тех или иных мышечных групп. В отличие от пятого способа, в котором тренажеры воспроизводят кинематику суставных движений человека извне, в данном способе технические средства самым активным образом вмешиваются в процесс управления двигательным действием путем моделирования командных (эффектных) сигналов к мышцам занимающегося.

В соответствии с выделенными способами воздействия искусственных условий на спортсмена разделим тренажеры, применяемые в гимнастике, на шесть групп. Подчеркнем, что с увеличением порядкового номера группы тренажеров активность их стимулирующего, информационного и энергосилового воздействия на занимающегося в процессе выполнения задания увеличивается: от «подгонки» к возможностям занимающегося до воспроизведения за него отдельных суставных движений. Поэтому представляется целесообразным выделенным группам, а точнее, способам воздействия на спортсмена, в соответствии с которыми образованы эти группы, присвоить название «уровней» — от первого до шестого, подчеркивая тем самым их возрастающее влияние на занимающегося в процессе выполнения упражнения.

Анализ имеющихся, а также теоретически возможных конструкций тренажеров показывает существование устройств, реализующих не один, а несколько из перечисленных способов (уровней) воздействия на спортсмена. В связи с этим предлагается ввести еще одно понятие — «порядок» тренажеров, номер которого будет показывать количество способов воздействия на спортсмена, реализуемых тренажерами тех или иных групп. Таким образом, увеличение порядка тренажеров соответствует возрастанию активности искусственных условий, воздействие которых на гимнаста становится все более сложным и универсальным.

В соответствии с принятым понятием к тренажерам первого порядка будут отнесены группы тренажеров, реализующих каждый из шести перечисленных способов (уровней) воздействия по отдельности, т. е. группы тренажеров первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого уров-

 
Library   70   Up


Contents

 

Home
 

ней. В группы тренажеров второго порядка попадут устройства, реализующие два способа воздействия в любом сочетании (например, 1-й со 2-м, 2-й с 3-м и т. д.); третьего порядка — реализующие три способа воздействия по отдельности, т. е. группы тренажеров шестого порядка, которые должны реализовать все шесть выделенных способов. Безусловно, если в этом есть необходимость, которую определяют педагог-тренер и научный работник, исходя из особенностей конкретного вида двигательной деятельности спортсмена, экономических и целого ряда других соображений.

Нетрудно убедиться, что общее количество групп тренажеров, различным образом сочетающих выделенные способы (уровни) воздействия на спортсмена, будет равняться шестидесяти трем: шесть групп тренажеров первого порядка, пятнадцать — второго, двадцать — третьего,             пятнадцать — четвертого, шесть — пятого и одна — шестого.

Развитие средств срочной информации и телеметрических систем передачи сигналов, электронно-вычислительной техники и моделирования движений позволяют вести разработку и внедрение в практику тренажеров, обеспечивающих автоматизацию процесса освоения упражнений или отдельных его этапов и операций. Поэтому вторым существенным признаком, в соответствии с которым будут выделены следующие группы тренажеров, является степень реализации с их помощью обратной связи и автоматизации процесса управления искусственными условиями. Данный признак отображает в отличие от рассмотренных ранее тренажеров преимущественно информационный аспект взаимодействия технических средств со спортсменом по каналу обратной связи.

Вначале, так же как и при классификации тренажеров по первому признаку, выделили основные способы взаимодействия технических средств со спортсменом. Первым способом такого взаимодействия является обеспечение спортсмена срочной или текущей информацией о тех или иных характеристиках движений. Обычно средства, реализующие данный способ, дополнительно подразделяются по основным параметрам движений.

Вторым способом взаимодействия

 

тренажеров со спортсменом является обеспечение его срочной или текущей информацией о допущенных ошибках.

Третий и четвертый способы взаимодействия тренажеров со спортсменом обеспечивают срочную или текущую адаптацию искусственных условий к действиям занимающегося за счет управления с помощью быстродействующих ЭВМ блоками собственных устройств, звуко-, светолидерами и т. п. (третий способ) или блоками, программирующими электростимуляционные сигналы к мышцам спортсмена (четвертый способ).

Применив рассуждения, аналогичные описанным раньше, выделим пятнадцать групп тренажеров четырех порядков: четыре группы первого порядка, шесть — второго, четы-ре — третьего, одну — четвертого.

Образовавшаяся матрица групп тренажеров размером 63X15 см включает в себя все существующие в гимнастике тренажеры, а также отображает свойства огромного количества теоретически возможных, но еще не существующих конструкций. Введение нулевых групп по рассматриваемым признакам позволяет включить в данное множество тренажеров устройства, не оснащенные средствами обратной связи (координаты по оси абсцисс — с 1-й до 63-й, по оси ординат — 0), а также технические средства срочной и текущей информации, применяющиеся без существенных изменений внешней среды (координаты по оси абсцисс — 0, а по оси ординат — с 1-го до 10-й).

Данная классификация, несмотря на то что в ней из-за ограниченности объема статьи не рассматривались другие аспекты взаимодействий тренажеров (в частности, временной аспект), убедительно показывает те резервы в деле интенсификации процесса формирования двигательных действий в гимнастике, которые могут быть использованы уже сегодня.

Особенности процесса формирования гимнастических упражнений с помощью тренажеров.

Одним из условий эффективного формирования любого двигательного действия является обеспечение таких условий его выполнения, при которых вероятность появления и закрепления ошибок сводилась бы к минимуму.

Для этого при обучении, например, трудовым двигательным действиям (П. Я. Гальперин, Н. Н. Сачко и др.) стремятся к тому, чтобы

 
Library   71   Up


Contents

 

Home
 

ученик вначале опирался не на кинестезические ощущения от различных случайных проб, а на последовательный ряд внешних ориентиров действия и восприятия своего действия как объективного процесса. Для этого учащемуся предоставляют описание последовательности операций, из которых состоит новое действие; полный набор ориентиров для каждой из этих операций; систему указаний, как и в каком порядке выполнять каждую из операций.

Все это должно быть представлено ученику в таком виде, чтобы он сначала медленно, но с первого же раза правильно мог выполнить каждую операцию и в конце концов — все действие.

Нетрудно видеть, что при обучении большинству гимнастических упражнений в связи с их особенностями, описанными в начале статьи, подобный подход может быть осуществлен лишь в искусственных условиях.

В частности, выполнение двигательного действия в необычных условиях опоры на руки, крупными звеньями тела, обладающими значительными инерционными параметрами, причем на значительных скоростях, при затрудненном зрительном контроле и т. д. и т. п., не дает возможности гимнасту произвольно замедлять движение, сосредоточить внимание лишь на одном управляющем движении и тем более проговорить вслух то или иное указание инструкции.

В связи с этим для минимизации возможности образования и закрепления ошибок при начальном обучении гимнастическим упражнениям предлагается выделить в структуре этого процесса специальный этап — этап формирования у гимнастов ориентировочной и контрольной частей действия в умственном плане при воспроизведении исполнительной сто части с помощью тренажера. Особенно эффективны в этом случае тренажеры, управляющие суставными движениями гимнаста (С. П. Евсеев, 1978; С. П. Евсеев, Ю. Н. Рыкунов, 1983, 1984).

При обучении гимнастическому действию этот этап позволяет разгрузить сознание занимающегося от необходимости реализации исполнительной части действия, которая воспроизводится техническими средствами, и полностью сосредоточить его на формировании зрительных, вести-

 

булярных, стато-дннамических, слуховых, мышечно-суставных ощущений и целостного восприятия реального упражнения и особенностей условий, в которых оно протекает, Именно этот этап позволяет преодолеть главную трудность процесса формирования спортивного двигательного действия — перекинуть мост от образно-логического представления о том, как следует выполнять действие, к образованию двигательно-чувственного образа входящих в действие операций, т. е. к образованию психической модели действия, которая впоследствии будет регулировать и контролировать его выполнение.

Возложение на тренажер функции реализации исполнительной части действия дает возможность эффективно формировать ориентировочную и контрольную его части последовательно в материальном, перцептивном, громкоречевом про себя и, наконец, во внутреннем (умственном) плане (П. Я. Гальперин, М. М. Боген и др.) без замедления движений и связанных с этим искажений техники. Однако для этого необходимо более пристальное, чем это принято в теории поэтапного формирования действий, изучение и объективизация тех преобразований содержания словесных формул инструкции, которые имеют место в процессе интериоризации ориентировочной и контрольной частей двигательного действия. Другими словами, в инструкции, раскрывающей ориентировочную основу действия наряду с описанием ощущений, которые должны возникать при реализации главных управляющих движений в суставах, необходимо сформулировать в виде словесных формул, соразмерных во времени с реальной скоростью двигательного действия, содержание опорных точек ориентировочной основы действия, выполняющих регулирующую и контролирующую функции.

Таким образом, конечный итог свертывания и сокращения ориентировочной и контрольной частей спортивного двигательного действия, выраженный в виде словесно-смысловой мелодии, символов-слов, символов-звуков, должен быть известен занимающемуся с самого начала обучения.

На рассматриваемом этапе замедленное выполнение действия, а иногда и его остановка в тот или

 
Library   72   Up


Contents

 

Home
 

иной момент времени, осуществляемые с целью подробного громкоречевого проговаривания инструкции, должны обязательно в каждом подходе сочетаться с выполнением действия в реальном масштабе времени и проговариванием вслух сокращенных словесных формул. По мере формирования необходимых ощущений, восприятий и представлений спортсмен переходит на выполнение ориентировочной и контрольной частей действия в речи про себя и во внутренней речи, однако не доводя их до автоматизации.

Основные направления развития тренажеров и требования к их современным конструкциям.

Свойства спортивных гимнастических упражнений и требование минимизации возможности образования и закрепления ошибок позволяют наметить основные перспективные направления разработки новых тренажеров и совершенствования известных конструкций.

Первым направлением является разработка тренажеров, обеспечивающих с самых первых попыток правильное выполнение двигательных действий, т. е. тренажеров, обеспечивающих: программирование различных характеристик движений, ограничение нерациональных траекторий и положений звеньев тела, оказание обобщенной физической помощи и др. Наиболее перспективным путем в этом направлении является конструирование и изготовление тренажеров, управляющих изменением позы гимнаста, и в первую очередь главными, управляющими движениями в суставах. Применение данных тренажеров позволяет выделить в структуре процесса обучения еще один особый этап — этап формирования исполнительной части спортивного двигательного действия при его воспроизведении с помощью тренажера.

Основная задача работы на дан-ном этапе — формирование необходимых механизмов межмышечной координации, соответствующих моделируемой внешним устройством исполнительной части действия, с опорой сознания на усвоенную его ориентировочную основу.

Чрезвычайно важно, что данный этап формирования действия позволяет каждому гимнасту проследить за тем, как преобразуются словесные формулы и сама ориентировочная ос-

 

нова действия в процессе интериоризации по мере становления навыка, т. е. по мере автоматизации действия. Именно этот этап позволяет объективизировать и изучить изменение ориентировки учащегося на разных ступенях владения действием, что позволяет в случае необходимости (при исправлении ошибок) вернуться к самой начальной ориентировке — развернутой и подробной.

Если после овладения с помощью тренажера необходимыми механизмами межмышечной координации спортсмену не удается выполнить изучаемое действие или осуществлять его необходимое время, то этот же тренажер, регламентирующий кинематические характеристики сустав них движений, может быть использован для «наполнения» движения «силовым содержанием» (И. П. Ратов, 1976), для повышения функциональных возможностей различных органов и систем.

Гарантированное воспроизведение устройством оптимальных суставных движений, приводящих к необходимому результату, позволяя использовать самые различные сочетания активной работы спортсмена в тренажере с пассивными паузами, во время которых управление действием полностью возлагается на тренажер, открывает новые возможности для совершенствования самых различных сторон двигательной функции человека.

Чрезвычайно важное требование к тренажерам этого направления заключается в обеспечении таких искусственных условий выполнения упражнения, в которых не происходит искажения его ориентировочной основы и кинестезических ощущений.

Кроме того, подобные конструкции тренажеров должны предусматривать возможность постепенного подведения занимающегося к естественным условиям.

Вторым направлением развития тренажеров является совершенствование средств срочной объективной информации, оснащение ими известных и вновь разрабатываемых устройств. Данные средства позволяют обеспечить обратную связь при формировании упражнений с заданными свойствами, предъявление спортсменам последовательного ряда внешних ориентиров действия и восприятие его как объективного процесса.

Важным требованием к тренаже-

 
Library   73   Up


Contents

 

Home
 

рам этого направления является обеспечение объективной информацией о главных управляющих движениях, являющихся теми целевыми объектами обучения, на которые должно быть направлено внимание как спортсмена, так и тренера.

Причем циркуляция объективной информации должна проходить как по внутреннему контуру канала обратной связи (т. е. к спортсмену), так и по внешнему контуру (т. е. к тренеру).

Наличие внешнего контура канала обратной связи, адресованного устройству для его адаптации к реакциям учащегося, позволяет вести разработку автоматизированных обучающих тренажеров (Н. Г. Сучилин, Э. В. Гастов и др.), что является третьим перспективным направлением их развития, которое в настоящее время становится вполне реальным в связи с бурным развитием ЭВМ.

Подчеркнем, что тренажеры первого направления наиболее полезны и эффективны при осуществлении так называемой специализированной технической подготовки (СТП) гимнастов (Ю. К. Гавердовский) и на начальных этапах обучения, а тренажеры второго направления — при совершенствовании двигательных действий.

Для того чтобы выполнить перечисленные требования к тренажерам, необходимо предусмотреть ряд этапов теоретического исследования при их разработке. К сожалению, некоторые этапы при конструировании различных устройств, особенно когда этим занимаются практики, выпадают из их поля зрения, что не может не сказаться на педагогической эффективности предлагаемых ими конструкций.

Первым, принципиально важным и, как правило, недооцениваемым конструкторами, этапом является количественное определение обеспечивающей воспроизведение планируемого результата оптимальной про-

 

граммы положения тела гимнаста во времени. В программе положения тела, выраженной в виде частных программ места, ориентации и позы, проявляется конечная цель спортивного действия, являющегося предметом усвоения (В. Т. Назаров). Поэтому количественное определение кинематических и динамических характеристик оптимального варианта этой программы для конкретнего гимнаста (или их группы) необходимо признать обязательным этапом при разработке тренажеров.

Особенно актуальна данная задача, когда ставится цель обучить новому, не выполнявшемуся ранее упражнению или упражнению, обладающему новыми (например, рекордными) свойствами. Для решения этой задачи необходимо использовать биомеханический анализ, моделирование, численные методы решения прямой и обратной задач динамики движений человека, метод экспертных оценок и др.

Вторым этапом при разработке тренажеров является количественное определение допустимых отклонений от оптимального варианта программы положения тела спортсмена. Для конструктора тренажера, тренера и гимнаста особенно важна информация о допустимых отклонениях от оптимальной программы позы.

И только после этих двух этапов должны проводиться: изучение факторов, мешающих безошибочному выполнению упражнения; конструирование устройства, устраняющего влияние данных факторов и в то же время не искажающего ориентировочной основы действия и комплекса сопутствующих ощущений; изготовление опытного образца тренажера, его апробация и т. д.

В заключение выразим надежду, что учет затронутых в статье теоретических и методических вопросов окажет практическую пользу тем, кто занимается разработкой и применением тренажеров в гимнастике.

 
Library   74   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало