|
гут быть применены для эффективного формирования в искусственных условиях умений, навыков, качеств спортсмена, необходимых ему для соревновательной деятельности, т. е. для достижения максимально возможного результата в состязании.
Таким образом, в число наиболее общих и в то же время существенных отличительных признаков тренажера включены следующие признаки.
Во-первых, предназначенность для формирования умений, навыков, качеств спортсмена. Этот признак предусматривает достижение учащимися определенного уровня освоения действия, уровня развития того или иного качества, а следовательно, обязательное участие в многократном осуществлении деятельности или ее действий, операций, элементов.
Во-вторых, соответствие формируемых с его помощью умений, навыков, качеств гимнаста требованиям соревновательной деятельности. Другими словами, формируемые с помощью тренажера двигательные действия, операции, элементы по всем или некоторым взятым под контроль параметрам должны количественно соответствовать конечной цели обучения.
В-третьих, организация искусственных условий формирования действий с целью повышения эффективности этого процесса. Сама суть тренажеров сводится к созданию искусственных условий, имеющих потенциальные дидактические преимущества и резервы по сравнению с естественными, соревновательными условиями.
Другие признаки, включенные в различных работах в число существенных отличительных признаков тренажеров, либо уточняют особенности тренажеров, применяющихся для подготовки человека к тому или иному виду деятельности, либо являются требованиями к их современным конструкциям.
Классификация тренажеров.
Наиболее часто в качестве основания деления тренажеров на группы выбирается их назначение для реализации того или иного вида подготовки спортсмена: технической, физической, тактической и др.
Выбор в качестве основания для деления таких признаков, как конструктивные особенности тренажеров, назначение их для того или иного снаряда, позволяет построить лишь искусственные классификации, так
|
|
как в их основании лежат признаки, имеющие значение лишь с практической точки зрения.
Центральной проблемой при формировании двигательных действий заданного качества является проблема взаимоотношений тренажеров со спортсменом, поскольку именно эти взаимоотношения, их энергетический, информационный, временной и другие аспекты предопределяют планируемые изменения последнего, составляющие цель спортивной деятельности. Поэтому особенности взаимоотношений между искусственными условиями, создаваемыми тренажерами, и спортсменом должны лежать в основе их классификации.
В самом общем случае все тренажеры, применяемые в спорте, можно разделить в зависимости от особенностей искусственных вмешательств в естественные условия на три группы: тренажеры, моделирующие объекты социальной природы, объекты живой и неживой природы.
В первом случае тренажеры воспроизводят действия тренера, соперника, партнера, зрителей и т. п.; во втором — моделируют действия животных; в третьем — заменяют средства передвижения, которыми управляет спортсмен; предметы, перемещаемые им, и окружающие условия, в которых двигается сам спортсмен.
Для построения классификации тренажеров в гимнастике выделим основные способы воздействия тренажеров на спортсмена в процессе выполнения двигательного задания.
Вначале рассмотрим способы, обеспечивающие преимущественно энергетический аспект взаимодействия технических устройств со спортсменом, а также реализующие поток информации к учащемуся по каналу прямой связи.
Первым способом создания искусственных условий формирования движений является изменение: ширины, высоты, угла наклона, площади опоры; упругости, подвижности и колебаний взаимодействующих со спортсменом предметов, снарядов и опоры; действия силы тяжести спортсмена и снаряда; сопротивления среды, скорости ее перемещения относительно занимающегося и т. п.
Данный способ воздействия на спортсмена-гимнаста сводится к изменению физико-химических свойств среды, «подгонке» ее к возможностям занимающегося с целью их макси- |
|