Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

С 1983 года журнал начинает публиковать главы из его последней книги, рассказывающей об истории гимнастики. Печатаются они в виде специальных приложений к выпускам журнала. Июньский номер открывает

 

эту серию и посвящен истории гимнастики до 1896 г., первым Олимпийским играм 1896 года в Афинах и играм II Олимпиады, состоявшимся в 1890 году в Париже.

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

   
В. Д. Найпак
 

Этой статьей мы заканчиваем публикацию кратких очерков истории отечественной художественной гимнастики.

Начало пятидесятых- годов памятно любителям художественной гимнастики появлением первой Всесоюзной классификационной программы.

Программа начинающих и гимнасток третьего разряда состояла из групповых обязательных упражнений: без предмета, с элементами акробатики и равновесия и с предметом (для начинающих — один по выбору из трех: скакалка, малый мяч, набивной мяч; для 3-го разряда — один из двух по жребию: малый мяч, скакалка). Четвертым видом многоборья был гимнастический прыжок через планку высотой от 90 до 115 см.

Второй разряд предусматривал те же виды, но упражнение с предметом (шарф, обруч, булавы — по выбору) должно было быть произвольным с обязательными элементами. Гимнастический прыжок осуществлялся через планку высотой от 100 до 120 см.

Программа 1-го разряда включала групповое обязательное упражнение без предмета, групповые произвольные упражнения с элементами акробатики и равновесия, с предметом (скакалка, обруч, шарф, лента, мяч, булавы — по выбору), с обязательными элементами и прыжок с трамплина (один вид прыжка из четырех по жребию: согнувшись с поворотом на 90° — «щука», прогнувшись, согнув ноги назад — «припятка», подбивной — «олень» и выпрямившись с поворотом на 540°). Пятым и шестым видом многоборья для перворазрядниц были индивидуальные произвольные упражнения без предмета и с любым предметом.

 

Для выполнения разрядного норматива необходимо было набрать 75% возможной суммы баллов. Высшая оценка за исполнение каждого упражнения устанавливалась в 10 баллов.

Эта программа, разработанная ленинградскими и московскими авторами Ю. Н. Шишкаревой, А. Р. Башниной, Т. Т. Варакиной, Л. Н. Кудряшовой, Л. Е. Денисовой, С. В. Нечаевой, З. Г. Беспаловой, В. А. Ломуновой и М. Т. Окуневым, просуществовала четыре года, позволила систематизировать работу в области художественной гимнастики в масштабах всей страны, четче определить спортивную направленность нового вида гимнастики, увеличить число девушек и женщин, занимающихся в секциях.

В 1950 году издательство «Физкультура и спорт» выпускает в свет первую книгу «Художественная гимнастика», написанную Ю. Н. Шишкаревой. В ней были рассмотрены вопросы организации и методики и программный материал. В течение последующих двух лет она была переиздана во многих странах, в том числе в Болгарии, Венгрии, Румынии, Китае, Чехословакии. Советская школа художественной гимнастики впервые шагнула за рубеж. В тот же период выходит из печати, ставшая ныне уникальной, «Музыкальная хрестоматия» Р. А. Варшавской и М. С. Лесмана. В этом необычном издании были собраны классические и современные музыкальные произведения и фрагменты, рекомендуемые для занятий и упражнений художественной гимнастики. В дальнейшем эта хрестоматия сыграла большую роль в повышении. музыкальных знаний и культуры молодых тренеров. В августе

Library   62   Up


Contents

 

Home
 

1954 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту утверждает Вторую классификационную программу. В ней впервые появляются разрядные требования и обязательные упражнения мастеров спорта.

Программа начинающих, а также гимнасток 3-го и 2-го разрядов включала: обязательное упражнение без предмета; одно из обязательных упражнений с предметом по жребию (начинающие — скакалка и набивной мяч, 3 разряд — малый мяч, скакалка, булавы, 2 разряд — обруч, лента, шарф, булавы); обязательное упражнение с элементами акробатики и гимнастический прыжок через планку с мостика. Высота планки осталась на уровне требований 1950 года.

Перворазрядницам предстояло состязаться в пятиборье: обязательное упражнение без предмета; одно из пяти обязательных упражнений с предметами по жребию (средний мяч, обруч, лента, шарф, скакалка); обязательное упражнение с элементами акробатики; один из трех обязательных прыжков с пружинного трамплина по жребию и одно произвольное индивидуальное упражнение с предметом или без предмета по выбору.

Мастерам спорта было определено шестиборье. Все выступления были индивидуальными. Каждая гимнастка выполняла: обязательное упражнение без предмета; одно из пяти обязательных упражнений с предметом по жребию (средний мяч, обруч, лента, шарф, скакалка); обязательное упражнение с элементами акробатики; один из трех, как и в 1-ом разряде, обязательных прыжков с пружинного трамплина по жребию, но уже через планку высотой 150 см. Кроме этого, все спортсменки должны были исполнить два произвольных упражнения: без предмета и с предметом по выбору.

Для получения 3-го и 2-го разрядов необходимо было набрать 75° возможной суммы баллов; 1-го разряда — 80% максимальной суммы. Чтобы стать мастером спорта, нужно было получить 54 балла, т. е. 90% возможной суммы баллов, причем только на чемпионате СССР.

Особенностью этой программы было то, что в каждом разряде гимнастки обязаны были изучать упражнения с различными предметами. Таким образом, при переходе в разряд

 

мастеров они уже владели техникой всех предметов.

Вторая программа была составлена почти тем же авторским коллективом, что и первая — ленинградскими специалистами Ю. Н. Шишкаревой, А. Р. Башниной, Т. Т. Варакиной, Л. Н. Кудряшовой, А. Н. Чепкаленко и московским тренером М. Т. Окуневым. Она отличалась методической последовательностью          нарастания

трудности от разряда к разряду и единством содержания. В каждом виде многоборья все упражнения от низшего разряда до высшего, как правило, были составлены одним автором. Это и обусловило последовательность и преемственность в подаче и изложении материала.

В составлении произвольных упражнений также наметилась тенденция постоянного увеличения трудности. Правилами соревнований 1955 года в каждой произвольной композиции мастера спорта предусматривалось наличие уже 4 элементов первой и 6 элементов второй групп трудности.

Столь подробная характеристика содержания этих классификационных программ дается потому, что за 35 лет с момента выхода первой их оказалось всего четыре. И две из них приходятся на пятидесятые годы — период, когда шло интенсивное формирование художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, все более отчетливо вырисовывались основные черты советской школы художественной гимнастики.

Опыт, накопленный ведущими отечественными специалистами по развитию теоретических основ, методики и практики учебно-тренировочной работы, был обобщен в первом объемном учебном пособии для секций коллективов физкультуры, выпушенном издательством «Физкультура и спорт» под общей редакцией Ю. Н. Шишкаревой и Л. П. Орлова в 1954 году. Этот учебник стал настольной книгой тренеров по художественной гимнастике многих поколений.

Не менее интересные события происходили в пятидесятые годы и на гимнастическом помосте. Если вначале абсолютными чемпионками страны непременно становились ленинградки В. Сивохина, З. Третьякова, Д. Огородова, то начиная с 1954 года в ряды лидеров выдвинулись представительницы Российской Федерации и Украины.

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

Чемпионат СССР 1954 года в Ярославле, где гимнастки впервые опробовали программу мастеров спорта, закончился триумфом воспитанницы ныне заслуженного тренера СССР Е. А. Облыгиной свердловчанки Л. Назмутдиновой. Она стала абсолютной чемпионкой СССР и первым в стране мастером спорта по художественной гимнастике. На пьедестал Лили поднялась в окружении двух харьковчанок М. Булгаковой и А. Нужной, занявших соответственно второе и третье места. Они представляли известную школу, созданную приехавшей на Украину из Ленинграда А. М. Семеновой-Найпак, впоследствии заслуженным тренером СССР. В тот период она возглавляла сборную команду Украины.

Пятидесятые годы оказались поистине «золотыми» для Л. Назмутдиновой, которую журналисты назвали «уральским самоцветом», и украинской гимнастки, воспитанницы заслуженного тренера УССР В. С. Зинченко киевлянки Е. Бирюк. Обе они к концу 1959 года стали трехкратными абсолютными чемпионками СССР. В тот же период великолепно проявили себя Р. Сысоева из Саратова, С. Пчелкина из Ярославля, М. Леонкина из Львова и ленинградка Р. Постнова, разделившая с Бирюк абсолютное первенство на чемпионате страны 1957 г. Эти гимнастки были мастерами экстракласса, призерами чемпионатов СССР. Каждая из них отличалась яркой индивидуальностью, владела присущим только ей гимнастическим почерком. И это было главным.

С 1955 г. советские мастера начинают выезжать за рубеж с показательными выступлениями, демонстрируют свое мастерство в Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии, Болгарии и других странах, привлекая внимание к художественной гимнастике специалистов по физическому воспитанию женщин. Наши ведущие мастера Л. Назмутдинова, Е. Бирюк, A. Шнайдере, С. Пчелкина, А. Нужная консультировали зарубежных тренеров, проводили демонстрационные уроки, щедро делились богатым опытом советской школы. Большую работу по укреплению авторитета отечественной художественной гимнастики начинает проводить государственный тренер Госкомспорта СССР B. Г. Батаен.

На конгрессе Международной фе-

 

дерации гимнастики (ФИЖ) 1958 г. в Москве делегация Всесоюзной секции художественной гимнастики демонстрирует членам конгресса показательный урок, ведущие мастера выступают с произвольными упражнениями. Успех был полный! Художественной гимнастикой заинтересовалась президент женского технического комитета ФИЖ Берта Вилланше. Вскоре она приезжает на чемпионат СССР в Москву, знакомится с работой ряда секций. На очередном заседании техкома ФИЖ принимается решение провести на Гимнастраде в Штутгарте в 1961 году демонстрацию художественной гимнастики всем национальным федерациям.

Так оптимистично завершились столь насыщенные событиями пятидесятые годы. Они стали фундаментом дальнейших успехов не только отечественной, но и мировой художественной гимнастики.

Работа над совершенствованием отечественной школы художественной гимнастики продолжалась. В 1960 году вводится третья классификационная программа. Для ее составления впервые был объявлен всесоюзный конкурс, в котором приняли участие тренеры из различных городов страны. Это имело и свои преимущества и недостатки. Как отмечает заслуженный тренер РСФСР Т. Т. Варакина, участие авторов различных школ вело иногда к нарушению логической связи, преемственности между упражнениями одного вида многоборья или разряда. Представленные упражнения не имели подчас единой методической направленности. В то же время специалистам был предложен значительно более богатый выбор интересных по форме упражнений, в композициях с предметами намного вырос объем движений, появились новые оригинальные элементы и связки, открылись неизвестные ранее возможности использования предметов.

Предпочтение было отдано работам ленинградских, московских, украинских и эстонских тренеров. В числе авторов оказались А. Р. Башнина, Т. Т. Варакина, В. С. Зинченко, Л. Н. Кудряшова, М. В. Лисициан, Т. П. Маркова, Р. Т. Макоева, И. А. Микко, Л. А. Палмсе, А. М. Семенова-Найпак, Б. М. Собинов, А. Н. Чепкаленко. В третьей классификационной программе впервые появляется юношеский разряд, а у перворазрядниц — прыжок с трамплина через планку.

 
Library   64   Up


Contents

 

Home
 

Разрядные требования значительно усложнились. Гимнастки всех разрядов выполняли обязательное упражнение без предмета; обязательное упражнение с предметом по жребию: юношеский разряд — одно из двух (скакалка, малый мяч), третий — из трех (скакалка, малый мяч, обруч), второй — из четырех (средний мяч, вымпела, лента, обруч), первый — из шести (средний мяч, вымпела, лента, обруч, шарф, скакалка), разряд мастеров — из шести, как и у перворазрядниц, только вместо одной ленты гимнастка работала с двумя. Таким образом, впервые в гимнастическом обиходе появились упражнения с вымпелами и двумя лентами. Обязательная программа всех разрядов включала также упражнение с элементами акробатики и прыжок, виды которого не изменились.

В последующие 12 лет менялась и совершенствовалась лишь программа мастеров (1965 и 1970 гг.). Это было связано с выходом художественной гимнастики на международную арену, проведением первых чемпионатов мира, настоятельной необходимостью приблизить программу мастеров к международным стандартам, с подготовкой гимнасток высшего класса, способных успешно отстаивать честь страны за рубежом.

В 1964 году из программы «исчезает» прыжок. Его заменяют еще одним упражнением с предметом. Через шесть лет «отомрет» и упражнение с элементами акробатики. В упражнениях с предметами появятся полуакробатические элементы.

Огромные изменения произошли в шестидесятые годы на международной арене. Первой «ласточкой» оказалась международная встреча гимнасток Болгарии, Чехословакии и Советского Союза, состоявшаяся в 1960 году в Софии. Каждая гимнастка выполняла три произвольных упражнения: без предмета и два с предметами по выбору. Победили спортсменки СССР. В личном первенстве сильнейшими оказались наша Л. Назмутдинова и болгарка Ю. Трашлиева.

А потом подоспела Гимнастрада 1961 года в Штутгарте, о которой уже упоминалось. Как и планировалось, на ней состоялась демонстрация различных школ художественной, женской гимнастики, гимнастики «модерн». «Мы были единственными, кто смог показать стройную гимнастическую систему», — вспоминает В. Г.

 

Батаен, представлявшая тогда советских гимнасток в качестве старшего тренера сборной команды СССР. «Наши девушки продемонстрировали упражнения всех разрядов, выступили и с произвольными композициями. Представительницы Австрии, ФРГ, Финляндии, Швеции и других стран показали лишь более-менее интересные уроки. Советская система художественной гимнастики получила всеобщее признание. Возражения вызвали только упражнения с элементами акробатики. От них решено было отказаться».

После Гимнастрады техком ФИЖ решает провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике 7 — 8 декабря 1963 года в Будапеште. Они прошли с участием десяти стран, по принятым техкомом ФИЖ правилам, которые практиковались в Советском Союзе и стали первым официальным чемпионатом мира. Москвичка Л. Савинкова с блеском прошла все троеборье (произвольные упражнения без предмета к два с предметами) и завоевала звание первой абсолютной чемпионки мира по художественной гимнастике. Ей были вручены и две золотые медали за победы в отдельных видах многоборья.

Об истории чемпионатов мира и Европы уже писалось в первом выпуске нашего сборника за 1984 год. Что же касается главных спортивных событий внутри страны — чемпионатов СССР и соревнований на Кубок Советского Союза, которые начали проводиться с 1963 года, то они совершенно в новом качестве представили любителям спорта две яркие, самобытные школы: грозненскую и московскую.

Еще в 1959 году на чемпионате страны в Москве всех поразила 13-летняя грозненская школьница Л. Парадиева. Неожиданно даже для знатоков она выиграла бронзовую медаль в многоборье. Но не ей было суждено первой среди воспитанниц ныне заслуженного тренера СССР Н. Н. Силаевой вписать свое имя в список сильнейших. Это сделала скромная миниатюрная В. Смотрина. Начиная с 1960 года она трижды подряд становится абсолютной чемпионкой СССР. Ее эстафету принимают Л. Парадиева, на счету которой пять больших золотых медалей, и Н. Овчинникова, дважды удостоенная этого почетного титула. И хоть последнее

 
Library   65   Up


Contents

 

Home
 

время, переехав в Киев, они выступали уже за сборную Украины, как гимнастки экстракласса Люба и Наташа сформировались в Грозном.

Если выступления грозненских гимнасток всегда отличались филигранной техникой, спортивностью, особой надежностью и стабильностью выполнения упражнений обязательной программы, то москвички Л. Савинкова и Т. Кравченко проявили себя как настоящие художники гимнастики. Их стихией были произвольные композиции. Вместе со своим наставником заслуженным тренером СССР М. В. Лисициан Савинкова и Кравченко создавали подлинно гимнастические этюды. Неслучайно в период с 1963 по 1966 год они неизменно становились обладательницами Кубка Советского Союза. Это позволило им блистать и на мировом помосте.

Неповторимым очарованием были отмечены выступления и других «звезд» того времени: Э. Аверкович из Подмосковья, ставшей абсолютной чемпионкой СССР в 1964 г., киевлянки Е. Бирюк, разделившей первенство с Л. Парадиевой в 1963 году и в четвертый раз удостоенной большой золотой медали, Н. Сергеевой из Горького, А. Засухиной из Астрахани, выигравших Кубок СССР соответственно в 1968 — 1969 гг.

На чемпионате мира в Варне (1969 г.) и через два года в Гаване мы уступили лидерство болгарским мастерам. В спортивной подготовке гимнасток выявилось значительное отставание перворазрядниц от мастеров спорта в сложности упражнений. Необходимы были реформы.

Семидесятые годы начались с введения нового промежуточного норматива — разряда кандидата в мастера спорта. Значительные изменения претерпела и программа мастеров. Она все более соответствует международным требованиям. В 1970 году из нее исключается акробатическое упражнение, произвольное упражнение без предмета заменяется третьей произвольной композицией с предметом.

А с 1 января 1973 года с целью дальнейшего совершенствования спортивной техники и повышения мастерства гимнасток вводится в действие четвертая классификационная программа. Она содержала разрядные требования и обязательные упражнения разряда мастеров спорта, кандидатов в мастера, 1, 2, 3 разрядов

 

взрослых и 1 и 2 юношеских разрядов. Изменились разрядные требования. В высших разрядах они были разработаны с учетом последних требований и уровня развития художественной гимнастики на международной арене. В новой программе были закреплены практически все изменения, произошедшие в течение двенадцати последних лет. Произвольная программа у мастеров спорта по количеству композиций оказалась больше обязательной. Это произошло за счет трех произвольных упражнений с предметами. Возросла и трудность. Теперь в упражнении без предмета должно было быть уже 6 элементов первой группы трудности, а с предметом — 5. К 1977 году их станет уже 8 и 3 из них будут выполняться левой рукой.

Как показали дальнейшие события, труд восемнадцати специалистов, среди которых были и опытные авторы А. Р. Башнина, Л. Н. Кудряшова, Г. А. Боброва, В. Г. Батаен, Е. А. Облыгина, Н. И. Суворова и новички — известные гимнастки, чемпионки мира Т. В. Кравченко, Л. П. Савинкова, оказался ко времени.

Вскоре советские мастера вновь становятся лидерами мировой художественной гимнастики и все семидесятые годы проходят под знаком их явного превосходства. На чемпионате мира в Роттердаме (1973 г.), где участвовали гимнастки уже 28 стран, в в полной мере раскрылся талант нашей Г. Шугуровой. Вместе с болгаркой М. Гиговой она становится абсолютной чемпионкой мира. Спустя четыре года на VIII чемпионате мира в Базеле «рождается новая звезда» — И. Дерюгина. Творческий и спортивный спор И. Дерюгиной и Г. Шугуровой стал главным событием и украшением художественной гимнастики семидесятых годов. Галима собрала самую богатую коллекцию наград чемпионатов мира: 9 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовую медаль, а в 1978 году в Мадриде стала еще и первой абсолютной чемпионкой Европы. Ирина в Базеле (1977 г.), а через два года и в Лондоне удостаивается титула абсолютной чемпионки мира.

Триумф советской школы в Лондоне в 1979 году был полным. Весь пьедестал мирового первенства оказался советским: И. Дерюгина, Е. Томас, И. Габашвили... В эти же годы наши мастера трижды становят-

 
Library   66   Up


Contents

 

Home
 

ся чемпионками мира в групповом упражнении.

Полным было превосходство Г. Шугуровой и И. Дерюгиной и на внутрисоюзных соревнованиях. Воспитанница заслуженного тренера СССР Г. П. Горенковой спортсменка из Омска Г. Шугурова четыре раза удостаивалась звания абсолютной чемпионки СССР. Киевлянка И. Дерюгина — пять. Она оказалась достойной преемницей богатейших традиций украинской школы, оправдала надежды своей матери и наставницы ~ заслуженного тренера СССР А. Н. Дерюгиной.

Восьмидесятые годы оказались для художественной гимнастики периодом престижных дебютов, непрерывного усложнения соревновательных программ, повышения внимания к артистизму и выразительности исполнения. На сессии МОК в Москве в 1980 году спортивно-ритмическая гимнастика (так наш вид спорта официально именуется в ФИЖ) получает олимпийское признание. Этот факт можно с полным основанием считать заслугой и советских энтузиастов художественной гимнастики, результатом большого труда и усилий спортсменов и тренеров, которые они вложили в развитие этого вида спорта в течение многих десятилетий.

И хотя из-за дискриминационных мер американских властей в отношении спортсменов социалистических

 

стран они не приняли участия в Олимпиаде-84, олимпийский дебют художественной гимнастики состоялся. Победила канадка Л. Фанг. Годом раньше в столице Югославии Белграде «художницы» впервые разыграли Кубок мира. Все это способствовало стремительному росту популярности художественной гимнастики. Не случайно на старт последнего чемпионата мира в испанском городе Вальядолиде (1985 г.) вышло уже 350 гимнасток из 35 стран мира.

Впереди у наших тренеров и гимнасток немало серьезных задач, решать которые нужно уже в ближайшее время. Прежде всего необходимо вернуть советской художественной гимнастике лидирующее положение в мире, которое мы уступили болгарским спортсменкам в начале 80-х годов.

Наши мастера превосходят соперниц в трудности упражнений, умении использовать весь разнообразный арсенал движений, в их композициях больше новых оригинальных и сложных элементов. В целом их программы выглядят более спортивно. Не случайно советскую школу называют классической. Однако, как вновь показал чемпионат мира в Вальядолиде, мы уступаем в стабильности, раскрепощенности, выразительности исполнения. Над этим нашим специалистам и предстоит работать в первую очередь.

 

 

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ

   
С. П. Евсеев, ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта
 

Интерес к тренажерам у специалистов по спортивной гимнастике с каждым годом увеличивается. Однако до настоящего времени имеется чрезвычайно мало работ, обобщающих теоретические и практические вопросы их разработки и применения. До сих пор в учебниках, пособиях и статьях по гимнастике нет четкого определения тренажеров, не представлена их классификация, позволяющая не только

 

охватить все существующие устройства этого типа, но и способствующая обнаружению новых, неизвестных ранее конструкций; не уточнена структура процесса формирования двигательных действий с помощью тренажеров; не решен еще целый ряд вопросов теоретического и методического характера. Все это приводит к нерациональному распределению усилий при разработке отдельных групп

Library   67   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало