|
1954 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту утверждает Вторую классификационную программу. В ней впервые появляются разрядные требования и обязательные упражнения мастеров спорта.
Программа начинающих, а также гимнасток 3-го и 2-го разрядов включала: обязательное упражнение без предмета; одно из обязательных упражнений с предметом по жребию (начинающие — скакалка и набивной мяч, 3 разряд — малый мяч, скакалка, булавы, 2 разряд — обруч, лента, шарф, булавы); обязательное упражнение с элементами акробатики и гимнастический прыжок через планку с мостика. Высота планки осталась на уровне требований 1950 года.
Перворазрядницам предстояло состязаться в пятиборье: обязательное упражнение без предмета; одно из пяти обязательных упражнений с предметами по жребию (средний мяч, обруч, лента, шарф, скакалка); обязательное упражнение с элементами акробатики; один из трех обязательных прыжков с пружинного трамплина по жребию и одно произвольное индивидуальное упражнение с предметом или без предмета по выбору.
Мастерам спорта было определено шестиборье. Все выступления были индивидуальными. Каждая гимнастка выполняла: обязательное упражнение без предмета; одно из пяти обязательных упражнений с предметом по жребию (средний мяч, обруч, лента, шарф, скакалка); обязательное упражнение с элементами акробатики; один из трех, как и в 1-ом разряде, обязательных прыжков с пружинного трамплина по жребию, но уже через планку высотой 150 см. Кроме этого, все спортсменки должны были исполнить два произвольных упражнения: без предмета и с предметом по выбору.
Для получения 3-го и 2-го разрядов необходимо было набрать 75° возможной суммы баллов; 1-го разряда — 80% максимальной суммы. Чтобы стать мастером спорта, нужно было получить 54 балла, т. е. 90% возможной суммы баллов, причем только на чемпионате СССР.
Особенностью этой программы было то, что в каждом разряде гимнастки обязаны были изучать упражнения с различными предметами. Таким образом, при переходе в разряд
|
|
мастеров они уже владели техникой всех предметов.
Вторая программа была составлена почти тем же авторским коллективом, что и первая — ленинградскими специалистами Ю. Н. Шишкаревой, А. Р. Башниной, Т. Т. Варакиной, Л. Н. Кудряшовой, А. Н. Чепкаленко и московским тренером М. Т. Окуневым. Она отличалась методической последовательностью нарастания
трудности от разряда к разряду и единством содержания. В каждом виде многоборья все упражнения от низшего разряда до высшего, как правило, были составлены одним автором. Это и обусловило последовательность и преемственность в подаче и изложении материала.
В составлении произвольных упражнений также наметилась тенденция постоянного увеличения трудности. Правилами соревнований 1955 года в каждой произвольной композиции мастера спорта предусматривалось наличие уже 4 элементов первой и 6 элементов второй групп трудности.
Столь подробная характеристика содержания этих классификационных программ дается потому, что за 35 лет с момента выхода первой их оказалось всего четыре. И две из них приходятся на пятидесятые годы — период, когда шло интенсивное формирование художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, все более отчетливо вырисовывались основные черты советской школы художественной гимнастики.
Опыт, накопленный ведущими отечественными специалистами по развитию теоретических основ, методики и практики учебно-тренировочной работы, был обобщен в первом объемном учебном пособии для секций коллективов физкультуры, выпушенном издательством «Физкультура и спорт» под общей редакцией Ю. Н. Шишкаревой и Л. П. Орлова в 1954 году. Этот учебник стал настольной книгой тренеров по художественной гимнастике многих поколений.
Не менее интересные события происходили в пятидесятые годы и на гимнастическом помосте. Если вначале абсолютными чемпионками страны непременно становились ленинградки В. Сивохина, З. Третьякова, Д. Огородова, то начиная с 1954 года в ряды лидеров выдвинулись представительницы Российской Федерации и Украины. |
|