Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

видно, как напряженно борется прыгун за устойчивость, перенося опору на носки.

Можно многое рассказать о нашей методике тренировки. Но думается, что на этом этапе спортивного совершенствования работа каждого тренера с прыгуном настолько индивидуализирована, что общие рецепты будут не эффективны. Отмечу только, что в работе с мастером спорта Иваном Федюниным мы делаем большую ставку на аутогенный тренинг спортсмена, его идеомоторную подготовку. За 2 года подготовки данного прыжка только 48 раз он опробовался реально. Нетрудно понять, каково было

 

соотношение имитационных подводящих упражнений и самих прыжков.

Для сравнения скажу, что при подобном методе тренировки двойное сальто прямым телом потребовало от И. Федюнина трех подходов на одной тренировке, тройное группированное сальто назад удалось сделать с четвертого подхода. Так что тройное сальто твист, занявшее два года работы, даже по числу тренировочных подходов (48) гораздо сложнее. Освоить его удалось благодаря очень сильным волевым качествам прыгуна и самой искренней моральной поддержке энтузиастов ленинградского спорта.

 

 

ГИМНАСТИКА ЗА РУБЕЖОМ


ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА
«ИНТЕРНЭШНЛ ДЖИМНАСТ»

   
Е. А. Плоткин, мастер спорта
 

Журнал «Интернэшнл джимнаст», издаваемый в США, обсуждает на своих страницах довольно широкий круг вопросов, связанных со спортивной гимнастикой. Редакторы журнала, помимо обширной текущей информации о различного рода гимнастических соревнованиях, товарищеских встречах и показательных выступлениях, публикуют научно-методические статьи по педагогике, биомеханике, физиологии, психологии, спортивной медицине, а также методические рекомендации по обучению различным элементам.

Познакомившись с рядом номеров журнала, хочу остановить ваше внимание на выбранных нескольких публикациях, характеризующих основные разделы и рубрики «Интернэшнл джимиаст». Любопытен очерк об одной из ведущих в мире китайской гимнастической школе.

Гимнастика в Китае. Успехи китайских гимнастов, которые всего за несколько лет сумели достичь высот мировой гимнастики, заставляют специалистов других стран искать причины этого явления. Одни начинают с изучения традиционных систем физического воспитания, другие напоминают нам о недалеком прошлом, о чемпионате мира 1962 года в Праге,

 

где дебютант этих соревнований — сборная КНР завоевала свою первую медаль (обладателем бронзовой медали был Юй Лифен в упражнениях на коне), и третьи, наконец, стремятся разобраться во всем на месте — в гимнастических залах Китая.

К последним относится и Кристина Кеннеди, которая в мартовском поме-ре журнала за 1984 г. опубликовала свои путевые заметки, рассказывающие о посещении детской спортивной школы в Шанхае и Института физической культуры в Нанкине.

Оба города находятся на востоке Китая и являются центрами крупнейшего промышленного района, сформировавшегося вдоль верховьев р. Янцзы. Местные спортивные школы поистине обладают неисчерпаемыми человеческими ресурсами, ведь только в Шанхае проживает более 8 миллионов человек. Однако не только в широких возможностях отбора заключается ответ на «загадку» китайских гимнастов, — отмечает К. Кеннеди, — но и в традиционном трудолюбии и исполнительности. Правительство поощряет развитие этих качеств национального характера китайцев: семьи занимающихся обеспечиваются дополнительным продовольствием, а природные возможности де-

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

тей развивают не менее добросовестные тренеры, воспитанные, кстати, советской школой гимнастики.

В детской спортивной школе Шанхая дети начинают заниматься в возрасте 4 лет. На начальных этапах подготовки большое внимание уделяется танцам, хореографии, развитию физических качеств. К 10 годам акценты подготовки смещаются на обучение гимнастов основным двигательным навыкам в работе на снарядах. В возрасте 14 — 15 лет наиболее способных отбирают в школу-интернат при Институте физической культуры в Нанкине, где и сосредоточивается работа по подготовке гимнастов высокой квалификации. При этом увеличивается время тренировочных занятий, 2/3 объема которых приходится на летний период, когда школьники и студенты не загружены учебными занятиями (7-часовые тренировки шесть раз в неделю). С началом учебы время сокращается до 3 часов.

В содержании тренировочных занятий К. Кеннеди не нашла больших отличий от системы тренировки американских гимнастов: занятие также начинается с хореографической и акробатической разминки, затем работа продолжается на гимнастических снарядах и в конце следует часовая тренировка специальных физических качеств. Л вот относительно собранности, внимательности и работоспособности в тренировке китайских спортсменов К. Кеннеди замечает, что подобное отношение к своему делу ей редко доводилось видеть в гимнастических залах Европы и Америки.

Как придумать новый элемент? Одной из замечательных черт спортивной гимнастики как вида спорта является то, что в ней заключены широчайшие возможности для творчества. В ходе обучения гимнаст приобретает большое количество двигательных навыков и, естественно, он стремится расширить этот диапазон. Но одного желания мало, нужны еще знания, опыт, способность к неожиданному, необычному взгляду на давно знакомые ему элементы. Или же, наоборот, строгая логическая система мышления, детальный анализ техники исполнения.

В январском выпуске журнала за 1982 год публикуется «Техническое дополнение» № 8. Его открывает интервью, которое взял журналист М. Чаплан у известного японского гимнаста Фумио Хонма. В нем автор

 

«хонмы» рассказывает об истории создания этого элемента на соревнованиях Всемирной универсиады в 1969 году. Проходила разминка перед выступлениями, и японский гимнаст Терючи Окамура работал на кольцах. Делал подъемы, выкруты и, разминая плечи, сильно махнул назад и раньше времени «вкрутил» плечи, согнулся и очутился в упоре. Ф. Хонма, который только начинал участвовать в крупных международных соревнованиях, запомнил эту «безделушку» и отнесся к ней более серьезно. Он проанализировал возможные варианты техники выполнения этого элемента и попробовал выучить его.

Свои теоретические исследования Ф. Хонма успешно реализовал в тренировках, и уже на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене зрители встречали его как автора и исполнителя этого элемента. Ныне Фумио Хонма — профессор одного из токийских университетов. Его опыт и знания позволили более подробно остановиться на особенностях исполнения элемента.

Не менее интересна и поучительна история создания нового структурного типа опорных прыжков, названных именем другого японского гимнаста, трехкратного чемпиона олимпийских игр — Митцуи Цукахара. Опорный прыжок для него был, по признанию самого гимнаста, слабым видом многоборья. Ему не хватало скорости разбега, силы отталкивания ногами и руками. Надо было срочно улучшать свои физические качества. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Работая над физической подготовкой, М. Цукахара и его тренер продолжали искать компромиссный вариант прыжка, который соответствовал бы физическим качествам гимнаста. Этот поиск успешно завершился, и вот уже второе десятилетне «цукахара» остается самым популярным прыжком.

А в упражнениях на перекладине именные элементы в большей степени принадлежат европейским гимнастам: «итальянские» обороты, перелет Ткачева, сальто Делчева и т. п. Но гимнастика развивается, и спортсмены не ограничиваются исполнением «просто» сальто Делчева или перелета Ткачева, конкуренция заставляет искать все более сложные варианты сальто и перелетов.

В поиски новых необычных элементов внес свою лепту и американ-

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

ский гимнаст М. Гейлорд. Он предложил один из перспективных путей усложнения: сальтовые перелеты через перекладину. В подобных элементах совмещаются две структурные группы — перелеты и сальто в вис. Публикуемые в журналах кинограммы (№ 10, 1983 г., № 4, 1984 г.) позволяют детально разобрать два перелета Гейлорда: с оборота вперед сальто вперед с перелетом через перекладину и с оборота назад сальто назад с поворотом на 180° («делчев») и перелетом через перекладину в вис хватом снизу.

Сосредоточенность, воображение, гимнастика. Журнал по-прежнему отводит большое количество страниц для статей, рассказывающих о тех или иных аспектах психологии гимнастов.

«Сосредоточенность: ее связь с гимнастикой и хатха-йогой». Так озаглавил свою статью Кеннет Равиза, преподаватель Калифорнийского университета ( №1, 1982, Техническое приложение № 8).

Автор рассказывает о своей работе со сборной командой гимнасток. Он предложил своим воспитанницам помимо шестиразовых тренировочных занятий в неделю регулярно заниматься хатха-йогой. Цель этих занятий заключалась в развитии у спортсменок способностей сосредоточивать внимание, удерживать его нужное время и сознательно переносить с одного объекта на другой.

Предположение К. Равиза о тесных связях спортивной гимнастики с древней системой психофизической тренировки было подтверждено его наблюдениями за гимнастками. Они намного быстрее овладели приемами сосредоточения, чем неспортсмены. Объясняется это, по мнению автора, тем, что гимнастика является «внутренним», «замкнутым» видом спорта, где внимание соревнующегося сконцентрировано не на действиях соперника, не на траектории полета мяча или шайбы, а на ощущениях собственного тела, на его положении и перемещении в пространстве. Следовательно, большего искусства движения добивается гимнаст, способный как можно полнее ощущать каждое мышечное усилие и совершеннее управлять их координацией. А овладеть приемами, развивающими «мышечное чувство» и навыки самоконтроля, можно не только на основе собственного соревновательного опыта, но и

 

обратившись к многовековому опыту хатха-йоги.

Разобраться в словесных определениях и формулировках упражнений психотренинга вам помогут субъективные впечатления самих гимнасток: «Вокруг полная тишина, есть только я и мои движения...», «Бревно и мое тело слились в единое целое, в систему, которой я управляю...», «Дыхание помогает мне сосредоточиться и связывает мое внимание с моими движениями...» и т. п.

«Если уж мы тренируем и вводим в определенное физическое состояние свое тело, давайте дадим и нашему мозгу такую же возможность», — вступает в наш разговор Джой Массимо, хорошо известный в США специалист по психологии гимнастики.

В одной из своих статей (№ 6, 1983) он знакомит читателей журнала с «психообразной тренировкой», вбирающей в себя элементы аутогенной, идеомоторной, психомышечной тренировок, и, как замечает автор, строится на способности человека сознательно вызывать внутренние зрительные образы. Воображаемые картины, их смена и воспроизведение являются проявлением определенной степени концентрации внимания, которая помогает осознанней подойти и к процессу обучения двигательным навыкам, и к работе над повышением надежности выполнения соревновательных упражнений.

Тренировка по этой программе начинается с того, что гимнаст входит в состояние расслабления и покоя, закрывает глаза и сосредоточивается на ритмичном дыхании. Подобное состояние является основой для дальнейшей тренировки, в ходе которой гимнаст должен представить себе перед глазами различные по сложности картины: от обычных предметов (карандаш, мяч, брусья и т. п.) до более сложных в описании объектов (спортивного зала, строения человеческого тела...). Следующим этапом будет оживление представленных картин — видение их в движении: катящийся мяч, работающий на брусьях гимнаст, «я», выступавший на соревнованиях и т. п.

Юным гимнастам. В 1982 году в журнале появился новый раздел, адресованный юным читателям, начинающим гимнастам. Его постоянная ведущая Лунн Вилтон старается наполнить эти страницы интересной и полезной информацией. Среди множе-

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

ства стихов, загадок, ребусов и веселых историй, присылаемых и маленькими и взрослыми гимнастами, она обязательно отводит место для советов и консультаций: как лучше одеваться на тренировку, что делать с сорванными мозолями, почему надо следить за своим питанием, как научиться «собираться» на соревнованиях — эти и многие другие необходимые гимнасту мелочи обсуждаются в этом разделе.

Давайте откроем июльский выпуск 1983 года. Лунн Вилтон, как всегда, улыбнулась с фотографии и предложила: «Выполните упражнения и вы сможете оценить свою гибкость». Все 9 упражнений определяют в очках подвижность суставов шеи, плеч, позвоночного столба и ног:

 

1.   Лежа на спине, поднимите согнутые ноги до касания коленями пола:

—   колени не касаются пола — 0

—   одно колено касается пола — 1

—   колени касаются пола — 2

2.   Стоя на коленях, наклонитесь вперед и коснитесь подбородком, плечами и грудью пола:

—   только подбородком — 1

—   подбородком и плечами — 2

—   подбородком, плечами и грудью — 3

3.   Из седа ноги вместе на полу, взяв обратным хватом на ширине плеч за спиной полотенце или веревку, медленно лечь на спину в положении руки вверх:

—   остались в положении седа — 0

—   отклонились, но лечь на спину не удалось — 1

—   легли на спину — 2

—   легли на спину до касания затылком пола — 3

4.   «Мост», касаясь руками, плечами и грудью стены ноги выпрямлены:

—   касаются только запястья — 1

—   касаются руки и грудь — 2

—   касается только грудь — 3

5.   Из положения основной стойки руки вверх, не нагибаясь ни вперед, ни назад, отклониться как можно больше в сторону:

—   наклон около 45° — 1

—   наклон около 90° — 2

—   наклон больше 90° — 3

6.  Шпагат на «удобную» йогу:

—   расстояние более 6 см от пола — 0

 
 

—   расстояние менее 6 см от пола — 1

—   нет просвета между полом и ногами — 2

7.  Шпагат на другую ногу:

—   расстояние от 6 до 10 см — 1

—   расстояние менее 6 см — 2

—   нет просвета между полом и ногами — 3

8.  Встав лицом к стене на расстоянии полусогнутых рук от нее, сесть на «прямой» шпагат:

—   расстояние более 12 см — 0

—   расстояние менее 12 см — 1

—   расстояние менее 6 см — 2

—   сесть на шпагат ноги на одной линии — 3

9.  Из положения сидя на полу ноги врозь наклонитесь вперед до касания подбородком и грудью пола:

—   не смогли коснуться — 0

—   коснулись головой пола — 1

—   коснулись головой и грудью пола — 2

 

А теперь считаем набранные очки и сопоставляем со шкалой оценок.

«Отлично» — 24 — 18 очков.

«Хорошо» — 17 — 11 очков

«Плохо» — 10 — 4 очка.

Появление раздела «для маленьких» не случайно и отражает процесс омоложения спортивной гимнастики. Жизнь семнадцатилетних чемпионов мира наполнена ежедневными многочасовыми тренировками. А гимнастика должна воспитывать не только физические качества, но и развивать их воображение, мышление, культуру. В том числе и культуру гимнастическую, в понятие которой входят и история гимнастики, и знания, накопленные спортивной наукой, и ценности, созданные искусством. Именно распространению          гимнастической культуры служит младший брат международного гимнаста — раздел «юный гимнаст».

«Гимнастика — это...» «Что такое гимнастика?»

Вот уже 60 лет ищет ответ на этот вопрос Франк Кумискей, ищет и не может дать формулировки, которая бы полностью удовлетворила его. Начав в 20-х годах заниматься гимнастикой, он закончил активно выступать только в 50-х. За этот период он был участником всех трех Олимпиад: 1932, 1936, 1948 годов. Многие годы он занимал пост технического директора Федерации гимнастики США. А уйдя на отдых, Ф. Кумискей стал официальным летописцем федерации.

 
 
Library   61   Up


Contents

 

Home
 

С 1983 года журнал начинает публиковать главы из его последней книги, рассказывающей об истории гимнастики. Печатаются они в виде специальных приложений к выпускам журнала. Июньский номер открывает

 

эту серию и посвящен истории гимнастики до 1896 г., первым Олимпийским играм 1896 года в Афинах и играм II Олимпиады, состоявшимся в 1890 году в Париже.

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

   
В. Д. Найпак
 

Этой статьей мы заканчиваем публикацию кратких очерков истории отечественной художественной гимнастики.

Начало пятидесятых- годов памятно любителям художественной гимнастики появлением первой Всесоюзной классификационной программы.

Программа начинающих и гимнасток третьего разряда состояла из групповых обязательных упражнений: без предмета, с элементами акробатики и равновесия и с предметом (для начинающих — один по выбору из трех: скакалка, малый мяч, набивной мяч; для 3-го разряда — один из двух по жребию: малый мяч, скакалка). Четвертым видом многоборья был гимнастический прыжок через планку высотой от 90 до 115 см.

Второй разряд предусматривал те же виды, но упражнение с предметом (шарф, обруч, булавы — по выбору) должно было быть произвольным с обязательными элементами. Гимнастический прыжок осуществлялся через планку высотой от 100 до 120 см.

Программа 1-го разряда включала групповое обязательное упражнение без предмета, групповые произвольные упражнения с элементами акробатики и равновесия, с предметом (скакалка, обруч, шарф, лента, мяч, булавы — по выбору), с обязательными элементами и прыжок с трамплина (один вид прыжка из четырех по жребию: согнувшись с поворотом на 90° — «щука», прогнувшись, согнув ноги назад — «припятка», подбивной — «олень» и выпрямившись с поворотом на 540°). Пятым и шестым видом многоборья для перворазрядниц были индивидуальные произвольные упражнения без предмета и с любым предметом.

 

Для выполнения разрядного норматива необходимо было набрать 75% возможной суммы баллов. Высшая оценка за исполнение каждого упражнения устанавливалась в 10 баллов.

Эта программа, разработанная ленинградскими и московскими авторами Ю. Н. Шишкаревой, А. Р. Башниной, Т. Т. Варакиной, Л. Н. Кудряшовой, Л. Е. Денисовой, С. В. Нечаевой, З. Г. Беспаловой, В. А. Ломуновой и М. Т. Окуневым, просуществовала четыре года, позволила систематизировать работу в области художественной гимнастики в масштабах всей страны, четче определить спортивную направленность нового вида гимнастики, увеличить число девушек и женщин, занимающихся в секциях.

В 1950 году издательство «Физкультура и спорт» выпускает в свет первую книгу «Художественная гимнастика», написанную Ю. Н. Шишкаревой. В ней были рассмотрены вопросы организации и методики и программный материал. В течение последующих двух лет она была переиздана во многих странах, в том числе в Болгарии, Венгрии, Румынии, Китае, Чехословакии. Советская школа художественной гимнастики впервые шагнула за рубеж. В тот же период выходит из печати, ставшая ныне уникальной, «Музыкальная хрестоматия» Р. А. Варшавской и М. С. Лесмана. В этом необычном издании были собраны классические и современные музыкальные произведения и фрагменты, рекомендуемые для занятий и упражнений художественной гимнастики. В дальнейшем эта хрестоматия сыграла большую роль в повышении. музыкальных знаний и культуры молодых тренеров. В августе

Library   62   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало