Тройной твист как базовый элемент может со временем стать основой серии интереснейших комбинированных трюков, необходимость в которых в современной акробатике ощущается весьма остро.
Полноценной методики обучения тройному твисту пока нет. Предлагаемые заметки не претендуют на безусловность рекомендаций, но, надеюсь, приумножат число прыгунов, штурмующих этот прыжок.
Мой ученик, 18-летний ленинградец Иван Федюнин, в 1984 — 1985 гг. четырежды выполнял на соревнованиях тройной твист с оценками 9,2 — 9,9 балла. Прежде чем перейти к анализу контурограммы этого прыжка в его исполнении, приведу несколько цифр*.
Максимальная высота положения ОЦТ прыгуна над дорожкой — 3 м 20 см, длина прыжка — 4 м 05 см. Время полета 1,33 с. Первое сальто, включая предварительный поворот в воздухе на 180° по винту, длится 0,57 с, второе — 0,38 с, третье — 0,38 с. Угол курбетной атаки перед отрывом — 45° (кадр 2), в момент отрыва — 70° (кадр 3).
Разбег заканчивался мощной курбетной атакой (кадр 1) с максимальным использованием упругости акробатической дорожки (в данном случае — деревянная дорожка типа «Рейтер»).
Толчок предполагает несколько стрекоссированный отрыв от опоры, который, однако, не мешает удлинить траекторию полета.
Кадр 3 интересен тем, что в момент отрыва от опоры просматривается абсолютно прямое положение тела (незначительный прогиб в пояснице в этот момент для прыгуна, исполняющего твист, недопустим). За-
* Расчет произведен на основании кинограммы, отснятой в условиях соревнований. Скорость съемки 24 кадра в секунду.
|
|
канчивая поворот (кадр 5), спортсмен начинает группироваться.
Нами было апробировано несколько вариантов предгруппировочной позиции рук и туловища прыгуна. Попытка удержать руки вверху после толчка и поворота обещала ускорить поворот и усилить эффективность группировки. Однако оказалось, что в тройном варианте твиста при такой позиции рук почти невозможно успеть захватить ноги. От варианта полу группированного первого сальто мы также отказались. Вход в сальтовую крутку по типу переднего сальто согнувшись несколько снижал положение ОЦТ и сокращал время полета. Пришлось и этот вариант отвергнуть.
Работа прыгуна (кадры 4, 5), как видим, аналогична работе при выполнении переднего сальто. Кадры 6, 7 позволяют проследить за подкруткой головой и голенью по сальто, которые, кстати, в данном случае использованы недостаточно. Кадром 8 завершается первое сальто. Второе сальто (кадры 9 — 14) проходит в быстром вращении в верхней части траектории. Группировка еще более плотная, голова втянута в плечи (кадры 13 — -14).
Вход в третье сальто (кадры 15 — 17) характерен снижением траектории полета. В воздухе прыгун это физически ощущает. Кадры 17 — 18 показывают, как он борется за эффект докрутки, плотно прижимая бедра к груди и одновременно подготавливая стопы к встрече опоры.
Следует отметить, что в отличие от приходов после сальто назад в твистах встреча опоры происходит с пятки, более жестко. Это требует особенно точных действий исполнителя в момент приземления, когда он должен остановить движение головы и плеч по инерции. На кадрах 19 — 21 виден момент приземления. Руки отпустили группировку еще в воздухе, ноги отлично встречают опору, но несколько бесконтрольный инерционный рывок головы вперед (кадр 19) чуть не портит приземления. На кадре 20 |