Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

го навыка. В этом плане все, что предлагается гимнасту в процессе обучения и совершенствования, включая методы словесного, аудиовизуального воздействия, методы упражнения, со временем оказывается интериоризованным в структуре освоенного ДД. В полной мере это относится и к случаям формирования ложной ООД, соответствующей ошибочно заученному ДД. Исправление таких движений может быть более или менее успешным только при условии, если тренер учитывает, хотя бы в общем виде, описанные закономерности. В частности, при попытках исправления укоренившихся ошибок важно в первую очередь добиться экстериоризации элементов ДП, то есть их обратного перевода из внутреннего плана во

 

внешний с соответствующей деавтоматизацией ДД и разворачиванием ООД. Большую роль при этом играют все средства, позволяющие сделать движения гимнаста хорошо осознаваемыми, сознательно контролируемыми, активно дифференцируемыми. Незаменимую роль играют здесь слово, логическое мышление, приемы типа самоотчетов и имитационных самопоказов, позволяющие не только понять ошибку, но и перцептивно дифференцировать неверное и верное движения. Анализируя эти моменты, а также все сказанное выше о психолого-педагогических особенностях процесса обучения, тренер, возможно, сможет сделать для себя ряд практически полезных выводов.

 

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ
НАВЫК

   
Коренберг В. Б., доцент МОГИФКа
 

Как-то Н. А. Бернштейн заметил, что человек в норме никогда не совершает движения, а всегда совершает действия. Современные представления о структуре деятельности позволяют развить эту мысль: человек в норме никогда не совершает движения или даже двигательные действия, а всегда решает двигательные задачи. И если Н. А. Бернштейн в свое время обратил внимание на то, что биомеханика движений перерастает в биомеханику двигательных действий, то сегодня мы вправе утверждать: рождается биомеханика решения двигательных задач. Видимо, именно это направление биомеханики найдет полноценный деловой контакт с практикой спорта. В такой биомеханике должны быть органично слиты в целостную систему многие ныне еще разобщенные понятия и закономерности как механики, анатомии и физиологии, так и психологии, педагогики, кибернетики.

В спортивных видах гимнастики на обучение и техническое совершенствование расходуется львиная доля времени, нервной и физической энергии, поисков и рассуждений. Поэтому тренерам и гимнастам надо хорошо ориентироваться в таких понятиях, как

 

двигательная задача, двигательное умение, двигательный навык, понимать, в чем их сущность: чтобы разрешить сложную ситуацию, надо иметь достаточное представление о ее внутренней структуре, примитивное представление часто приводит в тупик. Сегодня все яснее становится, что старые модели перестают удовлетворять, и все интенсивнее поиск новых.

В статье содержатся некоторые соображения и утверждения дискуссионного характера. Затрагиваются непростые для понимания вопросы, которые требуют точных, несколько громоздких формулировок.

Предлагается называть задачей такую идеальную, т. е. существующую только в представлении, модель некоторой части действительности, такую системно организованную совокупность представлений, обязательными компонентами которой являются модельные представления об исходной ситуации, о желаемой конечной ситуации и (или) желаемом процессе развития исходной ситуации (цель задачи), о доступных средствах и их достаточности для решения задачи, об ограничениях, накладываемых на использование этих средств. Решение

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

задачи представляет собой действие, которое из исходной ситуации ведет к достижению цели при соблюдении упомянутых ограничений.

Проиллюстрируем сказанное примером. В вольных упражнениях надо выполнить рондат — фляк — пируэт. Представление об этом — цель задачи. Модель исходной ситуации: представление о пространстве для выполнения этого соединения, об особенностях помоста, о соревновательной ситуации; осознание своих мотиваций, уровня притязаний, эмоционального фона. Модель средств: представление о своем текущем двигательном функциональном состоянии, о своей целевой технической подготовленности, о своей способности ориентироваться в ситуации и принимать срочные исполнительные решения. Модель ограничений: представление о норме выполнения данного соединения, о мере допустимости нагрузок на элементы опорно-двигательного аппарата, о разумных границах риска и т. д. Все это гимнаст имеет как нечто данное, как двигательную задачу, которую ему предстоит решить. Он, исходя из этого, будет стараться делать рондат и фляк длиннее или короче, больше или меньше «закручивать» себя по сальто или по пируэту, выше или ниже прыгать.

Цель гимнастической двигательной задачи связана не только с конечной ситуацией, но и (даже еще теснее) с самим процессом изменения ситуации.

В гимнастике действия строго нормированы по форме (что накладывает особые ограничения на использование средств решения задачи) и последовательности при высокой стабильности внешних условий, в связи с чем, невзирая на большое количество и разнообразие двигательных действий, большая часть двигательных задач хорошо известна и поставлена заранее. Эта особенность создает ложное впечатление, что гимнаст не решает двигательные задачи, а лишь выполняет двигательные действия (а ведь двигательное действие — только один, исполнительный этап решения двигательной задачи). На самом же деле имеют место всегда в той или иной мере и все остальные этапы: планирование, принятие исполнительных решений, программирование, оценка результатов решения.

В спортивной гимнастике (как и в некоторых других видах спорта) цель

 

задачи относится к перемещениям только своего тела и его звеньев (фиксации можно рассматривать как перемещение с нулевой скоростью). Поэтому особенно велика роль проприоцепции.

Несколько слов о каждом из компонентов решения гимнастических двигательных задач.

Двигательный (моторный) компонент стабилизируется по мере совершенствования соответствующего двигательного навыка, причем стабилизируются и кинематика, и динамика движений. Однако стабилизация кинематики существенно выше и достигается в большей мере за счет корректирующей вариативности динамики (системы усилий): гимнаст все время подстраивает усилия таким образом, чтобы стабилизировать форму системы движений. Динамика значительно быстрее и сильнее, чем кинематика, отклоняется от нормы в результате допущенных двигательных ошибок. Поэтому при наличии функциональной избыточности нередко можно сделать ошибку незаметной для судей.

Стоит особо отметить, что двигательный компонент решения двигательной задачи включает в себя формирование все время адекватных выполняемым действиям системного тонуса мышц, генеральной и локальной поз, «настройки» двигательных «автоматизмов», в том числе определяющих последовательность и характер «включения» некоторых мышц в целостных системных движениях (предлагается называть всю эту совокупность, являющуюся фоном для фазных напряжений мышц, целевым фоновым двигательным функционалом тела).

Афферентный (перцептивный) компонент выполняет в основном функцию контроля выполнения своих движений и двигательных действий, поскольку стандартность условий снижает роль обстановочной афферентации и контроля развития внешней ситуации (не то что в играх или единоборствах). Еще одна особенность: гимнаст легко, точно и далеко вперед прогнозирует свои ощущения, поскольку (если нет существенных двигательных ошибок) ситуация развивается по заранее известной программе.

Мнемический компонент характеризуется программностью извлечения из памяти необходимой информации и потому как бы автоматизмом. Однако

 
Library   42   Up


Contents

 

Home
 

а критических ситуациях оперативность и безошибочность извлечения из памяти нужной и адекватной информации приобретают очень большое значение. Тут проявляются не только особенности памяти, но и особенности соответствующих двигательных мета-программ*.

Логический компонент — это главным образом оценки и принятие исполнительных решений как в нормальных, так и в критических ситуациях, если рассматривать выполнение отлично освоенных упражнений. В процессе же их разучивания планирование и программирование двигательных действий являются сложными и интенсивными логическими процессами.

Если обратиться к физиологии...

Единицей деятельности является решение двигательной задачи. Это заставляет считать, что функциональные системы формируются для решения двигательных задач.

Но задачи надо сначала ставить, а потом уже решать. Видимо, постановка задачи включает в себя и целеобразованне. Тут тоже не обойтись без функциональной системы, альтернативы не видно.

Представляется целесообразным различать подготовительные и исполнительные функциональные системы. Подготовительные обеспечивают постановку задач и подготовку к процессу их решения (формирование мотивов, целей, установок, деятельностных моделей ситуации, принятие предварительных решений). Исполнительные — решение задач (планирование решения задачи, принятие исполнительных решений, программирование решения задачи, реализация программы, оценка решения задачи). В прагматическом плане такое деление оправданно. Здесь надо остановиться на двух вопросах.

Общепринятое представление о принятии решения представляется неоправданно свернутым. По-видимому, можно утверждать, что всегда принимаются два решения, а не одно, причем это два принципиально неоднородных решения. Одно решение по существу, по содержанию предстоящего действия («содержательное исполнительное решение»), другое —


* См. Коренберг В. Б. Надежность исполнения в гимнастике. М., ФиС, 1970. Основы качественного биомеханического анализа М., ФиС, 1979.

 

определяет момент начала действия («пусковое исполнительное решение»). Определение содержания предстоящего действия (выбор варианта плана и его утверждение, акцепция) позволяет начать процесс программирования. Отдельное решение по моменту начала действия позволяет лучше адаптировать (здесь «подогнать») его к ситуации.

Отношения функциональных систем могут быть иерархичны. Таким образом, можно говорить об их отношениях «по горизонтали» и «по вертикали». Давно замечено и экспериментально подтверждено, что практически все более или менее сложные двигательные действия «собираются» из готовых частей — двигательных блоков, которые при этом, конечно, определенным образом несколько меняются, чтобы сочетаться между собой. Это дает основание полагать, что у гимнаста формируются функциональные системы для решения совсем простых двигательных задач, а по мере появления более сложных задач, объединяющих несколько простых, формируются более сложные (более высокого ранга) функциональные системы, объединяющие более простые. Такое объединение является не просто механическим. Обязательно должна сформироваться специальная координирующая функциональная подсистема, управляющая «взаимосодействием» объединяемых функциональных систем (которые, таким образом, превращаются в подсистемы функциональной системы более высокого ранга). Координирующая подсистема должна обеспечивать общее программирование и метапрограммирование решения «укрупненной» двигательной задачи, т. е. смысловое программирование, кинематическое и динамическое программирование функционального сочетания объединяемых двигательных блоков, афферентное программирование, формирование оценочных критериев и шкал, «запасных» двигательных программ.

Яйцо или курица? Давно продолжается и никак не разрешится спор о том, «что сначала, а что потом» — умение или навык. В спорте чаще рассматривают только одно отношение между этими понятиями: умение по мере тренировки превращается в навык. В педагогике чаще акцентируется внимание на том, что на основе ряда навыков строится умение как способность производить целый ряд од-

 
Library   43   Up


Contents

 

Home
 

нотипных или существенно сходных действий. Не ставя перед собой цели решить этот спор о «первородстве», попробуем все же выбрать для дальнейшего хода изложения какую-то одну позицию. Нам представляется, что как умение, так и навык входят в состав средств, обеспечивающих решение соответствующей задачи (говоря «умение», «навык», «задача», будем подразумевать, что они двигательные). Если задача простенькая, узкая, то и требуемые умение и навык целесообразно рассматривать в том же масштабе, применительно именно к этой задаче. В случае более широкой задачи надо рассматривать и более широкие навык и умение. Здесь будем рассматривать навык как умение, подкрепленное практикой его реализации. Пожалуй, следует несколько слов посвятить определению этих понятий.

Во-первых, надо сразу отказаться от наиболее распространенного в спортивной и педагогической литературе определения умения и навыка как в той или иной мере освоенного действия или даже движения. Навык и умение — никак не действие. Это потенциальная способность. Никакого действия гимнаст может не выполнять, а соответствующие навыки у него могут при этом быть. Умение и навык есть приобретенная способность выполнять соответствующее действие в состоянии функциональной нормы.

Нельзя полностью согласиться и с теми определениями, в которых утверждается, что отличие навыка от умения в том, что двигательное действие при наличии навыка выполняется лучше или что его выполнение автоматизировано. Мастер-гимнаст пусть новое, но простое для него упражнение выполнит лучше, чем новичок, сформировавший у себя соответствующий навык, а ведь у мастера применительно к этому упражнению пока только умение. Уровни же автоматизации движений, определяемые разными умениями и навыками, могут сильно отличаться. Наконец, ведь говорим мы «несовершенный навык», «совершенное умение».

Нельзя ли связать понятия «умение» и «навык» с обсуждавшимися выше представлениями об иерархических отношениях и назначении функциональных систем? Стоит попытаться.

Когда гимнаст начинает осваивать новое для него упражнение, он при

 

этом опирается на ранее сформированные у него базовые навыки и умения, на ряд более простых навыков и умений. Значит, у него ранее сформированы и соответствующие функциональные системы. Наступает момент, когда гимнаст, наконец, выполнит упражнение, предельно напрягая внимание и волю. Это значит, что ему удалось под управлением сознания, напрягая логические способности и внимание, объединить упомянутые частные функциональные системы, скоординировать их между собой. Но в то же время это означает, что родилось умение. По мере повторных выполнений упражнения формируется специальная координирующая функциональная подсистема, связывающая частные функциональные системы в единую функциональную систему более высокого ранга. Формирование такой подсистемы есть формирование навыка. Чем совершеннее эта подсистема, тем совершеннее навык! Нельзя определить момент превращения умения в навык, как нельзя определить момент превращения нескольких зерен в кучу, если добавлять по одному. Можно так определить двигательный навык: это приобретенная способность по мере надобности актуализировать единую, целостную исполнительную функциональную систему, обеспечивающую (в состоянии двигательной функциональной нормы) выполнение задуманного конкретного двигательного действия. Наличие такой целостной исполнительной функциональной системы (а значит, наличие специальной координирующей функциональной подсистемы) отличает навык от умения.

Одно время очень популярен был такой сатирический образ современной науки: на поле множество ученых, все специализируются в разных науках и научных направлениях. Каждый роет все глубже и уже не замечает соседей. А надо бы иногда вылезать каждому из своей ямы и ознакомиться с тем, чем занят сосед. Да, попытки соединить смежные науки необходимы. Это не только расширяет кругозор, но и позволяет частенько понять то, что в рамках одной науки труднопостижимо, а то и вообще недоступно. Руководствуясь высказанным, отнюдь не новым, соображением, автор попробовал соединить понятия психологии, физиологии и педагогики в некую более или менее связную и непротиворечивую систему.

 
Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало