|
нотипных или существенно сходных действий. Не ставя перед собой цели решить этот спор о «первородстве», попробуем все же выбрать для дальнейшего хода изложения какую-то одну позицию. Нам представляется, что как умение, так и навык входят в состав средств, обеспечивающих решение соответствующей задачи (говоря «умение», «навык», «задача», будем подразумевать, что они двигательные). Если задача простенькая, узкая, то и требуемые умение и навык целесообразно рассматривать в том же масштабе, применительно именно к этой задаче. В случае более широкой задачи надо рассматривать и более широкие навык и умение. Здесь будем рассматривать навык как умение, подкрепленное практикой его реализации. Пожалуй, следует несколько слов посвятить определению этих понятий.
Во-первых, надо сразу отказаться от наиболее распространенного в спортивной и педагогической литературе определения умения и навыка как в той или иной мере освоенного действия или даже движения. Навык и умение — никак не действие. Это потенциальная способность. Никакого действия гимнаст может не выполнять, а соответствующие навыки у него могут при этом быть. Умение и навык есть
приобретенная способность выполнять соответствующее действие в состоянии функциональной нормы.
Нельзя полностью согласиться и с теми определениями, в которых утверждается, что отличие навыка от умения в том, что двигательное действие при наличии навыка выполняется лучше или что его выполнение автоматизировано. Мастер-гимнаст пусть новое, но простое для него упражнение выполнит лучше, чем новичок, сформировавший у себя соответствующий навык, а ведь у мастера применительно к этому упражнению пока только умение. Уровни же автоматизации движений, определяемые разными умениями и навыками, могут сильно отличаться. Наконец, ведь говорим мы «несовершенный навык», «совершенное умение».
Нельзя ли связать понятия «умение» и «навык» с обсуждавшимися выше представлениями об иерархических отношениях и назначении функциональных систем? Стоит попытаться.
Когда гимнаст начинает осваивать новое для него упражнение, он при
|
|
этом опирается на ранее сформированные у него базовые навыки и умения, на ряд более простых навыков и умений. Значит, у него ранее сформированы и соответствующие функциональные системы. Наступает момент, когда гимнаст, наконец, выполнит упражнение, предельно напрягая внимание и волю. Это значит, что ему удалось под управлением сознания, напрягая логические способности и внимание, объединить упомянутые частные функциональные системы, скоординировать их между собой. Но в то же время это означает, что
родилось умение. По мере повторных выполнений упражнения формируется специальная координирующая функциональная подсистема, связывающая частные функциональные системы в единую функциональную систему более высокого ранга.
Формирование такой подсистемы есть формирование навыка. Чем совершеннее эта подсистема, тем совершеннее навык! Нельзя определить момент превращения умения в навык, как нельзя определить момент превращения нескольких зерен в кучу, если добавлять по одному. Можно так определить двигательный навык: это приобретенная способность по мере надобности актуализировать единую, целостную исполнительную функциональную систему, обеспечивающую (в состоянии двигательной функциональной нормы) выполнение задуманного конкретного двигательного действия. Наличие такой целостной исполнительной функциональной системы (а значит, наличие специальной координирующей функциональной подсистемы) отличает навык от умения.
Одно время очень популярен был такой сатирический образ современной науки: на поле множество ученых, все специализируются в разных науках и научных направлениях. Каждый роет все глубже и уже не замечает соседей. А надо бы иногда вылезать каждому из своей ямы и ознакомиться с тем, чем занят сосед. Да, попытки соединить смежные науки необходимы. Это не только расширяет кругозор, но и позволяет частенько понять то, что в рамках одной науки труднопостижимо, а то и вообще недоступно. Руководствуясь высказанным, отнюдь не новым, соображением, автор попробовал соединить понятия психологии, физиологии и педагогики в некую более или менее связную и непротиворечивую систему. |
|