|
бывает не в состоянии выполнить оборот.
При правильном обучении гимнаст вырабатывает надежную систему ООТ, руководствуясь которыми он может уверенно выполнять упражнение в целом. Такая совокупность ООТ л является в данном случае ориентировочной основой действий, упоминавшейся выше (фиг. Е). Руководствуясь ООД, гимнаст может выполнять упражнение на уровне так называемого двигательного умения, то есть владения первичной, наименее совершенной формой навыка, характерной невысоким техническим уровнем исполнения движения, низкой стабильностью и надежностью, относительно невысокой (там, где это возможно) скоростью движения. Показательный признак двигательного умения также минимальная автоматизация ДД и соответственно потребность в сознательном контроле ВЗ движения.
Конкретный состав ООД, выработавшейся у гимнаста в итоге углубленного разучивания движения, число и качество составляющих ее ООД индивидуальны. Однако к сформированной ООД могут и должны предъявляться определенные требования, главные из которых следующие:
— адекватность ДП. Представления, служащие ООТ, должны быть объективно обусловлены биомеханикой движения и служить реальным инструментом контроля ДД гимнаста;
— достаточность (избыточность) ООТ. Выработанная в обучении система ООТ должна быть по меньшей мере достаточной, чтобы ею были обеспечены действия во всех ВЗ упражнения;
— конкретность ДП. Ощущения, составляющие ООТ, должны обладать свойствами определенности, в частности быть конкретизированными по модальному признаку;
— устойчивость ДП. Представления, связанные с ООТ, должны быть достаточно стабильными по силе и составу, лишь при этом условии они сохраняют эффективность в качестве элемента ООД;
— сводимость ДП. Представления, составляющие каждую ООТ, должны сводиться в конечном итоге в цельный образ-символ, позволяющий лаконично и практически удобно настраиваться на последовательные пооперационные действия, отраженные в ООД;
— системность ООД. Между пос-
|
|
ледовательными ООТ, входящими в ООД, должна существовать четкая преемственность. Количество и качество ООТ должны гарантировать возникновение функциональной цепочки, позволяющей непрерывно контролировать ДД но всех его частях.
ООД — инструмент управления ДД, действующий после того, как в результате обучения гимнаст достиг уровня двигательного умения. В ходе дальнейшего совершенствования движения соответствующие изменения претерпевает и ООД. На первый план выходят те компоненты ДП, которые позволяют наиболее четко, однозначно выполнять движение, тогда как другие оттесняются на второй план или вообще теряют свою силу как ненужные. Все элементы ДП, так или иначе задействованные в ООД, становятся (независимо от доминирующей модальности) все более компактными. Ярко проявляется это, в частности, в словесных формулах, используемых в обучении. Так, если вначале тренер должен был давать развернутое описание ощущений, связанных со спадом в обороте не касаясь; «Опускаясь, зажимаешься в плечах как будто упираешься в пружину...» и т. д., то в дальнейшем словесная формула все более упрощается. Вначале сохраняются лишь ключевые слова («Зажимаешься, пружина»), затем уже все действия, относящиеся к данной ООТ, будут передаваться лаконичным символом («Пружина!»), наконец, слово может быть заменено подсчетом, несущим, как ни парадоксально, всю информацию, вкладывавшуюся ранее в пространное объяснение. При этом такой подсчет не просто лаконичен, ко и позволяет связать словесный образ с перцептивным, сохраняя при этом форму ритмически организованной звуковой модели движения.
Описанный процесс сворачивания ООД закономерен и соответствует переходу от двигательного умения к двигательному навыку (фиг. Е — Д) — двигательному действию, выполняемому уже в значительной (но далеко не в полной) мере автоматизированно, надежно, точно.
Сворачивание ООД является отражением процесса так называемой интериоризации, то есть перехода от внешнего плана восприятия явлений к внутреннему. В широком смысле это процесс усвоения гимнастом всех элементов внешнего воздействия, направленных на формирование двигательно- |
|