Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

4.  И. п. — упор стоя сзади. Нажимать руками книзу 6 — 8 с.

4 — 5 подходов.

5.  И. п. — упор стоя правая вперед, левая назад.

Нажимать руками книзу 6 — 8 с. 4 — 5 подходов. То же, сменив положение рук.

Предлагаемые приспособления до-

 

статочно просты в изготовлении и доступны при эксплуатации. Разработанные упражнения адекватны технике соревновательных движений. Проведенные исследования и эксперимент выявили высокую степень усвоения силовых и статических упражнений на кольцах гимнастами различной квалификации.

 

 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — В ПРАКТИКУ


ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

   
Н. Г. Сучилин, В. Г. Усатый,
Т. С. Селиванова (ВНИИФК)
 

В связи с тем что увеличение объемов тренировочных нагрузок в гимнастике не может продолжаться бесконечно, возникает настоятельная необходимость в разработке и обосновании эффективных нетрадиционных путей, средств и методов интенсификации учебно-тренировочного процесса, особенно процесса технической подготовки, непосредственно связанного с разучиванием и совершенствованием упражнений прогрессирующей сложности. Одним из таких путей является предложенный И. П. Ратовым (1972) методический прием искусственной активизации мышц (ИАМ) непосредственно в процессе выполнения спортивного упражнения. При этом стимулируемые электрическим током мышцы работают в естественном режиме обеспечения движения. Это отличает ИАМ от других приемов электростимуляции мышц (ЭМС), имеющих широкий спектр применения, однако прямо не связанных с выполнением упражнения по времени.

С целью изучения возможности применения ИАМ — ЭМС непосредственно в ходе технической подготовки начиная с 1974 г. мы провели серию опытов на сборах квалифицированных гимнастов-юниоров. Предварительно мы проверили принципиальную возможность применения ИАМ — ЭМС в процессе выполнения гимнастических упражнений и получили хорошие результаты.

 

Экспериментальные исследования велись по трем основным направлениям:

—   коррекция технических ошибок, не поддающихся исправлению обычными методами;

—   совершенствование техники упражнений (элементов) различной сложности;

—    обучение сложным упражнениям (элементам), начиная с формирования основ его техники.

В опытах стимулировались мышцы, обеспечивающие правильное выполнение ведущего элемента координации (ВЭК) в основных фазах движения. Эти мышцы определялись путем биомеханического и функционально-анатомического анализа упражнений на фазовом уровне.

Электроды накладывались на двигательные точки мышц, обеспечивающих выполнение ВЭК в основных фазах движения. Методика наложения электродов биполярная. Электроды помещались в пропитанную солевым раствором фланелевую ткань и укреплялись на соответствующих мышцах испытуемых с помощью резинового бинта или лейкопластыря.

ЭМС-сигнал имел форму затухающих колебаний с напряжением пика (без нагрузки) 250 — 350 В. Длительность импульса — 2,2 мс. Напряжение ЭМС-сигналов подбиралось индивидуально до порога болевой чувствительности. В экспериментах ис-

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

пользовался электростимулятор, сконструированный в НИИ коневодства. Для этой цели пригодны также промышленные электростимуляторы.

ЭМС-импульс вначале подавался по проводам, которые (по возможности) вплетались в веревки страховочного пояса.

Все опыты проводились по общей схеме. Каждый испытуемый выполнял три серии попыток (фон, эксперимент, последействие) по 5 подходов в каждой:

1)   серия попыток выполнения упражнений в обычных условиях (цель: определение исходного фонового уровня владения техникой);

2)   серия попыток выполнения упражнений с подачей ЭМС-сигнала в требуемых фазах движения (цель: определение эффекта действия ИАМ в процессе выполнения упражнения);

3)   серия попыток выполнения упражнения сразу после прекращения подачи ЭМС-сигналов (цель: определение эффекта экспресс-последствия ИАМ).

Упражнения, выполняемые в эксперименте, регистрировались с помощью видеозаписи и киносъемки.

Попытки на качественном уровне оценивались визуально, а на количественном — в процессе расшифровки видеозаписей и киноматериалов по разработанной методике (Н. Г. Сучилин, 1978).

В проведенной нами серии опытов изучены условия и эффект применения ЭМС в различных упражнениях: прыжок вверх с места, сальто назад в группировке с места; акробатические прыжки, маховые упражнения и соскоки со снарядов (брусья, кольца, перекладина) прогрессирующей сложности (включая тройные сальто).

Первая серия экспериментов была проведена на простых и базовых упражнениях (прыжок вверх с места и сальто назад в группировке с места). В результате этой серии опытов выявлено, что ИАМ — ЭМС достоверно улучшает характеристики обоих упражнений. При прыжке вверх с места (20 испытуемых, 300 попыток) ЭМС-импульсы подавались на наружные и внутренние края камбаловидных мышц обеих ног в момент отталкивания. При этом высота прыжка в среднем увеличилась на 4,9 см.

Примечателен тот факт, что результаты прыжков в третьей серии, выполненных сразу после попыток с применением ЭМС, превышают исход-

 

ный уровень (первая серия) на 18,3%.

При выполнении сальто назад в группировке с места (8 человек, 120 попыток) ЭМС-импульсы подавались на те же мышцы ног, что и в предыдущем эксперименте (для активизации отталкивания), а также на передние пучки дельтовидных мышц справа и слева (для активизации взмаха руками, увеличивающего главный кинетический момент). Выявленные в предыдущем эксперименте закономерности подтвердились.

В третьей серии попыток количество положительных оценок по фазам и в целом за упражнение достоверно увеличилось. Улучшилась техника в фазе отталкивания, в частности стартового положения*, форма движения и вращение в полете. Вероятность получения отрицательных оценок достоверно уменьшилась.

В упражнениях на перекладине ЭМС применялась при выполнении следующих соскоков:

—   сальто назад прогнувшись;

—   двойное сальто назад в группировке;

—   двойное сальто назад согнувшись;

—   двойное сальто вперед согнувшись;

—   тройное сальто назад в группировке;

—   тройное сальто вперед в группировке.

Всего было зафиксировано ПО попыток. При выполнении соскоков сальто назад большим махом вперед стимулировались проксимальные участки прямой мышцы бедра и верхние сегменты прямой мышцы живота (справа и слева) одновременно. При выполнении соскоков сальто вперед большим махом назад стимулировались двуглавые мышцы бедра и мышцы-разгибатели позвоночного столба.

В обоих случаях стимуляционные импульсы подавались в III квадрате опорного периода в фазе рабочих действий соскока и предшествовавшего ему элемента (большой оборот вперед или назад).

Выявлено, что в попытках второй серии (с подачей ЭМС-импульса) имеет место выраженная, хотя и недостоверная тенденция к улучшению отдельных фаз движения. Достоверно

 


* Положение тела в момент потери контакта с опорой.

 
Library   28   Up


Contents

 

Home
 

улучшается лишь стартовая поза. При этом характеристики безопорного периода могут недостоверно ухудшаться, что обычно сопровождается некоторой дискоординацией с потерей ориентации в полете.

Анализ попыток третьей серии показал, что экспресс-последействие ЭМС заключается в достоверном улучшении основных характеристик технических действий. Наибольшие положительные изменения произошли и фазе рабочих действий, где перед этим подавались ЭМС. Улучшилась контрольная поза в вертикальном положении и стартовое положение. Время полета в среднем увеличилось с 1,16 с до 1,21 с (4,3%).

Положительный результат дали эксперименты по исправлению технических ошибок. С помощью ЭМС у конкретных гимнастов были быстро исправлены косные технические ошибки в соскоках с перекладины, ранее не поддававшиеся исправлению. В том числе и в таком сложном соскоке, как тройное сальто.

Анализ полученной в экспериментах информации выявил достоверное повышение уровня осознаваемости элементов самоконтроля в фазах, где подавалась ЭМС и как следствие одновременную объективизацию самооценки граничных поз (ГП), контрольных положений (КП) и ВЭК в этих фазах.

Реализация разработанных нами линеаризованных обучающих программ с применением ЭМС позволила быстро (в течение недели) разучить принципиально новые для испытуемых соскоки.

В экспериментах на брусьях ЭМС применялась для обучения и совершенствования техники соскоков прогрессирующей сложности, выполняемых большим махом.

Было проведено три педагогических эксперимента. Задачей первого эксперимента, в котором участвовало 11 спортсменов, было определение стойкости эффекта последовательной ЭМС нескольких групп мышц в процессе совершенствования техники соскока двойное сальто в группировке. С целью активизации широкого свободного маха вперед-вверх и оптимизации стартового положения ЭМС-импульс подавался на задние пучки дельтовидных мышц и трехглавые мышцы плеча в фазе рабочих действий. Последующая подача ЭМС-импульса на прямые мышцы живота в

 

момент отрыва от опоры способствовала своевременному плотному группированию в полете.

Анализ результатов данного эксперимента подтвердил выявленные ранее закономерности. Непосредственно во время подачи ЭМС-импульса у испытуемых наблюдалась некоторая дискоординация движений в полете. Наибольшие положительные изменения в технике здесь также произошли в третьей серии попыток (после ЭМС). Время полета в среднем увеличилось на 0,04 с, что свидетельствовало об увеличении вертикальной составляющей стартовой скорости ОЦТ в полете.

Анализ контрольных испытаний (5 попыток) на третий и пятый день выявил отрицательную динамику; уровень значимости достоверности различий оценок в фазах по сравнению с фоном снизился, что свидетельствовало об угасании эффекта последействия ЭМС.

Цель второго эксперимента (8 гимнастов) заключалась в исправлении технических ошибок. Количество сеансов ЭМС (по 5 попыток) было увеличено до 3. Это позволило еще в большей степени улучшить характеристики технической структуры соскока и увеличить стойкость эффекта ЭМС. Выявленные ранее закономерности вновь подтвердились.

С целью определения эффекта положительного переноса навыка на другие элементы той же структурной группы было проведено сравнение исходных контрольных 5 попыток выполнения поворота махом вперед кругом в стойку на руках с попытками его выполнения после ЭМС, проведенной в соскоке двойное сальто (оба элемента имеют общее профилирующее упражнение). Анализ попыток выявил положительную динамику характеристик технической структуры поворота махом вперед кругом: значение средней оценки за движение в целом возросло с 3,48 (фон) до 3,76 балла при достоверном улучшении контрольных поз в горизонтальном положении, вертикальном поло-женин и в момент отрыва от опоры. Это свидетельствует о положительном переносе правильного навыка, сформированного (или скорректированного) в соскоке с помощью ЭМС, на другие элементы той же структурной группы.

На основании анализа результатов проведенных экспериментов мы пред-

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
 

положили, что процесс интериоризации, т. е. происхождение внутренних действий из внешних, пойдет быстрее, а биомеханический эффект будет более стойким, если параллельно активизировать психологический компонент с помощью традиционных педагогических приемов. С этой целью мы провели эксперимент, в котором ИАМ сочеталась с целенаправленным побуждением испытуемых к активному восприятию и осмысливанию своих действий на основе объективизации их самоконтроля и самооценки. Была составлена линеаризованная обучающая программа для соскока двойное сальто назад с брусьев.

Первый шаг был связан с созданием адекватных представлений об основах техники соскока. Он включал:

1)  разбор видеозаписей и циклограмм лучших исполнителей соскока с выделением ГП, КП и ВЭК в фазовой структуре движения, разъяснение причинно-следственных связей фаз и механизма управления движением;

2)   коллективное построение модели эталонной техники выполнения соскока и ее обязательное вербальное описание каждым испытуемым с определением ГП, ВЭК и КП и последствий отклонений от эталона; 3) выполнение ГП и КП в облегченных условиях; 4) медленную «проводку» по движению (с помощью) с фиксацией правильных ГП и КП с соответствующими пояснениями и самооценкой.

Цель второго шага состояла в совершенствовании техники профилирующего упражнения — свободных и широких размахиваний на брусьях. Он включал в себя: 1) коррекцию ГП «исходное положение»; «замах»; «бросок»; «старт»; 2) совершенствование размахиваний в упоре с постепенным увеличением амплитуды движения до ГП «исходное положение», с одной стороны и ГП «старт»* — с другой (за счет активизации бросково-хлестообразного движения путем подачи ЭМС № 1).

Цель третьего шага состояла в совершенствовании техники базового соскока — сальто назад в полугруппировке (неплотной группировке) с подачей ЭМС № 2. Он включал в себя: 1) выполнение базового соскока с активным последовательным самоконтролем ГП «исходное положение»,

 


* Характерных для целевого соскока.

 

«замах», «бросок», «старт», «поза в полете»; 2) выполнение базового соскока с акцентом самоконтроля на моменте ГП «замах» и ГП «старт»; 3) выполнение базового соскока в наименее плотной группировке с перекрутом (тест на определение «достаточности» кинетического момента в полете для двойного сальто); 4) выполнение базового соскока с быстрым плотным группированием и ранним выпрямлением тела в полете с перекрутом (тест, определяющий готовность к выполнению двойного сальто).

Все перечисленные задания выполнялись с подачей ЭМС-импульсов и активным самоконтролем указанных ГП и КП. Затем самоконтроль переводился на автоматизированный уровень за исключением момента начала броска и старта (ГП «замах», ГП «старт») и поз в полете. Внешний контроль со стороны тренера осуществлялся за теми же элементами фазовой структуры (ГП, КП, ВЭК) плюс время полета. Попытки записывались на видеомагнитофон, затем сразу после подхода замедленно воспроизводились и анализировались вместе с испытуемым.

Цель четвертого шага состояла в отработке технических действий двойного сальто в безопорном периоде в облегченных условиях. Он включал в себя: 1) выполнение двойного сальто с батута в поролоновую яму (контроль и самоконтроль: быстрое группирование в полете и поза фиксированной группировки); 2) то же со спины и с приземлением на батут.

Цель пятого шага — целостное выполнение двойного сальто с брусьев с подачей ЭМС № 3. Он включал в себя: 1) выполнение целевого соскока в поролоновую яму; 2) выполнение целевого соскока в обычных условиях на маты; 3) выполнение целевого соскока в связках.

Задания выполнялись сначала с подачей ЭМС-импульса, а затем без них. Если технические действия на опоре и в полете были правильны, в последующих двух попытках ЭМС не подавалась.

Анализ результатов заключительных контрольных испытаний после прохождения последнего пятого шага с подачей ЭМС показал, что по сравнению с фоновыми попытками произошло значительное улучшение техники соскока как в целом, так и

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

в деталях. Достоверно улучшились все без исключения граничные позы, контрольные положения и соскок в целом. Наиболее значительные улучшения зафиксировались в попытках выполнения соскока сразу после применения ЭМС. Оценка за соскок в целом возросла в среднем с 2,91 до 3,67 балла после ЭМС № 3 в пятом шаге программы, то есть на 26,1%. Грубые ошибки были исправлены во всех случаях (100%).

Улучшение техники соскока двойное сальто по сравнению с фоном подтверждено оценкой квалифицированных экспертов, имеющих международную или всесоюзную судейскую категорию. 37,5% испытуемых в конце эксперимента выполнили более сложный соскок — двойное сальто согнувшись.

После эксперимента испытуемые включили освоенный соскок* в свои произвольные комбинации и успешно выполняли его на хорошем техническом уровне в различных соревнованиях сезона.

В опытах с ИАМ — ЭМС, носивших поисковый характер и проведенных нами в круговых упражнениях на коне, маховых упражнениях на кольцах и акробатических прыжках, изложенные выше закономерности полностью подтвердились.

Таким образом, в результате проведенного цикла экспериментальных исследований установлено, что методический прием ИАМ — ЭМС непосредственно в процессе выполнения гимнастических упражнений является эффективным нетрадиционным средством интенсификации процесса технической подготовки квалифицированных гимнастов.

Наиболее значительные положительные изменения в технике выполнения упражнений в этой серии экспериментов зафиксированы в попытках выполнения упражнений сразу после применения ЭМС, причем особенное улучшение наблюдалось в тех фазах, где производилась ЭМС.

Есть основания считать, что ИАМ с ходе движения является фактором упорядочения координационных отношений в целостной системе мышц. Стимулируемые посредством ЭМС мышцы выполняют функцию ведущего

 


* Во время проведения эксперимента это был наиболее сложный соскок для юниоров

 

элемента меж мышечной координации на физиологическом уровне. ЭМС в движении интенсифицирует активность работающих мышц. При достижении поставленной цели это позволяет гимнастам более четко кинестетически ощущать правильность выполнения движения как на фазовом уровне, так и в целом. При этом интенсифицируется процесс интериоризации действий. Наилучший эффект дает применение ИАМ — ЭМС в сочетании с традиционными педагогическими приемами путем активизации процесса осознания технических действий и самоконтроля.

Остается ответить на следующие вопросы. Почему при подаче ЭМС возникает чувство дискомфорта и некоторая дискоординация с частичной потерей ориентировки в полете? Почему существенное улучшение характеристик технических действий происходит в попытках, выполняемых сразу после прекращения подачи ЭМС? Каков механизм этих явлений?

Прежде чем ответить, напомним читателю, что искусственная активизация мышц в процессе выполнения движений посредством ЭМС побуждает сокращаться требуемые мышцы в нужный момент без соответствующих эфферентных команд центральной нервной системы (ЦНС). После подачи ЭМС в процессе движения от периферийного исполнительного аппарата (мышц, связок, сухожилий) по каналам обратной связи в управляющий движением центр вместо ожидаемой информации начинает поступать афферентная информация о работе, которую он не координировал. Обработка и анализ этой информации требует концентрации внимания с использованием дополнительных резервов.

В результате контроль за продолжающимся движением в полете затрудняется. Возникает чувство неудобства с частичной дискоординацией и некоторой потерей ориентации во времени и пространстве.

Тем не менее после выполнения упражнения спортсмен чувствует, а с помощью тренера и осознает, что целевое рабочее действие выполнено правильно или лучше, чем обычно. Таким образом, получен важный для спортсмена полезный результат его деятельности, который по П. К. Анохину является системообразующим фактором. Это и обеспечивает форми-

 
Library   31   Up


Contents

 

Home
 

рование новой правильной программы управления скорректированной системой движений; нового, более адекватного акцептора действия. В контрольных подходах, выполняемых сразу после серии с подачей ЭМС, спортсмен реализует эту новую программу управления движением. Причем правильные технические действия в этом случае он выполняет без особых усилий, как бы помимо воли, автоматически, что и вызывает чувство легкости.

В заключение отметим, что для широкого внедрения в учебно-тренировочный процесс этого нового и, как

 

показали исследования в различных видах спорта, эффективного методического приема педагогической биомеханики необходимо решить несколько технических проблем. Прежде всего нужно разработать надежную, быстросъемную, не стесняющую движений экипировку для ЭМС; разработать ЭМС-устройства, не только способствующие, но и прямо обеспечивающие сокращение требуемых мышц в нужный момент в естественном и более мощном рабочем режиме и, наконец, обучить заинтересованных тренеров методике использования ЭМС в процессе обучения движениям.

 

 

ОБСУЖДАЕМ — СПОРИМ


КАК НАЙТИ «ПЕТУШИНОЕ СЛОВЦО»!
(о деятельностном подходе к обучению
гимнастическим движениям)

   
Ю. К. Гавердовский, М. М. Боген,
доценты ГЦОЛИФКа
 

О тренере, умеющем дать ученику точный, яркий образ двигательного действия и тем самым сдвинуть обучение с мертвой точки, говорят: «знает петушиное словцо»...

Что это такое? Означает ли это, что талантливый тренер умеет наиболее точно применить известные всем средства, или это и для него каждый раз интуитивная счастливая находка, которой могло не быть? Существует ли вообще надежный способ формирования у гимнаста эффективных, действенных двигательных представлений?

Каждый, кто знает спортивную практику, согласится, что последний вопрос — один из важнейших. Как часто тренер и ученик — казалось бы, знающие о движении уже все возможное! — бьются в поисках продуктивных представлений о движении и но находят их!

В чем здесь дело?

Было бы опрометчивым утверж-

 

дать, что на прозвучавший вопрос существует абсолютно однозначный ответ. Ведь взаимодействие тренера и спортсмена, работающих над достаточно сложным движением, всегда носит поисковый (в идеале — творческий) характер и не может строиться по какой-либо жесткой стандартной схеме. И тем не менее нельзя ли ввести эту работу в более определенное русло, дающее тренеру и гимнасту большую уверенность в действиях и достаточно гарантированный их эффект?

Изучение вопроса показывает, что шаг в этом направлении может быть сделан, если процесс формирования двигательных представлений (ДП) гимнаста, а также и самого двигательного действия (ДД) осмыслить с учетом современных психолого-педагогических концепций, главные из которых в данном случае — теория деятельности, развитая А. Н. Леонтьевым, и теория поэтапного усвоения

Library   32   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало