Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

но). Натяжение пружины должно быть таким, чтобы при дополнительном усилии шарик (5) мог выходить из клинового паза (9). Это дает возможность гимнастам осуществлять свободные движения и предотвращает травмы опорно-двигательного аппарата. На этапе совершенствования, когда ошибки становятся менее значительными, величину натяжения пружины постепенно уменьшают.

 

Применение углового ограничителя дало возможность формировать необходимую динамическую осанку и получать срочную информацию о моменте допускаемой ошибки через тактильные ощущения.

Предлагаемое устройство может быть использовано и для исправления неправильно сформированных двигательных навыков.

 

 

ОБУЧЕНИЕ СИЛОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ НА КОЛЬЦАХ

   
Негребецкий И. А., Сашурин В. Р.
 

Наблюдения показывают, что даже квалифицированные гимнасты, имеющие достаточно высокий показатель развития силы, не всегда могут качественно выполнить такие статические элементы, как горизонтальные висы, варианты упоров руки в стороны, и некоторые другие упражнения на кольцах.

Сложность при обучении статическим и силовым упражнениям на кольцах, их разнообразие, а также конструктивные особенности снаряда требуют дальнейшего совершенствования средств и методов обучения. С этой целью нами разработан ряд тренажерных устройств, подобраны специальные упражнения, позволяющие развивать мышечную силу гимнастов и облегчающие формирование двигательного навыка.

Устройство для тренировки мышц гимнастов. Приспособление крепится на гимнастической перекладине. Оно состоит из разборных металлических рычагов (рис. 1), надетых на стержни, которые приварены к хомутам и за-

14067-15.jpg

Рис. 1

 

креплены на стоиках перекладины. На внутренние концы рычагов надеваются полукольца, которые регулируются на любую ширину рук в стороны. В зависимости от задачи тренировки подбираются амортизаторы из резины или пружины различной силы натяжения, отягощения.

При необходимости определить величину усилий амортизаторы заменяются жесткими растяжками с динамометром.

Устройство используется как тренажер для тренировки динамической и статической силы и выносливости в динамическом, динамико-статическом и стато-динамическом режимах работы мышц.

Имеется возможность моделировать усилия при выполнении сложных статических упражнений, выполняемых на кольцах (упор руки в стороны, горизонтальный вис спереди и сзади, горизонтальный упор на прямых руках, стойка на руках, стойка на руках руки в стороны и др.). При моделировании статических упражнений гимнаст надевает страховочный пояс, к которому крепится трос, переброшенный через перекладину. С помощью натяжения троса гимнасту оказывается помощь при выполнении упражнения.

Упражнения в статическом режиме работы мышц (при жестких растяжках).

1.  И. п. — упор стоя руки в стороны. Нажимать прямыми руками книзу в течение 6 — 8 с.

2.  То же, но поднимать прямые руки вверх.

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

14067-16.jpg

Рис. 2

 

3.  И. п. — упор стоя руки вперед хватом сверху. Нажимать прямыми руками книзу в течение 6 — 8 с.

4.   То же, но поднимать прямые руки кверху.

5.   И. п. — упор стоя руки назад хватом сверху. Нажимать прямыми руками книзу в течение 6 — 8 с.

6.   То же, но поднимать прямые руки кверху.

Упражнения в динамическом режиме работы мышц (устанавливаются резиновые, пружинные амортизаторы или отягощения)

1.  И. п. — упор стоя, правая или левая рука в сторону хватом сверху. Нажимать прямой рукой книзу 8 — 12 раз.

2.  То же, но поднимать руку кверху.

3.  И. п. — упор стоя хватом сверху.

Нажимать прямыми руками книзу 8 — 12 раз (рис. 2).

4.   То же, но поднимать прямые рук" кверху.

5.   И. п. — стоя, согнутые руки хватом сверху.

Сгибание и разгибание рук кверху 8 — 12 раз.

6.  То же, но книзу.

Упражнения рекомендуется выполнять по 1 — 2 подхода в подготовительной части тренировочного занятия после разминки. После 8 — 12 повторений в первом подходе удержи-

 

14067-17.jpg

Рис. 3

 

14067-18.jpg

Рис. 4

 

14067-19.jpg

Рис. 5

 

вать статическое положение рук в горизонтальном положении 6 — 8 с.

Устройство позволяет выполнять специальные упражнения, сходные с основными позами соревновательных упражнений на кольцах (рис. 3, 4).

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

Дозировка для каждого упражнения 4 подхода, удержание позы 6 — 8 с.

Устройство для обучения упорам руки в стороны на кольцах. Состоит из двух цельногнутых, выполненных из металлических труб направляющих,

14067-20.jpg

Рис. 6

 

14067-21.jpg

Рис. 7

 

по которым передвигаются деревянные кольца, закрепленные на роликах с помощью хомутов. Вся конструкция подвешивается на ремнях. Изготовленное устройство позволяет моделировать и тренировать статические упражнения (упор руки в стороны, упор руки в стороны и угол, стойка на руках руки в стороны, горизонтальный упор на прямых руках, горизонтальный упор руки в стороны и т. п.).

Тренировка может осуществляться самостоятельно и с помощью тренера или партнера (рис. 5).

Для помощи применяется подвесной пояс, крепящийся на блоках в верхней подвеске колец. Направляющие, по которым двигаются ролики, имеют отверстия, куда вставляются стопорные штыри, ограничивающие на первых порах амплитуду разведения колец. Таким образом, создаются условия, не позволяющие гимнасту-новичку сразу опуститься в требуемое положение и некоторое время выполнять упражнение с ограниченной амплитудой. В процессе обучения ограничитель постепенно передвигается.

Упражнения выполняются в подготовительной части тренировочного занятия после специальной разминки, по 4 — 5 подходов на каждое упражнение, с удержанием статического положения 6 — 8 с.

Устройство для обучения стойке на руках, упорам руки в стороны, горизонтальному упору, стойке на руках

 

14067-22.jpg

 

Рис. 8

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

14067-23.jpg

Рис. 9

 

руки в стороны. Приспособление крепится к кольцам с помощью капронового троса. Состоит из двух дюралевых труб в виде жердей (рис. 6), которые соединены между собой резиновыми амортизаторами и ограничителями, не позволяющими широко расходиться подвесным жердям (рис. 7). Выполнять упражнения следует по 4 — 5 подходов, удерживая статическое положение 6 — 8 с.

Устройство для обучения горизонтальному вису спереди и сзади. Приспособление состоит из фибергласового шеста, на котором закреплена с помощью двух полухомутов разборная поперечина (рис. 8). Устанавливается приспособление на параллельных брусьях. Оно дает возможность моделировать и тренировать горизонтальные висы спереди и сзади.

И. п. — вис прогнувшись с закрепленными к шесту с помощью амортизаторов ногами. Партнер или тренер постепенно опускает гимнаста в горизонтальное положение (держать 8 — 10 с). Затем партнер переводит шест в вертикальное положение. Постепенно (по мере освоения предыдущего упражнения) резиновый амортизатор передвигается несколько ближе к поясу и в таком положении отрабатывается следующее положение и т. д.

Упражнение выполняется до тех пор, пока гимнаст не будет чувствовать себя уверенно в горизонтальном положении с хорошей статической осанкой. Аналогичные действия по-

 

вторяются при освоении горизонтального виса сзади. Дозировка: 4 — 6 подходов до начала основной части тренировки, с удержанием статического положения 8 — 10 с.

Тренажер для обучения силовым и статическим упражнениям на кольцах (рис. 9). Состоит из 4 дюралевых труб, скрепленных двумя металлическими стержнями (7) и дюралевыми планками (6), образующими раму, на которой крепится деревянная доска (2). Доска с одной стороны закреплена на металлической оси, а с другой пружинами (4), которые крепятся к перекладине (3). Перекладина может перемещаться вверх и вниз по стойкам, регулируя тем самым натяжение пружин. К стойкам прикреплена шкала (8), в которой имеется продолговатое окно, куда вставлен металлический шток, к штоку прикреплена горизонтально стрелка (5). Шток соединен с доской внизу при помощи шарнира.

Тренажер устанавливается под низкими кольцами. Регулируется нужная высота колец. Гимнаст берется руками за кольца и начинает прикладывать мышечные усилия прямыми руками, стремясь, чтобы стрелка попала в нулевое положение.

Под действием веса гимнаста доска начинает опускаться вниз и тянет за собой шток со стрелкой. Таким образом, возникает начальная информация для спортсмена о его весе, а последующая информация сообщает о приложении его мышечных усилий в момент, когда стрелка будет подниматься кверху, стремясь занять нулевое положение. Этот показатель и будет свидетельствовать о том, что мышечное усилие достигло того значения, когда гимнаст может перейти из упора стоя руки в стороны в упор или задержаться в течение 3 — 5 с в упоре руки в стороны.

Предлагаемые упражнения.

1.  И. п. — вис стоя на тренажере глубоким хватом:

а)   подъем силой в упор с прямыми и согнутыми руками;

б)   подъем силой в упор руки в стороны.

2.   И. п. — упор стоя руки в стороны.

Нажимать на кольца прямыми руками 6 — 8 с. Выполнить 4 — 5 подходов.

3.   И. п. — упор стоя руки вперед. Нажимать на кольца прямыми руками 6 — 8 с. 4 — 5 подходов.

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

4.  И. п. — упор стоя сзади. Нажимать руками книзу 6 — 8 с.

4 — 5 подходов.

5.  И. п. — упор стоя правая вперед, левая назад.

Нажимать руками книзу 6 — 8 с. 4 — 5 подходов. То же, сменив положение рук.

Предлагаемые приспособления до-

 

статочно просты в изготовлении и доступны при эксплуатации. Разработанные упражнения адекватны технике соревновательных движений. Проведенные исследования и эксперимент выявили высокую степень усвоения силовых и статических упражнений на кольцах гимнастами различной квалификации.

 

 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — В ПРАКТИКУ


ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

   
Н. Г. Сучилин, В. Г. Усатый,
Т. С. Селиванова (ВНИИФК)
 

В связи с тем что увеличение объемов тренировочных нагрузок в гимнастике не может продолжаться бесконечно, возникает настоятельная необходимость в разработке и обосновании эффективных нетрадиционных путей, средств и методов интенсификации учебно-тренировочного процесса, особенно процесса технической подготовки, непосредственно связанного с разучиванием и совершенствованием упражнений прогрессирующей сложности. Одним из таких путей является предложенный И. П. Ратовым (1972) методический прием искусственной активизации мышц (ИАМ) непосредственно в процессе выполнения спортивного упражнения. При этом стимулируемые электрическим током мышцы работают в естественном режиме обеспечения движения. Это отличает ИАМ от других приемов электростимуляции мышц (ЭМС), имеющих широкий спектр применения, однако прямо не связанных с выполнением упражнения по времени.

С целью изучения возможности применения ИАМ — ЭМС непосредственно в ходе технической подготовки начиная с 1974 г. мы провели серию опытов на сборах квалифицированных гимнастов-юниоров. Предварительно мы проверили принципиальную возможность применения ИАМ — ЭМС в процессе выполнения гимнастических упражнений и получили хорошие результаты.

 

Экспериментальные исследования велись по трем основным направлениям:

—   коррекция технических ошибок, не поддающихся исправлению обычными методами;

—   совершенствование техники упражнений (элементов) различной сложности;

—    обучение сложным упражнениям (элементам), начиная с формирования основ его техники.

В опытах стимулировались мышцы, обеспечивающие правильное выполнение ведущего элемента координации (ВЭК) в основных фазах движения. Эти мышцы определялись путем биомеханического и функционально-анатомического анализа упражнений на фазовом уровне.

Электроды накладывались на двигательные точки мышц, обеспечивающих выполнение ВЭК в основных фазах движения. Методика наложения электродов биполярная. Электроды помещались в пропитанную солевым раствором фланелевую ткань и укреплялись на соответствующих мышцах испытуемых с помощью резинового бинта или лейкопластыря.

ЭМС-сигнал имел форму затухающих колебаний с напряжением пика (без нагрузки) 250 — 350 В. Длительность импульса — 2,2 мс. Напряжение ЭМС-сигналов подбиралось индивидуально до порога болевой чувствительности. В экспериментах ис-

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало