Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

расположены блочные устройства на подшипниках 3, на которые натягиваются тросики 4. Нижние блоки имеют возможность перемещаться по стойкам, что необходимо для натяжения тросов, осуществляемого с помощью талрепов 6, прикрепляющихся к основанию портика.

К тросикам присоединяются жгуты-амортизаторы 7, которые свободными концами крепятся к обычному или универсальному страховочному поясу 8 посредством замков-карабинов.

На некотором расстоянии от нижних блоков (на 10 — 15 см выше) устанавливаются дополнительные блочные устройства 5, которые служат ограничителями перемещения системы «спортсмен — лонжа» вниз при неудачном исполнении упражнений. Длина амортизаторов подбирается в соответствии с их упругостью, так чтобы спортсмен мог смещаться от центра батута в переднезаднем направлении не более чем на 10 — 20 см. Значения допустимых отклонений от центра батута определялись по результатам анализа техники упражнений в исполнении ведущих спортсменов страны.

Предлагаемое устройство предназначается для обучения акробатическим прыжкам, заканчивающимся приземлением только на ноги. Его применение позволяет в значительной степени управлять траекторией движения ОЦМ тела путем ограничения пространственных перемещений спортсмена в нежелательных направлениях (вперед-назад, вправо-влево)

 

и исключает возможность получения травм в результате приземления на раму батута. Кроме того, при неудачном выполнении упражнения амортизаторы устройства, коснувшись дополнительных нижних блоков 5, замедляют движение тела вниз и останавливают его до момента предельного увеличения жесткости опоры в результате полного растяжения пружин батута.

Следует отметить, что важным достоинством предлагаемого устройства является возможность его применения для решения частных педагогических задач, возникающих при обучении акробатическим прыжкам со сложными вращениями*.

Конструкция портика может служить основой для обычной подвесной лонжи. С этой целью можно использовать укрепленные в максимально высоком положении верхние блочные устройства тренажера.

Таким образом, незначительно изменяя устройство, его можно применять для управления траекторией движения ОЦМ тела и в процессе обучения безопорным поворотам и для обеспечения безопасности спортсмена.

Экспериментальная проверка показала, что предлагаемое устройство следует использовать как при начальном обучении, так и в процессе совершенствования техники акробатических прыжков.

 


* Более подробно см. сборник статей «Гимнастика», 1983, вып. 2, с. 9.

 

 

КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА КОНЕ

   
К. В. Громов, тренер СДЮШОР
Днепропетровск
 

Как сократить период обучения круговым движениям? Как добиться стабильности при выполнении этих движений? Эти вопросы остаются актуальными и сегодня. Для обучения упражнениям на коне традиционно используют козлы, грибки, разного рода специальные ручки, подвески и т. п. Однако пока гимнаст затрачивает немало времени на поиск оптимального варианта выполнения круговых движений на коне. В связи с этим автор предпринял попытку усо-

 

вершенствовать методику обучения круговым движениям на коне.

Предлагается устройство, с помощью которого целесообразно начинать обучение круговым движениям: осваивать управляющие действия, опираясь на их силовой компонент. Используя предлагаемое устройство в учебно-тренировочном процессе, мы реализуем мысль о моделировании условий с комплексом воздействий, возникающих при медленном выполнении круговых движений, увеличи-

Library   15   Up


Contents

 

Home
 

14067-7.jpg

 

вая таким образом роль сознательного контроля за их выполнением. Кроме того, условия опоры позволяют расчленить круговое движение на два перемаха, которые могут быть вполне самостоятельными упражнениями. Это облегчает коррекцию движений.

Освоив предлагаемые ниже упражнения, гимнасты приобретают четкие представления о сохранении динамического равновесия и выполнении управляющих действий. Сформированный навык позволяет перейти к выполнению круговых движений на грибке.

Таким образом, наше устройство целесообразно использовать в качестве первого звена в цепи различных вспомогательных снарядов, устройств и приспособлений, применяемых для облегчения и повышения качества освоения. круговых движений.

Устройство представляет собой станину, на которой установлены две наклонные стойки с вертлюгами и за-

 

крепленными на них деревянными шарами.

Круговые движения выполняются в положении ноги врозь. Гимнаст проносит над опорой только одну ногу, что в значительной мере облегчает выполнение упражнений. Кроме того, применение описываемого устройства интенсифицирует процесс формирования двигательного навыка. При этом механизм сохранения динамической устойчивости адекватен тому, который имеет место при выполнении круговых упражнений на коне.

Упражнения на предлагаемом устройстве следует начинать из упора, а не из размахивания во фронтальной или сагиттальной плоскости, как предполагалось нами вначале. Гимнаст должен силой направить ноги по дуге в сторону перемаха, сохраняя прямое положение тела, и перед самым толчком рукой развести их. При этом формирование двигательного навыка лучше начинать с освоения

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

перемахов вперед и назад и только затем приступать к выполнению круговых движений (их гимнасты начинают выполнять уже на третьем занятии).

Доступность упражнений повышает интерес занимающихся к занятиям. Кроме того, разучиваемое движение с самого начала выполняется с минимальными ошибками. Все это позволяет увеличить количество повторений, ускоряя процесс формирования двигательного навыка.

Для получения наибольшего педагогического эффекта надо сочетать упражнение на рассматриваемом устройстве с развитием специальных физических качеств и проводкой по кругу на грибке. Кроме того, нельзя забывать и о маховых упражнениях, которые надо осваивать одновременно с кругами.

Начиная упражнение, гимнаст силой направляет ноги по дуге в сторону перемаха, сохраняя тело прямым. При этом плечевой пояс перемещается по окружности в противоположном направлении. Активные усилия гимнаста по увеличению скорости ног в их движении по кругу имеют решающее значение для обучения управляющим действиям. Вслед за разгоном ног наступает одноопорная фаза двигательного действия, в которой одноименная перемаху нога проходит над опорой, а разноименная — между шарами. Перемах завершается постановкой руки и соединением ног, гимнаст приходит в положение, из которого было начато движение, т. е. в упор. В случае безостановочного вы-

 

полнения перемахов гимнаст не соединяет ноги.

Ниже перечислены только основные упражнения в рекомендуемой последовательности.

1.  Перемах одной вперед.

2.  Перемах другой назад.

3.   Перемах одной вперед и через остановку перемах другой назад.

4.  Перемах одной вперед (назад) и без остановки перемах другой назад (вперед).

5.   Круговые движения на количество.

В процессе обучения выявилась наиболее характерная ошибка: выполняя перемах вперед из упора одной ногой, гимнаст оставляет другую сзади. Чтобы избежать этого, следует при движении ног по дуге в сторону перемаха разводить их только одновременно с толчком рукой. Кроме того, обучение ускоряется, если использовать какой-нибудь предмет, вокруг которого гимнаст будет обводить ноги (к примеру, набивной мяч, лежащий между станинами на полу).

Предполагается, что при освоении первого и второго упражнений можно будет определить оптимальное направление выполнения круговых движений для каждого гимнаста.

Этап формирования двигательного навыка с помощью предлагаемого устройства длится от двух недель до одного месяца. Уверенное и стабильное выполнение пятнадцати круговых движений на предполагаемом устройстве служит ориентиром для перехода гимнаста к следующему этапу обучения — выполнению кругов на грибке.

 

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ

   
А. Г. Трифонов, ст. преподаватель
ВГИФКа, Л. П. Семенов, к. п. н.,
доцент ГЦОЛИФКа
 

Многие гимнастические элементы на снарядах связаны с поворотами вокруг одной руки. В связи с этим нами было разработано устройство, позволяющее эффективно развивать силу мышц кисти, предплечья и плеча в отличие от известного аналогичного устройства (Гимнастика, вып. 1, 1980, с. 17 — 18), которое не позволя-

 

ло давать околопредельные и предельные нагрузки, необходимые для роста силы мышц.

Устройство (рис. 1, 2) содержит опорную площадку (1) и две ручки (2), каждая из которых с помощью двух болтов (3) и гаек (4) жестко крепится к опорной площадке-шкиву (5), последний посажен на подшип-

Library   17   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало