|
расположены блочные устройства на подшипниках
3, на которые натягиваются тросики 4. Нижние блоки имеют возможность перемещаться по стойкам, что необходимо для натяжения тросов, осуществляемого с помощью талрепов
6, прикрепляющихся к основанию портика.
К тросикам присоединяются жгуты-амортизаторы
7, которые свободными концами крепятся к обычному или универсальному страховочному поясу
8 посредством замков-карабинов.
На некотором расстоянии от нижних блоков (на 10 — 15 см выше) устанавливаются дополнительные блочные устройства 5, которые служат ограничителями перемещения системы «спортсмен — лонжа» вниз при неудачном исполнении упражнений. Длина амортизаторов подбирается в соответствии с их упругостью, так чтобы спортсмен мог смещаться от центра батута в переднезаднем направлении не более чем на 10 — 20 см. Значения допустимых отклонений от центра батута определялись по результатам анализа техники упражнений в исполнении ведущих спортсменов страны.
Предлагаемое устройство предназначается для обучения акробатическим прыжкам, заканчивающимся приземлением только на ноги. Его применение позволяет в значительной степени управлять траекторией движения ОЦМ тела путем ограничения пространственных перемещений спортсмена в нежелательных направлениях (вперед-назад, вправо-влево)
|
|
и исключает возможность получения травм в результате приземления на раму батута. Кроме того, при неудачном выполнении упражнения амортизаторы устройства, коснувшись дополнительных нижних блоков
5, замедляют движение тела вниз и останавливают его до момента предельного увеличения жесткости опоры в результате полного растяжения пружин батута.
Следует отметить, что важным достоинством предлагаемого устройства является возможность его применения для решения частных педагогических задач, возникающих при обучении акробатическим прыжкам со сложными вращениями*.
Конструкция портика может служить основой для обычной подвесной лонжи. С этой целью можно использовать укрепленные в максимально высоком положении верхние блочные устройства тренажера.
Таким образом, незначительно изменяя устройство, его можно применять для управления траекторией движения ОЦМ тела и в процессе обучения безопорным поворотам и для обеспечения безопасности спортсмена.
Экспериментальная проверка показала, что предлагаемое устройство следует использовать как при начальном обучении, так и в процессе совершенствования техники акробатических прыжков.
* Более подробно см. сборник статей «Гимнастика», 1983, вып. 2, с. 9. |
|
Как сократить период обучения круговым движениям? Как добиться стабильности при выполнении этих движений? Эти вопросы остаются актуальными и сегодня. Для обучения упражнениям на коне традиционно используют козлы, грибки, разного рода специальные ручки, подвески и т. п. Однако пока гимнаст затрачивает немало времени на поиск оптимального варианта выполнения круговых движений на коне. В связи с этим автор предпринял попытку усо-
|
|
вершенствовать методику обучения круговым движениям на коне.
Предлагается устройство, с помощью которого целесообразно начинать обучение круговым движениям: осваивать управляющие действия, опираясь на их силовой компонент. Используя предлагаемое устройство в учебно-тренировочном процессе, мы реализуем мысль о моделировании условий с комплексом воздействий, возникающих при медленном выполнении круговых движений, увеличи- |