|
но смещают плечевой пояс в процессе отталкивания, опасаясь попасть на раму батута, то есть упражнения преднамеренно выполняются со значительными отклонениями от оптимальной траектории движения ОЦМ тела. Притом чем ниже спортсмен ростом, тем в большей степени искажается структура упражнений в сторону увеличения горизонтальной составляющей перемещения тела.
В силу отмеченных причин особенно остро ощущаются указанные недостатки в работе с юными гимнастами.
Для определения наиболее рационального режима применения батута при обучении юных гимнастов акробатическим прыжкам нами был проведен педагогический эксперимент, в котором принимали участие 12 спортсменов 1974 — 1975 г. р., учащиеся СДЮШОР Ленинградского областного совета «Динамо» с примерно одинаковым уровнем технической подготовленности.
В ходе эксперимента гимнасты изучали следующие упражнения: сальто вперед прямым телом с поворотом на 720°; сальто назад прямым телом с поворотом на 720°; двойное сальто назад в группировке.
В экспериментальной группе упражнения, выполняемые на батуте, заканчивались приземлением на сетку, в контрольной — в поролоновую яму. Это единственное различие, имеющее место в методике обучения гимнастов.
|
|
Как показала итоговая проверка, гимнасты экспериментальной группы освоили упражнения более качественно, что в конечном счете сказалось на достоверно большей средней оценке, полученной ими.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают мнение, что при освоении прыжков на батуте целесообразнее приземляться на его сетку, а не в поролоновую яму.
В особой степени это относится к пируэтам различной сложности, так как высокая горизонтальная скорость перемещения плечевого пояса в момент отталкивания значительно осложняет их выполнение.
В процессе совершенствования техники и для осуществления более быстрого перехода к исполнению упражнений на дорожке гимнасты должны постепенно уменьшать высоту отскока перед началом прыжка. Искусственное уменьшение амплитуды прыжка позволяет более точно моделировать условия выполнения его на гимнастическом ковре.
Для управления траекторией движения тела спортсмена и исключения травмоопасных ситуаций при выполнении прыжков на батуте мы предлагаем использовать следующее устройство.
В отличие от существующей подвесной лонжи это устройство
1 не требует прямого (физического) участия тренера при выполнении упражнений. Его можно устанавливать не только в спортивных залах, но и на открытых площадках, в спортивных лагерях.
Тренажер представляет собой прямоугольный портик от гимнастических колец, по внутренней стороне стоек которого с помощью блочных устройств и тросиков перемещается универсальный страховочный пояс. Портик устанавливается над центром батута, сетка которого находится на уровне с полом. Крепление его производится обычным способом, с помощью четырех растяжек, имеющих талрепы
2.
Попытка закрепить несущую конструкцию устройства на раме батута показала, что в этом случае собственные колебания арматуры батута, возникающие при выполнении упражнений, передаются на портик, ухудшая тем самым жесткость крепления и условия его эксплуатации.
На верхнем и нижнем концах стоек портика (с внутренней стороны) |
|