Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 1

Рис. 2

 

В результате эксперимента расстояние между местом толчка на мостике и конем увеличилось у всех гимнасток в среднем на 0,8 м (с 1,7 до 2,5 м). Это отразилось и на длине полета после толчка руками. Гимнастки увеличили длину второй полетной фазы в среднем на 0,8 (с 1,7 до 2,5 м) и улучшили качество прыжка. Выяснилось, что первая и вторая полетная фаза равны — от места отталкивания до коня и от коня до места приземления. Это дало возможность выполнять сложные прыжки с дополнительными вращениями вокруг продольной и поперечной осей как в первой, так и во второй полетной фазе.

Анализ киноматериалов (в том числе и чемпионата мира) подтвердил, что наиболее высокие оценки получают те гимнастки, у которых первая и вторая полетные фазы равны и находятся в пределах 2,2 — 2,7 м.

Эффективность предлагаемой методики состоит в том, что при минимальных затратах сил и времени можно определить оптимальное расстояние между мостиком и конем индивидуально для каждой гимнастки.

Использование данной методики позволяет в течение одного занятия скорректировать или определить оптимальное расстояние от толчка ногами до коня и от коня до места приземления. При качественном выполнении прыжка первая и вторая полетная фазы равны. При этом расстояние может быть большим или меньшим, в зависимости от подготовленности гимнастки. Чем квалифицированней гимнастка, тем амплитуд нее и зрелищнее будут прыжки.

 

 

СОВЕТЫ ГИМНАСТАМ И ТРЕНЕРАМ


БАТУТ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

   
Ю. Л. Кузнецов, к. п. н.,
заслуженный тренер РСФСР,
г. Ленинград
 

В учебно-тренировочном процессе гимнастов широко используется тренажерная система «батут-поролоновая яма», с помощью которой можно изучать как акробатические прыжки, так и безопорную фазу соскоков со снарядов. Однако в последние годы

 

накапливаются данные, говорящие о том, что бессистемное применение этого тренажера очень часто не приносит ожидаемого эффекта.

Как показали наблюдения, при выполнении прыжков с приземлением в поролоновую яму гимнасты сознатель-

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

но смещают плечевой пояс в процессе отталкивания, опасаясь попасть на раму батута, то есть упражнения преднамеренно выполняются со значительными отклонениями от оптимальной траектории движения ОЦМ тела. Притом чем ниже спортсмен ростом, тем в большей степени искажается структура упражнений в сторону увеличения горизонтальной составляющей перемещения тела.

В силу отмеченных причин особенно остро ощущаются указанные недостатки в работе с юными гимнастами.

Для определения наиболее рационального режима применения батута при обучении юных гимнастов акробатическим прыжкам нами был проведен педагогический эксперимент, в котором принимали участие 12 спортсменов 1974 — 1975 г. р., учащиеся СДЮШОР Ленинградского областного совета «Динамо» с примерно одинаковым уровнем технической подготовленности.

В ходе эксперимента гимнасты изучали следующие упражнения: сальто вперед прямым телом с поворотом на 720°; сальто назад прямым телом с поворотом на 720°; двойное сальто назад в группировке.

В экспериментальной группе упражнения, выполняемые на батуте, заканчивались приземлением на сетку, в контрольной — в поролоновую яму. Это единственное различие, имеющее место в методике обучения гимнастов.

 

14067-6.jpg

 

Как показала итоговая проверка, гимнасты экспериментальной группы освоили упражнения более качественно, что в конечном счете сказалось на достоверно большей средней оценке, полученной ими.

Таким образом, результаты эксперимента подтверждают мнение, что при освоении прыжков на батуте целесообразнее приземляться на его сетку, а не в поролоновую яму.

В особой степени это относится к пируэтам различной сложности, так как высокая горизонтальная скорость перемещения плечевого пояса в момент отталкивания значительно осложняет их выполнение.

В процессе совершенствования техники и для осуществления более быстрого перехода к исполнению упражнений на дорожке гимнасты должны постепенно уменьшать высоту отскока перед началом прыжка. Искусственное уменьшение амплитуды прыжка позволяет более точно моделировать условия выполнения его на гимнастическом ковре.

Для управления траекторией движения тела спортсмена и исключения травмоопасных ситуаций при выполнении прыжков на батуте мы предлагаем использовать следующее устройство.

В отличие от существующей подвесной лонжи это устройство 1 не требует прямого (физического) участия тренера при выполнении упражнений. Его можно устанавливать не только в спортивных залах, но и на открытых площадках, в спортивных лагерях.

Тренажер представляет собой прямоугольный портик от гимнастических колец, по внутренней стороне стоек которого с помощью блочных устройств и тросиков перемещается универсальный страховочный пояс. Портик устанавливается над центром батута, сетка которого находится на уровне с полом. Крепление его производится обычным способом, с помощью четырех растяжек, имеющих талрепы 2.

Попытка закрепить несущую конструкцию устройства на раме батута показала, что в этом случае собственные колебания арматуры батута, возникающие при выполнении упражнений, передаются на портик, ухудшая тем самым жесткость крепления и условия его эксплуатации.

На верхнем и нижнем концах стоек портика (с внутренней стороны)

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

расположены блочные устройства на подшипниках 3, на которые натягиваются тросики 4. Нижние блоки имеют возможность перемещаться по стойкам, что необходимо для натяжения тросов, осуществляемого с помощью талрепов 6, прикрепляющихся к основанию портика.

К тросикам присоединяются жгуты-амортизаторы 7, которые свободными концами крепятся к обычному или универсальному страховочному поясу 8 посредством замков-карабинов.

На некотором расстоянии от нижних блоков (на 10 — 15 см выше) устанавливаются дополнительные блочные устройства 5, которые служат ограничителями перемещения системы «спортсмен — лонжа» вниз при неудачном исполнении упражнений. Длина амортизаторов подбирается в соответствии с их упругостью, так чтобы спортсмен мог смещаться от центра батута в переднезаднем направлении не более чем на 10 — 20 см. Значения допустимых отклонений от центра батута определялись по результатам анализа техники упражнений в исполнении ведущих спортсменов страны.

Предлагаемое устройство предназначается для обучения акробатическим прыжкам, заканчивающимся приземлением только на ноги. Его применение позволяет в значительной степени управлять траекторией движения ОЦМ тела путем ограничения пространственных перемещений спортсмена в нежелательных направлениях (вперед-назад, вправо-влево)

 

и исключает возможность получения травм в результате приземления на раму батута. Кроме того, при неудачном выполнении упражнения амортизаторы устройства, коснувшись дополнительных нижних блоков 5, замедляют движение тела вниз и останавливают его до момента предельного увеличения жесткости опоры в результате полного растяжения пружин батута.

Следует отметить, что важным достоинством предлагаемого устройства является возможность его применения для решения частных педагогических задач, возникающих при обучении акробатическим прыжкам со сложными вращениями*.

Конструкция портика может служить основой для обычной подвесной лонжи. С этой целью можно использовать укрепленные в максимально высоком положении верхние блочные устройства тренажера.

Таким образом, незначительно изменяя устройство, его можно применять для управления траекторией движения ОЦМ тела и в процессе обучения безопорным поворотам и для обеспечения безопасности спортсмена.

Экспериментальная проверка показала, что предлагаемое устройство следует использовать как при начальном обучении, так и в процессе совершенствования техники акробатических прыжков.

 


* Более подробно см. сборник статей «Гимнастика», 1983, вып. 2, с. 9.

 

 

КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА КОНЕ

   
К. В. Громов, тренер СДЮШОР
Днепропетровск
 

Как сократить период обучения круговым движениям? Как добиться стабильности при выполнении этих движений? Эти вопросы остаются актуальными и сегодня. Для обучения упражнениям на коне традиционно используют козлы, грибки, разного рода специальные ручки, подвески и т. п. Однако пока гимнаст затрачивает немало времени на поиск оптимального варианта выполнения круговых движений на коне. В связи с этим автор предпринял попытку усо-

 

вершенствовать методику обучения круговым движениям на коне.

Предлагается устройство, с помощью которого целесообразно начинать обучение круговым движениям: осваивать управляющие действия, опираясь на их силовой компонент. Используя предлагаемое устройство в учебно-тренировочном процессе, мы реализуем мысль о моделировании условий с комплексом воздействий, возникающих при медленном выполнении круговых движений, увеличи-

Library   15   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало