Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

руку, и правая рука быстро ставится на жердь (кадр 13 — 14) и вес тела равномерно распределяется на обе руки.

Фаза опоры на одну руку в представленном элементе продолжается около 1 с. При выполнении его махом вперед в упоре она на 0,2 — 0,3 с меньше. Сейчас трудно сказать, определяется ли надежность выполнения «диомидова» именно этим фактором. При большом обороте стартовая скорость движения тела выше и гимнаста хорошо выносит вверх по инерции. Возможно, что этим обеспечивается устойчивость движения по заданной программе. Вопрос не простой и требует специального изучения.

Итак, семейство «диомидовых» по-

 

полнилось еще одним элементом, и есть предпосылки, что появятся еще другие варианты в этой структурной группе. На очереди оборот назад из упора с поворотом на 360° вокруг одной руки в стойку. Переход опорной кисти из виса в упор будет аналогичен переходу при большом обороте. Гимнастам легче представить этот элемент как подъем дугой с поворотом на 360° в стойку. Техника элемента оборотом назад или дугой совершенно одинакова, а вот представление и восприятие различны. Разгадка этого явления может привести к обоснованным рекомендациям по методике изучения упражнения, а также способам управления действиями самим гимнастом.

 

 

В ОСНОВЕ — ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

   
Э. А. Яковлева,
горно-металлургический институт
имени Г. И. Носова
 

При обучении гимнасток опорным прыжкам важно определить оптимальное расстояние между мостиком и конем индивидуально для каждой гимнастки. Сегодня, несмотря на существующие теоретические разработки по этому вопросу, гимнастки по-прежнему тратят много времени на определение оптимального расстояния между мостиком и конем. В связи с этим автор предлагает свою разработку по данному вопросу.

Значительное расстояние между мостиком и конем в женских опорных прыжках является камнем преткновения для многих спортсменок. При выполнении сложных прыжков, особенно с усложненной первой фазой, гимнастки боятся не попасть руками на коня.

Боязнь получить травму вызывает у спортсменок защитную реакцию, что отрицательно сказывается на технике упражнений и в конечном счете на усвоении изучаемого материала.

Для определения оптимального расстояния между мостиком и конем индивидуально для каждой гимнастки провели эксперимент с использованием поролоновых матов. В эксперименте принимали участие гимнастки различной квалификации — от перворазрядниц до мастеров спорта, членов сборной молодежной команды Ле-

 

ниграда и воспитанниц ДЮСШ гороно-2 г. Магнитогорска.

Предлагаем серию упражнений с использованием поролоновых матов. Перед заданием необходимо смазать кисти и стопы магнезией, чтобы по оставленному следу определить длину полета до толчка руками.

1.  С двух мостиков (а затем с одного) прыжок переворотом или с поворотом в стойку на руках на горку поролоновых матов, положенных в длину, постепенно увеличивая длину разбега от 5 до 13 беговых шагов и высоту преодолеваемого снаряда от 80 см до 1 м 20 см (рис. 1).

2.   Перед конем установить горку поролоновых матов, равную по высоте снаряду, накрытому также поролоновым матом. Постепенно уменьшая высоту горки, выполнять с полного разбега прыжки различной сложности с двух, а затем с одного мостика. По оставленному следу от магнезии на мостике и на коне определяется расстояние от толчка ногами до коня и от коня до места приземления (рис.2).

3.  Выполнить прыжок с разбега с поролоновым матом на коне и без мата, определяя длину первой и второй полетных фаз по оставленному следу на мостике и на коне.

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 1

Рис. 2

 

В результате эксперимента расстояние между местом толчка на мостике и конем увеличилось у всех гимнасток в среднем на 0,8 м (с 1,7 до 2,5 м). Это отразилось и на длине полета после толчка руками. Гимнастки увеличили длину второй полетной фазы в среднем на 0,8 (с 1,7 до 2,5 м) и улучшили качество прыжка. Выяснилось, что первая и вторая полетная фаза равны — от места отталкивания до коня и от коня до места приземления. Это дало возможность выполнять сложные прыжки с дополнительными вращениями вокруг продольной и поперечной осей как в первой, так и во второй полетной фазе.

Анализ киноматериалов (в том числе и чемпионата мира) подтвердил, что наиболее высокие оценки получают те гимнастки, у которых первая и вторая полетные фазы равны и находятся в пределах 2,2 — 2,7 м.

Эффективность предлагаемой методики состоит в том, что при минимальных затратах сил и времени можно определить оптимальное расстояние между мостиком и конем индивидуально для каждой гимнастки.

Использование данной методики позволяет в течение одного занятия скорректировать или определить оптимальное расстояние от толчка ногами до коня и от коня до места приземления. При качественном выполнении прыжка первая и вторая полетная фазы равны. При этом расстояние может быть большим или меньшим, в зависимости от подготовленности гимнастки. Чем квалифицированней гимнастка, тем амплитуд нее и зрелищнее будут прыжки.

 

 

СОВЕТЫ ГИМНАСТАМ И ТРЕНЕРАМ


БАТУТ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

   
Ю. Л. Кузнецов, к. п. н.,
заслуженный тренер РСФСР,
г. Ленинград
 

В учебно-тренировочном процессе гимнастов широко используется тренажерная система «батут-поролоновая яма», с помощью которой можно изучать как акробатические прыжки, так и безопорную фазу соскоков со снарядов. Однако в последние годы

 

накапливаются данные, говорящие о том, что бессистемное применение этого тренажера очень часто не приносит ожидаемого эффекта.

Как показали наблюдения, при выполнении прыжков с приземлением в поролоновую яму гимнасты сознатель-

Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало