|
движение с помощью самого тренера вручную. Тренажер позволял работать над большим оборотом целостно, сохраняя при этом возможность свободного управления темпом движения, включая фиксации ключевых положений. Не комментируя результаты эксперимента в подробностях, отметим, что применение ТСО и здесь дало существенные преимущества в сравнении с обычными подходами к обучению данным движениям.
Эксперимент 5. Данный эксперимент представлял собой опыт применения ТСО для обучения безопорным поворотам. Был использован предложенный Ю. К. Гавердовским тренажер «Тор», позволяющий воспроизводить в целостной форме движения, «запускающие» в полете поворот безынерционного типа (Ю. К. Гавердовский, С. Д. Устинов, В. Т. Назаров, Н. Г. Сучилин). Тренажер представляет собой укрепленные на меняющихся по высоте стойках тороидальные направляющие, по которым гимнаст может без проскальзывания «прокатываться» поясницей, воспроизводя тем самым все основные элементы безынерционного поворота, включая вращение системы вокруг общей продольной оси, собственные повороты звеньев и их обращение. При этом гимнаст действует, стоя на вращающейся подставке типа скамейки Жуковского. Аналогичным образом можно работать на «Торе», занимая положение стойки на руках (хватом за вращающиеся стоялки).
Тренажер, используемый в комплексе с унифилярной подвеской и батутом, применялся для освоения безынерционного поворота на 360° при
|
|
прыжках на батуте и составлял собой основной вариант экспериментальной методики. В контрольной группе прыжок с поворотом на батуте осваивался традиционно.
Результаты эксперимента вновь показали, что целенаправленное применение ТСО дает достоверно более высокий эффект, чем обычные подходы к обучению. Так, успешное исполнение поворота на батуте в экспериментальной группе началось уже с 4-го занятия, а высших оценок за исполнение контрольных заданий испытуемые достигли к 12-й тренировке. Гимнасты же контрольной группы начали самостоятельно исполнять целевое упражнение лишь с 9-го занятия, но и к 28-му занятию (когда эксперимент пришлось прекратить) достигли лишь оценки в 3 балла (по 5-балль-кой шкале). Таким образом, и здесь верно выбранные ТСО позволили существенно повысить темпы и качество учебно-тренировочной работы.
В описанных экспериментах применялись ТСО разных типов: тренажеры для обкрутки и проводки, энергонасыщающие и демпфирующие устройства, разгружающие конструкции, средства, дающие эффекты моделирования двигательного действия, страховки-помощи; при этом названные свойства ТСО комбинировались. Не вызывает сомнения, что дальнейшее развитие технологии обучения гимнастическим упражнениям с помощью ТСО должно дать ощутимый эффект в деле подготовки спортсменов высокой квалификации, равно как может быть использовано и для внедрения элементов спортивной гимнастики в массовый физкультурный обиход. |
|
Заслуженный мастер спорта СССР, победитель чемпионата мира 1966 года (г. Дортмунд) в упражнениях на брусьях Сергей Диомидов прославился исполнением своей знаменитой вертушки. Необычность элемента для многих специалистов объяснялась тем, что в их сознании не укладывалось представление о возможности полного {на 360°) поворо-
|
|
та на одной руке без перехвата кисти.
Развитие сложности соревновательных программ привело к тому, что за прошедшие 20 лет у вертушки Диомидова появились братья — подъем махом вперед с поворотом на 360° в стойку на руках и переворот махом назад через стойку на руках с поворотом на 360° (обратный «дио- |