Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

движение с помощью самого тренера вручную. Тренажер позволял работать над большим оборотом целостно, сохраняя при этом возможность свободного управления темпом движения, включая фиксации ключевых положений. Не комментируя результаты эксперимента в подробностях, отметим, что применение ТСО и здесь дало существенные преимущества в сравнении с обычными подходами к обучению данным движениям.

Эксперимент 5. Данный эксперимент представлял собой опыт применения ТСО для обучения безопорным поворотам. Был использован предложенный Ю. К. Гавердовским тренажер «Тор», позволяющий воспроизводить в целостной форме движения, «запускающие» в полете поворот безынерционного типа (Ю. К. Гавердовский, С. Д. Устинов, В. Т. Назаров, Н. Г. Сучилин). Тренажер представляет собой укрепленные на меняющихся по высоте стойках тороидальные направляющие, по которым гимнаст может без проскальзывания «прокатываться» поясницей, воспроизводя тем самым все основные элементы безынерционного поворота, включая вращение системы вокруг общей продольной оси, собственные повороты звеньев и их обращение. При этом гимнаст действует, стоя на вращающейся подставке типа скамейки Жуковского. Аналогичным образом можно работать на «Торе», занимая положение стойки на руках (хватом за вращающиеся стоялки).

Тренажер, используемый в комплексе с унифилярной подвеской и батутом, применялся для освоения безынерционного поворота на 360° при

 

прыжках на батуте и составлял собой основной вариант экспериментальной методики. В контрольной группе прыжок с поворотом на батуте осваивался традиционно.

Результаты эксперимента вновь показали, что целенаправленное применение ТСО дает достоверно более высокий эффект, чем обычные подходы к обучению. Так, успешное исполнение поворота на батуте в экспериментальной группе началось уже с 4-го занятия, а высших оценок за исполнение контрольных заданий испытуемые достигли к 12-й тренировке. Гимнасты же контрольной группы начали самостоятельно исполнять целевое упражнение лишь с 9-го занятия, но и к 28-му занятию (когда эксперимент пришлось прекратить) достигли лишь оценки в 3 балла (по 5-балль-кой шкале). Таким образом, и здесь верно выбранные ТСО позволили существенно повысить темпы и качество учебно-тренировочной работы.

В описанных экспериментах применялись ТСО разных типов: тренажеры для обкрутки и проводки, энергонасыщающие и демпфирующие устройства, разгружающие конструкции, средства, дающие эффекты моделирования двигательного действия, страховки-помощи; при этом названные свойства ТСО комбинировались. Не вызывает сомнения, что дальнейшее развитие технологии обучения гимнастическим упражнениям с помощью ТСО должно дать ощутимый эффект в деле подготовки спортсменов высокой квалификации, равно как может быть использовано и для внедрения элементов спортивной гимнастики в массовый физкультурный обиход.

 

 

РАСТЕТ «СЕМЕЙСТВО ДИОМИДОВЫХ»

   
С. А. Алекперов, к. п. н.,
Ф. А. Аллахвердиев,
ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта
 

Заслуженный мастер спорта СССР, победитель чемпионата мира 1966 года (г. Дортмунд) в упражнениях на брусьях Сергей Диомидов прославился исполнением своей знаменитой вертушки. Необычность элемента для многих специалистов объяснялась тем, что в их сознании не укладывалось представление о возможности полного {на 360°) поворо-

 

та на одной руке без перехвата кисти.

Развитие сложности соревновательных программ привело к тому, что за прошедшие 20 лет у вертушки Диомидова появились братья — подъем махом вперед с поворотом на 360° в стойку на руках и переворот махом назад через стойку на руках с поворотом на 360° (обратный «дио-

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

14067-4.jpg

 

мидов»); поворот на 360° с большого оборота назад. Последний из этих элементов, впервые выполненный в 1984 году Ю. Балабановым (БССР, тренер А. Овсяк), заслуживает особого внимания. На первый взгляд характер виса в начале поворота и упора при его завершении обычный. Однако, чтобы разобраться по существу, предлагается проанализировать контурограмму элемента в исполнении Ю. Балабанова.

Техника такого выполнения возможна при предварительном отличном освоении большого оборота назад и поворота на 360° махом вперед в стойку.

На предлагаемой контурограмме большой оборот выполняется с максимальной оттяжкой от опоры (кадры 1 — 2). К моменту пересечения уровня жердей голени сгибаются до прямого угла (кадр 3), руки, туловище и бедро вытягиваются в одну линию до момента пересечения вертикали (кадр 4). Это существенный момент техники схода. Гимнаст накапливает максимум движущей энергии за счет действия силы тяжести.

Последующие действия гимнаста направлены на сохранение высокой скорости движения за счет изменения

 

тазобедренного и плечевого углов. Делается мощное ударное движение коленями вперед с притягиванием туловища к рукам (кадр 5). С момента пересечения коленями уровня жердей начинается винтообразный поворот от ног к плечам (кадры 6 — 7). В момент, когда поворот тела достигает 90° (кадр 7), правая рука снимается с жерди, а левая, не теряя контакта с жердью, переходит из положения виса в упор. Кисть захватывает жердь как бы обратным хватом. Давления рукой на жердь гимнаст при этом не производит, так как большой оборот продолжается по инерции. На кадрах 7 — 11 хорошо заметно вращение тела вокруг продольной оси. Гимнаст продолжает вытягиваться от опоры, ускоряя поворот плеч. В этой части движения нужно обратить внимание на действие кисти опорной руки. По мере приближения к стойке большой палец опорной руки отводится в сторону (кадр 11) и жердь захватывается «кольцом» (кадр 12). Ввиду затухания махового движения по обороту начинает возрастать давление на опорную руку. Об этом можно судить по прогибу опорной жерди (кадр 9 — 10). Далее поворот совершается при полной опоре на левую

Library   11   Up


Contents

 

Home
 

руку, и правая рука быстро ставится на жердь (кадр 13 — 14) и вес тела равномерно распределяется на обе руки.

Фаза опоры на одну руку в представленном элементе продолжается около 1 с. При выполнении его махом вперед в упоре она на 0,2 — 0,3 с меньше. Сейчас трудно сказать, определяется ли надежность выполнения «диомидова» именно этим фактором. При большом обороте стартовая скорость движения тела выше и гимнаста хорошо выносит вверх по инерции. Возможно, что этим обеспечивается устойчивость движения по заданной программе. Вопрос не простой и требует специального изучения.

Итак, семейство «диомидовых» по-

 

полнилось еще одним элементом, и есть предпосылки, что появятся еще другие варианты в этой структурной группе. На очереди оборот назад из упора с поворотом на 360° вокруг одной руки в стойку. Переход опорной кисти из виса в упор будет аналогичен переходу при большом обороте. Гимнастам легче представить этот элемент как подъем дугой с поворотом на 360° в стойку. Техника элемента оборотом назад или дугой совершенно одинакова, а вот представление и восприятие различны. Разгадка этого явления может привести к обоснованным рекомендациям по методике изучения упражнения, а также способам управления действиями самим гимнастом.

 

 

В ОСНОВЕ — ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

   
Э. А. Яковлева,
горно-металлургический институт
имени Г. И. Носова
 

При обучении гимнасток опорным прыжкам важно определить оптимальное расстояние между мостиком и конем индивидуально для каждой гимнастки. Сегодня, несмотря на существующие теоретические разработки по этому вопросу, гимнастки по-прежнему тратят много времени на определение оптимального расстояния между мостиком и конем. В связи с этим автор предлагает свою разработку по данному вопросу.

Значительное расстояние между мостиком и конем в женских опорных прыжках является камнем преткновения для многих спортсменок. При выполнении сложных прыжков, особенно с усложненной первой фазой, гимнастки боятся не попасть руками на коня.

Боязнь получить травму вызывает у спортсменок защитную реакцию, что отрицательно сказывается на технике упражнений и в конечном счете на усвоении изучаемого материала.

Для определения оптимального расстояния между мостиком и конем индивидуально для каждой гимнастки провели эксперимент с использованием поролоновых матов. В эксперименте принимали участие гимнастки различной квалификации — от перворазрядниц до мастеров спорта, членов сборной молодежной команды Ле-

 

ниграда и воспитанниц ДЮСШ гороно-2 г. Магнитогорска.

Предлагаем серию упражнений с использованием поролоновых матов. Перед заданием необходимо смазать кисти и стопы магнезией, чтобы по оставленному следу определить длину полета до толчка руками.

1.  С двух мостиков (а затем с одного) прыжок переворотом или с поворотом в стойку на руках на горку поролоновых матов, положенных в длину, постепенно увеличивая длину разбега от 5 до 13 беговых шагов и высоту преодолеваемого снаряда от 80 см до 1 м 20 см (рис. 1).

2.   Перед конем установить горку поролоновых матов, равную по высоте снаряду, накрытому также поролоновым матом. Постепенно уменьшая высоту горки, выполнять с полного разбега прыжки различной сложности с двух, а затем с одного мостика. По оставленному следу от магнезии на мостике и на коне определяется расстояние от толчка ногами до коня и от коня до места приземления (рис.2).

3.  Выполнить прыжок с разбега с поролоновым матом на коне и без мата, определяя длину первой и второй полетных фаз по оставленному следу на мостике и на коне.

Library   12   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало